Эффект импортных закупок.




Макроэкономические показатели.

Информация, которую дают счета национального дохода, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики. Счета национального дохода позволяют составлять таблицы экономического здоровья общества и разумно определять политику, способствовавшую улучшению этого здоровья.

Валовой национальный продукт (ВНП) является главным показателем при составлении национальных счетов.

ВНП определяется как совокупная рыночная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в экономике за один год.Объём расходов на покупку товаров, произведённых в данном году =денежный доход, полученный от производства продукции данного года.


№2 Совокупный спрос – это реальный объем национального производства (ВНП), который готовы приобрести внутренние и внешние потребители, фирмы и государство при любом возможном уровне цен в стране. Совокупный спрос графически можно изобразить в виде кривой.


При прочих равных условиях чем выше уровень цен в стране, тем меньше реальный объем ВНП, который будет приобретен покупателями.

Такая закономерность объясняется следующими ценовыми факторами.

Эффект богатства

Эффект процентной ставки.

Эффект импортных закупок.

Если уровень цен на отечественные товары увеличивается, покупатели постараются заменить подорожавшие отечественные товары более дешевыми импортными.


Совокупное предложение - это зависимость между количеством производимой в стране продукции (реальным ВНП) и уровнем цен в стране.

Высокие цены на товары и услуги служат стимулом для производителей и вызывают рост величины предложения. Эта закономерность существует и в макроэкономике. Но кривая совокупного предложения имеет своеобразную форму (рис.3.4). Её можно условно поделить на три участка: горизонтальный, восходящий и вертикальный.

Горизонтальный, или кейнсианский, участок соответствует экономическому спаду в стране. Реальный ВНП значительно отстает от потенциального уровня. Ресурсы задействованы лишь частично, а значит в стране высокий уровень безработицы и простоев оборудования. На этом участке может изменяться реальный ВНП, а цены не меняются. Это объясняется тем, что во время кризиса в стране можно легко найти дешевые ресурсы - рабочую силу и др., следовательно, увеличение производства не будет сопровождаться увеличением средних издержек и цены останутся на прежнем уровне.


Восходящий, или промежуточный, отрезок показывает увеличение национального производства, которое сопровождается ростом цен. Это происходит из-за того, что некоторые рынки страны насыщены ресурсами и товарами, а на других рынках возникает острая нехватка ресурсов и дефицит товаров. Для устранения товарного дефицита предприятия вынуждены использовать низкоэффективное оборудование и низко квалифицированную рабочую силу. ВНП увеличится, но это приведет к увеличению издержек на единицу продукции и, следовательно, к росту цен.

Вертикальный, или классический, отрезок соответствует экономике полной занятости. В макроэкономике очень четко проявляется проблема общей нехватки ресурсов. Она и отражена на вертикальном отрезке – уровень цен в стране растет, а уровень производства остается неизменным, так как реальный ВНП достиг своего потенциального уровня.Совокупное предложение, так же как и совокупный спрос может изменяться под воздействием неценовых факторов (рис.3.5). Детерминанты совокупного предложения.

Изменение цен на ресурсы. Цены на ресурсы зависят от доступности внутренних ресурсов страны, цен на импортные ресурсы и господства на рынке того или иного поставщика ресурсов. Здесь речь идет о возможности монопольных объединений устанавливать цены выше конкурентных.

Изменение производительности. Повышение производительности означает, что из имеющегося объема ресурсов будет произведено больше продукции. К тому же повышение производительности сокращает издержки на единицу продукции. Следовательно, совокупное предложение увеличится.

Изменение организационно-правовых норм. Увеличение налогов на бизнес и усиление государственного регулирования деятельности редприятий сократит совокупное предложение. А увеличение субсидий со стороны государства наоборот увеличит его.



 

№3 экономическое равновесие – это соответствие между производственными ресурсами и потребностями человечества. Такая ситуация, как известно, недостижима, так как потребности безграничны, а, следовательно, всегда опережают ресурсные возможности нашей планеты. И поэтому реальное равновесие может быть достигнуто либо при сокращении потребностей, либо при увеличении количества задействованных ресурсов или их более интенсивном использовании.

На индивидуальных рынках (т.е. на микроуровне) такое равновесие достигается с помощью ценового механизма. Уравновешивающая функция цен заключается в том, что колебание цен приводит к выравниванию спроса и предложения товара.

Но в масштабах всей страны (на макроуровне), когда рассматривается агрегированный спрос и агрегированное предложение, наряду с рыночным механизмом существенное влияние на равновесие оказывают и различные методы государственного регулирования. Формирование макроэкономического равновесия процесс сложный и противоречивый. Здесь следует различать общее и частное равновесие.

Частное равновесие – это количественное соответствие двух сторон единого целого. Примером может послужить уравнивание доходов и расходов бюджета, уравнивание производства и потребления и пр.

Общее же равновесие предполагает согласованное развитие всех сторон экономики страны. Это система взаимосвязанных и взаимосогласованных пропорций во всех сферах, отраслях, на всех рынках. И, прежде всего, равновесие между спросом и предложением на потребительские блага и на факторы производства. Только в этом случае может быть достигнуто стабильное развитие экономической системы.

Теория макроэкономического равновесия считается одной из самых фундаментальных в экономической науке. Она составляет основу экономической политики государства. На основании положений этой теории вырабатываются наиболее эффективные методы хозяйственного регулирования

 

№4 Факторы экономического роста - это те элементы (явления, процессы) экономики, которые определяют величину роста ВВП, влияют на скорость увеличения национального продукта.

По сферам действия выделяют три вида факторов экономического роста.

1. Факторы предложения - это потенциал ресурсов, необходимых для производства: количество и качество рабочей силы в стране; объем и качественный состав основного капитала; уровень технологии и организации производства; количество и качество природных ресурсов.

2. Факторы спроса - это те элементы экономики, которые определяют возможность реализации созданного продукта: уровень расходов на приобретение созданного ВВП со стороны потребителей, предпринимателей и государства; фаза цикла деловой активности в стране; освоение новых рынков сбыта и др.

3. Факторы распределения - это те элементы, которые вначале воздействуют на спрос, а затем уже через него - на предложение. К ним относятся: уровень доходов работников и предпринимателей; социальная политика правительства; социальная стабильность в стране и пр.

 

№5 В классическом смысле экономический цикл, включает в себя четыре фазы, последовательно сменяющие друг друга: кризиса (рецессии), депрессии, оживления, подъема.

1. Фаза кризиса или рецессия – это резкое ухудшение всех параметров экономического развития вследствие разбалансированности национальной экономики. Её характеристики: резкое сокращение объемов производств, сокращение размеров доходов, сокращение занятости, сокращение инвестиций, падение цен, затоваривание, рост неиспользованных производственных мощностей и безработицы, массовое банкротство.

Наибольший шанс уцелеть есть у предприятий с крупным капиталом. Предприятия малые, неспособные овладеть высокопроизводительным оборудованием и технологией, часто не могут стабилизировать свое экономическое положение и терпят банкротство. В этом заключается позитивная роль кризиса. Разорение слабых в техническом отношении предприятий имеет свои плюсы для промышленности в целом, поскольку ведет к повышению общего уровня производительных сил. Важными функциями кризиса являются: восстановление сбалансированности экономики и создание материально-технической и технологической основы для будущего экономического роста.

2. Фаза депрессии – это низшая точка кризиса. Её характерные черты: массовая безработица, низкий уровень заработной платы, низкий уровень ссудного процента, сокращение товарных запасов, приостановка падения цен. Производство не сокращается, но и не растет, поскольку появляются отдельные «точки роста». Обновление основного капитала знаменует переход от фазы депрессии к фазе оживления.

3. Фаза оживления – восстановление экономики, её признаки: массовое обновление основного капитала, сокращение безработицы, рост заработной платы, рост цен, рост процентных ставок, рост спроса на предметы потребления.

Эта стадия заканчивается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям и переходит в следующую фазу.

4. Фаза подъема – это максимальная активность экономики, характеризующаяся следующими показателями: увеличение темпов экономического роста, рост инвестиций, курсов ценных бумаг, заработной платы, цен, прибыли, сокращение безработицы.

В итоге, объём производства вновь выходит за рамки платежеспособного спроса. Цикл завершается, подготавливая условия нового перепроизводства и нового кризиса.

 



№7. ДКР – это совокупность мероприятий государства в лице центрального банка, направленных на изменение процентных ставок, кредитных вложений в экономику и в конечном итоге на денежную массу уровень инфляции и на экономику.

Цели промежуточные

1. обеспечение устойчивости курса национальной валюты,

2. снижение уровня инфляции,

Конечные

3. содействие экономическому росту,

4. снижение безработицы.

В литературе есть еще понятие денежно-кредитная политика, зачастую отождествляется с ДКР.

Понятие ДК политика является более широким, первичным по отношению к ДКР.

ДК политика – основные направления, стратегия, концепция развития денежно-кредитной сферы на конкретный период времени.

Является элементом финансовой политики государства. Исходя из бюджетной политики.

Методы реализации денежно кредитной политики (ДКР):

Методы можно классифицировать по механизму воздействия и по временному воздействию.

По механизму: прямые (административные), косвенные (рыночные).

Прямые – это непосредственные запреты, предписания, исходящие от центральных банков. Они направлены на регламентацию деятельности банков в области кредитования, валютных операций, безналичных расчетов, как правило, носят обязательный характер. Активно использовались в условиях централизованной экономики. Однако, они применяются в рыночной экономике. Особенно в сфере валютных операции, налично-денежного обращения.

К ним относят:

- Запрет на выполнение банковских операций

- ограничение выполнения операций

- закрыт на открытие филиалов

- лимиты в области налично-денежного обращения

- нормативы для коммерческих банков (ликвидности и т.д.)

Косвенные – также регламентируют деятельность банков. Но при их применении на финансовом рынке создаются определенные условия. В рамках этих условий коммерческие банки расширяют одни операции и при этом сокращают другие.

Как правило, косвенные методы не имеют обязательного характера и оставляют за банками выбор вариантов поведения.

В РФ перечень косвенных рыночных методов закреплен в законе о ЦБ. К ним относят:

- официальная ставка ЦБР,

- рефинансирование банков,

- минимальные резервные требования (МРТ),

- операции на открытом рынке,

- депозитные операции,

- валютные интервенции,

- эмиссия облигаций.

В настоящее время серьезная роль отводиться такому методу как таргетирование.

Таргетирование – это установление центральными банками нижних и верхних границ изменения различных денежных показателей на прогнозируемый период.

Диапазон планировался: по инфляции, по денежной массе, по валютному курсу, по процентным ставкам (ЦБ – новое в практике).

В последние годы ЦБР в основных направлениях денежно-кредитной политики поставил задачу постепенного перехода к инфляционному таргетированию.

По временному аспекту методы: краткосрочного и долгосрочного регулирования.

Краткосрочные.

Операции на открытом рынке – позволяют воздействовать на банковскую ликвидность, а также кредиты рефинансирования краткосрочного характера, предоставляемые ЦБ на несколько дней для оперативного регулирования ликвидности

Долгосрочные – минимальные резервные требования, а также кредиты рефинансирования в виде долгосрочных субординированных займов

№8 Фискальная политика, Фискальная политика распространяет свое действие на основные элементы государственной казны. Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными доходами и расходами. Фискальная политика объединяет в себе такие виды финансовой политики как бюджетную, налоговую, политику доходов и расходов.

Виды:Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или во изменение постоянно действующих правил хозяйственной жизни. Правительство, видя, что принятые ранее законы не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в хозяйстве страны, прибегает к дискреционной политике. Применение разных дискреционных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией.

недискреционная фискальная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Автоматическая налого-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главные из них – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. Так, подоходный налог и налог на прибыль корпораций – основная часть доходов бюджета в странах рыночной экономики – взимаются по прогрессивной шкале.

№9 Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Источники доходов:


1) налоговые доходы:

а) налог на прибыль;

б) налоги на товары и услуги, лицензионные сборы;

в) налоги на совокупный доход;

г) налоги на имущество;

д) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

е) прочие налоги и сборы;

 

2) неналоговые доходы:

а) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

б) доходы от продажи земли;

в) административные платежи и сборы;

г) штрафные санкции (за налоговые нарушения);

д) доходы от внешнеэкономической деятельности; 3) безвозмездные перечисления:

а) от бюджетов других уровней;

б) от государственных внебюджетных фондов;

в) от государственных организаций.


 


№10 Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом». Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней. нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени». Отсюда и название — «теневая экономика».

№13 Внешняя торговля. Мультипликатор в открытой экономике.

Внешняя торговля – это торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Внешняя торговля является традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений. На ее долю приходится до 80 % всего объема международных экономических отношений.

Международная торговля создает благоприятные условия для роста мирового производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10 % роста мирового производства приходится 16 % увеличения объема мировой


торговли. Сбои в торговле замедляют и развитие производства.

Меру участия национального хозяйства в международной торговле характеризует индекс товарности (ТИ), который показывает долю экспортируемых (ЕХ) и импортируемых (IM) товаров и услуг в валовом внутреннем продукте:

%


Механизм воздействия экспорта на экономический рост включает мультипликатор экспорта (МЕХ), который умножает воздействие прироста экспорта (DЕХ) на увеличение объема ВВП:

DВВП = МЕХ ´ DЕХ

Мультипликативный эффект выражается в том, что экспортный заказ первоначально прямо увеличивает выпуск продукции и повышает расход заработной платы работников экспортной отрасли производства. Доходы этой отрасли поступают в смежные отрасли, где возрастает выпуск средств производства для экспортных отраслей и предметов потребления для работников экспортных предприятий. Средства, полученные в отраслях второго эшелона, уходят в сопряженные с ними предприятия третьего эшелона и т.д.

Общий положительный эффект расширения экспорта таков:

Øувеличиваются занятость работников, выпуск продукции и доходы;

Øза счет экспорта уменьшается возможность кризисов перепроизводства;

Øвозрастают валютные ресурсы государства и укрепляются его финансы.

Мультипликативный эффект со знаком «минус» дает и импорт.

Результирующий эффект внешней торговли определяется обобщающим показателем «нетто-экспорт»

NEX = EX - IM

№15. Государственный долг, его причины.

Содержание составляющих бюджет категорий не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой.

Уравнять доходы и расходы бюджета оказывается чрезвычайно трудно. Часто возникает превышение расходов над доходами, т.е. дефицит бюджета. Если же доходы больше расходов, разность между ними называется профицитом.

Правительство может иметь дефицит бюджета в течение многих лет. Постоянно прибегая к подобным займам, правительство накапливает свой долг перед населением. Накопившиеся за несколько лет дефициты бюджета образуют государственный долг.

Структура доходов государственного бюджета.

1. Налоговые доходы, всего

в том числе: налог на прибыль предприятий и организаций;

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

лицензионный сбор за право производства, розлива и хранение алкогольной продукции;

платежи за пользование природными ресурсами;

ввозные таможенные пошлины;

подоходный налог с физических лиц;

специальный налог с предприятий, учреждений, организаций;

другие налоги, сборы и пошлины.

2. Неналоговые доходы, всего

в том числе: доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;

доходы, поступающие от внешнеэкономической деятельности;

другие неналоговые доходы.

3. Доходы целевых бюджетных фондов, всего

Структура доходов бюджета определяется не только на стадии его формирования, также она зависит от фактического поступления доходов – налогов.

Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших – финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др.

Из федерального бюджета Российской Федерации финансируются следующие виды обязательных расходов:


Ø содержание органов государственной власти РФ;

Ø осуществление экономической деятельности РФ;

Ø оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство;

Ø обустройство государственной границы;

Ø финансирование фундаментальной науки;

Ø образование государственных материальных и финансовых резервов;

Ø регулирование финансового потенциала субъектов РФ;

Ø погашение и обслуживание государственного долга РФ;

Ø другие расходы, предусматриваемые в бюджете на соответствующий год.


Расходы бюджета подразделяются на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды в свою очередь могут быть: внутренние (ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей) и внешние (государственные кредиты).

Структура расходов бюджета.


1. Государственное управление.

2. Международная деятельность;

3. Национальная оборона.

4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства.

5. Федеральная судебная система.

6. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

7. Промышленность, энергетика, строительство.

8. Сельское хозяйство и рыболовство.

9. Охрана окружающей среды и природных ресурсов.

10. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.

11. Развитие рыночной инфраструктуры.

12. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

13. Образование.

14. Культура и искусство.

15. Средства массовой информации.

16. Здравоохранение и физическая культура.

17. Социальная политика.

18. Обслуживание государственного долга.

19. Пополнение государственных запасов и резервов.

20. Мобилизационная подготовка экономики.

21. Прочие расходы.

22. Расходы целевых бюджетных фондов.


Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

№17 Антиинфляционная политика.

Некоторые экономисты придерживаются мнения, что ползучая инфляция, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. Расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. При этом выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы. Инфляция перераспределяет доходы не только в этом случае. Она также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами в пользу дебиторов (заемщиков).

Основными же негативными последствиями инфляции можно считать:

Øснижение реальных доходов населения;

Øобесценивание сбережений населения (инфляция съедает получаемый %);

Øпотеря у производителей заинтересованности в создании качественных продуктов (качество падает, сокращается выпуск дешевых товаров);

Øусиливается диспропорция между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;

Øограничивается продажа сельскохозяйственной продукции – производители ожидают повышения цен не нее;

Øухудшение условий жизни преимущественно у получателей фиксированного номинального дохода (пенсионеры, госслужащие).

Антиинфляционное регулирование может вестись по двум направлениям.

1. Сокращение бюджетного дефицита, ограничение наличной и безналичной эмиссии. Выравнивание пропорций прироста денежной массы страны и ВНП, чтобы вновь созданные деньги обеспечивались реальными товарами.

2. Политика регулирования цен и доходов, которая призвана увязывать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума.

 

№20.


Начнем с формулировки теоремы: при наличии трех условий, а именно, четкой спецификации прав собственности, нулевых трансакционных издерж-

ках и отсутствии эффекта богатства, первоначальное распределение прав собственности будет нейтрально по отношению к конечному размещению

ресурсов. Таким образом, данная теорема состоит в том, что при соблюдении трех указанных условий то, как распределены права собственности, не имеет

значения для эффективного использования ограниченных ресурсов. Если же в реальной жизни мы наблюдаем существование связи между распределени-

ем прав собственности и размещением ресурсов, то причину следует искать в размывании прав собственности, трансакционных издержках или эффекте

богатства. Это объясняется тем, что потенциально наиболее эффективный собственник мог бы предложить наивысшую цену за ресурс, в результате чего

этот ресурс неизбежно должен перейти к нему. Однако при отсутствии специфицированных прав собственности обмен невозможен, поскольку его необ-

ходимым условием является четкая определенность объектов и субъектов обмениваемых правомочий. При наличии положительных трансакционных

издержек их величина может превзойти выигрыш, являющийся результатом перемещения ресурса к более эффективному собственнику.


 

№21 Монетаризм определяет спрос на деньги как результат сравнения выгоды, получаемый хозяйственным агентом от запаса денег и от дохода, приносимого альтернативными активами. Выгоды от запаса денег сводятся, прежде всего, к способности денег облегчить обмен и спасти от банкротства.

В теории М. Фридмена утверждается, что существует стабильная функция спроса на деньги, а сами деньги являются наиболее инерционным элементом портфеля активов. Поэтому желаемый населением денежный запас составит некоторую устойчивую долю номинального ВНП.

Если фактический денежный запас у населения превосходит его желаемый уровень, толюди попытаются избавиться от дополнительных, по их мнению, денег или путем увеличения своих расходов, или путем изменения структуры своих активов (например, покупая ценные бумаги). Поскольку это увеличит совокупный спрос, цены возрастут, но и производство должно расшириться. Валовой национальный продукт будет увеличиваться до тех пор, пока люди будут предъявлять дополнительный спрос. Это продлится до тех пор, пока они не захотят оставить у себя эти дополнительные деньги. Тогда дальнейший рост ВНП прекратится, а денежные запасы у населения составят устойчивую долю денежных доходов.

 

№24 Неоклассическая теория фирмы


В основе неоклассической концепции фирмы лежит теория предельной полезности, возникшей, с одной стороны, в качестве реакции на трудовую теорию стоимости и в частности прибавочной стоимости, с другой стороны как следствие нарушений в сфере обмена и участившихся кризисов перепро­изводства.

Неоклассическая теория фирмы, возникнув в результате «маржиналистской революции», более чем какая-либо другая теория подвергалась измене­ниям. Сторонники этой концепции фирмы унаследовали от классиков XVIII- начала XIX вв. представления А. Смита о фирме как субъекте рынка, который управляется механизмом рыночных цен. От Ж.Б. Сэя заимствованы представления о фирме как субъекте, преобразующем ресурсы и потреби­тельские ценности для продажи на рынке.

Неоклассики разработали математический аппарат, который позволяет выявить количественные характеристики хозяйственной деятельности фир­мы и определить возможности повышения ее эффективности путем оптимизации соотношения цен и объемов производства и сбыта, предельных из­держек и предельного дохода фирмы.

Понятие «предельность» — наиболее употребляема для анализа фирмы в неоклассической теории.

Современный взгляд на фирму сложился под определяющим влиянием неоклассической теории и теоретического вклада в ее развитие Дж. Хикса (1904-1989), Дж. Робинсона (1903-1983), Э. Чемберлина (1899-1967), У. Бау-моля и др.

Определяющее влияние на современное понимание фирмы в ее неоклас­сической концепции оказали работы английского экономиста Дж. Хикса.

Хикс проводит почти полную аналогию между поведением индивида как потребителя и поведением индивида как представителя фирмы. В соответст­вии с этим подходом он заменяет функции потребительской полезности ин­дивида на функции прибыли; цены на товары индивида-потребителя на цены на ресурсы фирмы; предельную норму замещения индивида-потребителя на предельную норму трансформации фирмы. В соответствии с теорией Хикса, если целью индивида как потребителя является максимизация совокупной полезности при заданном бюджетном ограничении, то целью фирмы — мак­симизация прибыли при ограничении на издержки производства.

Все последующие представители неоклассического направления исполь­зуют предложенный Хиксом параллельный метод анализа фирмы как част­ный случай оптимизационного поведения индивида. Фирма, следовательно, предстает не более, чем индивид или домашнее хозяйство. В поведении фирмы и индивида не вносятся каких-либо дополнительных характеристик, которые бы отличали фирму от домашнего хозяйства в поведении на рынке.

Однозначность трактовки поведения фирмы и индивида-потребителя, ре­зультатов поведения фирмы и индивида, простота логической конструкции, возможность использования одних и тех же математических методов и графи­ческих конструкций для сравнительного анализа поведения фирмы и индиви­да превратили эту трактовку фирмы в наиболее популярную в западной мак­роэкономической теории. Эта концепция, несколько уточненная и усложнен­ная, развивается в рамках «основного течения» экономической науки.

У А. Смита поведение и равновесие фирмы вытекало из современной конкуренции, которая существовала со времен А. Смита как реальность. У современных неоклассиков совершенная конкуренция, в силу ее фактиче­ского отсутствия, понимается как «допущение», необходимое для построе­ния элегантной модели фирмы вне зависимости от связи с реальностью.

Дж. Робинсон и Э. Чемберлин «раздвигают» рамки неоклассической тео­рии фирмы, признавая многообразие поведенческих характеристик фирмы. Они исследуют поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции, вводят в оборот понятия монополистической конкуренции, неценовой кон­куренции и ценовой дискриминации на рынке. Неоклассической теории удалось объяснить роль цены в механизме ценообразования и распределения ресурсов в рыночной среде.

Существенный недостаток неоклассической теории фирмы состоит в по­нимании фирмы как аналога домашнего хозяйства. В таком случае исчезает различие между производящим и потребляющим субъектами экономики. Кроме того, фирма при таком рассмотрении сводится к одному человеку — владеющему, управляющему и работающему на ней. Как особая, сложная форма организации производства, фирма исчезает из объекта экономическо­го анализа, превращаясь в некую формальную конструкцию, которую можно изъять из анализа с целью обнаружения механизма цен.

Если целью неоклассической теории является объяснение причин изме­нения рыночных цен, то поведение фирмы и прогноз приобретают второсте­пенное значение. Поведение фирмы оказывается простой реакцией на изме­нение цен производственных ресурсов (формирование цен на рынках факторов производства) и потребительских цен даже в условиях несовер­шенной конкуренции.

Управление фирмой, авторитарное распределение ресурсов и, как следст­вие, наличие возможностей отклонения от цели максимизации прибыли в неоклассической теории во внимание не принимаются.

Для деятельности предприятия в современной России эти недостатки име­ют практическое значение. Даже варианты возможного отклонения от гипоте­зы максимизации прибыли объясняются разновидностью типичного неоклас­сического поведения фирмы с использованием того же инструментария пре­дельного анализа. В результате особенности поведения фирмы в неоклассиче­ской теории сводятся к различиям между кратко- и долгосрочными периодами функционирования фирмы, а также между ее поведением в условиях разного типа рыночных структур (совершенной и несовершенной конкуренции).

 

№26 НСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ - составная часть процесса социально-экономического развития, выражающаяся в развитии и изменении социальных институтов. Институциональные преобразования лежат в основе смены общественно-экономического устройства и могут осуществляться как революционным, так и эволюционным путем. Изменения институтов могут быть связаны со сменой модели экономического развития, экономической стратегии и экономической политики, осуществляемой в рамках одной и той же экономической системы. Вектор институциональных изменений лежит на линии основных социальных институтов: прав собственности, роли государства, его законодательных установлений и норм, налоговой и судебной системы, «правил игры» на рынке, типов хозяйствования и его различных организаций.

Мегатенденцией, определившей развитие системы социальных институтов в последние два десятилетия XX в., являются приватизация и дерегулирование. ООН характеризует приватизацию как «главный экономический феномен 80-х гг. во всем мире». В России на приватизированных предприятиях производится ныне 70% промышленной продукции. Дерегулирование ведет к смещению акцентов в деятельности государственных институтов: сокращаются прямые формы государственного вмешательства в экономику. Основной функцией государства становится создание конкурентной среды, принятие единых правил для всех субъектов рынка, развитие производственной и социальной инфраструктуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: