ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ




Название периода и его хронологические рамки Основные идеи Наиболее известные представители и школы
     
Античная философия (VII-VI вв. до н.э. – I-IV вв. н.э.) В целом античная философия носит космоцентрическийхарактер, что означает приоритетное внимание к проблемам развития природы (космоса). Другими характерными особенностями этой философии являются: - наличие в ней значительного количества мифологических и эпических образов; - присутствие элементов антропоморфизма (наделение предметов и явлений природы человеческими чертами); - наивный пантеизм, т.е. отождествление богов с силами природы; - увязывание естественных процессов с моральной проблематикой и оценка их в категориях добра, зла, справедливости, блага и проч.; - поиски первоначала всего сущего, что в более поздний период европейской философии возникнет как проблема субстанции. Милетская школпа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), Гераклит Эфесский, Пифагор и пифагорейцы, элейская школа (Парменид –ввёл понятие «бытие» в философию, Зенон, Ксенофан, Мелис, Анаксагор, Левкипп, Демокрит - создатель атомистической картины мира, софисты (Протагор, Горгий), Сократ – одним из первых поставил в центр философской проблематики человека, Платон – создатель концепции объективного идеализма, Аристотель – систематизатор древнегреческой философии, Эпикур - развивал учение о том, что смыслом человеческой жизни является стремление к счастью, а достичь его можно через понимание законов мира, скептицизм (надо воздерживаться от любых суждений о вещах и всегда сохранять самообладание); стоицизм (мир пронизан божественным духом, в нём властвует неумолимый закон судьбы, которому не следует сопротивляться, во всех обстоятельствах надо сохранять мужество духа); неоплатонизм (мир есть последовательное излияние божественного единого, следует стремится приблизится к Богу и идти путём духовного самосовершенствования).
Философия средних веков (I-V – XV вв.) Определяющей чертой философии этого периода является теоцентризм, т.е рассматривая любую проблему философ исходит из того, всё в мире определяет Бог. Помимо этого к особенностям средневековой философии относят: - креационизм – всё изменяемое сотворено Богом из ничего, всё сотворённое изменяется и стремится к ничтожеству; -провиденциализм- Бог правит миром, историей, человеком; персонализм – человек есть персона, неделимая личность, обладающая разумом и свободой воли, сотворённая по образу и подобию Бога и наделённая совестью; ревеляционизм – познание самых важных истин состоит в постижении смысла Священного Писания, заключающего в себе божественное откровение. Также важнейшая проблема этого периода – спор об универсалиях (природе общих понятий). Номинализм – общие понятия это не более чем звуки речи, реализм – общие понятия существуют реально. На этапе апологетики- I – IV вв. (главаная задача - защита христианского вероучения) и патристики IV – VIIIвв. (учение Отцов Церкви и время Вселенских Соборов) - Аристид, Юстин Мученик, Тертуллиан, Аврелий Августин (Блаженный). На этапе схоластики VIII – XV вв. (время безраздельного господства христианства во всех сферах жизни Западной Европы) – Северин Боэций, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Уильям Оккам.
Эпоха Возрождения (XV – XVI вв.) Определяющая черта этого периода антропоцентризм,т.е. в центре внимания человек, его земная жизнь, его реальные проблемы. Также важнейшей чертой мировоззрения считается гуманизм - человек истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира, основная ставка делается на собственные силы человека, его безграничные возможности. Ещё одна важная черта – культ творческой деятельности, поскольку в ходе этой деятельности человек творит самого себя, выступает как сотворец мира, сотрудник Бога. Также происходит реабилитация человеческой плоти, т.е. философы говорят о том, что в человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Ведь человек это ещё и телесное существо. Телесная жизнь самоценна. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело. Также мы видим возрастание интереса к природе, развитие натурфилософии. Данте Альгьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вала, Дж. Пико дела Мирандолла, Пьетро Помпонацци, М. Лютер, Ж. Кальвин, Николай Кузанский, Парацельс, Бернардино Телезио, Дж. Кардано, Франческо Патриции, Томазо Кампанелла, Джордано Бруно, Николай Копенрник, Галилео Галилей, Леонардо да Винчи, Жан Боден, Гуго Гроций, Николо Макиавелли, Томас Мор
Философия Нового Времени (XVII – XIX вв.) Определяющая черта этого периода – гносеоцентризм,т.е. в данном случае в центре внимания находятся проблемы познания. Теория познания (гносеология) в рамках философии выходит на первое место. Философия начинает ориентироваться на науку, поскольку именно в этот период происходит становление экспериментально-математического естествознания. Одна из ведущих проблем этого периода – разработка метода научного исследования. Именно с XVII в. начинается история эмпиризма и рационализма. Их можно рассматривать как два главных направления в философии этого периода. Рационализм – основой как бытия, так и познания является разум. Различают рационализм онтологический и гносеологический. Онтологический: в основе бытия лежит космический разум (т.е. бытие разумно). Гносеологический: в основе познаниялежит разум, разумные способности. Этический – разум лежит в основе этики, поведения. Эмпиризм – в основе познания лежит опыт: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте», «знание – сила». Ф. Бэкон (эмпирик), Р. Декарт (рационалист), Т. Гоббс (эмпирик), Дж. Локк (эмпирик, сенсуалист), Дж. Беркли, Д. Юм (субъективный идеализм), Б. Спиноза, Г. Лейбниц (рационалисты), Ж.О. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К.А. Гельвеций, Вольтер, Ж.Ж. Руссо (механистический материализм), И. Кант (идеалист, агностик, основатель Немецкой классической философии, создатель небулярной картины мира), Г. Гегель (создатель диалектики как теоретической концепции, рассматривал развитие мира как процесс развития абсолютной идеи, Л. Фейербах (в своих работах обосновал систему антропологического материализма), К. Маркс, Ф. Энгельс (создатели диалектического материализма, переосмыслившие идеалистическую диалектику Гегеля на материалистической почве. К. Маркс являяется создателем учения об общественно-экономических формациях, признающим определяющим фактором общественного развития материальное производство).  
Современная философия (ХХ – начало XXI века) О современной философии можно сказать, что она существует как противоположность классической философии, ориентировавшейся на разум. Исходя из этого современная философская парадигма получила название неклассической. К её определяющим характеристикам можно отнести: - многообразие философских школ; - отказ от рационализма и переход на позиции иррационализма (критика разума), противопоставление разуму интуиции, веры, инстинкта как основных видов познания, т.е. «Философию мышления» заменяет «философия жизни»; - антропологический характер большинства современных философских систем, т.е. человека рассматривают как «меру всех вещей», из него и благодаря ему стараются понять как самого человека, так и весь окружающий мир – природу и культуру; - противоречивое отношение к науке выризившееся в развитии сциентизма (представление о научном знании как об универсальной культурной ценности и достаточном условии ориентирования человека в мире) и антисциентизма (обращает внимание на ограниченность науки, отрицательные последствия научно-технического прогресса, критикует науку, трактует её как «дегуманизирующую силу»); - дальнейшее развитие религиозной философии, по-своему осмыслившей проблемы и противоречия современного мира; - противостояние большинства философских школ и течений философии марксизма. Стороны (марксисты и немарксисты) искали слабые места в философских учениях друг друга, вместо того, чтобы решать сугубо философские проблемы. Идеологическое противостояние негативно сказалось на развитии философии. Герменевтика (занимается истолкованием смысла текстов), экзистенциализм (рассматривает бытие как существование человека, неопозитивизм (философия науки, доказывает приоритет научного знания над философским), неофрейдизм (уточнили и обновили исходные положения фрейдизма, сделав упор на проблему взаимодействия субъекта и общества, а не на первичных инстинктах (влечениях) как у Фрейда); неотомизм (официальная философия современной католической церкви, развивающая учение средневекового философа-схоласта Фомы Аквинского); персонализм (признаёт личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности «верховной личности» - Бога); прагматизм (субъективно-идеалистическое учение, утверждающее, что объекты познания не могут существовать независимо от сознания, а формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач, мышление есть средство приспособления организма к среде с целью успешного действия); структурализм (использование структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории); феноменология (исследование феноменов сознания, учение о феноменах); философская антропология (учение о человеке, его происхождении и сущности).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: