ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОЦЕДУРЕ ПРОВЕДЕНИЯ КРАТКОГО НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ




1. Реакция выбора.

Инструкция: "Когда я постучу один раз, ты подними правую руку, а когда два — ты подними левую руку. Будь внимателен. Постарайся не ошибаться."

Процедура. После предъявления инструкции в целом она воспроизводит­ся по частям, с тем чтобы проверить правильность ее понимания. Затем последова­тельно предъявляются стимулы: 12121222121211, где "1" — один удар, "2" — два удара.

Ответы ребенка и характер ошибок (предвосхищение, уподобление, персевера­ции) фиксируются в протоколе (Приложение 7.11).

2. Ассоциации.

Инструкция: "Сейчас ты будешь придумывать слова. Ты можешь назы­вать любые, которые приходят тебе в голову. Чтобы лучше сосредоточиться, закрой глаза."

"А теперь ты можешь открыть глаза. Сейчас тебе нужно называть действия. Как ты думаешь, что можно делать?"

При необходимости инструкция конкретизируется двумя примерами: "Можно читать, писать, что еще?"

"Назови, какие ты знаешь растения".

Процедура. После подачи инструкции психолог включает секундомер и фиксирует слова, актуализированные в течение 1 минуты.

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Инструкция: "Посмотри, здесь нарисована веселая история. Только все картинки перепутались. Разложи их по порядку и расскажи, что там произошло?"

Процедура. Ребенку в случайном порядке предъявляют четыре сюжетных картинки, которые он сначала должен упорядочить, а затем составить по ним рас­сказ. Если ребенок затрудняется самостоятельно восстановить нарушенный порядок, педагог помогает ему с помощью организующих вопросов типа: "Что было вначале?", "Чем все закончилось?" и т.п. Если ребенок не может разложить картинки в пра­вильной последовательности, педагог сам восстанавливает порядок. Ребенок состав­ляет рассказ по правильно разложенным картинкам, который записывается в про­токоле. Если у ребенка выявлены перцептивные трудности адекватного гностичес­кого восприятия изображения, педагог должен с помощью наводящих вопросов помочь разобраться в нем. Если в самостоятельном рассказе не объясняется смысл сюжета, не дается указание на причину события, педагог спрашивает у ребенка, почему оно произошло. В протоколе обследования отмечается, понял ли ребенок смысл самостоятельно, после наводящих и организующих вопросов педагога или во­обще так и не смог его понять.

4. Реципрокная координация.

Инструкция: "Положи руки на стол. Одну сожми в кулак. Делай как я." Процедура. Ребенок начинает выполнять действия сначала совместно с педагогом, а затем самостоятельно. Характер выполнения фиксируется в протоко­ле. При замедленном темпе ребенка просят делать это побыстрее.

Графическая проба.

Инструкция: «Сейчас я начну рисовать вот такой "заборчик". Продолжи его до конца строчки. Постарайся не отрывать ручку (карандаш) от бумаги».

Процедура. Педагог начинает выполнять в верхней части чистого листа бумаги графическую пробу, сопровождая рисунок вводом инструкции. После выпол­нения двух пачек (двух периодов) он передает ручку ребенку и просит его закончить строку. В момент начала работы ребенком включается секундомер. По окончании работы фиксируется общее время выполнения задания и подсчитывается количество сделанных пачек в строке.

В. Праксис позы.

Инструкция: "Сделай из пальчиков такую же фигурку, как я."

Процедура. Ребенок последовательно выполняет сначала правой, а затем левой рукой предъявляемые позы. Педагог ждет, пока ребенок выполнит задание, а в случае неправильного нахождения позы пытается скорригировать ответ с помо­щью стимулирующих или организующих вопросов типа: "Ты сделал так же, как я? Посмотри внимательно! Может, у меня по-другому? Ты сделал не совсем точно. Как будет правильно?" и др. Желательно перейти к правильному нахождениюположе­ния пальцев. Варианты ответов и характер выполнения фиксируются в протоколе.

Затем наблюдают перенос позы с одной руки на другую. Предъявляемый обра­зец ребенок не видит.

Инструкция: "Сейчас я сделаю тебе из пальчиков фигурку. Закрой глаза и постарайся сделать мне такую же на другой руке."

Конструктивный праксис.

Инструкция:"Давай с тобой немного поиграем. Это будет мое поле, а это — твое. Сейчас я нарисую вот такого человечка. Вверху у него голова, а внизу ножки. Нарисуй такого же человечка для себя. У тебя тоже вверху будет голова, а ноги вни­зу. Теперь я дам своему человечку в одну руку тяжелый чемоданчик. Нарисуй та­кой же у своего. Какая рука у моего человечка? А у твоего? Молодец. Правильно. А сейчас я нарисую фигурку. Нарисуй такую же, но для себя. Ты понял, как рисо­вать?" (В случае отрицательного ответа поясняется, что рисовать надо так же, как рисовали человечка.) /^\

Процедура. Экспериментатор сопровождает ввод инструкции последова­тельным рисованием в размеченной части листа стилизованной фигурки человечка, которую затем рисует и ребенок. Допускаемые ошибки педагог корригирует. После совместного выполнения вводной пробы ребенок переходит к самостоятельному вы­полнению трех основных, которые последовательно рисуются экспериментатором в размеченных для них полях по мере выполнения предыдущей пробы. Для исправ­ления сделанных ошибок задаются стимулирующие и организующие вопросы типа:

"Посмотри, ты сделал правильно? А как будет правильно? С какой стороны нари­сована палочка у меня? А с какой у тебя?" и т. п. После этого ребенка просят

нарисовать фигурку правильно еще раз, рядом с ошибочной. При невозможности ис­править допущенную неточность педагог не должен настаивать на правильном вы­полнении.

1. \ / 2.\ А 3.

 

 

8. Изображение трехмерного объекта(рисунок стола)

Инструкция: "Нарисуй стол так, чтобы были видны все четыре ножки." Процедура. После самостоятельного выполнения рисунка стола ребенку предъявляется на 8-10 секунд готовый образец его пространственного расположения, выполненный на отдельном листе бумаги. Затем ребенка просят нарисовать по па­мяти стол, как у педагога, а потом срисовать его с образца.

9. Зрительная память.

Инструкция: "Посмотри внимательно на эти фигурки. Тебе их надо за­помнить и нарисовать в том же порядке, как у меня. Смотри очень внимательно! Запомнил? Нарисуй, какие были фигурки."

Процедура. Ребенку На 8-10 секунд предъявляются нарисованные на от­дельной карточке невербализуемые геометрические изображения, которые он должен запомнить.

Затем образец убирается, а фигуры рисуются по памяти. Требуется воспроизве­сти их в заданных объеме и порядке, правильно пространственно расположив на листе. Образец предъявляется еще два раза. Через 20-25 минут после окончатель­ного воспроизведения фигур ребенка просят вспомнить и нарисовать их еще раз.

10. Зрительный гнозис.

Инструкция: "Посмотри, художник нарисовал предметы, а потом их зачеркнул. Что он нарисовал сначала?"

Процедура. Ребенку последовательно предъявляются изображения пере­черкнутых предметов (балалайка, ландыш, лампа, молоток, бабочка, кувшин) в сен­сибилизированных условиях в порядке усложнения материала, выполненные на отдельных карточках. При неправильном опознании или нахождении близкой, но недостаточно точной номинации изображения педагог задает вопросы, характер которых зависит от испытываемых ребенком трудностей (инактивность или фрагмен­тарность зрительного восприятия; парафазии и т.д.). Желательно, чтобы ребенок пра­вильно опознал и точно назвал предъявляемый предмет. Процесс опознания и на­хождения наименования фиксируетсяв протоколе.

11. Слухоречевая память.

Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе две группы слов. Слушай внима­тельно. Первая группа слов — холод, рама, клин. Повтори. Вторая группа слов — гость, риск, дождь. Повтори. Какая была первая группа слов? Постарайся получше их запомнить. Слушай внимательно еще раз." И т.д.

Процедура. Требуется запомнить две группы по три слова в полном объе­ме и требуемом порядке, не смешивая слова из разных групп. Ребенок сначала по­вторяет их за экспериментатором, а затем пытается самостоятельно вспомнить. Раз­решается предъявлять группы слов не более трех раз. После заключительного, не­обходимого для запоминания предъявления дается гетерогенная интерференция счетом. Затем ребенка просят снова вспомнить, какие слова он учил. Данные фик­сируются в протоколе обследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: