КЕЙНСИАНСКАЯ и НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ.




Кейнсианский подход: Экономика внутренне не стабильна, равновесие если и достигается, то носит неустойчивый характер. Для поддержания равновесия нужна активная политика государства.

Осн отличит особ-ть их теоретич подхода закл-ся в акцентировании внимания на несоверщ-ве рынка труда и завис-ти вел-ны спроса на труд от эффектив спроса на блага. Под эффектив спросом понимается такой объем запланированных расходов на покупку конеч товаров и услуг, при кот достигается совмест равновесие на рынках благ, денег и цен бумаг. Устойчив состояние кейнсианского общ экон равновесия характер-ся сочетанием равновесия на 3х макроэкон рынках из 4х с безработицей на рынке труда.

Неоклассический подход: возможность достижения общ равновесия в условиях соверш конкуренции в математич форме впервые была доказана Л. Вальрасом. Выражая модель общ экономич равновесия сис-мой урав-й, он доказал, что в экономич сис-ме, состоящей из п взаимосвяз рынков, на n-м рынке всегда будет равновесие, если достигнуто равновесие на м рынке. В неоклассич варианте модификация модели Вальраса осуществлялась по 3м основным направлениям. Во-1х, она была конкретизирована В. Леонтьевым в системы лин урав-й «затраты - выпуск». Во-2х, на основе был создан ряд динамических моделей «затраты - выпуск» расширяющейся экон-ки. Наиболее известной среди них является модель Дж. фон Неймана. В-3х, она была усовершенствована в статическом варианте представителем монетаристского направления Д. Патинкиным, которому удалось разрешить основ противоречие теоретич модели Вальраса. Суть противоречия состоит в том, что равновесие на рынке денег, согласно закону Вальраса, должно устанавливаться автоматически, повышение общ уровня цен в условиях сохранения равновесного паритета относительных цен не должно вызывать никаких изменений на денеж рынке. Однако в реальности рост общего уровня цен, обусловленный, например, увеличением кол-ва выпущенных денег, требует для сохранения равновесия на денеж рынке роста спроса на деньги. Патинкину удалось разрешить это противоречие путем введения в модель денеж рынка дополнительного компонента - реал кассовых остатков, которые представляют собой стоимость денеж запасов, остающихся на руках у продавцов и покупателей

13.Экономическая конъюнктура: понятие и виды. Экономическая конъюнктура -это такое состояние экономики и уровень экономической активности, для которого характерны движение цен, процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, и динамика производства и потребления.

При этом наиболее характерными являются следующие виды экономической конъюнктуры:

1) восходящая – формируется в условиях, когда совокупный спрос значительно пре-

восходит совокупное предложение. Как следствие, объем производства нарастает;

занятость расширяется; цены вначале стабильны (кейнсианский отрезок кривой сово-

купного предложения), а затем постепенно повышаются (промежуточный отрезок);

2) высокая – складывается в условиях полной занятости, когда национальная эко-

номика функционирует на полную мощность, а цены растут (классический отрезок

кривой) или являются стабильно высокими;

3) нисходящ ая – характеризуется превышением совокупного предложения над со-

вокупным спросом. В результате сокращается объем производства и занятость населе-

ния. В то же время общий уровень цен далеко не всегда и не сразу понижается –

проявляется эффект храповика,– его серьезное падение наблюдается лишь в случае

затяжного и глубокого спада;

4) низкая – проявляется в относительно стабильных низких ценах при кризисных

процессах в сферах производства и занятости.

Восходящая и высокая конъюнктура неблагоприятны для покупателей товаров и

услуг и потому характеризуются понятием «рынок продавца». Нисходящая и низкаяконъюнктура обозначаются категорией «рынок покупателя».

14. Виды циклических колебаний. 1) короткие циклы Дж. Китчина, продолжающиеся 3–5 лет (около 40 месяцев) и имеющие своей движущей силой динамику инвестиций в товарно-материальные запасы (поэтому их называют циклами запасов). В период роста экономики регулярно наступают моменты, когда запасы производимых потребительских и инвестиционных товаров превышают некое пороговое значение, задаваемое общественными потребностями в них. И чрезмерное накопление запасов закономерно погружает национальную экономику в кризисное состояние.

2) ср еднесрочные циклы К. Жуглара продолжительностью 7–12 лет (промышлен-ные циклы, «бизнес-циклы»), охватывает все отрасли экономики и активную часть капитал сферы.

3 ) циклы С. Кузнеца, проявляющиеся, прежде всего, в строительстве (поэтому их называют строительными циклами), в период обновления жилых зданий и производственных сооружений.составляет 20–25 лет;

4 ) циклы Н. Кондратьева («длинноволновые циклы») продолжительностью 40–60

лет. Савязаны с научно-технического прогрессом, в результате которого регулярно происходят радикальные изменения в технологической базе общества (появление электроэнергии, железных дорог, компьюте-

ров и т.п.)

5) Сезонные циклы- связаны со сменой времён года.(туризм, сельское хозяйство)

6) Социальные циклы-связаны с изменением в социальном устройстве, форм собственности.

15. Показатели экономической конъюнктуры, их виды. Показатели (индикаторы) экономической конъюнктуры: сезонно сглаженный индекс промышленного производства; уровень товарных запасов, цен, процента, курсов ценных бумаг, прибыли; степень загрузки производственных мощностей; численность безработных; динамика заработной платы и т.п.

Индикаторы конъюнктуры можно с определенной степенью условности разделить на запаздывающие, совпадающие и опережающие. Запаздывающими являются, например,показатели численности безработных, удельный вес расходов на зарплату в структуре издержек фирм, средний уровень процентных ставок коммерческих банков; совпадающими – динамика ВВП и объема промышленной продукции, уровень инфляции в стране,процентные ставки центрального банка, число заявок на рекламу. опережающие индикаторы (индикаторы «раннего обнаружения»), достигающие своего максимального или минимального значе ния перед приближением пика или дна цикла. Использование их целостной совокупности позволяет предвосхищать будущую хозяйственную динамику, предсказывать момент перехода национальной экономики от одной фазы цикла к другой. К показателям, точки поворота у которых достигаются раньше, чем у экономики в целом, относятся: изменения в запасах; динамика заказов на новые машины и оборудование, а также на потребительские товары длительного пользования и строительство жилья (число новых строительных контрактов); средняя продолжительность рабочей недели в обрабатывающей промыш-

ленности; динамика цен на важнейшие виды топлива и сырья (особенно, нефть), свод-ные индексы курсов акций (например, индекс Доу-Джонса) и др. одни показатели конъюнктуры являются проциклическими, т.е. изменяются синхронно с колебаниями реального ВВП (загрузка производственных мощностей, инвестиции в основной капитал, уровень цен, предложение денег, скорость их обращения, объем заказов, курсы акций и т.п.), другие – контрциклическими, имеющими обратную динамику (инвестиции в товарные запасы, уровень безработицы, дефицит государственного бюджета, величина государственного долга и др.). Кроме того, существуют и ациклические индикаторы, изменение которых происходит без видимой связи с перепадами экономической конъюнктуры. К ним можно с определенными оговорками отнести размер экспорта, импорта товаров и услуг, величину некоторых государственных расходов – например, на нужды национальной обороны или развитие фундаментальной науки и техники.

16. Экономический цикл, его фазы. Типичный экономический цикл состоит из следующих основных фаз:

1) спад, кризис, сжатие; Производство и занятость сокращаются. Из-за снижения спроса падают цены на товары и услуги. Инвестиции становятся отрицательными, потому что на данной стадии цикла фирмы не только не осуществляют новых капиталовложений, но наблюдается рост простаивающих мощностей. Многие фирмы терпят убытки или становятся банкротами.

2) депрессия, нижняя точка спада, его «дно»; Темпы спада замедляются и на данном этапе стабилизируются. Падение производства и рост безработицы достигают своих максимальных значений. Цены минимальны. Выжили только самые сильные фирмы. Накапливается потенциал для будущего роста — при низких ставках процента объем инвестиций возрастает. Переход в стадию подъема происходит через некоторый промежуток времени, тогда, когда инвестиции начинают приносить отдачу.

3) оживление, расширение, восстановление; В фазе подъема национальный доход растет от года к году, безработица сокращается до естественного уровня, инвестиции и размер реального капитала растут, но этот рост замедляется. Также из-за повышенного потребительского и инвестиционного спроса увеличиваются цены и ставка процента.

4) подъем, бум, завершающийся пиком цикла или вершиной процветания. Фаза подъема заканчивается бумом, при котором существуют сверхвысокая занятость и перегрузка мощностей, уровень цен, ставка зарплаты и ставка процента очень высокие. Инвестиции в производство почти не осуществляются из-за высокой стоимости привлечения ресурсов.

При этом первые две фазы нередко объединяются в одну, называемую (отступление), а последние две определяются одним словом –оживление.

ГРАФИК

 

17) Состояние экономических показателей в различных фазах цикла.

Первая важнейшая фаза экономического цикла – кризис (рецессия, сжатие, спад), для которого характерны следующие черты: превышение предложения над спросом, ведущее к накоплению товарных запасов и падению цен; ризис сбыта и падение цен ведет к сокращению производства – важнейшей характеристике кризиса; большое число банкротств и крахов; массовая безработица; падение заработной платы и уровня жизни; рост потребности в деньгах для оплаты обязательств (всеобщая погоня за деньгами), который ведет к росту ссудного процента.

Вторая фаза цикла депрессия – экономика достигает «дна», низшей точки падения производства. На этой фазе сокращение производства и падение цен прекращаются, товарные запасы стабилизируются, снижается ссудный процент (деловая активность очень низка – нет спроса на деньги), однако безработица сохраняется на высоком уровне. Стабилизация цен создает возможность расширения сбыта и возникают перспективы выхода из кризиса.

Третья фаза – оживление, характеризуется ростом производства, ведущего к восстанавлению предкризисного уровня. Цены начинают расти, наблюдается усиление деловой активности. Растет спрос на промышленное оборудование, в оборот вовлекаются новые капиталы. Спрос на деньги увеличивается, что ведет к повышению ссудного процента.

Четвертая фаза цикла – подъем (экспансия, бум) – объем производства превосходит предкризисный уровень. Цены растут, при общем росте заработной платы безработица достигает минимального уровня. Экономика работает ближе всего к пределу своих производственных возможностей. За пределами пика рост деловой активности прекращается, возникает проблема сбыта, производство сокращается, экономика вступает в фазу кризиса и т.д.

Цикл сам создает условия и предпосылки, необходимые для перехода от одной фазы к другой. Падение цен и обострение конкуренции в период кризиса побуждает производителей совершенствовать производство, увеличивая инвестиционный спрос. В ответ на этот спрос начинают расширяться отрасли, производящие инвестиционные товары, это дает толчок к развитию отраслей, производящих предметы потребления... Экономика переходит в фазу оживления и подъема.

Следует отметить, что, если прежде циклы были регулярными, то в современных условиях (условиях смешанной экономики) регулярность колебаний, последовательность фаз цикла нарушились, изменились и некоторые характеристики фаз цикла. Так, превращение инфляции в хроническое явление рыночной экономики внесло свои изменения в классическую картину кризиса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: