Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста в семье




План ответа:

- история семейного воспитания детей с нарушенным слухом;

- причины семейного (неорганизованного) воспитания детей дошкольного возраста с нарушенным слухом;

- помощь специалистов родителям в воспитании и обучении ребёнка с нарушенным слухом в семье;

- требования к организации и содержанию воспитания и обучения детей с нарушенным слухом в семье (ранний возраст, дошкольный возраст).

История семейного воспитания детей с нарушенным слухом. Семейное воспитание детей с нарушениями слуха возникло значительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения этих детей в семье был известен в средние века. Стремление родителей воспитывать и обучать глухих детей в семье было обусловлено желанием развивать умственные способности ребёнка и приобщать ко всему, что доступно его слышащим сверстникам.

О необходимости раннего обучения глухого ребёнка в семье, развитии его речи передовые сурдопедагоги говорили ещё в XVIII - XIX вв. В отечественной сурдопедагогике мысли о необходимости раннего воспитания глухого ребёнка в семье были высказаны В.И. Флёри в его труде «Глухонемые, рассматриваемые и отношении к их состоянию и к способам образования, самым естественным их природе» (1835). Одним из важнейших факторов развития личности глухого учёный считал внимание и любовь к ребёнку, которыми должны окружить его и близкие люди, в первую очередь мать. Она же должна стать первым воспитателем ребёнка. В.И. Флёри подчёркивал важность первых лет жизни для обучения речи, первым словам, которые ребёнок может усвоить на основе зрения по подражанию.

Идею раннего воспитания и обучения глухих детей в семье широко пропагандировали Н.А., Е.Ф. и Ф.A. Pay. Они организовывали консультации и курсы для матерей глухих детей, давали рекомендации по вопросам формирования словесной речи и другим проблемам воспитания и обучения. В 30 - 40-е г.г. они подготовили ряд статей и методических рекомендаций для родителей глухих и тугоухих детей.

В 50-60-е г.г. проблемой воспитания в семье активно занималась Б.Д. Корсунская, которой была написана книга «Воспитание глухого дошкольника в семье» (1970), содержащая ряд полезных советов и рекомендаций по воспитанию и обучению глухих детей до поступления в детский сад и в период обучения в дошкольном учреждении.

В книге показана роль формирования движений, обучения разным видам деятельности для развития речи глухого ребёнка. Даны образцы пособий, необходимых родителям для обучения ребёнка в семье. Основное внимание автор уделяла вопросам развития речи: работе над значениями слов и накоплению словарного запаса; развитию разговорной и описательно-повествовательной речи; обучению дактильной речи как средству общения и способу раннего обучения чтению, способствующему умственному и нравственному развитию; формированию устной речи. Б. Д. Корсунская рекомендовала родителям наряду с устной и письменной речью широко использовать дактилологию.

В 60 - 70-е гг. А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская и Э.И. Леонгард провели исследования, выявившие значительные возможности семейного воспитания глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста. Эти возможности были обусловлены ранним началом общеразвивающей и коррекционной работы, созданием речевой среды в семье, использованием слуховых аппаратов, длительной работой по развитию речевого слуха как основы для развития навыков слухо-зрительного восприятия речи и формирования её произносительной стороны, специальной работой по развитию письменной речи.

Эти же авторы подготовили методические рекомендации в виде «Заданий для родителей», пользуясь которыми многие родители смогли начать работу по развитию детей в первые два года жизни и проводить её в течение дошкольного периода. Авторы показали возможность интеграции глухих и слабослышащих детей в среду слышащих детей в массовых школах при условии обеспечения высокого уровня развития, достигнутого в дошкольный период.

Задание. Укажите учёных, занимавшихся проблемами семейного воспитания детей с нарушенным слухом, а также их вклад в решение этой проблемы.

Учёные Годы проведения исследований Научные интересы и вклад исследователей
       
       
       
       
       

 

Проблема помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями слуха в семье, в настоящее время рассматривается в работах Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсоновой, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской и др. Их материалы содержат информацию по организации работы с детьми раннего возраста, а также рекомендации родителям дошкольников, которые по ряду причин не посещают специальные дошкольные учреждения.

Причины семейного (неорганизованного) воспитания детей дошкольного возраста с нарушенным слухом:

- отдалённость места жительства семьи от специального дошкольного учреждения;

- физическая ослабленность ребёнка;

- наличие у ребёнка комбинированных нарушений;

- нежелание родителей отдавать ребёнка в дошкольное учреждение интернатного типа;

- неудовлетворённость отдельных родителей результатами обучения и уровнем развития детей в специальном детском саду;

- нежелание разлучаться с ребёнком и др.

Помощь специалистов родителям в воспитании и обучении ребёнка с нарушенным слухом в семье. Помощь родителям оказывают сотрудники сурдологических кабинетов или центров, педагоги специальных дошкольных учреждений, специалисты некоторых научных учреждений крупных городов России.

Консультации и советы для родителей по воспитанию в семье детей с нарушенным слухом содержатся также в журнале «В едином строю». Прежде он назывался «Жизнь глухих»), в котором с 1968 г. существует рубрика «Университет для родителей».

Требования к организации и содержанию воспитания и обучения детей с нарушенным слухом в семье (ранний возраст, дошкольный возраст).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: