Основные показатели развития организации




Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

1 ГЛАВА. Теоретические основы управления организацией в условиях рынка 5

2 ГЛАВА. Общая характеристика организации. 6

2.1.Характеристика организации в целом и объекта исследования 6

2.2. Основные показатели развития организации. 7

3 ГЛАВА. Оценка внешней среды организации. 13

3.1. Анализ внешней среды косвенного воздействия. 14

3.2. Анализ внешней среды прямого воздействия. 15

3.3. Выводы по главе: Оценка внешней среды организации. 16

ГЛАВА 4. Оценка внутренней среды организации. 17

4.1. Структура организации. 17

4.2.Состояние ресурсов организации. 20

4.3.Менеджмент организации. 21

4.3.1. Общие характеристики менеджеров. 21

4.3.2. Тип организационной культуры.. 22

4.4. Вывод по главе: оценка факторов внутренней среды организации. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25


ВВЕДЕНИЕ

 

Курсовая работа по дисциплине «Теория менеджмента 2» предназначена для студентов (бакалавров) очной и заочной форм обучения по направлению 080200.62 «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации».

Целью курсовой работы является ознакомление с основами теории и практики менеджмента деловой организации в конкурентной среде. Объектом курсовой работы является управление организацией любого профиля, размера и формы собственности. При этом сама организация рассматривается как открытая система, состоящая из подсистем (служб, подразделений, цехов, отделов), элементов (бригад, отдельных групп, мелких подразделений, отдельных работников) и взаимосвязей между ними, свободно взаимодействующая с внешней средой.

Задачи курсовой работы:

- исследование теоретических основ управления развитием организации;

- знакомство с вопросами построения ее управления;

- рассмотрение вопросов адаптации организации во внешней среде;

- изучение взаимодействия отдельных частей организации, направленного на развитие организации.

В ходе работы студенты должны приобрести навыки анализа и оценки:

- состояния организации в рыночной среде;

- факторов внешней и внутренней среды организации и их влияния на организацию;

- состояния факторов внутренней среды;

- системы управления организацией;

- возможностей развития организации в перспективе.

Работа должна содержать введение, четыре главы, заключение и список литературы.

Выполнение курсовой работы «ОЦЕНКА ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ» – один из первых этапов подготовки бакалавров направления «Менеджмент организации», подтверждающий творческий характер работы менеджера. Надо не только найти нужную информацию, но и систематизировать ее, провести необходимый анализ, сделать соответствующие выводы. Курсовая работа может стать основой для последующих курсовых работ, практических занятий, выпускной квалификационной работы. Поэтому ее качественное выполнение дает не только опыт поисково-аналитической работы, но и является заделом на будущее.

ГЛАВА 1. Теоретические основы управления

Организацией в условиях рынка

 

Первая глава курсовой работы (6–8 с.) должна быть посвящена изучению литературных источников по вопросам деятельности организации в условиях рынка. Студенту предлагается найти ответы на следующие вопросы:

1.1. Понятие и особенности рыночной экономической системы.

1.2. Понятие и классификация организаций в условиях рынка.

1.3. Особенности деятельности организации в рынке.

1.4. Цели и задачи управления организацией в условиях рынка.

1.5. Вывод по главе: Роль менеджмента в достижении целей организации.

В работе необходимо рассмотреть взгляды разных авторов на управление организацией в условиях рыночной экономической системы, сравнить подходы к пониманию предлагаемых понятий в различных литературных источниках. Высказать свое согласие или несогласие с разными взглядами на рассматриваемый предмет.

В ответах на поставленные вопросы необходимо раскрыть следующие моменты:

1. В чем суть предлагаемого вопроса?

2. Как рассматривается этот вопрос в литературных источниках?

3. В чем основное различие взглядов?

4. Наиболее верное, на ваш взгляд, представление о рассматриваемом предмете.

ГЛАВА 2. Общая характеристика организации

 

Вторая глава (5–7 с.) должна дать общее представление об объекте исследования, его положении в рыночной среде. В составе главы предлагаются два раздела:

2.1. Характеристика организации в целом и объекта исследования.

2.2. Основные показатели развития организации.

 

Характеристика организации в целом и объекта

Исследования

 

В этом разделе, используя документы, регламентирующие деятельность организации (устав, положения, договоры взаимодействия), публикации в средствах массовой информации необходимо дать развернутую характеристику организации, ответив на следующие вопросы:

- наименование организации;

- организационно-правовая форма организации;

- адрес и расположение организации;

- история создания организации;

- размер и сфера бизнеса;

- основные виды деятельности организации.

В разделе «Основные виды деятельности организации» необходимо описать назначение и основные характеристики каждого вида и рассмотреть структуру объемов продаж товара (стоимостного объема выполненных работ) по видам деятельности в динамике за 3–5 периодов работы организации (табл. 1).

 

Таблица 1. Основные виды деятельности организации

Перечень основных видов деятельности Удельный вес в общем объеме производства, %
Периоды
     
       
       

В крупной организации объектом исследования может быть одно из дочерних предприятий или одна из функциональных подсистем организации (коммерческий отдел, отдел маркетинга, цех и пр.).

На основании полученных данных о структуре объемов продаж сделать выводы о произошедших изменениях и причинах, вызвавших эти изменения. Дать оценку изменениям структуры.

Основные показатели развития организации

 

Для оценки занимаемой организацией позиции в рыночных условиях необходимо рассмотреть основные показатели ее деятельности в динамике за 3–5 периодов. К таким относятся:

- численность персонала;

- средняя заработная плата персонала;

- объем продаж (объем финансирования для бюджетной организации);

- прибыль (разница доходов и расходов), кроме бюджетных организаций.

 

2.2.1. Численность персонала является показателем, характеризующим размер организации и ее возможности влияния на рынок. Чем крупнее организация, тем больше ее возможности достижения целей и влияния на рынок. Положительная динамика численности показывает степень развития организации и эффективность ее работы.

При анализе численности персонала необходимо сравнение динамики численности с ростом объема продаж. Рост численности персонала должен соответствовать росту основных результирующих показателей деятельности, таких как объем продаж и прибыль организации. Опережающий рост объема продаж показывает рост эффективности труда персонала.

По приведенному примеру можно сделать следующие выводы: за два года численность персонала увеличилась на 24 человека или на 41 %, что говорит о быстром развитии организации, однако объем продаж и размер прибыли выросли за этот период в меньшей степени: на 29 и 20 %. Это означает снижение эффективности работы персонала, что может быть связано либо с характером движения персонала, ухудшением его качественных характеристик, либо с организацией управления персоналом.

 

2.2.2. Об эффективности деятельности организации можно судить и по уровню заработной платы персонала. Чем выше заработная плата, тем выше при прочих равных условиях качество труда и эффективность работы. Динамика заработной платы показывает степень развития организации, рост ее результативности и конкурентоспособности на рынке ее товаров. Сравнение динамики результатов деятельности организации и заработной платы персонала позволяет оценить роль персонала в достижении целей организации и перспективы ее развития.

В рассматриваемом примере (табл. 2) заработная плата персонала растет пропорционально объему продаж, но быстрее, чем прибыль. Значит, выросли затраты на производство единицы товара и снизилась рентабельность как отношение прибыли к объему продаж.

 

Таблица 2. Основные показатели деятельности организации

Показатели Годы
     
Среднесписочная численность, чел.      
% к 2009 году      
Объем продаж, тыс. руб.      
% к 2009 году      
Прибыль от продажи, тыс. руб.      
% к 2009 году      
Средняя заработная плата персонала, тыс. руб. 18,3 20,16 23,75
% к 2009 году      
Рентабельность продаж, %      
% к 2009 году   107,6 92,3

 

 

Снижение рентабельность свидетельствует о снижении прибыльности товара организации, росте затрат на производство и реализацию продукции. Это может быть связано с опережающим ростом затрат на заработную плату персонала.

Результатом работы персонала организации являются показатели объема продаж (или выручка) и прибыли от реализации товара. В бюджетной организации это будет освоение выделенных средств.

 

2.2.3. Выручка характеризует объем продажи товара, показывает основной результат деятельности организации, продаваемость товара на рынке, степень потребности рынка в товаре организации.

Размер выручки зависит от количества проданного товара и его цены, которая в условиях рынка характеризует качество товара и спрос на данный товар на рынке. Данный показатель характеризует также знание продавцом своего покупателя, его потребностей, умение удовлетворять эти потребности, реагировать на изменение спроса, показывает понимание продавцом конкурентной ситуации на рынке, умение работать с ценой и вовремя вносить изменения в товар в соответствии с изменяющимся спросом, а значит, сохранять свои позиции на рынке, быть конкурентоспособным. Размер выручки позволяет оценить влияние организации на рынок, ее рыночную силу, дать оценку конкурентоспособности товара. Для характеристики конкурентоспособности товара используют показатель доли рынка как отношение объема продаж товара организации на данном рынке в общем объеме продажи такого товара на данном рынке. Даже небольшой объем продажи товара организации в условиях невысокого спроса на товар может привести к монопольному положению организации на рынке данного товара.

Для анализа выручки важно четко определить:

- товар организации;

- рынок товара – его покупателей, географическое положение;

- общий объем продаж товара на данном рынке (всех конкурирующих организаций);

- выручку от продажи товара организации на данном рынке.

Очень важным показателем является динамика выручки, т. е. изменение объема выручки во времени. Для оценки динамики обычно рассматривают динамический ряд продолжительностью 3–5 лет. Для анализа динамики делается расчет абсолютных показателей изменения выручки в годовом исчислении и относительных показателей изменения в виде индексов или темпов роста.

Индекс объема продаж рассчитывается как отношение выручки данного периода (чаще всего года) к объему выручки предыдущего периода (года). Это же отношение, рассчитанное в процентах, показывает, на сколько процентов изменилась выручка данного периода по сравнению с выручкой предыдущего периода. При этом изменение может быть как в сторону увеличения – со знаком плюс, так и в сторону снижения – со знаком минус. Эти же показатели следует рассчитать и по отношению к начальному периоду (году) рассматриваемого динамического ряда. Обобщающим показателем ДИНАМИКИ ВЫРУЧКИ ОРГАНИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДНИЙ ТЕМП РОСТА КАК СРЕДНЯЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА ГОДОВЫХ ТЕМПОВ РОСТА.

 

Таблица 3. Показатели выручки, прибыли и рентабельности продаж организации

Показатели Годы
         
Выручка от продажи товара, тыс. руб.          
а) Изменение показателя по отношению к пред. году: - абсолютное изменение (тыс. руб.); - относительное изменение (темп прироста, %)       +1530   +12     +830   +6     –6110   –41     –1090   –12

 

Окончание табл. 3

б) Изменение показателя по отношению к 2008 году: - абсолютное изменение (тыс. руб.); - относительное изменение (темп прироста, %)       +1530   +12     +2360   +19     –3750   –30     –4840   –38
Прибыль от продаж, тыс. руб.: - % к предыдущему году; - % к 2008 году          
Рентабельность продаж, % 45,2 46,5 47,3 44,5 43,6

 

Сравнение среднегодового темпа роста организации с темпами роста макроэкономических показателей рынка позволит говорить о росте или падении конкурентоспособности товара организации.

Анализ предложенных показателей позволяет сделать следующие выводы:

1. За прошедший период резко снизился объем продаж (на 38 %), что говорит о неблагоприятном развитии событий в организации.

2. Рост объема продаж до 2010 года сменился резким падением в последующие два года. Причиной такого перелома может быть влияние факторов внешней среды или события во внутренней среде организации.

3. Падение объема продаж могло изменить конкурентоспособность организации на рынке товара.

4. Снижение объема продаж должно повлиять и на финансовые показатели деятельности организации, уменьшив возможности развития организации и снизив устойчивость организации в условиях рынка.

 

2.2.4. Прибыль является критериальным, т. е. оценочным показателем деятельности организации в рынке. Прибыль определяет рыночную силу организации, ее конкурентоспособность и возможности развития. Прибыль показывает разницу между затратами организации на осуществление ее деятельности и размером полученного дохода. Существует немало показателей размера прибыли. Во-первых, это прибыль от продажи товара, т. е. разница между объемом продаж и затратами организации на производство и реализацию товара.

В процессе анализа важно не только проследить динамику этого показателя, но и сравнить ее с динамикой объема продаж. Это позволит сделать выводы о факторах, повлиявших на изменение прибыли: рост объема продаж или снижение затрат на производство товара организации.

Согласно расчетам, представленным в табл. 3, прибыль от продаж снизилась на 40 %, это больше, чем снижение объема продаж (–38 %), что говорит об относительном увеличении затрат на производство и реализацию товара организации и снижении рентабельности продаж. Рентабельность снизилась с 45,2 до 43,6 %. Снижение рентабельности означает уменьшение эффективности деятельности организации.

В результате анализа основных показателей деятельности организации необходимо дать оценку темпам развития организации и эффективности ее деятельности.

 

2.2.5. Цели организации на современном этапе: миссия, долгосрочные цели, цели по функциональным подсистемам (производственные, финансовые, маркетинговые и т. д.).

Миссия представляет собой предназначение, главную цель, ради достижения которой организация существует. Она включает в себя следующие характеристики организации:

- целевые ориентиры;

- сферу деятельности;

- философию организации;

- возможности и способы деятельности.

Миссия формируется для того, чтобы дать субъектам внешней среды общее представление об организации, способствовать формированию имиджа организации, объединять персонал организации. Миссия является инструментом управления конкурентными преимуществами организации, должна быть предельно ясно изложена, исключать возможность разночтений, не должна иметь конкретных указаний на то, что, когда и в какие сроки организация будет делать.

 

Пример: У фирмы «Форд моторс» многие годы миссия звучала следующим образом: «Предоставление людям дешевого транспорта».

Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. В отличие от миссии цели определяют конкретные направления деятельности организации. По периодам времени цели бывают: долгосрочные (стратегические), среднесрочные и краткосрочные (оперативные).

В курсовой работе необходимо:

- дать описание существующей миссии в организации, если таковой нет, то попытаться сформулировать миссию организации;

- сформулировать стратегические, среднесрочные и краткосрочные цели организации.

 

2.2.6. Выводы по главе: на основе анализа описанных в главе характеристик состояния организации определить роль и место организации на региональном рынке, оценку развития и степень устойчивости организации в анализируемом периоде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: