МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.




Аннотация на произведение П.Г. Чеснокова

«Тебе, необоримую стену»

из цикла «Во дни брани»

 

 

Содержание:

1. Биография…………………………………………………………….3

2. История написания………………………………………………….5

3. Музыкально-теоретический анализ………………………………6

4. Вокально-хоровой анализ…………………………………………..9

5. Исполнительский анализ…………………………………………..10

6. Список литературы…………………………………………………11

Биография.

Чесноков Павел Григорьевич (1877-1944) — русский советский хоровой дирижер, композитор, педагог. Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Павел и Александр).

В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895—1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901—1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916—1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого — Захарьина).

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования. С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им». Во время войны Чесноков, оставаясь регентом, не поехав в эвакуацию с профессорами консерватории и лишившись хлебных карточек, голодал и умер в начале 1944 г.

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятой Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором). Стиль хорового письма Чеснокова неподражаем и всегда узнаваем. Изысканность и красота гармоний, эмоциональная глубина и чистота, открытость в выражении религиозного чувства, великий мелодический дар делают Чеснокова крупнейшим духовным композитором XX в. Несмотря на прекрасное знание голосов и законов хоровой фактуры, хоры Чеснокова (а тем более сольные мелодии, например «Ангел вопияше», «Да исправится» и т.д.) весьма сложны и «рискованы» для церковного исполнения: их нужно петь или очень хорошо и строго, или не петь вообще, - малейший эмоциональный «нажим» может превратить тончайшие гармонии в недопустимую «слащавость» и сентиментальность.

 

История написания.

Цикл хоровых концертов «Во дни брани» был написан П. Г. Чесноковым в 1915 г как отклик на происходящие в то время в России военно-революционные события. Он включает в себя шесть хоровых произведений для смешанного хора a cappella на церковные тексты. Хоры объединены тематикой – молитвенное прошение, обращённое ко Христу и Богородице о заступлении от врагов, от болезни и голода, и о помощи в борьбе с противником. Чесноков исрользовал для написания хорового цикла канонические церковные тексты: из молитвослова и церковных богослужений («На одре болезни…», «О, пресладкий и всещедрый Иисусе…», «Тебе, необоримую стену…», «Скоро предвари…», «Мати Божия», «Тя Едину…»).

Текст.

Тебе, необоримую стену спасения утверждение,

Богородице Дево молим, Тебе молим:

Сопротивных советы разори,

Людей же Твоих печаль на радость,

Град Твой огради, Императору спобори,

О мире мира моли: Яко ты еси, Богородице Упование наше.

Текст относительно новый, свободный по отношению к древнейшим каноническим тестам. Текст духовного содержания и требует некоторых пояснений: «Необоримая стена» – преграда, через которую враг не может переступить; «Сопротивных советы разори» – вражеское нападение помоги одолеть; «Людей же твоих печаль на радость преложи» – печаль людей притвори в радость; «Град твой огради» – в данном случае Град используется как отечество, охрани отечество; императору помоги в борьбе, о скорейшем мире моли.

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Жанр – хоровой концерт, исполняется на литургии перед причастием.

Произведение написано в строфической форме. Первая строфа с 1 по 10 такты, вторая – с 11 по 18 такты, третья строфа с 19 по 25 такты, четвёртая строфа с 26 по 40 такты.

Основная тональность – h-moll. В третьей строфе с 19 по 22 такты сменяется тональность на G-dur.

Фактура гомофонно-гармоническая. В первой строфе партия сопрано и альтов ведут мелодию, а тенора и басы вступают как аккомпанемент. Во второй и третьей строфах фактура аккордовая. В четвёртой строфе с 26 по 30 такты в то время как партия сопрано ведёт основную мелодию, все остальные партии исполняют аккорды как аккомпанемент. С 31 такта до конца произведения – аккордовая фактура.

Мелодика произведения волнообразная.

Первая строфа начинается с плавного заполнения квинты партиями сопрано и альтов, в то время как партия теноров и басов выполняют функцию аккомпанемента на динамике f. В 5 такте у женских голосов появляется скачок на ч.4 вверх, далее скачок на ч.5 вверх и вниз, с помощью чего делается акцент на текст, т.к. идёт обращение к Богородице.

Вторую строфу начинают альты и басы поступенным движением вверх с основного тона на динамике mf. Их подхватывают с третьей доли 11 такта сопрано и тенора тоже с поступенным движением вверх только с IV ступени. Основную мелодию ведёт партия сопрано.

В третьей строфе с 19 по 22 такты основную мелодию ведёт партия басов на динамике f. На слова «Град твой огради» поступенное движение вверх и вниз. Далее скачок на ч.4, который сменяется поступенным движением вверх от основного звука к терцовому. Далее основная мелодия снова переходит к партии сопрано до конца произведения.

В четвертой строфе партии альтов, теноров и басов снова выполняют функцию аккомпанемента, в то время как сопрано плавно ведет мелодию до 26 такта, после чего в мелодике появляются скачки на ч.4, в связи развитием кульминационного момента произведения на динамике ff. Далее постепенное успокоение, выраженное постепенным движением вниз, к терцовому тону.

В произведении присутствует полиритмия: в первой строфе и с 26 по 29 такты в четвёртой строфе. Например, 6 и 8 такты:

Темп произведения = 54, largo am non troppo – медленно, но не очень.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: