в специальной (коррекционной) школе VIII вида




Гуманитарный проект

«Проблема выбора в русских народных сказках»

 

Чтение сказок имеет психотерапевтическое воздействие — коррекция черт характера, формирования адаптивного поведения. Часто подростку недостает опыта для правильного выбора или умения себя разглядеть, оценить. А еще чаще ему его ситуация кажется абсолютно неразрешимой (в силу отсутствия опыта), и в его юную голову не приходит даже сама мысль о возможности различных выходов из ситуации.

Сказка служит для подсказки решения, предлагает варианты. Обсуждая их с ребенком, подростком, можно не только проиграть жизненные сценарии по им предложенному выбору, но и многократно донести до него мысль о том, что не бывает безвыходных ситуаций, нет неразрешимых вопросов, всегда можно найти решение, пусть компромиссное.

 

Общий замысел:

Было организовано детско-взрослое совместное исследование творчества русского народа методом «погружения» в разные эпохи и деятельностного освоения его творчества.

Было организовано введение детей в культурно-философское пространство, чтобы они в результате изучения русских народных сказок и собственных интерпретаций попытались стать соавторами этих произведений.

 

Участники проекта: учащиеся 7а и 8б классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №614.

 

Цель проекта: изучение русского народного творчества, создание собственных интерпретаций сказок на основе оригинального решения проблемы выбора в русских народных сказках; расширение представления учащихся о жизни и быте людей разных эпох, развитие описательных возможностей учащихся, изучение русского народного творчества.

Методы и приемы:

- работа с книгой,

- сравнительный анализ произведений,

- фантазирование,

- построение алгоритмов ветвления,

- приемы детализации,

- конструирование,

- использование ТСО,

- практические методы.

 

Содержание деятельности по проекту: Данный проект осуществлялся в два этапа. На первом этапе стояла задача – решить проблему выбора, путем написания сказок в собственных интерпретациях. Было осуществлено изучение русских народных сказок «Иван-царевич и Серый волк» и «Гуси-лебеди» с последующей их оригинальной интерпретацией в виде сказок на новый лад.

Сказки проиллюстрированы и собраны в книжки-малышки, которые изготовлены самими учащимися.

Этапы проекта:

1. Чтение русских народных сказок «Иван-царевич и серый волк» и «Гуси-лебеди»

2. Работа с текстами: выявление ситуаций, содержащих проблему выбора.

3. Построение алгоритмов: действий главных героев в зависимости от решения проблемы выбора.

4. Моделирование ситуации из заданных сказкой действий героев.

5. Литературное творчество учащихся: составление своих сказок по мотивам изученных.

6. Художественная иллюстрация произведений.

7. Изготовление учащимися книг.

8. Заключительная презентация творческих проектов

Результаты проекта: новое видение поступков героев русских народных сказок, оригинальная интерпретация в зависимости от оригинального решения предлагаемой в сказке проблемы выбора, изложение интерпретации сказок в книжках-малышках (собственное школьное издательство)

 

На втором этапе первостепенной задачей стало расширение представлений об эпохах, в которых происходили события сказок путем детализации, углубления в жизнь и быт людей того времени, развитие описательных возможностей учащихся. На данном этапе стало важно выделение знаковых предметов, описание событий с использованием выделенного словаря.

Знакомство со сказкой «Иван царевич и Серый волк» началось с рассмотрений одноименной картины Васнецова В.М., была определена эпоха. Далее осуществлялся поиск в сети Интернет атрибутов, соответствующих данной эпохе, составлен словарь терминов.

Другой группой была проведена аналогичная работа по сказке «Гуси-лебеди».

Таким образом, на данном этапе первоначально осуществлялось введение в эпоху, составление понятийного словаря, а потом изучение сказок.

Далее осуществлялось составление своих интерпретаций сказок с использованием составленного понятийного словаря, с описанием эпох.

Далее учащимися картонажно-переплетной мастерской была изготовлена книга «Сборник сказок» (переплет тип №7 с мягкостью, с теснением, с замком).

 

Этапы проекта:

1. Рассмотрение картины В.М,Васнецова «Иван царевич на Сером волке» и иллюстрации «Гуси-лебеди», определение эпохи.

2. Изучение особенностей данных эпох.

3. Поиск в сети Интернет соответствующих данным эпохам атрибутов, составление словаря терминов.

4. Чтение русских народных сказок «Иван-царевич и серый волк» и «Гуси-лебеди»

5. Работа с текстами: выявление ситуаций, содержащих проблему выбора.

6. Построение алгоритмов: действий главных героев в зависимости от решения проблемы выбора.

7. Моделирование ситуации из заданных сказкой действий героев.

8. Литературное творчество учащихся: составление своих сказок по мотивам изученных с описанием эпохи, с использованием словаря терминов.

9. Художественная иллюстрация произведений.

10. Изготовление учащимися книги «Сборник сказок» (переплет тип №7 с мягкостью, с тиснением и с замком).

11. Заключительная презентация творческих проектов

 

Результаты проекта: введение учащихся в эпохи, соответствующие данным сказкам, составление словаря терминов, новое видение поступков героев русских народных сказок, оригинальная интерпретация в зависимости от оригинального решения предлагаемой в сказке проблемы выбора, изложение интерпретации сказок с описанием эпох в книге (собственное школьное издательство)

Важный момент заключен в том, что данный проект является интегративным. Осуществляется межпредметная связь между уроками чтения, истории и трудового обучения.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Однако основная задача трудового обучения - дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определённой специальности.

Технологический процесс изготовления книги нуждающийся после печатания в дополнительной обработке и оформлении, завершают брошюровочно-переплетные операции, которые осуществляются на уроках трудового обучения.

Трудовое обучение направлено на решение следующих задач:

1.Развивать общие трудовые умения и навыки учащихся.

2.Обучать технологическим процессам переплётно-картонажного дела, руководствуясь принципом последовательности: от выполнения группы более простых изделий и соответственно более простых операций к выполнению более сложных изделий, требующих более сложных умений.

3. Выработать у учащихся четкое понимание производственной профессиональной терминологии.

4. Развивать речь учащихся на основе их практической деятельности.

5.Научить школьников планировать свою работу; пользоваться технико- технологической документацией.

6.Выработать осознанные, достаточно прочные профессиональные приёмы работы с материалом, навыки обращения с инструментами и станками, приёмы контроля, позволяющие следить за правильностью выполняемых операций.

7.Научить учащихся элементарному расчёту кроя материалов.

Брошюровочно-переплётное производство из-за многообразия операций, различных по характеру проведения, применяемых материалов является наиболее сложным звеном.

Для изготовления книги мы используем картон, бумагу различных сортов, переплётные материалы. При выполнении этих операций необходимы также нитки, тесьма, клей.

Книга сказок будет иметь более сложную конструкцию. Она состоит из книжного блока и переплётной крышки с мягкостью.

Она изготавливается по следующей технологической карте:

1. Фальцовка - складывание отпечатанных листов в тетради.

2. Листоподклейка.

3. Комплектовка- это подбор в определённом порядке сфальцованных листов.

4. Шитьё блока нитками.

5. Обработка корешка блока.

6. Обрезка блока с трёх сторон.

7. Кругление корешка блока.

8. Изготовление переплётной крышки.

9. Вставка блока в переплётную крышку.

10.Сушка, прессовка.

Книжный блок составляется из фальцованных тетрадей, подобранных в комплект и скреплённых между собой в корешке. Связь блока осуществляется корешковым материалом и бумажными форзацами - согнутыми вдвое листами бумаги.

Тетради, скомплектованные в книжный блок, скрепляют друг с другом, чтобы получить монолитный блок для последующей технологической обработки. При ручном переплёте используем один из способов скрепления тетрадей в блок, шитьё нитками вручную чаще всего производится потетрадно. Оно выполняется на тесьме, переплётной марле.

Сшитый книжный блок перед вставкой в переплётную крышку подвергается соответствующей обработке, которая включает следующие операции:

заклейка корешка;

сушка корешка;

обжим корешка;

обрезка блока с трёх сторон;

кругление корешка;

наклейка каптала;

Изготовление переплётной крышки и соединение блока с ней т.е. вставка. Это один из завершающих и наиболее ответственных этапов изготовления книги, поскольку от качества вставки зависит срок службы книги, удобство пользования ею и внешний вид.

И заключительная операция это прессование книги.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: