Грамматика.
Словообразование.
Многие слова в английском языке имеют корни латинского происхождения, которые в сочетании с префиксом или суффиксом образуют новые части речи. Зная значение корня можно предположить значение вновь образованного слова. Наиболее употребляемые корни слов латинского происхождения приводятся ниже.
Spect: see, look
Many pioneers traveled west in America to prospect for gold. (search)
Vert: turn
Missionaries went Africa to convert people to Cristianarity. (change beliefs)
Port: carry, take
How are you going to transport your things to the States? (send across)
Duc, duct: lead
She was educated abroad. (went to school)
Press: press, push
The weather depresses me. (makes me feel miserable).
В английском языке, как и в русском образование новых слов, а также новых частей речи часто происходит от основ уже существующих слов при помощи суффиксов и префиксов. Например:
verb | person noun | adjective | Abstract noun |
inspect | inspector | inspecting | inspection |
advertise | advertiser | advertising | advertisement |
deport | deportee | deported | deportation |
introduce | introducer | introductory | introduction |
oppress | oppressor | oppressive | oppression |
Для образования существительных чаще всего используются следующие суффиксы:
-er (or) – как правило, для образования существительных, обозначающих профессию, специальность, либо называющих человека, занятого того или иного рода деятельностью а также предметы, предназначенные для выполнения того или иного действия: writer, worker, shopper, teacher, operator, actor, sailor, supervisor, pencil-sharpener.
-ion (-tion, -ation, -sion) – характерны для существительных, образованных от глагольных основ, обозначающих действие, процесс (preparation, discussion); или состояние, качество (attention); либо конкретный результат действия (translation).
-ist (-ism) – необходимы для образования существительных, значение которых связано с идеологией, политикой, реже с родом деятельности: Buddhism, journalism, physicist. Часто, кроме этого, суффикс -ist употребляется для образования существительных, обозначающих людей, играющих на музыкальных инструментах (pianist, violinist)
-ness – служит для образования абстрактных существительных от прилагательных (goodness, weakness)
-ing – характерен для существительных, образованных от глагольных основ, обозначающих процесс или действие (teaching); или конкретный результат действия (writing)
Кроме вышеперечисленных суффиксов для образования существительных используется и такие суффиксы как -ment (excitement); -ity (productivity); -hood (childhood); -ship (friendship).
Для образования прилагательных от основ существительных, а также глагольных основ используются следующие суффиксы:
-al – служит для образования относительных прилагательных от основ существительных (national)
-ful – необходим для образования прилагательных от основ существительных, а также от некоторых глагольных основ со значением «обладающий (в полной мере) качеством»: beautiful, wonderful.
-y – как правило, характерен для прилагательных, образованных от основ существительных со значением «имеющий качество того, что обозначено основой»: rainy, sunny.
-able (-ible) – используется для образования прилагательных от глагольных форм, имеющих значение «может быть сделано»: washable, readable, edible.
Также для прилагательных характерны такие суффиксы как -ive (productive); -ous (delicious); -less (useless).
Для качественных наречий, образованных от основ прилагательных и в большинстве случаев, сохраняющих значение прилагательных характерен суффикс -ly (badly, easily).
Для образования глаголов от прилагательных используется -ise (-ize). Например, modernize, commercialise.
Префиксы часто используются для придания уже существующим прилагательным негативного значения, а также обратного или противоположного значения глаголам. Например: uncomfortable, inconvenient, disloyal, inedible, illegal (но: префикс in- не всегда используется для придания негативного значения, часто используется в значении «внутренний», например, internal); unmake, disagree, dislike, unwrap.Не менее распространенный префикс re-, который используется для образования от глагольных основ новых слов, имеющих значение повторности действия или совершения заново (to read - to reread)
Кроме такого способа словообразования с помощью суффиксов, префиксов (аффиксации), существуют и другие способы образования слов, среди которых словосложение. Словосложением называется образование новых слов путем соединения двух или более слов в сложное слово.
Book + shop = bookshop
Не менее распространенным способом словообразования является конверсия. Конверcией называется образование новых слов от слов, принадлежащих к другой части речи, без добавления аффиксов (суффиксов, префиксов). При помощи конверсии главным образом образуются существительные от глаголов, глаголы от существительных и глаголы от прилагательных (to look – a look, to sleep – sleep)