Тема 3 ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ




Музыкальный стиль в искусствоведении – термин, характеризующий систему средств выразительности, которая служит воплощению того или иного идейно-образного содержания. В музыке это – музыкально-эстетическая и музыкально-историческая категория. Понятие стиля в музыке, отражающее диалектическую связь содержания и формы, является сложным и многозначным. При безусловной зависимости от содержания оно все же относится к области формы, под которой понимается вся совокупность музыкально-выразительных средств, включающая элементы музыкального языка, принципы формообразования, композиционные приемы.

Понятие стиля подразумевает общность стилевых признаков в музыкальном произведении, коренящуюся в социально-исторических условиях, в мировоззрении и мироощущении художников, в их творческом методе, в общих закономерностях музыкально-исторического процесса.

Понятие стиля в музыке возникло в конце XVI века, на закате эпохи Возрождения, то есть в период становления и развития закономерностей собственно музыкальной композиции и несмотря на длительную эволюцию до сих пор является предметом дискуссий из-за разнообразия вкладываемых в него смыслов. Его относят и к индивидуальным особенностям композиторского письма и исполнения (в этом значении стиль приближается к понятию творческого почерка, манеры), и к особенностям произведений, входящих в какую-либо жанровую группу (стиль жанра), и к общим особенностям письма группы композиторов, объединенных общей платформой (стиль школы), и к особенностям творчества композиторов одной страны (национальный стиль) или исторического периода в развитии музыкального искусства (стиль направления, стиль эпохи).

Общность жанра влияет на преемственность в общности стилевых признаков. Поэтому одним из самых употребительных применений понятия «стиль» относятся к фиксации особенностей использования исполнительского аппарата (например, фортепианный стиль Шопена). При этом заметны стилистические отличия разных жанровых областей: так, стиль фортепианных произведений Шумана значительно отличается от стиля его симфоний.

Основой национальной общности стилевых черт является опора на фольклорные истоки и способы их претворения. Однако установить эту общность очень трудно и подчас невозможно, особенно на разных исторических этапах. Наряду с национальными школами, существуют и другие объединения композиторов, также часто именуемые школами. Временный характер возникающих групп (например, Веймарская школа) затрудняет фиксацию стилевой общности и ее легче установить там, где она обусловлена влиянием учителя (например, школа Франка), хотя представители этих групп часто являются не продолжателями традиции, а эпигонами главы школы.

Наибольшей конкретностью характеризуется понятие стиля в отношении творчества отдельного композитора, хотя и в этих рамках стилевые черты могут меняться (например, существенные изменения музыкального языка в позднем творчестве Бетховена).

Стилевые черты исполнительского искусства труднее определить, так как исполнительская интерпретация опирается не только на объективные данные фиксированного нотного текста. В исполнительском искусстве сочетаются индивидуальный стиль музыканта и господствующие стилевые тенденции эпохи, интерпретация зависит от эстетических идеалов, мировоззрения, мироощущения исполнителя. Тем не менее классификации исполнительских стилей в целом совпадают с основными направлениями в композиторском творчестве и обычно опираются на какие-либо отдельные эстетические признаки. При этом такие характеристики как «романтический» стиль или «классический» стиль исполнения связываются прежде всего с общей эмоциональной окраской интерпретации - свободной, с заостренными контрастами или строгой гармонично уравновешенной. «Импрессионистическим» стилем исполнения обычно называют стиль, в котором любование красочными оттенками звучания преобладает над логикой формы.

Интерес к вопросам исполнительской стилистики возник в период расцвета позднеромантического исполнительства (конец XIX начало ХХ века) и напрямую был связан с проблемами объективности, субъективности исполнения, степенью свободы исполнительской интерпретации. Исполнительская деятельность многих крупных мастеров, играющих одни и те же произведения совершенно по-разному вызвала стремление к типологии исполнителей.

Одним из первых к ней обратился видный немецкий фортепианный педагог Карл Адольф Мартинсен (1881-1955). Его книга «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли» (1930) вызвала большое внимание. Анализируя процессы психологии музыкального исполнения Мартинсен выдвинул концепцию связи «звукотворческой воли» исполнителя и системы его технических приемов. Описанные им на основе этого «пианистические типы» – романтический (господство эмоций), классический (рациональный, взвешенный) и экспрессионистический (гармоническое сочетание разума и чувства) соответствуют в его концепции экстатической, статической и экспансивной звукотворческой воле. Мартинсен придал им вневременное значение как основным типам психической конституции человека. В действительности музыкальное исполнение – понятие исторически обусловленное и типология Мартинсена пианистических типов является лишь описанием характерных черт некоторых пианистических стилей. Попытку типологии пианистических «типов» исходя из типов нервных систем и темпераментов сделал Давид Рабинович в книге «Исполнитель и стиль» (1957). В его классификации: виртуозный тип (пианистическая цель – «поражать раньше, чем выражать»), эмоциональный тип, рационалистический тип (цель – убеждать), интеллектуальный тип. Его типология, даже при указанной им относительности, зонной (термин Гарбузова) и диффузной природе типа, не учитывает изменений человеческой психики под влиянием социально-исторических причин и эволюции исполнительского искусства, в котором в разное время художники, схожие по своему душевному складу, творят по-разному. Бывает, что в искусстве артистов, воспринимаемых современниками как антиподы, для слушателей позднего поколения отчетливо проступают общие черты. К достоинствам книги Рабиновича относится сделанный им обширный анализ многих интерпретаций, попытки введения в теорию исполнительства таких понятий как стилевая доминанта (самый яркий признак данного исполнительского стиля), пианистическая цель.

Совершенно справедливыми можно считать оценки автором академизма и салонности не как самостоятельных стилевых явлений, а как трансформации того или иного стиля (стремление к догматике применения тех или иных выразительных средств); подчеркивание возрастания интеллектуального начала в интерпретации и др.

От эволюции исполнительского искусства до распространения звукозаписи можно было судить лишь на основании косвенных свидетельств (исполнительские обозначения, описание современниками игры музыканта, транскрипция – как средство закрепления интерпретации, редакции). В наше время накоплен большой материал для исследования исполнительских стилей в виде аудио и видеозаписей. Тем не менее значительных концепций в этой области еще не создано.

Отметим основные направления в развитии теории исполнительского стиля. Исполнительский стиль обладает всеми признаками системы, представляя собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и изменяющийся в процессе своего социального бытия. Исполнительский стиль имеет иерархическую структуру и на разных уровнях может характеризоваться как исполнительский стиль эпохи (романтический), стиль национальной школы (русская исполнительская традиция речевого интонирования), стиль творческой школы (школа Лешетицкого, школа Нейгауза), индивидуальный исполнительский стиль (способный изменяться во время жизни артиста).

Важным представляется подход от привычной трактовки стиля как соотношения объективного и субъективного. «Объективным в искусстве является жизненное содержание, независимое от композитора, от исполнителя, и от слушателя. Субъективные же – то, что вносится каждым из них «от себя» - пишет С.Рапопорт, теоретически обосновавший закон вариантной множественности исполнения. Соотношение художественного содержания, выраженного в нотной записи, живых исполнениях и слушательских восприятиях, хорошо описывается диалектической категорией: общее – особенное – единичное.

О категории исполнительский стиль, возможно, следует говорить собственно только со времени формирования интерпретаторского искусства как самостоятельной области музыкального исполнительства (вторая половина XIX века), не забывая, однако, о том, что композитор, исполняя свои произведения в XVI-XVIII веках был первым и чаще единственным их интерпретатором. Тогда можно, учитывая степень импровизации, объяснить попытки свести проблему стилей к типологии исполнительских индивидуальностей исторической ограниченностью слушательского сознания, сформированного артистами одной эпохи (романтической, по классификации Кандинского-Рыбникова), одним, в историческом масштабе, стилем интерпретации.

Кризис романтического исполнительства в первой половине ХХ века, эволюция музыкального искусства привела не к исчезновению романтического стиля, а к его изменению и возникновению новых стилей, дефиниция которых – задача исследователей (по концепции Д.Рабиновича одним из таких стилей явился лирический интеллектуализм – Шнабель).

Глобализация исполнительской деятельности (формирование исполнителя у мастера другой школы и традиции, космополитизация исполнителей, часто отрывающихся от национальных истоков исполнительской традиции, коммуникация системы конкурсов с ее некоторым «обезличиванием» трактовки и др.) помимо достоинств (совместность усилий по углублению постижения авторского замысла, обогащению выразительных средств) привела к ряду негативных явлений в исполнительском искусстве, крайне затрудняющие стилевую дифференциацию. К ним относятся нейтрализация национальных исполнительских традиций (наряду с обогащением), появлению «стерильных» трактовок (средства «выжить» в условиях рынка путем декларирования «аутентичности» интерпретации – невозможной с точки зрения науки) и др.

Стремление к «аутентичности» исполнения сыграло в целом положительную роль в истории исполнительства, заставив исполнителя глубоко изучать исторические условия возникновения произведения, жизнь и творчество его автора, приблизило звучание произведения к подлинным условиям его первых исполнений (исполнение на старинных инструментах). Обратной стороной этого процесса было уменьшение творческой роли исполнителя в процессе интерпретации, а история музыкального исполнительства располагает множеством фактов создания мастерами при не соблюдении некоторых исторических норм ярких, жизнеспособных интерпретаций, в течение долгого времени служивших образцом-эталоном для подражания.

Одним из важнейших стилевых признаков является репертуар исполнителя, часто выявляющего его на уровне национальной школы и в свою очередь становящегося стилевым признаком самой школы. Например, преимущественное обращение австрийских пианистов ХХ века (Шнабель, Вюрер, Бадура-Скода, Гульд, Хеблер и др.) к произведениям венской классики и Шуберта определяет такой их стилистический признак как «молоточковость» произношения, ясность фактуры и др. Внимание к отточенности мануальной техники и красочность французской исполнительской школы (Планте, Лонг, Корто, Казадезюс, Чикколини, Франсуа, Помье) во многом определен произведениями французских композиторов. Важным признаком русской исполнительской школы является речевое интонирование, связанное с большим вниманием к слову в русской музыке («Я хочу, чтобы звук выражал слово» – А.Даргомыжский).

Одним из направлений изучения национальных особенностей исполнительского интонирования могут стать исследования роли речевого опыта человека в восприятии музыки, переноса опыта речи как коммуникационного процесса на «общение» исполнителя со слушателем.

Другим направлением изучения стиля исполнительства являются взаимоотношения интерпретатора с авторским текстом – объектом интерпретации, изучение выразительных исполнительских средств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: