Методы образовательной деятельности




Логическая структура образовательной деятельности

Формы образовательной деятельности обучающегося

Формы образовательной деятельности обучающегося можно подразделить на (рис. 1):

1. Формы самостоятельной образовательной деятельности обучающегося (обучающихся) без участия педагога (педагогов) и формы совместной деятельности педагога и обучающегося (обучающихся).

Формы самостоятельной образовательной деятельности - это самообразование и самостоятельная образовательная работа. Формы же совместной деятельности обучающегося и педагога мы рассмотрим позже в в другой статье данного цикла.

Самообразование – целенаправленная образовательная деятельность, управляемая самой личностью обучающегося без участия педагога.

Самостоятельная образовательная работа (по традиционной педагогической терминологии – самостоятельная учебная работа) - индивидуальная или групповая образовательная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.

2. Образовательная деятельность может осуществляться в:

- образовательном учреждении - в классе, аудитории (лаборатории, кабинете, мастерской и т.д.);

- в других местах – в библиотеке, в музее, на экскурсии и т.п.;

- дома.

3. Следующая классификация форм образовательной деятельности обучающегося - по системам образования – начального образования, общего среднего образования, начального профессионального образования, высшего образования и т.д.).

4. Классификация форм по способу получения образовательного

Рис. 1. Формы образовательной деятельности

 

статуса: очная, заочная, вечерне-сменная, экстернат, открытая, дистанционная и т.д.

Методы образовательной деятельности

Переходя к разговору о методах образовательной деятельности обучающегося, необходимо в первую очередь отметить, что в психолого-педагогической литературе об этих методах говорится крайне редко и скупо. А во многих учебниках педагогики и педагогической психологии методы учения – учебной деятельности обучающегося, методы воспитательной деятельности обучающегося вообще не упоминаются – речь в них идет только о методах воспитывающей деятельности педагога и методах обучающей деятельности педагога, по традиционной педагогической терминологии – методах преподавания и воспитания. То есть деятельность обучающегося вообще не рассматривается.

Методы образовательной деятельности обучающегося нам необходимо будет рассмотреть по отдельности: методы воспитательной деятельности обучающегося, методы его учебной деятельности, методы его деятельности по развитию психических процессов.

Методы воспитательной деятельности обучающегося. Если задуматься – в каких понятиях строить методы воспитательной деятельности, то станет понятно, что в понятиях действий. Метод – синоним способ. Способ чего? Естественно, способ действия. Какого рода действия обучающегося могут быть направлены на его воспитание? Наверное, действия типа: побуждение, поступок, оценка, подражание, самооценка, раскаяние и т.п.

Действия принято делить на теоретические и практические:

- теоретическая деятельность имеет целью нахождение и обоснование в процессе мысленного эксперимента способов деятельности практической;

- деятельность практическая имеет целью сознательное изменение элементов мира.

Соответственно, методы воспитательной деятельности обучающегося мы поделили на методы теоретические и практические (рис. 2). В свою очередь, теоретические методы, поскольку воспитательная деятельность неразрывно связана с волевыми и эмоциональными компонентами, условно разделены на собственно интеллектуальные, интеллектуально-эмоциональные и интеллектуально-волевые методы (рис. 2). Суть этих методов понятна из названий. Одно только пояснение: метод упражнения в деятельности - термин взят из переводной педагогической литературы. Под упражнениями в деятельности понимается осуществление обучающимся относительно крупных акций: пойти в туристический поход, собрать радиоприемник или компьютер, поработать в каникулы на стройке и т.д.

В целом предложенный нами комплекс методов воспитательной деятельности обучающегося вовсе не претендует ни на полноту, ни на непротиворечивость. Это только первая прикидка. А сама система методов требует детальных исследований.

 

 

Рис. 2. Методы воспитательной деятельности обучающегося

 

Методы учебной деятельности обучающегося. Интересно, чтометоды учебной деятельности обучающегося близки к методам научно-исследовательской деятельности ученого. Для рассмотрения методов учебной деятельности используются следующие классификации:

- деление методов на теоретические методы и эмпирические методы;

- деление методов на методы-операции и методы-действия [1].

Вся система методов учебной деятельности обучающегося представлена на рис. 3.

Но при этом возникает вопрос – а где же эмпирические методы-действия учения (рис. 3)?

Эмпирические методы-действия учения – это, очевидно, учебные технологии как системы условий, форм, методов, средств для достижения целей учения. Ведь каждый человек, начиная с ребенка, учится по-своему, со своими специфическими особенностями, со своей автодидактикой. Но, если по проблемам педагогических технологий на сегодня мы имеем тысячи публикаций, то, к сожалению, проблема учебных технологий вообще никак не исследовалась.

Методы развития (психических процессов) обучающегося. Развитие психических процессов обучающегося происходит либо попутно в процессе воспитания и обучения, либо целенаправленно. В первом случае развитие психических процессов осуществляется через методы воспитания и обучения. Во втором случае – при целенаправленном развитии памяти, внимания, эмоций и т.д., пожалуй, единственным методом является тренировка[2].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: