ТЕМА 9.Государственный кредит




Государственный кредит- совокупность экономических отношений по поводу движения денежных средств, на условиях срочности возвратности и платности, складывающихся м/у государством с одной стороны и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями с другой и формирование на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Понятие муниципального кредита, аналогично понятию государственного кредита, но одной из сторон отношений выступают муниципалитеты.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита И СЛЕДОВАТЕЛЬНО имеет особенности и финансов и кредита .

В качестве звена системы финансов он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов). Но, как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей, которые отличают его от классических финансовых категорий. (Например, НАЛОГОВ):

1)государственный кредит носит добровольный характер

2)основой государственного кредита является его возвратность и платность

Отличие государственного кредита от других видов кредита:

1.Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности (товары на складе, незавершенное производство), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

2.Чертой банковского кредита является производительное использование его капитала, создающего условия для погашения и выплаты по нему процентов, за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита выступают в основном средства бюджета.

Функции государственного кредита:

1)распределительная – происходит перераспределение финансовых ресурсов от заемщиков к кредиторам. Государственные займы являются одним из источников пополнения бюджетных средств, которые в дальнейшем используются для финансирования функций государства.

2)регулирующая – вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость( подумать каким образом это влияет). Используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3)контрольная – данная функция государственного кредита тесно связана с контрольной функцией финансов, однако, она имеет свои специфические особенности:

А)тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

Б)охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

В) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты %.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.

Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний.

Формы внутреннего государственного кредита:

1.Государственные займы – характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения и орг-ии привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг;

2.Обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение опосредуется системой сберегательных учреждений и осуществляется через покупку ценных бумаг, а также путем оформления без облигационных займов(подписание договоров);

3.Казначейские ссуды – выражают отношение оказания финансовой помощи организациям органами государственной власти и управления, за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейские ссуды в отличие от банковских кредитов выдаются на льготных условиях по срокам и норме %. Их можно получить в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций, в виду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели и являются средством поддержки жизненно важных экономических структур.

4.Гарантированные займы (условный государственный кредит) – правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а так же выплату % по нему.

Внешний государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые представляются на условиях возвратности, срочности платности, как и внутренние займы.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАЙМОВ

1.по месту размещения

1)внутренние (размещаемые внутри страны)

2)внешние (реализуемые на иностранных денежных рынках)

2.в зависимости от эмитента

1)займы, выпускаемые центральным правительством

2)займы, выпускаемые правительством субъектов

3)займы, выпускаемые местными органами власти

3.по сроку обращения

1)краткосрочные (до 1 года)

2)среднесрочные (1-5 лет)

3)долгосрочные (свыше 5 лет)

4.По обращению на рынке

1)рыночные (свободно продаются и покупаются)

2) нерыночные («привязаны» к своим владельцам и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг)

5. В зависимости от формы выплаты доходов

1) выигрышные облигации

2) %-ые облигации

3) дисконтные облигации

6. По характеру получаемого дохода

1)с твердым доходом

2) с плавающим доходом

7. По возможности досрочного погашения

1) с правом досрочного погашения

2) без права досрочного погашения

8. По виду погашения

1) с единовременным погашением

2) с возможностью погашения по частям

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Государственный долг РФ – долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Согласно бюджетному кодексу РФ государственных долг может быть:

1.В зависимости от валюты обязательств

1) внутреннем (в валюте РФ)

2) внешним (в иностранной валюте)

2. в зависимости от сроков

1)краткосрочный (до 1 года)

2)среднесрочные (1-5 лет)

3)долгосрочные (свыше 5 лет)

Кроме того, государственный долг может быть подразделен на:

1)капитальный (включает в себя всю сумму долговых обязательств государства на определенную дату)

2)текущий (состоит из платежей по обязательствам , которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ

1.Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями.

2.Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг о имени РФ.

3.Договоры и соглашения о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

4.Договоры о предоставлении РФей государственных гарантий.

5.Соглашения и договор, в том числе международные, заключенные от имени РФ о пролонгации (продлении) и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством, в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов, а так же обеспечению гармонизации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

1)безусловности- обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство как заемщик приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

2) единства – учет в процессе управления гос долгом всех видов обязательств;

3) снижение рисков – размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний мирового рынка капитала и спекулятивных тенденций РЦБ на рынок государственных обязательств;

4) оптимальности структуры – поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;

5) сохранение финансовой независимости – поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства м/у инвесторами резидентами и инвесторами нерезидентами.

6) прозрачности – соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны заемщика.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

1.рефинансирование государственного долга – погашение основной задолженности и % за счет средств, полученных от размещения новых займов;

2.новация – соглашение м/у заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательствам.

3. унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов, при этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.

4. конверсия – одностороннее изменение доходности займов.

5. консолидация – решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок

6. Аннулирование государственного долга – отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!