Тема 1. Эволюция детства в истории (3 ч.)




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Программа курса

и планы семинарских занятий

по специальности

020400 Психология

ОПД.В.02.1

 

Воронеж 2004

 

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № от 18.05.04.

 

 

Составитель О.П. Макушина

 

Программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 4 курса очной формы обучения отделения психологии факультета философии и психологии.

 

Историческая психология: Программа курса и планы семинарских занятий по специальности 020400 – “Психология” для студентов 4 курса отделения психологии факультета философии и психологии / О.П. Макушина. – Воронеж, 2004. – 16 с.

 

 

В программе представлены тематический план и содержание учебной дисциплины в соответствии с Государственным образовательным стандартом, планы семинарских занятий, перечни основной и дополнительной литературы, вопросы итогового контроля. Издание предназначено для методического обеспечения учебного процесса и организации самостоятельной работы студентов.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Проблемы исторической психологии в настоящее время привлекают к себе особое внимание психологов. Данная наука ориентирована на изучение психологического склада отдельных исторических эпох, а также психологических аспектов исторических явлений. Психологические интерпретации прошлых событий, изучение изменений психики и личности человека в истории позволяют получить комплексное представление о динамическом характере психики человека, о специфике ее развития на современном этапе.

Дисциплина «Историческая психология» ориентирована на усвоение студентами-психологами старших курсов систематизированных представлений об этапах, механизмах и закономерностях развития психики человека в истории.

Цель дисциплины «Историческая психология» заключается в формировании и развитии у будущих специалистов-психологов систематизированных знаний о закономерностях исторического развития психики человека.

Задачами этой дисциплины являются следующие:

1) усвоение студентами системы знаний об особенностях психологии разных исторических эпох;

2) развитие у студентов представлений о механизмах и закономерностях развития психики человека в истории;

3) выявление студентами специфики психики современного человека в сравнении с психикой представителей прошлых исторических периодов.

Учебная дисциплина «Историческая психология» имеет широкие межпредметные связи. Ее изучение опирается на теоретическую подготовку студентов по общей психологии, истории, этнопсихологии, истории психологии, возрастной психологии, психологии семейных отношений и ряду других.

В результате изучения дисциплины «Историческая психология» студенты должны усвоить такие дидактические единицы, как понятия «магия», «миф», «тотемизм», «табу», «психоистория», «персоногенез», «глоттогенез», «телесность», «ментальность», сформировать навыки выявления особенностей развития психики на разных этапах исторического развития, усвоить знания о механизмах и условиях развития психики человека в истории, развить навыки видения основных проблем и тенденций развития психики современного человека.

Программа разработана в соответствии с логикой и структурой учебной дисциплины и подразумевает проведение как лекционных, так и семинарско-практических занятий. Семинарские занятия ориентированы на изучение студентами классических работ по исторической психологии – исследований исторических реалий, проведенных известными психологами.

Тематический план отражает распределение аудиторного времени по темам и видам учебных занятий. Программа предназначена как для методического обеспечения соответствующего курса, так и для организации самостоятельной работы студентов в ходе его освоения. Оценка эффективности самостоятельной работы студентов и контроль за ходом усвоения ими знаний осуществляется посредством системы промежуточного и итогового контроля. В качестве форм промежуточного контроля используются контрольные работы, рефераты, письменные и устные опросы студентов.

Изучение исторической психологии рассчитано на один семестр и завершается экзаменом.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

№ п/п Наименование разделов и тем курса Лекций Семин. Всего ауд. Самост. Раб.
1. Введение в историческую психологию   -    
2. Психология первобытности   -    
3. Психологические основы античности   -    
4. Психологические особенности Средневековья   -    
5. Психологические основы Нового Времени   -    
6. Эволюция детства в истории -      
7. Психологические исследования личности исторических деятелей -      
8. Психологические исследования исторических явлений и процессов -      
  ИТОГО        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

Особенности исторической психологии как науки. Предмет и задачи исторической психологии. Методы исторической психологии. Место исторической психологии в системе наук.

Проблема соотношения психического и исторического. Влияние исторических условий существования человека на развитие его личности. Психологический эффект исторических событий. Психологические особенности исторического деятеля и исторический процесс.

Этапы развития исторической психологии. Мифо-художественный этап. Литература как первая форма психолого-исторического знания. Роль исторического романа в развитии историко-психологических представлений. Принцип исторического колорита.

Научная форма развития психолого-исторических представлений. Проект объединения психологии и истории В. Вундта. Вклад Г. Спенсера в развитие психолого-исторических знаний. Изучение первобытного мышления Л. Леви-Брюлем. Психологический историзм В. Дильтея. Исследования развития психики Л.С. Выготским.

Историческая психология XX в. Историко-психологические исследования Й. Хейзинги. Школа «Анналов». Понятие ментальности. Критика М. Блоком традиционной истории. Разработка идеи создания исторической психологии. Реконструкция чувствительности Л. Февром. «Коллективная эмоциональность». Методы воссоздания коллективных отношений.

«Исторический персоногенез» И. Мейерсона. Разработка программы исторической психологии. Цель, задачи и методы сравнительно-исторической психологии, принципы интерпретации персоногенеза. Историко-культурологические исследования Ж.-П. Вернана. Психоаналитическое направление в исторической психологии. Психоистория Э. Эриксона, Ф. Арьеса. Критическое направление в исторической психологии (К. Маннгейм, Н. Элиас). Развитие исторической психологии в России.

Современные тенденции развития исторической психологии.

 

Тема 2. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРВОБЫТНОСТИ

 

Первобытная эпоха в исследованиях исторической психологии. Проблемы в изучении первобытной эпохи. Психологические теории антропогенеза. Особенности первобытной картины мира. Дописьменность как информационно-культурная система первобытности.

Первобытная магия как первая знаково-культурная система организации психики. Психологические теории магии. Модель телесного действия. Телесная спонтанность. Магический ритуал. Гипнотический эффект магических действий. Имитационные навыки. Исторические разновидности магии. Охотничья магия и тотемизм. Теория охотничьей магии А. Брейля. Первобытный шаман. Первобытная магия и современный театр.

Преемственность магии и мифа. Современные теории мифа. Психологическое значение мифа. Магическое восприятие образа. Первобытные символы как архетипы.

Психологические особенности первобытного общества. Непосредственность коммуникации. Специфика брачных отношений. Половой промискуитет. Эндогамия и проблема перехода к экзогамии. Специфика детско-родительских отношений. Обряды инициации. "Гостевой брак". Сущность матриархата. Проблема перехода к патриархату. Особенности статусных отношений. Психологический смысл каннибализма. Образование племен.

Психологическая организация личности первобытного человека. Особенности самосознания. Социоцентризм. Нерасторжимость эмоциональной и когнитивной сферы. Аффективная напряженность.

Специфика познавательных процессов первобытного человека. Устно-слуховая организация информации. Пралогическое мышление. Взгляды Л. Леви-Брюля. Доречевая эпоха. Гипотезы глоттогенеза. Действенность слова. Дописьменная эмоционально-смысловая память. Мнемонизированность культуры. «Семейная память». Роль тела и натуральных знаков в передаче информации. Мнемотехнические приемы первобытного человека. Архетипическая память. Восприятие пространства и времени. Симбиоз прошлого с настоящим. Атемпоральность первобытного сознания. Время и миф. Темпоральное пространство мифа.

Телесная культура. Первобытный пансоматизм. Отсутствие границ между духовным и телесным. Культурно-психологическое качество тела. Телесное восприятие души. Отношение к умершим, к близнецам. Отношение к природе. Телесная память.

Психологическое значение первобытной эпохи. Присутствие отдельных элементов первобытной ментальности в психике современного человека.

 

Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫАНТИЧНОСТИ

 

Античность в исследованиях исторической психологии. Появление города и цивилизации, имущественного расслоения и социального неравенства.

Влияние письменности на психологию античного человека. Социальные и культурные различия непосредственной и опосредованной коммуникации. Психологические приемы древнего чтения. Психология чтения вслух. Разрушение слитности знания и действия.

Зарождение рационального сознания. Взгляды Ж.-П. Вернана. Появление рефлексии и чувства индивидуальности. Развитие самоконтроля. Переход от архаической «культуры стыда» к классической «культуре вины». Развитие этических основ поведения. Психология античного мифа. Переход от мифологического образа к литературному. Психологический смысл возникновения философии.

Политизированность античного общества. Политическая личность античности. Ораторское искусство и развитие речи. Изменения религиозного культа. Светская роль речи и мышления. Высокая интеграция общества. Доминирование общественной мотивации. Развитие национального самосознания. Специфика семейных отношений. Переход к парному браку и моногамии.

Специфика когнитивных процессов. Переход к абстрактно-логическому мышлению. Возникновение дедуктивного умозаключения. Развитие математических приемов. Открытие принципа математического доказательства. Психомифилогия памяти. Развитие мнемотехники.

Специфика отношения ко времени. Событийность городской цивилизации. Отделение прошлого от настоящего в сознании человека. Первые попытки хронологизации прошлого. Цикличность восприятия времени. Концпция замкнутого круговорота событий. Специфика восприятия пространства.

Античная телесность. Культура тела. Дистанцированное отношение к телу. Вещественно-телесное понимание жизни. Гармония тела. Античная пластика. Антропоморфное восприятие природы. Психологический смысл античной скульптуры. Телесный символизм.

Психологические различия между древнегреческим и древнеримским обществом. Созерцательность греческого и практичность римского характеров. Римский фатализм.

 

Тема 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

Особенности эпохи Средних веков. Религиозное восприятие мира. Поляризованность общества. Двойственность, противоречивость психики человека. Книжное знание Средневековья. Символическая картина мира. Христианский мистицизм. Психологический смысл икон.

Психологические особенности личности средневекового человека. Тяжелый физический труд и неблагополучное продовольственное положение. Низкая продолжительность жизни. Переизбыток неудовлетворенных потребностей. Невротичность личности. Поляризованность эмоциональной сферы. Средневековая сверхчувствительность. Напряженность мироощущения. Слабая расчлененность интеллектуальной и эмоциональной сфер. Ипохондрические наклонности личности. Корпоративный конформизм и социальная агрессивность. Специфика переживания чувства любви. Ритуализированность межличностных отношений. Высокая мобильность общества.

Специфика когнитивных процессов. Символическое мышление. Некритичность, формальность мышления. Связь абстрактного и конкретного в мышлении. Визуальная отсталость. Переход к линейному восприятию времени. Двойственное отношение ко времени. Пессимистичное восприятие будущего. Способы измерения времени.

Отношение к телу в Средние века. Противопоставление души и тела. Аскетизм. Подавление телесных потребностей. Психологический смысл «охоты на ведьм».

 

Тема 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫНОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Психологическое значение эпохи Возрождения. Общая характеристика эпохи Нового времени. Влияние технического прогресса на развитие человека. Механицизм. Появление книгопечатания. Психологические аспекты «чтения про себя». Развитие зрительного восприятия. Усовершенствование быта. Появление науки. Закат риторики. Рационально-практическое отношение к миру. Светское сознание человека Нового времени.

Влияние механизации труда на личность. Дисциплинирование поведения. Разделение эмоциональной и рациональной сфер. Развитие внутреннего контроля. Дифференциация образа Я. Ускорение темпа жизни. Опосредованные отношения между людьми. Стремление к психологической свободе. Влияние товарно-денежных отношений на развитие личности. Психологические особенности «рыночной» личности.

Специфика когнитивных процессов. Доминирование логического мышления. Операциональность мышления. Линейное, однозначное воприятие времени. Восходящий характер линии времени. Изобретение часового механизма. Понимание быстротечности человеческой жизни. Овеществление и экономия времени. Культ времени. Субъективное «сжимание» пространства.

Специфика отношения к телу. Отход от сложного символизма тела. Ограничение телесного самовыражения. Индивидуализация быта. Развитие норм гигиены. «Обонятельная революция» XVIII в.

 

Тема 6. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕТСТВА В ИСТОРИИ

 

Общая характеристика отношения к ребенку в истории. Противоречивые установки на ребенка у родителей. Проективная реакция родителей на ребенка. Эффект «двойного образа» ребенка. Стили воспитания ребенка в истории. Специфика проявления родительской любви. Распространение детоубийства. Торговля детьми. Периодизация типов отношений между родителями и детьми в истории.

Природа детства в теории Ф. Арьеса. Теория детства Л. Демоза.

 

 

Тема 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ

 

З. Фрейд «Леонардо да Винчи». Психологические особенности личности Л. да Винчи. Особенности Л. да Винчи как художника. Специфика межличностных отношений Л. да Винчи. Психоаналитическое объяснение З. Фрейдом личностных особенностей художника.

З. Фрейд, У. Буллит «Томас Вудро Вильсон». Психологические особенности личности Т.В. Вильсона. Психологические вехи биографии. Особенности Т.В. Вильсона как политика. Психоаналитическая трактовка личностных особенностей и биографии Т.В. Вильсона.

З. Фрейд «Достоевский и отцеубийство». Психологические особенности личности Ф. Достоевского. Ф. Достоевский как художник. Невротические проявления Ф. Достоевского.

Э. Фромм «Адольф Гитлер, или Клинический случай некрофилии». Психологические особенности личности А. Гитлера. Психологические вехи биографии. А. Гитлер как политический деятель. Проявления некрофилии. Психоаналитическое понимание личности А. Гитлера.

Э. Эриксон «Молодой Лютер». Психологические особенности личности М. Лютера. Формирование «лютеровской» идентичности. Связь идентичности и идеологии.

 

Тема 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ

 

З. Фрейд «Будущее одной иллюзии». Возникновение и роль культуры в жизни человека. Возникновение и роль религии. Невротическая природа религии. Психологическое понимание будущего религии. Психоаналитическое понимание природы войны

З. Фрейд «Почему война?». Психологическая природа власти. Психоаналитическое понимание убийства. Причины и перспектив ведения войн. Психологическое исследование фашизма.

В. Райх «Психология масс и фашизм». Психологическая характеристика милитаризма и нацизма. Характерологическая структура личности и ее связь с возникновением фашизма. Особенности семейного уклада как основа возникновения фашизма в обществе. Психоаналитическая трактовка свастики. Параллель между фашизмом и религиозностью. Психологическое понимание истории большевистской России.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Белявский И.Г. Проблемы исторической психологии / И.Г. Белявский, В.А Шкуратов. – Ростов-н/Д., 1982. – 384 с.

2. Коул М. Культурно-историческая психология / М. Коул. – М., 1997. – 236 с.

3. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. – М., 1979. – 232 с.

4. Шевцов А.А. Введение в общую культурно-историческую психологию / А.А. Шевцов. – СПб., 2000. – 544 с.

5. Шкуратов В.А. Историческая психология / Шкуратов В.А. – М., 1997. – 505 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Ф. Арьес. – Екатеринбург, 1999. – 416 с.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. – М.; Воронеж, 1996. – 768 с.

3. Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии / Е.Ю. Боброва. – СПб., 1997. – 233 с.

4. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры / А.Я. Гуревич. – М., 1981. – 359 с.

5. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов» / А.Я. Гуревич – М., 1993. – 328 с.

6. Демоз Л. Психоистория / Л. Демоз. – М., 2000. – 512 с.

7. История и психология / Под ред. Б.Ф. Поршнева и Л.И. Анцыферовой. – М., 1971. – 384 с.

8. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление / Ф. Кликс. – М., 1983. – 302 с.

9. Кон И.С. В поисках себя / И.С. Кон. – М., 1984. – 335 с.

10. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – М., 1992. – 375 с.

11. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль. – М., 1999. – 384 с.

12. Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. – М., 2001. – 512 с.

13. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. – М., 2001. – 558 с.

14. Райх В. Психология масс и фашизм / В. Райх. – СПб., 1997. – 380 с.

15. Фрейд З. Будущее одной иллюзии / З. Фрейд // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1991. – С. 17-64.

16. Фрейд З. Почему война? / З. Фрейд // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1991. – С. 257-269.

17. Фрейд З. Тотем и табу / З. Фрейд // Я и Оно. Труды разных лет: В 2 кн. – Тбилиси, 1991. – Кн. 1. – С. 193-350.

18. Фрейд З. Томас Вудро Вильсон / З. Фрейд, У. Буллит. – М., 1992. – 288 с.

19. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // З. Фрейд // Фрейд З. Художник и фантазирование. – М., 1995. – С. 285-294.

20. Фрейд З. Леонардо да Винчи / З. Фрейд // Фрейд З. Художник и фантазирование. – М., 1995. – С. 176-211.

21. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии / Э. Фромм. – М., 1992. – 143 с.

22. Хейзинга Й. Осень Средневековья / Й. Хейзинга. – М., 2002. – 544 с.

23. Эриксон Э. Молодой Лютер / Э. Эриксон. – М., 1996. – 506 с.

 

Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http // www.lib.vsu.ru).

Социальные и гуманитарные науки. Философия и социология: Библиогр. база данных. 1981-2001 гг. / ИНИОН РАН. – М., 2002. – (CD-ROM).

 

 

ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Эволюция детства в истории (3 ч.)

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Общая характеристика отношения к ребенку в истории.

2. Периодизация типов отношений между родителями и детьми в истории.

3. Природа детства в теории Ф. Арьеса.

4. Теория детства Л. Демоза.

Основная литература

 

1. Шкуратов В.А. Историческая психология / Шкуратов В.А. – М., 1997. – С. 144-149.

 

Дополнительная литература

 

1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Ф. Арьес. – Екатеринбург, 1999. – 416 с.

2. Демоз Л. Психоистория / Л. Демоз. – М., 2000. – 512 с.

 

Тема 2. Психологические исследования личности исторических

деятелей (6 ч.)

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Психоаналитическое исследование З. Фрейдом личности Леонардо да Винчи.

2. Психоаналитическое исследование З. Фрейдом и У. Буллитом личности Т. В. Вильсона

3. Психоаналитическое исследование З. Фрейдом личности Ф.М. Достоевского.

4. Психоаналитическое исследование Э. Фроммом личности А. Гитлера.

5. Психоаналитическое исследование Э. Эриксоном личности М. Лютера.

Основная литература

 

1. Шкуратов В.А. Историческая психология / Шкуратов В.А. – М., 1997. – С. 141-144.

 

Дополнительная литература

 

1. Фрейд З. Томас Вудро Вильсон / З. Фрейд, У. Буллит. – М., 1992. – 288 с.

2. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство / З. Фрейд // Фрейд З. Художник и фантазирование. – М., 1995. – С. 285 – 294.

3. Фрейд З. Леонардо да Винчи / З. Фрейд // Фрейд З. Художник и фантазирование. – М., 1995. – С. 176 – 211.

4. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии / Э. Фромм. – М., 1992. – 143 с.

5. Эриксон Э. Молодой Лютер / Э. Эриксон. – М., 1996. – 506 с.

 

 

Тема 3. Психологические исследования исторических явлений и

процессов (4 ч.)

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Психологический анализ возникновения культуры и религии.

2. Психологическая природа власти и войны.

3. Психологические исследования фашизма.

 

 

Дополнительная литература

 

1. Райх В. Психология масс и фашизм / В. Райх. – СПб., 1997. – 380 с.

2. Фрейд З. Будущее одной иллюзии / З. Фрейд // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1991. – С. 17 – 64.

3. Фрейд З. Почему война? / З. Фрейд // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1991. – С. 257 – 269.

4. Фрейд З. Тотем и табу / З. Фрейд // Я и Оно. Труды разных лет: В 2 кн. – Тбилиси, 1991. – Кн. 1.

 

ВОПРОСЫИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

1. Предмет исторической психологии, ее задачи и методы.

2. Проблема соотношения психического и исторического.

3. История развития исторической психологии.

4. Психология первобытной магии.

5. Первобытные символы как архетипы.

6. Психологическое значение первобытного мифа.

7. Специфика первобытного общества.

8. Особенности когнитивных процессов первобытного человека.

9. Особенности самосознания первобытного человека.

10. Восприятие времени первобытным человеком.

11. Первобытный пансоматизм.

12. Психологическое значение появления письменности.

13. Особенности самосознания личности эпохи античности.

14. Развитие речи и мышления в эпоху античности.

15. Античная телесность.

16. Восприятие времени в античности.

17. Психологические различия древнегреческого и древнеримского общества.

18. Книжное знание Средневековья.

19. Личностные особенности человека эпохи Средних веков.

20. Специфика мышления человека эпохи Средних веков.

21. Отношение к телу в Средние века.

22. Восприятие времени в Средние века.

23. Роль технического прогресса в развитии личности Нового времени.

24. Личностные особенности человека Нового времени.

25. Специфика когнитивных процессов человека Нвого времени.

26. Отношение к телу в эпоху Нового времени.

27. Восприятие времени в эпоху Нового времени.

 

28. Психологические аспекты возникновения цивилизации и морали.

29. Общая характеристика отношения к ребенку в истории.

30. Периодизация типов отношений между родителями и детьми в истории.

31. Природа детства в теории Ф. Арьеса.

32. Теория детства Л. Демоза.

33. Психоаналитическое исследование З.Фрейдом личности Леонардо да Винчи.

34. Психоаналитическое исследование З. Фрейдом и У. Буллитом личности Т. В. Вильсона

35. Психоаналитическое исследование З. Фрейдом личности Ф.М. Достоевского.

36. Психоаналитическое исследование Э. Фроммом личности А. Гитлера.

37. Психоаналитическое исследование Э. Эриксоном личности М. Лютера.

38. Психологический анализ возникновения культуры и религии.

39. Психологическая природа власти и войны.

40. Психологические исследования фашизма.

 

 

Составитель

Макушина Ольга Петровна

 

 

Редактор Т.Д. Бунина

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: