Структура социологического знания




Верхний этаж - это научная картина мира - совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающих реальность, которая изучается данной наукой.

Четвертый - общая теория - совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

Третий - частные, или специальные, теории - логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших эмпирическое подтверждение на основе фундаментального исследования.

Второй этаж представлен эмпирическими исследованиями - фундаментальное исследование, проведенное в соответствии с требованиями научного метода и направленное на подтверждение частной теории. Главная цель - приращение научных знаний, открытие новых закономерностей и обнаружение неизвестных социальных тенденций. На подготовку эмпирического исследования уходит от 3 до 10 лет. Над его организацией трудится многочисленный коллектив. Оно проводится только академическими социологами. Пример: межстрановые, общенациональные, региональные исследования и др. Основой эмпирического исследования является получение репрезентативной (достоверной и представительной) информации. Эмпирические исследования опираются на статистический анализ и конкретные методы: анкетирование, интервью, анализ документов, наблюдение, эксперимент.

Нижний этаж - это прикладные исследования - оперативное исследование, проведенное на одном объекте в короткие сроки с целью социальной диагностики ситуации, объяснений конкретного явления (процесса) и подготовки практических рекомендаций. Пример: политические опросы, изучение общественного мнения, маркетинговые исследования, управленческое консультирование, деловые игры, сокращение кадровых работников на предприятии, повышение мотивации менеджеров. Для решения такой задачи социолог должен привлечь какие-либо частные теории, ограниченный круг эмпирических данных, эффективные технологии и методы, после чего приложить все это к конкретному объекту. В этом и состоит смысл прикладного исследования - приложение фундаментальной науки к практическим проблемам. Прикладное исследование не ставит целью приращение нового знания, открытие новых теорий: в нем применяются уже известные знания, оформленные в так называемые типовые методики, т.е. социальные технологии.

Четыре верхних уровня социологического здания представлены фундаментальной социологией, а нижний, пятый – прикладной.

Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами - степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня, иными словами, количеством проведенных исследований или созданных теорий.

Социология подразделяется на множество исследовательских областей - областей интересов социологов. Многие из них зародились еще в 19 веке, но гораздо больше их возникло в 20 веке, особенно во второй его половине. Идея выделения и исследования областей в социологии принадлежит Э.Дюркгейму, когда он был издателем - редактором крупнейшего журнала "Социологический ежегодник". Сегодня в отечественной социологии насчитывается более 100 отраслей. Не меньше их, если не больше, в американской социологии.

К усложнению внутренней структуры знания ведет процесс специализации. Внутри себя каждая специальность подразделялась на ряд подспециальностей.

Совокупность всех отраслей социологии представляет как бы горизонтальный срез знания.

Кроме того, надо обязательно выделить две важные области социологической науки - методологию и методику. Они выполняют роль некоего цементирующего материала, скрепляя все отрасли, тематические области и уровни знания в единое и нерушимое целое.

Методология - учение о методе, т.е. совокупность теоретических положений о том, какова природа научного знания, как устроена научная теория и как она развивается, о том, как строятся гипотезы и происходят их эмпирические подтверждения, как надо концептуализировать и операционализировать понятия, строить выборочную совокупность, делать логический анализ данных и т.д.

Методика и техника - конкретные приемы и процедуры построения выборочной совокупности, разработки анкет, бланков наблюдения или интервью, сбора и анализа данных и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: