Целью освоения дисциплины является усвоение студентами основных теоретических знаний по управлению персоналом как элемента системы управления организацией, а также умение пользоваться ими на практике.
Цели курса:
· Формирование у студентов понимания основных проблем в области управления человеческими ресурсами в современных организациях
· Формирование научных представлений об основных направлениях деятельности в области управления человеческими ресурсами в современных организациях
· Изучение практического опыта работы по управлению персоналом в современных организациях
З адачи дисциплины и компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В итоге изучения курса, направленного на развитие системных компетенций и специальных компетенций в области изучаемой дисциплины студент должен знать и уметь использовать в практической деятельности научные основы управления персоналом, основные концепции и этапы развития этого раздела менеджмента; проводить анализ и описание работы; уметь планировать потребность в персонале и знать основные методы испытания и отбора персонала; иметь представление о планировании продвижения персонала; уметь ориентироваться в системе мотивов, потребностей и ценностей персонала организации; владеть системами оценки достижений работников; знать процедуры оценки труда и системы материального и морального стимулирования
В соответствии с ООП ВПО по данному направлению и профилю подготовки процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их элементов.
Общекультурные компетенции:
владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
Профессиональные компетенции:
знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);
готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);
способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);
владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);
способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);
знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);
умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:
ЗНАТЬ:
- место управления персоналом в общей системе управления организацией,
- функции, содержание и методы управления персоналом
- принципы управления персоналом и функционального разделения труда;
- основные составляющие обеспечения системы управления человеческими ресурсами;
- основные положения и технологии кадровой политики;
- основы мотивации поведения в процессе трудовой деятельности;
- основы профессиональной и организационной адаптации;
- вопросы возникновения и разрешения конфликтов в коллективе.
уметь:
- выявлять проблемы управленческого характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- выбирать основные методы управления персоналом в зависимости от оценки эффективности работы по управлению человеческими ресурсами организации.
- составлять основные нормативные документы, регламентирующие деятельность по управлению человеческими ресурсами.
владеть:
- основными методами оценки эффективности работы по управлению человеческими ресурсами в организации;
- современными методами управления человеческими ресурсами для достижения высокой эффективности работы организации.
Содержание разделов дисциплины
№ Л | Раздел дисциплины и его содержание |
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ Введение в управление персоналом Основные понятия. Эволюция концепций управления персоналом. Теории управления персоналом. Философия управления персоналом. Основная деятельность по управлению человеческими ресурсами, распределение ответственности. Особенности управления персоналом в США, Японии и России. Система управления персоналом. | |
Стратегия управления персоналом и кадровая политика Управление персоналом как процесс. Кадровая политика. Типы кадровой политики по степени влияния руководства на кадровую ситуацию. Типы кадровой политики по отношению к внешней среде. Зависимость кадровой политики и стадий жизненного цикла организации. | |
Персонал как объект управления Классификация персонала в РФ по квалификационным признакам. Классификация персонала современной организации. Персонал, как субъект и объект управления. Основные характеристики персонала, как объекта управления Аспекты управления человеческими ресурсами, связанные с компетентностью. Понятия компетентности и компетенции Составляющие компетентности | |
ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ Департамент по управлению человеческими ресурсами: организация и функции Роль и место подразделений по управлению человеческими ресурсами в организационной структуре современного предприятия. Определение политики и стратегии в области управления человеческими ресурсами. Организация работы кадровых подразделений предприятий. Функциональное разделение труда и организационная структура СУП. Роль специалистов по ЧР. Профессионализм в управлении человеческими ресурсами | |
Анализ работыРаспределение ответственности. Содержание анализа трудовой деятельности. Задачи, решаемые при анализе работ. Этапы анализа работы. Методы получения информации. Описание должности. Должностная инструкция. Распределение ответственности между линейными и кадровыми службами при анализе работ. | |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ Планирование человеческих ресурсов Планирование потребности в человеческих ресурсах. Цели планирования. Этапы планирования. Принципы планирования персонала. Распределение ответственности между линейными и кадровыми службами при планировании. Виды планирования. Эффективность планирования. Методы планирования. | |
Процесс подбора персонала Классификация вакансий. Оценка потребностей в подборе персонала. Приоритеты в подборе персонала. Факторы, определяющие успех в подборе персонала. Процесс подбора. Составление анкеты-заявки. Классификация источников подбора. Внутренние источники подбора персонала. Внешние источники подбора персонала. Преимущества и недостатки внешних и внутренних источников подбора персонала. | |
Процесс отбора и найма персонала Содержание процесса отбора персонала. Надежность методов отбора. Распределение ответственности между линейными руководителями и кадровыми службами предприятий. Этапы отбора. Методы отбора: интервью, тестирование, исследование автобиографических данных и опыта работы кандидатов. Оценка эффективности. Адаптация персонала Виды адаптации. Цели адаптации новых работников. Этапы адаптации. Процедуры и действия в рамках программы адаптации. | |
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Обучение и развитие персонала Ориентация, цели ориентации. Создание системы обучения. Содержание процесса обучения. Модель обучения персонала. Разделение ответственности между линейными руководителями и кадровыми службами. Оценка потребностей в обучении, определение приоритетов. Методы обучения. Оценка эффективности. Развитие персонала, планирование развития персонала. Планирование карьеры. Создание кадрового резерва | |
УПРАВЛЕНИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕМ Трудовая мотивация персонала Мотивация. Трудовая мотивация. Мотив. Стимул. Мотивационный цикл. Содержательные теории трудовой мотивации. Процессуальные теории трудовой мотивации. Основные виды мотивации. Типы трудовой мотивации. Структурно-организационные факторы (Стиарз & Портер).Взаимосвязь потребностно-мотивационных теорий. Системы оплаты труда и поощрения персонала Содержание деятельности по оплате труда. Процесс управления оплатой. Оценка работы. Методы оценки работы. Распределение ответственности при оплате труда. | |
Оценка персонала Основные цели оценки персонала. Взаимосвязь системы оценки с общей системой управления персоналом. Принципы эффективной системы оценки. Методы оценки. Использование результатов оценки. Возможные ошибки при проведении оценки. Аттестация персонала. Нормативная база для проведения оценки. | |
Эффективность управления человеческими ресурсами Оценка эффективности управления человеческими ресурсами. Аудит человеческих ресурсов. Оценка человеческих ресурсов при помощи исследования. |