Понятия, связанные с тематическим направлением




ПРАКТИКУМ.

Тематическое направление «Чем люди живы?»

Эпиграфы, цитаты

ü Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро. (В. Крупин)

ü Быть человеком и остаться им всегда в любых случаях, какие бы несчастья ни были. (Ф.М.Достоевский)

ü Всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. (Л.Н.Толстой)

ü Один поступок или цепь поступков, совершенных долгом и совестью, выражают смысл человечности, который я бы определил как доброта. (Ю.В. Бондарев)

ü Русское искусство прежде всего сердечное искусство. В нем неугасимо горела романтическая любовь к человеку, этим огнем любви блещет творчество наших художников великих и малых. (М. Горький)

ü Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.(Ф.М. Достоевский)

ü Человек отражается в своих поступках. (Ф. Шиллер)

ü Смысл имеет лишь жизнь, прожитая ради других. (А. Энштейн)

Возможные формулировки тем сочинений

ü Нравственная сила добра. (По произведениям литературы XX века).

ü Духовная красота человека в произведениях русской литературы.

ü «В человеке всё должно быть прекрасно…» (А.П. Чехов)

ü Проблема гуманизма в произведениях писателей XIX века.

ü Вечное и непреходящее в литературе XX века.

ü «Что же это с нами происходит?» (В. Шукшин) Нравственные искания героев в современной литературе.

ü Человек беспокойного сердца в современной литературе.

ü «Что есть красота?» (Н. Заболоцкий)

ü Проблема чести и долга в русской литературе.

ü Человек, с которым я хотел бы идти по жизни рядом (по произведениям современной литературы).

ü Нравственные проблемы в литературе 19-20 века.

ü Изображение русского национального характера в произведениях писателей 19-20 вв.

ü «Человек есть тайна. Ее надо разгадать...» Ф.М.Достоевский. Гуманизм романов...

ü Идеал простоты добра и правды в литературе 19-20 вв.

ü Тема родины в творчестве поэтов 19-20 века.

ü О величии человека и о его ответственности в литературе 20 века.

ü Судьбы героев - отражение «русской судьбы» в 20 веке.

ü Нравственные уроки в произведениях поэтов и писателей 19-20 века

ü Духовная мудрость героев в произведениях писателей 20 века.

ü Чувство кровного родства в лирике поэтов 20 века.

ü Нравственный выбор героев в произведениях писателей 19-20 века.

ü Нравственные ценности в произведениях писателей 19-20 века.

Понятия, связанные с тематическим направлением

МИЛОСЕ́РДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьему-н. милосердию. Общество «М.». Действовать без милосердия (жестоко). • Сестра милосердия женщина, ухаживающая за больными, ранеными.

СОСТРАДА́НИЕ, -я, ср. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. С. к сиротам. Сделать что-н. из сострадания.

НРА́ВСТВЕННОСТЬ, -и, жен. Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

ГУМАНИ́ЗМ, -а, муж.

1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времён феодализма.

СОЧУ́ВСТВИЕ, -я, ср.

1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. С. чужому горю.

2. Одобрительное, благожелательное отношение. Его поддерживало с. сына.

(Толковый словарь Ожегова.С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992).

Круг произведений

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.С.Лесков «Очарованный странник»

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Л.Н.Толстой «Война и мир»

А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

М. Горький «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко)

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

А.А.Блок «Русь», «Стихи о России», «Россия», «Коршун».

М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

М.А.Шолохов «Судьба человека»

В.Г.Распутин «Уроки французского», «Прощание с Матерой», «Деньги для Марии».

А.И.Солженицын «Матренин двор»

К.Симонов «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Тот самый длинный день в году».

А.Т.Твардовский «Вся Русь в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю никакой моей вины...», «Я убит подо Ржевом..»

Б.Л.Васильев. «Завтра была война»

В.П.Астафьев «Последний поклон», «Конь с розовой гривой», «Зачем я убил коростеля», «Белогрудка»

Ф.А.Абрамов «Пелагея», «Алька»

В.И.Белов «Привычное дело»

Е.А.Евтушенко «Хотят ли русские войны...», «Какая-то такая тишь...»

Б.Ш.Окуджава. «До свидания, мальчики...», «Московский муравей», «Виноградную косточку в теплую землю зарою...»

А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Ю.Леднев«Муська»

В. Крупин«Мария Сергеевна»

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

 

Солженицын А.И. «Матренин двор»

Вопросы к рассказу «Матренин двор»

1. Нарисуйте словесный портрет Матрены.

2. Опишите окружающую обстановку, в которой живет Матрена, ее мир? Сопоставьте старые названия деревень и новое название поселка. На каких основах зиждется изображенная Солженицыным социальная система?

3. Как в рассказе складывается понимание о нелегком жизненном пути героини?

4. Какое верное средство было у Матрены, чтобы сохранять доброе расположение духа?

5. Как же относились к Матрене соседи по деревне, родственники? Как складывались ее отношения с окружающими? Что общего в судьбе рассказчика и Матрены? Кому рассказывают герои о своем прошлом?

6. Что вы можете сказать о жизненных устоях деревни, об отношениях между ее жителями? Какими красками нарисованы в рассказе ФаддейМиронович и родня Матрены? Как ведет себя Фаддей, разбирая горницу? Что движет им?

7. Есть ли в гибели Матрены некая закономерность, или это стечение случайных обстоятельств? Какие приметы предвещают гибель героини?

8. Проследите, как звучит в рассказе мотив разрушения дома. Что происходит с домом в день гибели Матрены?

9. Чем становится смерть героини для ее близких и для рассказчика? Что осознал рассказчик после гибели Матрены?

10. В чем заключается смысл этого рассказа, его основная идея? Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?

В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицына поражает образ крестьянки Матрёны, её человечность, бескорыстие, сострадание и любовь ко всем, даже к незнакомцам. Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта. Особенно её милосердие проявляется в ситуации с горницей. Она позволила разобрать свой дом (где прожила всю свою жизнь) на бревна ради воспитанницы Киры. Героиня жертвует всем ради других: страны, соседей, родных. А после ее тихой смерти возникает описание жестокого поведения ее родных, которых просто захлёстывает жадность. Благодаря своим душевным качествам, Матрена делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.

 

Варианты вступлений

 

1) «Лишь слову жизнь дана», - эти слова принадлежат известному русскому писателю Ивану Алексеевичу Бунину. И действительно, мы, современные читатели, слышим голоса Пушкина, и Достоевского, Некрасова и Чернышевского, Толстого и Чехова… Именно писатели ставят в своем «Слове»«вечные» вопросы и проблемы: для чего человек живет; что такое правда и ложь, добро и зло; кто виноват и что делать; как остаться человеком, сохранить в себе человеческие качества.

 

2) Мы часто не замечаем, какая великая сила скрыта в простом слове «надо». За этим словом стоит величие, сила нравственных способностей человека. Люди, которые идут на личные жертвы, а в случае необходимости даже на смерть из чувства долга, рассудив: «Если не я, то кто?», представляют собой цвет человечества и достойны величайшего уважения.

Нравственный долг - это правило, но правило чисто внутреннее, понимаемое рассудком и признаваемое совестью. Это правило, от которого никто не может нас освободить. Нравственные качества - это требования личности, предъявляемые к самой себе, отражающие стремление к добру. Нравственный долг - это стремление к самосовершенствованию с целью утверждения человеческого в человеке. (КоноваловаТ.)

 

3) Искусство всегда стремилось запечатлеть наиболее яркое, волнующее, значительное в истории человечества. Важнейшую роль в этом можно с полной уверенностью отвести книгам. Писатель выбирает из всего множества событий только те, которые кажутся ему самыми главными, достойными того, чтобы навечно остаться в памяти народа. С другой стороны, литература почти всегда заставляет нас не просто воспринимать факты, она помогает задуматься над проблемами, актуальными для конкретного общества, определенной эпохи или всего человечества вне временных рамок. (Егоренков А.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: