Обработка и интерпретация результатов теста




Инструкция к тесту

Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы.

Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе:

· 5 ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется,

· 4 – проявляется постоянно, но не так сильно,

· З – не очень проявляется,

· 2 – проявляется противоположное отрицательное качество,

· 1 – сильно проявляется противоположное отрицательное качество.

Например:

Группа стремится общаться и сотрудничать с другими группами.           У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.

· 5 ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено,

· 4 – когда не очень выражено,

· 3 – слабо выражено,

· 2 – больше выражено стремление обособиться, чем общаться,

· 1 – стремление обособиться выражено ярко.

Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по принципу противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его положительную оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.

 

  Группа активна, полна творческой энергии.           Группа инертна, пассивна.  
  Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии).           Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т. д.  
  В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели.           Группу отличают общественно вредные, асоциальные цели.  
  Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цепи каждого члена группы в отдельности.           В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми.  
  В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других.           Популярные члены группы – эгоисты, работающие лишь для себя.  
  Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом.           У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом.  
  Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами.           У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.  
  Группу отличают устойчивые интересы.           Группу отличает быстрая смена интересов.  
  Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле.           Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле.  
  Актив, ядро группы ведет ее на общественно-полезные дела.           Актив ведет группу на антиобщественные дела.  
  В группе справедливо относятся ко всем членам группы, стремятся поддержать слабых в общей деятельности, каждый испытывает чувство защищенности.           Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", в ней пренебрежительно относятся к слабым.  
    В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи.           При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты.
    Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности.           Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу "кого-нибудь, только не меня".
    Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом.           Большинство членов группы ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно.
    Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу.           В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распада.
    Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы.           Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели.
    Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами.           Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними.
    Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и "прижиться", влиться в свою среду.           Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду.
    Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия.           Группа способна к согласованию своих действий.
    Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.           Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.
    Члены группы активно стремятся сохранить группу как единое целое. Группа настойчиво про тиводействует попыткам расформирования.           К сохранению группы ее члены относятся безразлично. Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему.
    Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями.           Группа не имеет хороших, способных организаторов.
    Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов.           Группа не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречиво.
    Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению.           Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы.
    Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д.           В группе не знают о ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д.
    Группа легко находит общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач.           В группе нет взаимопонимания при решении общих задач.
    При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение.           Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в цепом, так и отдельных ее членов.
    В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение.           Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям.
    При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений.           Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий.
    Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках.           В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках.
    Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп.           Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп.
    Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения.           Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно и способствует разъединению группового мнения.
    Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и формируют стремление к осмысливанию и исправлению недостатков.           Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству.
    Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе.           Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе.
    Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия.           Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия.
    Стремление к совместности переживаний событий, жизненных явлений, произведений искусства.           Тенденция и замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний.
    Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы.           Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными.
    Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций.           В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить.
    В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой.           В этих условиях группа теряется, "раскисает", наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т. д.
    Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему.           В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группыили способствующие этому.
    В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность.           Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу.
    Групповые эмоциональные "взрывы" в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения.           Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения.
    Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности.           Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности.
    Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела.           Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях.
                               

Обработка и интерпретация результатов теста

Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива:

· Высокое развитие 180-220

· Хорошее развитие 140-179

· Среднее развитие 100-139

· Недостаточное развитие 60-99

Интегративность группы ведет к согласованности актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив – это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровне развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.

Направленность – это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов. К направленности относится также готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ “групповой эгоизм”).

Организованность – способность класса к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих товарищей (лидеров). Способных лидеров хватает для организации любого дела.

Согласованность мнений и действий, готовность каждого школьника взять на себя инициативу и повышенную ответственность.

Правильная ориентировкакаждого школьника в жизнедеятельности класса, что значит, как писал А.С.Макаренко, “ощущать, в каком месте коллектива ты находишься и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают”.

Интеллектуальная коммуникативность – это способность класса быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Школьники довольны своей способностью понимать друг друга с полуслова. Взаимопонимание доставляет им радость и чувство комфорта. Класс активизирует своих членов, когда ищет общее решение. К мнению каждого внимательно прислушиваются, добиваясь общего языка и побуждая друг друга к активному обсуждению различных точек зрения.

Психологический климат – преобладание того или иного психологического настроя (мажорный, приподнятый, пессимистический, подавленный); степень психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинство личности, равнодушие).

Эмоциональное единство – успехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом.

Разобщенность – ученики не стремятся быть вместе, проявляют безразличие к общению.

Кроме того, оценивается подготовленность группы как уровень знаний, навыков, умений в том или ином виде совместной групповой деятельности.

 

1. Диффузная группа Для диффузной группы характерно отсутствие психологического единства по главным направлениям деятельности, хотя возможно достижение психологического единства на второстепенной, случайной, временной (а не деловой) основе. Как правило, это разобщенные общности, состоящие из изолированных (а иногда и конкурирующих) группировок. Наряду с лидерами-организаторами действуют и лидеры-дезорганизаторы. Многие вопросы организации совместной деятельности решаются импульсивно, самоуправление развито слабо, организационное ядро группы авторитетом не пользуется. Управлять такими группами трудно, потому что они вялы, пассивны. При получении новых заданий оказывают большое сопротивление: не хотят нововведений, ссылаются на свою «немощность», пытаются оттянуть задание под видом любых, часто нелепых, отговорок. Воздействие классного руководителя группы этого типа пытаются приспособить к своим узкогрупповым интересам. Личность в диффузных группах недостаточно включена в совместную деятельность, психологически слабо защищена «Песчаная россыпь» Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильнее - и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там каждый, как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.    
2. Группа-ассоциация.К этой категории относятся такие классные коллективы, в которых плохо выполняется основная групповая деятельность. Эти классы не имеют своего общественно ценного лица. Актив в таких классах недостаточно действен. Учащиеся взаимно внушаемы и конформны в поведении. Общий тон - пассивная созерцательность. Стиль самоуправления в таких группах - импульсивный. В противовес официальным лидерам-организаторам в них выступают 2-3 ярко выраженных дезорганизатора, а чаще всего проявляется пассивное поведение учащихся. Управлять такими группами трудно, потому что они вялы, пассивны, часто не реализуют общих целей и задач. При получении новых заданий оказывают известное сопротивление, пытаются оттянуть задание под видом любых отговорок или переложить его на другие коллективы. Личность в таких коллективах проявляет себя слабо. Особенно в неблагоприятном положении оказываются в них яркие и самобытные личности. По уровню своего развития, эти коллективы находятся на начальных этапах формирования. «Мягкая глина» Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки. Не все получается у организатора, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера хорошего организатора пока нет или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.
3. Группа-кооперация Это достаточно организованные и сплоченные группы, но проявляют активность прежде всего в собст­венных интересах, проявляют групповой эгоизм, противопостав­ляют "себя другим группам, строят межгрупповые отношения на ос­нове конкуренции, соперничества. Общественно значимые цели вышестоящей организации такие группы стремятся приспособить к своим узкогрупповым интересам.   «Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытно­му, и начинающему мореходу при­носит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». За­метьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь» Формирующийся коллектив озабо­чен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом кол­лективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товари­щеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не оди­ночных, пусть даже частых вспы­шек. В группе есть на кого опе­реться. Авторитетны «смотри­тели» маяка, те, кто не дает погас­нуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуаль­ностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, най­ти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда у некоторых членов группы хватает сил подчи­ниться коллективным требовани­ям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносят­ся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том, более значительном коллек­тиве, в который он, как часть, вхо­дит. Мы видим проявление актив-ности всплесками, да и то не у всех.
4. Коллектив. Такие группы успешно выполняют учебную и общественно значимую деятельность, ответственно относят­ся к поручениям вышестоящих организаций, проявляют высокую принципиальность и моральную чистоту в разнообразных формах поведения. Полученные группой задачи решаются не шаблонно, есть попытки найти наилучший варинат их выполнения. Группа психологически сплочена, спло­ченность базируется на социально ценных мотивах и целях. Психологи­ческое единство вырабатывается в ходе активного обсуждения различ­ных сторон деятельности класса, в обсуждении принимают участие все школьники. Между группировками и между лидерами группировок сло­жились хорошие деловые и личные отношения. В общении между чле­нами коллектива наблюдается ува­жительное отношение друг к другу. Личность в такой группе психологи­чески защищена; в деловых отноше­ниях - высокая требовательность к каждому школьнику и неприми­римость к нарушителям групповых норм и ценностей. Распоряжения вышестоящих организаций воспри­нимаются без сопротивления, ого­ворок и жалоб, но допускается ра­зумная критика в их оценке. В на­строении группы преобладает ма­жор, переживание чувства собствен­ного достоинства, базирующегося напредставлении ценности своего класса и гордости за него. «Горящий факел» Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива. Но это не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: