Академия раннего детского развития «Первые шаги»
Программа занятий по курсу
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Лет
Преподаватель:
Галеева Наталья Анатольевна
Набережные Челны
I. Пояснительная записка
Дополнительное образование призвано удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, создавать условия для их творческой самореализации.
Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Программа актуальна на сегодняшний день, так как дошкольное образование не в полной мере может уделить внимание развитию математических представлений.
Условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация особой предметно-развивающей среды для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания. Так же предусмотрены дидактические игры, проведение опытов с целью расширения кругозора и усиления мотивации при обучении.
Обучение проводится с опорой на наглядность, приобретенные ранее знания и опыт решения некоторых математических проблем. Каждое новое представление (понятие) формируется на основе включения его в систему ранее усвоенных.
II. Цели и задачи.
Цель программы - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Задачи:
Образовательная – формировать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация) на основе привлечения детей к количественным характеристикам предметов и явлений окружающего мира.
Развивающая – формировать вариативное и творческое мышление через привлечение внимания к количественным отношениям предметов.
Воспитательная – воспитывать сознание я – ученик, внимательное и толерантное отношение к детям в группе.
Организационно – практическая – сплочение коллектива через проведение дидактических игр «Считай-ка», «Кубики», практических действий с дидактическими карточками, картинками, предметами, рабочими пособиями, индивидуальными рабочими тетрадями, пластиковыми цифрами, пазлами, «Гусеницей», геометрическими наборами, проведением опытов.
III. Основное содержание деятельности.
п\п | Тема | Всего часов | Количество часов | |
теоретических | практических | |||
Множество. | ||||
Счет предметов. Числа от 0 до 10 | ||||
Сравнение групп предметов. | ||||
Геометрический материал. | ||||
Пространственные отношения. | ||||
Временные отношения. | ||||
Повторение пройденного за год материала. | ||||
Итого: |
IV. Календарно-тематический план.
Месяц | № | Тема | Деятельность | Дидактический материал |
Сентябрь | Сравнение множеств. | Выявить умения: считать предметы (отсчитывать из большего количества) предметы в пределах 5; сравнивать группы и числа на основе составленных пар; уравнивать группы, убирая из большей или добавляя к меньшей один предмет. Закреплять знание геометрических фигур. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы которые можно считать, карандаши. призмы, кирпичики для построения домика, кукла или матрешка. | |
Множество. | Познакомить с понятием «множество». Учить составлять множество из разных по качеству элементов. Выяснить, имеют ли дети представление о частях суток, их последовательность; устанавливать отношение между целым множеством и его частью. Продолжить формировать представление о величине (длине, ширине, высоте) предметов. Формировать пространственно-временные представления: сначала, потом, до, после | 5 игрушек – животных, счетные палочки, мешок, ковер – самолет(коврик), набор дидактических фигур (предметы), 3 мяча разных по размеру. Сюжетные картинки с последовательно развивающимися событиями. | ||
Форма | Продолжить работу по ознакомлению с количественным составом чисел из единиц (в пределах 5). Формировать представление о том, что число не зависит от формы расположения предметов. Учить анализировать форму реальных предметов, находить предметы одинаковой и разной формы, называть их | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы). | ||
Знаки <, >, =. | Учить: использовать знание о предметах; использовать слова больше, меньше, одинаково; использовать знаки <, >, =. Развивать умение видеть общее количество и называть его, фиксировать единицы чисел, объединять их, называя общим числом | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы). | ||
Октябрь | Счет предметов. Число и цифра 1 | Учить считать на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с числом 1 | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы), кубики | |
Счет предметов. Число и цифра 2 | Учить считать на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 2 Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 2 | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), рисунок кораблика, | ||
Счет предметов. Число и цифра 3 | Учить считать до 3 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 3 Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 3 | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы). Строительный материал, | ||
Счет предметов. Число и цифра 4 | Учить считать до 4 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 4. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 4 | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы), счетные палочки, 4 игрушки, 4 стакана (пластмассовые). | ||
Ноябрь | Счет предметов. Число и цифра 5 | Учить считать до 5 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево), состав числа 4. Знакомить с составом числа 5. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 5. | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы). игрушки. | |
Счет предметов. Число и цифра 6 | Формировать умения и навыки отсчитывания предметов в пределах 6 по образцу и заданному числу. Упражнять в счете по осязанию, на слух. Учить отвечать на вопрос «Сколько?» | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), игрушки, набор цифр, счетные палочки, силуэт машины, выполненный из геометрических фигур. | ||
Счет предметов. Число и цифра 7 | Учить считать до 7 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево), состав числа 5. Знакомить с составом числа 7. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 7. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), игрушки, набор цифр, счетные палочки, пластилин, доски для пластилина | ||
Счет предметов. Число и цифра 8 | Учить считать до 8 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево), состав числа 7. Знакомить с составом числа 8. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 8. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), игрушки, набор цифр, счетные палочки, цветная бумага, клей | ||
Декабрь | Счет предметов. Число и цифра 9 | Учить считать до 9 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево), состав числа 8. Знакомить с составом числа 9. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 9. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), игрушки, набор цифр, счетные палочки, пластилин, доски для пластилина | |
Счет предметов. Число и цифра 0 | Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево), состав числа 9. Знакомить с числом 0. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), игрушки, набор цифр, счетные палочки, цветная бумага, клей | ||
Счет предметов. Число 10 | Учить считать до 10 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 10. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 10. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), игрушки, набор цифр, счетные палочки, пластилин, доски для пластилина | ||
Сравнение групп предметов. | Закреплять представления о том, что группы предметов могут быть равными и тогда, когда один занимает больше места, а другой меньше; умение отвечать на вопросы:: «Сколько было?», «Сколько добавили?», «Сколько убрали?», «Сколько стало (осталось)?» | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), строительный материал, одинаковые предметы разной величины, ширины, длины. | ||
Январь | Сравнение групп предметов. | Закреплять представления о том, что группы предметов могут быть равными и тогда, когда один занимает больше места, а другой меньше; умение отвечать на вопросы:: «Сколько было?», «Сколько добавили?», «Сколько убрали?», «Сколько стало (осталось)?» | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы), строительный материал, одинаковые предметы разной величины, ширины, длины. | |
Порядковый счет до 10. Дни недели. | Учить порядковому счету в пределах 10. Развивать понимание значения порядковых числительных и вопросов: «Сколько всего?», «Какой?», «Который по счету?». Упражнять в назывании дней недели и определении их порядка | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур, названия дней недели на карточках, набор цифр и знаков. | ||
Сравнение предметов по величине и цвету. | Закреплять: понятие о том, что для определения порядкового места предмета среди других в ряду направления счета (справа налево, слева направо) имеет существенное значение; понятие того, что количество предметов не всегда совпадает с порядковым номером; понимать и различать вопросы: «Какой?», «Который?». Упражнять в сравнении предметов по величине и цвету. | Набор дидактических фигур (предметы), набор игр по различению цвета, 3 ленты разные по цвету, длине, ширине, 3 карандаша разные по цвету, длине, 3 книги разные по цвету, длине, толщине, 3 коробки разные по цвету, высоте, 3 яблока разные по цвету, размеру, строительный материал. | ||
Сравнение предметов по величине. | Упражнять в умении выявлять нарушение в закономерности расположения предметов («Разложи по порядку», «Построй по росту», «Найди место предмета» и т. д.); Учить решать логические задачи. Закреплять умение сравнивать величину предмета на глаз и учить обосновывать свой ответ. | Полоски, набор геометрических фигур (индивидуальных), матрешки (вставляющиеся одна в другую), шишки сосны. | ||
Февраль | Закономерность расположения предметов. | Учить сравнивать предметы по величине, не прикладывая друг к другу. Закреплять умение располагать предметы в заданном порядке. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы). | |
Мерка. | Познакомить с элементарным способом измерения - опосредованным сравнением величины двух предметов с помощью третьего, равного одному из них. Ввести понятие «мерка». Учить измерять меркой стороны квадрата и сравнивать их. Учить: измерять с помощью мерки стороны прямоугольника; сравнивать длины сторон; делать выводы: если мерки не равны, то и стороны не равны | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур (предметы). Набор геометрических фигур больших (для учителя), мерки, предметы для измерения (квадрат, прямоугольники различного размера). | ||
Уравнивание групп предметов разными способами. | Закреплять умение сравнивать предметы по величине (задание практического характера); способы получения равенства из неравенства и неравенства из равенства путем добавления или удаления одного предмета из группы. | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур, мерки, предметы для измерения (квадраты разной величины), счетные палочки. | ||
Геометрия. | Вспомнить, какие геометрические фигуры известны (треугольник, квадрат). Закреплять умение раскладывать в порядке убывания величины, сравнивать их по углам. Познакомить с новой геометрической фигурой - четырехугольником. | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы), листы с рисунком для игры «Помоги художнику», строительные материалы. | ||
Март | Геометрические фигуры. | Учить сравнивать квадрат и прямоугольник; уточнять, чем они отличаются и чем похожи. Развивать представления: квадрат и прямоугольник являются четырехугольниками | Набор геометрических фигур (индивидуальных), овалы разных размеров, лист с лабиринтом. | |
Круг и овал. | Познакомить с новой геометрической фигурой - овалом. Учить сравнивать его с известными фигурами: кругом, прямоугольником; развивать геометрическую зоркость: распознавать геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник в пределах окружающего мира понятия часть и целое. | Набор геометрических фигур, овалы разных размеров, набор объемных геометрических фигур. | ||
Составление узора из геометрических фигур. | Закреплять умение классифицировать предметы в зависимости от формы; называть фигуры. Учить выкладывать из геометрических фигур различные узоры и предметы; развивать геометрическую зоркость: распознавать геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник в пределах окружающего мира. | Набор геометрических фигур, овалы разных размеров, набор объемных геометрических фигур. | ||
Ориентировка в пространстве. | Учит ориентироваться в пространстве и на плоскости. Учить понятиям «слева» - «справа», «левее» - «правее». | Таблица, счетный материал. | ||
Апрель | Пространственные отношения. | Продолжать учить ориентироваться в помещении детского сада. Учить понимать предложения: «Предмет справа (слева, рядом, между, за кем, перед кем)»; определять свое положение в пространстве, умение двигаться в заданном направлении | Набор геометрических фигур (индивидуальных), набор дидактических фигур (предметы). Набор геометрических фигур больших (для учителя), картинки сюжетные (можно из развития речи взять). | |
Расположение предметов на плоскости. | Учить ориентироваться на ограниченной поверхности (листе бумаги); употреблять слова, обозначающие расположение на плоскости: слева от, справа от, выше - ниже, ближе - дальше, около, из-за, вдоль, между, рядом | Набор геометрических фигур, набор дидактических фигур, картинки сюжетные (можно из развития речи взять). | ||
Создание ритмических узоров. | Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Развивать умение создавать повторяющиеся последовательности, различные ритмические узоры. | Карандаши, листы бумаги, листы в клетку, набор цифр, набор геометрических фигур, строительный материал. | ||
Сутки. | Закреплять понятие частей суток: утро, день, вечер, ночь; представление о частях суток при рассматривании фотографий, картин, в процессе наблюдения за сменой их в природе. Познакомить с понятием «сутки» | Картинки с разным временем суток. Картинки «Режим дня», фото с разным временем суток, карточки к схеме круглые сутки, маркер по доске, доска. | ||
Май | Временные отношения. | Формировать представление о выходных и рабочих днях. Учить понимать закономерность в их чередовании. Знакомить с понятиями: сначала, потом, раньше. Формировать умение использовать слова при воспроизведении последовательности во времени. | Картинки с разным временем суток. Картинки «Режим дня», фото с разным временем суток. Картинки с показом рабочего места и отдыха. | |
Порядковые числительные в названии каждого дня недели. | Закреплять знание порядковых числительных в названии каждого дня недели. Формировать осознание связи в названии каждого дня недели с его порядковым номером | Картинки с разным временем суток. Картинки «Режим дня», фото с разным временем суток. Карточки с названиями дней недели. | ||
Использование понятий «сначала», «потом», «раньше». | Формировать представление о выходных и рабочих днях. Учить понимать закономерность в их чередовании. Знакомить с понятиями: сначала, потом, раньше. Формировать умение использовать слова при рассказывании последовательности | Картинки с последовательным развитием событий, счетный материал, строительный материал, канат. | ||
Порядковые числительные. | Закреплять знание порядковых числительных в названии каждого дня недели. Формировать осознание связи в названии каждого дня недели с его порядковым номером. | Карточки с названиями дней недели, календари, счетный материал. |
IV. Ожидаемый результат.
К концу года ребенок может:
Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счета предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).
Считать (отсчитывать) в пределах 10.
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения, на глаз.
Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания длины (ширины, высоты), толщины; понимать относительность признака величины предмета.
Определять свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение предмета по отношению к другому.
Знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон).
Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток.
Называть текущий день недели.