Религия в Древнем Египте. Вероучение, миф об Исиде и Осирисе. Храм и жречество. Функции религии.




Возникшая на берегах Нила в IV тысячелетии до н. э., древнеегипетская цивилизация является одной из самых древних (из изученных). Ее архаичность подтверждается сильным влиянием тотемизма (все божества наиболее раннего периода изображены в виде звероподобных существ — сокола, быка, коровы, кошки, змеи, барана и т. д.). Религия древних египтян носила политеистический характер. |, Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из ста­тей международного договора между египетским царем Рамзесом II; и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. В религии древних египтян еще сильно влияние тотемизма. Все божества наиболее древнего периода представляются звероподоб­ными — в виде сокола, быка, коровы, барана и т. д. Постепенно в ре­лигии происходит изживание следов тотемизма и это отражается на t образе богов. Они приобретают облик полузверей, полулюдей. Например, Бог Ра изображался человеком с головой сокола. Бог Хнум — человеком с головой барана, символом Бога Хора был солнечный ' диск с распростертыми крыльями сокола. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом отдельном регионе — номе и богов — общеегипетских, почитаемых во всей стране. Египтяне обожествляли солнце, фараон считался его сыном, поэтому власть в Египте рассматривалась как божественная. Религия существовала в государственной форме, религиозная власть также принадлежала фараону. Знаками увековечения этой власти служили пирамиды, возводимые как гигантские усыпальницы сынов божества. В настоящее время Культуру Древнего Египта изучают именно по этим огромным памятникам, сохранившим внутри себя свидетельства прошлых веков. Связь древнеегипетской религии с подобными представлениями других народов хорошо просматривается в ее мифологии. Известно, что по всей территории Египта был распространен животный культ, причем если культы таких животных, как баран, были региональными, то культ ястреба и кошки был повсеместным. Можно с достаточной степенью достоверности предположить, что в условиях зернового земледелия, когда важно не только вырастить, но и сохранить урожай, борьба с грызунами и прочими вредителями полей носит весьма актуальный характер. Природные помощники человека приобретают выдающуюся роль в этой борьбе, становятся его любимцами. Первобытное же и древнее сознание наделяет таких существ не просто положительными, а сверхъестественными качествами. Кошка и ястреб, таким образом, по достоинству занимают почетное место в языческом пантеоне. К более позднему периоду можно отнести появление культовых животных, посвященных конкретному богу: солнечный бык Апис в Мемфисе, солнечный бык Мневис в Гелиополисе, баран Озириса в Мендесе, птица Бенну (душа Озириса). Как видим, животное не только посвящается какому-то богу, но и имеет точный адрес "прописки". Из этого следует, что все они были изначально чисто местными тотемами, затем тотем приобрел антропоморфный облик, а затем распространил свое влияние и на другие территории.
В религиозных представлениях древних египтян все 'божества разделялись по некоему ранжиру, исходя из степени их могущества, влияния, важности для людей. Первое место занимали солнечные боги, второе — бог земли, третье — бог Нила, только на четвертом стоял боги неба, за ним следовали боги погребения и смерти и, наконец, боги — покровители города или определенной местности.

Космогония древних египтян говорила, что до сотворения мира существовал Хаос — первичная вода. В этом Хаосе пребывал без времени бог Тум, который посредством самооплодотворения произвел первую супружескую пару — Шу (мужчину) и Тефнет (женщину). В это время Кеб и Нут лежали, обнявшись, в первородной воде. Шу (воздух) разъединил их, проникнув между ними, и дал возможность двигаться солнцу. Кеб и Нут произвели на свет Озириса (земли Нила), Сета (пустыню), Изиду и Нефтис. Озирис стал первым фараоном, с этого началась история (как уверяет древнеегипетская мифология).

Интерес представляет миф о смерти и воскрешении Озириса. По этой легенде Озирис правил богатым и благополучным царством до тех пор, пока коварный Сет обманом не заманил его в ловушку и не заключил в гроб. Сет спустил гроб с Озирисом в море, где он долго плавал по волнам, пока не прибился у Библоса. В это время, пока гроб с Озирисом носило по волнам, Изида, жена Озириса, родила сына Горуса и после этого отправилась на поиски мужа. Она нашла его и спрятала в укромном месте от гнева Сета. Но Сет все же нашел Озириса, убил его, а тело растерзал на куски. Изида собрала тело мужа по кусочкам, перевязала их и с помощью волшебных средств оживила Озириса. Горус стал воевать против Сета, война была кровопролитной и долгой, она истощила обе стороны. Поэтому в ход конфликта вмешался Кеб, который положил конец войне, разделив Египет между Горусом и Сетом. Горус получил плодородные земли, а Сет — пустынные районы. Озирис же стал с тех пор царем мертвых. Часто его изображали в виде спеленутой мумии. Сет же изображался с головой тушканчика — естественного жителя пустыни. В этой легенде есть небольшая деталь, которая подтверждает, что все легенды и мифы отражают человеческие отношения. Когда Изида собирала по частям тело Озириса, ей помогали в этом Горус (ее сын от Озириса) и Анубис (сын Нефтис, жены Сета, рожденный от Озириса). Таким образом, к конфликту из-за имущества добавился конфликт из-за ревности и оскорбленной супружеской чести. Вышеперечисленные божества пользовались всеобщим поклонением, так как отражали в своем образе самую значительную силу, которой страшился человек в Древнем Египте, — смерть, голод от засухи.

Египтяне славились умением возводить постройки, и, конечно, храмы занимали среди них первое место. Устройство храмов было довольно сложным. В центре помещалась маленькая часовня — темное помещение, где хранилось культовое изображение божества. Вокруг часовни сооружался гипостиль — зал с колоннами, освещаемый из маленьких окошек под самой крышей. Гипостиль символизировал собой весь мир. Все это сооружение окружал обширный двор, ограниченный высокими стенами. Во двор можно было пройти через ход, украшенный колоннами, который снаружи закрывали ворота с пилонами. У входа стояли флагштоки, статуи, обелиски. Самый большой сохранившийся храм в Египте посвящен Амону-Ра и находится в Карнаке. Само здание храма для собраний верующих не использовалось — это было жилище бога. В храме не жили жрецы, а хранились сокровища, дары, летописи, материалы астрономических наблюдений и др. При храме, то есть поблизости от него и под покровительством соответствующего бога, создавались школы, библиотеки, мастерские, склады и т. п. В то же время это экономический и интеллектуальный центр. Жрецы создают при храмах мастерские и склады, школы и библиотеки, в храмах собираются вместе со жрецами ученые, мудрецы; храмы — не только хранители религиозных традиций, в них записываются научные открытия, наблюдения, изобретения.
Всей работой по организации храмовой культовой и внекультовой жизни занимались жрецы. Жречество в Древнем Египте состояло из добровольцев и профессионалов. Добровольцы помогали в религиозных праздничных церемониях, когда скапливалось много народу или требовались значительные силы для выполнения всех обрядов. Профессионалы делились на две группы: чтецов и попечителей. Чтецы занимались разработкой религиозной философии и остальных областей знания. Поначалу влияние жрецов было ограниченным. Служение богам осуществляли жрецы, которые постепенно выде­лились в особую касту. Они обладали большой силой и влиянием в стране прежде всего потому, что совершали все необходимые для жизнедеятельности государства и отдельных его членов обряды. Считалось, что без этих обрядов земля не принесет плодов, войско не одержит победы, ни один умерший не попадет в загробное царст­во. Кроме того жрецы выполняли ряд важных государственных функций по ведению хозяйства, вели астрономические наблюде­ния, писали законы и т. д.Но в эпоху Нового царства могущество жрецов достигает такой силы, что становится гибельным для государства, в интересах жречества происходят политические перевороты, смены династий фараонов. Этот период истории Египта определяется как период воцарения теократии. Если учитывать время существования царства фараонов, то поражает его стабильность — более трех тысячелетий. Несомненно, что такую устойчивость государственной власти придала религия, по которой фараон считался живым богом, прямым наследником Озириса. Правление осуществлялось на основе традиции и прецедента, при помощи аппарата наследственных чиновников и жрецов. Египетская религия не исчерпывает всю жизнь человека и общества той эпохи, но она — ее средоточие и опора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: