Особенности адаптации ребенка




ЕСЛИ МАЛЫШУ ПОРА В ДЕТСКИЙ САД

 

Особенности адаптации ребенка

Вашему малышу пришло время идти в детский сад. И вы задаетесь вопросами: как он воспримет разлуку с близкими, вынужденное пребывание в течение дня вне дома, с воспитателем или еще десятком других ребятишек, каждый из которых будет претендовать на ее внимание? Как происходит адаптация и что это, собственно говоря, такое?

Адаптацияэто приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Специалисты выделяют четыре уровня адаптации:

Легкая адаптация. Ребенок адаптируется в течение одной недели.

1. Он спокойно входит утром в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить свое внимание на чем –либо.

2. Смотрит в глаза воспитателю, когда тот к нему обращается.

3. Вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи.

4. Умеет занять себя, использует в игре предметы-заместители (например, понарошку кормит куклу), способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются.

5. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение.

6. Умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

7. Съедает все с удовольствием.

8. Засыпает быстро, сон глубокий и спокойный.

 

Адаптация средней тяжести. Ребенок адаптируется в течение двух-трех недель.

1. Утром скован, напряженность первых минут постепенно спадает, он может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия.

2. Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя.

3. Речь развита как в пределах возрастной нормы, так ниже или выше.

4. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения

5. Ест до насыщения то, что любит.

6. Долго засыпает, сон спокойный, но недолгий.

 

 

Усложненная адаптация. Ребенок адаптируется в течение четырех-пяти недель.

1. В течение дня он скован, иногда хмурится, плачет.

2. Контакт с ребенком установить трудно, ведет себя отстраненно.

3. Переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживается, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым.

4. О развитии речи можно узнать только со слов родителей.

5. Замечания или похвала воспитателя оставляют ребенка либо безучастным, либо пугают, он бежит за поддержкой к родителям

6. Ест не все, отвергает некоторые блюда, капризничает.

7. Засыпает долго с хныканьем, спит беспокойно.

 

Дезадаптация или очень тяжелая адаптация. Ребенок адаптируется в течение шести и более недель.

1. Контакт с ним установить не удается.

2. Настроение подавленное, сильный профилактический либо приступообразный плач.

3. Не играет. Часто мешает играть другим.

4. В ответ на предложение что-нибудь сделать плачет, не принимает правила игры.

5. Агрессивен или замкнут по отношению к обучающему воспитателю и детям.

6. Засыпает долго с плачем и спит беспокойно либо сон отсутствует.

7. Ест под контролем долго и неохотно либо в течение дня испытывает отвращение к еде.

 

Каждый ребенок привыкает к детскому саду по-своему. Однако можно отметить некоторые закономерности.

Девочек рекомендуют отдавать в детское учреждение по достижению трех лет, а мальчиков – трех с половиной. Это учитывается и российским законодательством, установившим матерям срок ухода за ребенком до трех лет.

 

Нормально развивающийся ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, ее исчезновение вызывает бурный протест, особенно если малыш впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Особенности адаптации ребенка к новой обстановке зависят от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду.

 

Очень тяжело привыкают к детскому саду единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, не уверенные в себе, беззащитные, тревожные. В детском саду такие дети чувствуют себя несчастными, находятся в состоянии нервного стресса. Это состояние ослабляет защитные функции организма, и они начинаю часто болеть.

По наблюдениям психологов, средний срок адаптации в норме составляет: в яслях – 7-10 дней, в детском саду в три года – 2-3 недели, в пять, шесть лет – 1 месяц.

 

Следует отметить, что многие дети так и не могут привыкнуть к детскому саду. Если адаптация к яслям или детскому саду не прошла в течение одного года и более, это сигнал родителям. Чтобы сохранит психическое и физическое здоровье ребенка, нужно вернуть его в условия домашнего воспитания, где рядом с доброй, любящей и понимающей матерью малыш обретет спокойствие и уверенность, почувствует себя защищенным и счастливым. При желании возобновить детское дошкольное учреждение необходимо обратиться к психологу.

 

 

 
 

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: