Библейская традиция мужества.




Мужество

Мужество открывает ряд добродетелей, относящихся к волевой (яростной) части души. Оно имеет этимологический смысл производный от корня «муж» и является ярким и полным выражением человека стремиться к благу во что бы то ни стало. Философская энциклопедия раскрывает термин мужество как важнейшую античную добродетель: мужество- «этическую добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Энциклопедия «Русская цивилизация» определяет мужество как важнейшую средневековую добродетель (к четырем античным добродетелям добавляются три христианские – вера, надежда, любовь). «Мужество -
одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство». Опираясь на «Психологический словарь» раскроем социально-нравственный смысл мужества следующим образом: Мужество - этическая категория, обозначающая волевую способность души, защищать добро ценой жизни и здоровья; нравственное качество личности человека, когда он преодолевает, контролирует или не испытывает страха и неуверенности, не теряет присутствия духа при решительных действиях в сложной и опасной ситуации, мобилизует все силы для достижения цели.

Этимология слова. На греческом слово мужество – «andreia» восходит к существительному andros – «муж, взрослый человек». В значении греческого слова «thymos» («тюмос» -яростный), означает принадлежащее яростной (волевой) части души; «присутствие духа», «осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах», способность бесстрашно противостоять опасности. В славянской этимологии происходит от праславянской формы «муж» («mǫžь»), от которой в числе прочего происходит древнерусское - «мужь», имеющее сходное звучание во всех славянских языках. Родственным значением является древнеиндийское «mánuṣ»-«человек, муж», авестийское «manuš», готское «manna», древнеисландское «maðr», латиногерманское «мannus» (имя прародителя германцев) (по словарю М. Фасмера).

На иврите, древнееврейском языке мужество - גבורה.

В арабском языке, мужество – شجاعة.

На санскритском и палийском одинаково слово «virya» означает мужество, энергичность.

На латинском языке несколько выражений: virtus; fidentia; fortitudo; spiritus (magnos spiritus alicui facere, imprimere); animus; pectus,-oris,n; mens. добродетель; высшая добродетель; добродетельность лат. virtie(m) — слово однокоренное с vir — «муж»

В английском языке в основном три значения этой добродетели. Первое выражает душевно-телесный уровень добродетели. «Courage» - это способность быть храбрым, находясь в опасной сложной ситуации, испытывая душевно-физическую боль. Во втором смысле этого слова, которое относится к социальному уровню добродетели (душевно-духовному) оно значит стремление высказывать, делать то, что считается правильным, невзирая на несогласие и отсутствие поддержки других людей. Центральным словом является «Fortitude», душевный уровень добродетели, в значении смелости в преодолении боли и ужаса.

Библейская традиция мужества.

Духовный уровень добродетели мужества связан с особой благодатью, который дается праведнику для преодоления особо опасных ситуаций, в первую очередь в отношении к вере. Это наиболее высокий и совершенный уровень добродетели и выражается в религиозно-нравственном идеале, с воплощенностью морального качества уже не во времени, а в вечности, в богочеловеческом союзе. Источником добродетели, в данном случае мужества как духовной силы в человеке является Господь, Он укрепляет человека в трудные моменты жизни. «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою и не отступит от тебя и не оставит тебя» (Втор.31:6). Твердость и мужество – духовные качества и они присущи Богу в совершенной степени. «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» (Втор.32:4); «Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа» (Пс.88:20). Мужество является личностным свойством Бога и свойством его подобия – личности человека.

Душевно-духовный уровень добродетели выходит за границы личностного сознания человека и раскрывается с позиций общественных форм сознания как социальный уровень проявления моральных качеств, человек осознает социальную энергетику добродетели и выражает ее будучи представителем той или иной общности людей (народа, семьи, церкви, государства). Если духовное мужество как совокупность нравственных качеств отражает палитру чувств, связанных с защитой блага и исполнением воли Божьей, то твердость – это духовно-душевное качество личности, которое выражает несгибаемость души в духовном устроении, устремленность к исполнению намеченного, исполнению Завета с Богом. «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих» (Иис.Нав.1:7). Восемь раз повторяет Господь во Второзаконии эту заповедь - быть твердым и мужественным - вождям народа израильского, Моисею и Иисусу Навину и в их лице всем иудеям, выходящим из земли египетской. Мужество – важное качество царя, как вождя народного, который исполняет по Промыслу Божьему, возложенные на него обязанности. «И сказал Давид сыну своему Соломону: будь тверд и мужествен, и приступай к делу, не бойся и не ужасайся, ибо Господь Бог, Бог мой, с тобою; Он не отступит от тебя и не оставит тебя, доколе не совершишь всего дела, требуемого для дома Господня» (1Пар.28:20). С мужеством связана способность мужчины не бояться врагов и твердо отстаивать интересы своего народа ценой даже своей жизни в военных сражениях с иноплеменниками. Так царь Давид говорит Авессе, брату своему, чтоб они выстроились против Аммонитян и укрепляет его: «будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего, а Господь сделает, что Ему угодно» (2Цар.10:12). Большинство царей израильских обладали этим качеством – мужеством, о чем написано в летописях царей Израильских: о Иеровоаме (3Цар.11:28); Амврии (3Цар.16:27); Ииуе (4Цар.10:34); Иоахазе (4Цар.13:8); Иоасе (4Цар.13:12); Иеровоаме (4Цар.14:28). Примером мужества и твердости в искушениях является праведный Иов: «Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся» (Иов.23:11).

Так же и в Новом Завете по слову апостола Павла заповедь мужества имеет непреходящее значение для христианина, который борется со страстями своими и духами злобы поднебесной. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор.16:13). Твердость есть прямодушие, неотступность от веры и принципов: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак.1:8).

Душевный уровень добродетели выражает богатство личного культурного и психологического опыта человека, совокупность его качеств и привычек, морально-социальных реакций. На данном уровне добродетель осознается человеком не только как внешнее проявление личности, а как внутреннее выявление его уникальности, экзистенции, его идеального образа «я». Душевное проявление добродетели одухотворяется, становится более совершенным, но пока еще умственным, идеальным, выражается в личностной привязанности человека к человеку в их социопсихологической и моральной гармонии. Отвага, храбрость – душевные качества человека, не боящегося опасностей. Об этом качестве говорится в Библии как о качестве героя. «И будет вождь его из него самого, и владыка его произойдет из среды его; и Я приближу его, и он приступит ко Мне; ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? говорит Господь» (Иер.30:21); «И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Господь» (11. Ам.2:16). Это качество, когда человек не боится сказать правду, не боится за себя: «Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым» (2Кор.10:1).

Храбрость есть больше воинское качество, вера в победу в сражении. Так про царя Давида сказано Хусием его сыну Авессалому: «тогда и самый храбрый, у которого сердце, как сердце львиное, упадет духом; ибо всему Израилю известно, как храбр отец твой и мужественны те, которые с ним» (2Цар.17:10). Если храбрость не связана с верой в Бога, то такая безрассудная храбрость подвергается испытанию от Бога и если не проходит он его, то низвергается: «князей лишает достоинства и низвергает храбрых» (Иов.12:19). Духовное качество долготерпение поэтому выше храбрости, а внутреннее качество самообладания выше внешнего качества победителя, завоевателя города. «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Прит.16:32). Храбрость у Екклезиаста рассматривается как некий успех, фортуна, случайный и ненадежный: «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их» (Еккл.9:11). Смелость как качество присуще праведникам и этим оно отличается от храбрости. «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев» (Прит.28:10). Если термин храбрость встречается в Ветхом Завете, то в Новом Завете его заменяет термин смелость, который выражает уже больше душевно-духовное качество личности, связанное с верой в Бога. «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое» (Деян.4:29); «Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса» (Деян.14:3).

Телесно-душевный уровень добродетели включает в себя индивидуальные особенности переживания добродетели и ее функционирование возможно только в двуединстве душевных и телесных сил. Стойкость как термин не встречается в Библии, но как качество мужественного перенесения скорбей вполне присутствует. Скорби касаются души и тела человека, поэтому стойкость в скорбях – душевно-телесное качество. Самой тяжелой скорбью для верующего является богооставленность, о ней так часто говорит псалмопевец Давид: «В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения» (Пс.76:3). Об этой стойкости говорится о молитве Христа в Гефсиманском саду в Евангелии: «Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Матф.26:38). Стойкость в скорбях особо угодна Богу, если они незаслуженно пали на человека: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1Пет.2:19).

На телесном уровне добродетель неразрывно связана с действиями и функциями телесности человека (социопсихобиологического субстрата личности). Добродетель обусловлена физиологически и ритуально-поведенчески, может личностно полностью осознаваться или неосознаваться человеком. То есть добродетель может стать социально-телесным автоматизмом в человеке, например, не бояться темноты, свистящих пуль, физической боли. Стойкость на уровне телесном выражается в безболезненности, когда человек не чувствует боли, мужественно ее превозмогая. Так в поучении сыну Соломон говорит: «и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же»» (Прит.23:34-35). Мужество телесное проявлял Господь Иисус Христос когда вели Его на Голгофу: «И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам» (Мар.14:65).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: