Объект № 4 – Памятник И.И. Бецкому и Воспитательный дом




Как я уже говорила, в 1798 г. Дворец с прилегающей территорией отдается Воспитательному дому. К этому времени в стране произошли значительные изменения в сфере образования. Главной фигурой в этой «воспительной реформы» был И.И. Бецкой, перед памятником которого мы сейчас и находимся. Скажите, вам известно это имя?

Бюст был установлен в 1868 г. Вглядитесь внимательно в черты его лица. С первого взгляда непроницаемое, оно хмурится под тяжестью забот. А забот у И. И. Бецкого было немало, являясь одновременно личным секретарем Екатерины II, в то же время он занимал должность президента Императорской Академии искусств и возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве. (только для Цветковой J)

Но главные его достижением считается реформа образования. В основе его реформы лежала задача создать новую породу людей. Средством достижения "новой породы" является воспитание. Бецкой возлагал обязанность воспитывать народ на государство: только ему под силу такая задача. Но воспитание не может достигнуть своей цели, если воспитываемые поколения не будут совершенно изолированы от старших, погрязших в невежестве, рутине и пороках. Между старым поколением и новым, по мысли Бецкого, надо создать искусственную преграду, чтобы лишить возможности оказывать какое-либо влияние. Такой искусственной преградой должны были служить закрытые учебные заведения (интернаты), где, под руководством просвещенных наставников, дети и юноши выдерживались бы до тех пор, пока не окрепнет их сердце и не созреет ум. С идеей педагогической Бецкой сливал и политико-социальное стремление: создать в России образованное третье сословие. А для этого создавался ряд учебных заведений, Воспитательных домов.

Посмотрите на надпись под бюстом. Она гласит "Иван Иванович Бецкой, по мысли которого основан Екатериной Великой императорский воспитательный дом в 1770 году".

Воспитательный дом располагался в здании, которое находится перед вами.

Посмотрите внимательно на барельеф, расположенный на фронтоне. Что на нем изображено? Что может означать это изображение? Как оно связано с воспитательным домом? (иллюстрация № 6)

Сюжет рельефов восходит к легенде, в которой говорится о том, как пеликан, чтобы накормить умирающих от голода птенцов, рвет на части собственное тело. Распространение этой легенды привело к тому, что пеликан стал символом самоотверженной материнской любви. Такой эмблемой украшали здания сиротских приютов.

Что же представлял собой этот Воспитательный дом?

Это заведение для приема, воспитания и образования детей сирот и подкидышей, детей из обездоленных семей. А также при Доме открылся госпиталь для «бедных родильниц», куда беременные женщины могли приходить круглосуточно и анонимно. Изначально такой Воспитательный дом располагался на территории Смольного двора, но уже впоследствии из-за удаленности от центра и постоянной угрозы наводнения, был переведен на берегу Мойки. Воспитательный дом явился одним из первых учебных заведений в стране, осуществлявших подготовку специалистов со средним образованием, как мужчин, так и женщин, а также ремесленников широкого круга специальностей. Интересен был тот факт, что дети, которые попадали в стены ВД, автоматически освобождались от крепостной зависимости, если таковой владели его родители. Наверняка немало трагических историй разыгралось возле люльки при расставании неутешной матери со своим ребенком ради его свободы.

Но чему же могли обучаться такие «брошенные дети»? Для юношей в начале XIX века были учреждены «латинские классы», лучшие выпускники которых направлялись на дальнейшую учебу в заграничные университеты, в Академию Художеств, в медико-хирургическую Академию. Остальные дети по своему выбору овладевали профессиями аптекаря, писаря, лекаря, садовника, канцелярского служащего. Вскоре, при Воспитательном доме были открыты «французские классы» для подготовки гувернанток, домашних учительниц.

В 1837 году Воспитательный дом был преобразован в Сиротский женский институт (с 1885 года - Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы получали профессию педагога. В 1903 году здесь было образовано первое в России педагогическое учреждение - Императорский Женский педагогический институт.

После 1917 года по 1925 годы здесь размещался Дворец материнства и младенчества, затем институт дошкольного образования, Всероссийский центр изучения ребенка. Ну и как я уже говорила, в 1925 году произошло объединение разрозненных педагогических учреждений, и в результате возник Герценовский институт.

В обучении и воспитании нуждались все дети, даже те, кто рождался с ограниченными возможностями. Именно для таких детей в XIX веке создается училище глухонемых, к зданию которого мы сейчас пройдем.

Объект № 6 – 20 корпус

Дорогие друзья, вот и подошла к последнему объекту нашего путешествия. Перед 20 корпусом, в котором я и учусь. Вообще, история факультета ведет свое начало от Петербургского Воспитательного дома, переданного под покровительство императрицы Марии Федоровны её супругом Павлом I в 1797 году. Среди изучавшихся там учебных предметов была и история. Здание 20 корпуса находится на угловом участке, на пересечении Гороховой и Мойки, главный фасад выходит на Гороховую улицу. Этот участок сначала принадлежал Мусину-Пушкину, затем фельдмаршалу Бутурлину, а потом купцу Кусовникову, при котором и было выстроено большое трехэтажное здание. В 1817 г. дом покупается для Воспитательного дома. Но здесь расположилось необычное подразделение Воспитательного дома – училище глухонемых детей. В Европе уже существовали учебные заведения для детей с нарушением слуха. Упор в обучении был сделан именно на типографское дело, учеников учили лить буквы, профессии наборщика, печатника, переплетчика, девушек – рукоделию. Здесь постоянно экспериментировали, делились опытом, развивали методику. Специально для училища здание в середине 19 века перестроил архитектор Плавов.

Давайте рассмотрим здание: Фасад был украшен десятью мощными полуколоннами и завершен высоким аттиком. Со стороны двора, ко всем трем этажам, была пристроена алтарная апсида, а над церковью установили крест. В таком виде здание и дошло до наших дней, кроме креста. Училище просуществовало здесь до 1917 г. Служащие училища проживали в специальном корпусе, в котором сейчас находиться студенческая больница.

История факультета социальных наук неразрывно связана с историей всего педагогического университета и высшего педагогического образования в России. Словесно - историческое отделение - предшественник факультета социальных наук в Женском педагогическом институте было открыто в 1903 году. Его директором тогда стал крупный историк Сергей Федорович Платонов.

Исторический факультет был создан в 1934 г. – когда история была восстановлена как самостоятельный школьный предмет.

В данное здание факультет переехал в 1969 г. В 1992 году на базе исторического факультета был создан факультет социальных наук. В настоящее время работа факультета социальных наук осуществляется силами большого коллектива преподавателей, работающих на 8 кафедрах факультета.

20-й корпус-это неотъемлемая частью моей жизни. Здесь удивительным образом уживаются различные субкультуры: панки, готы - живут тут одной большой семьей. Здесь мы учимся, общаемся, творчески развиваемся и профессионально растем. В этом нам помогает СНО, на котором мы можем делиться своими мыслями, впечатлениями, точками зрения по поводу проходящих заседаний нашего общества. Что касается внеучебной деятельности: на базе нашего факультета сосуществует большое разнообразие газет: Лестницы, Колокол и газета с особо оригинальным названием «20 корпус». Так же у нас имеется репетиционная база для музыкально одаренных людей, клуб игры в Мафию. Вот так мы здесь живем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: