Альхамдулилляхиль-лязи ахьяна баъдама аматана ва илейхин-нушур




Этикет сна и пробуждения в соответствии с Сунной.

 

 

Первая хутба.

Воистину, хвала Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и о прощении. Мы прибегаем за помощью к Аллаху от зла наших душ и от скверны наших дел. Тот кого поведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, тот же кого Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, подобия или соперника. Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий (сура «аш-Шура», 11). Я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, которого Он избрал из Своих созданий, да пребудет мир и благословение над ним, его семьей, сподвижниками, табиинами и теми, кто последовал за ними вплоть до Судного дня.

Далее…

 

Я завещаю себе и вам, о люди, бояться Аллаха, ведь без богобоязненности не будет принято поклонение. Помилованы будут только богобоязненные, и им же сполна будет воздана награда. Воистину, проповедующих о важности боязни Аллаха – много, но тех, кто на самом деле следует богобоязненности, – мало. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом! (сура «аль-Бакъара», 197).

 

Придерживайтесь же ислама, хватаясь за самую надежную рукоять, и знайте, что завтра вы будете спрошены, вам воздастся за ваши деяния, и тела не смогут терпеть жар огня.

О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете (сура «аль-Хашр», 18).

 

О мусульмане!

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не оставил ни одного блага, на которое бы не указал. Нет таких ворот в Рай, путь к которым он оставил бы для нас в неизвестности. Нет ни одной причины счастья и процветания, к которой бы он не направил нас и не призвал. В то же время, он воспитал нас соблюдать Сунну и научил нас адабам. Он хотел, чтобы мы поступали так, как хочет Аллах, всегда, во всех положениях – во сне и наяву, в намазе и поклонении и во время стремлений к мирскому, чтобы наше настоящее и будущее было направлено к Аллаху. Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров (сура «аль-Анъам», 162). Это – предел поклонения, и поклонение является целью.

 

О мусульмане!

Человек может пребывать либо в состоянии бодрствования, либо во сне. Он поочередно пребывает в этих двух состояниях, подобно тому как сменяют друг друга ночь и день. Сон – это удивительное состояние человека и одно из великих знамений Аллаха. Среди Его знамений – ваш ночной и дневной сон и ваши поиски Его милости. Воистину, в этом – знамения для людей слышащих (сура «ар-Рум», 23).

 

Сон привлекает к себе большое внимание людей, ради сна они приобретают себе мебель, подготавливают постели, готовятся ко сну… Сон распоряжается людским временем и жизнью. Если сна будет слишком много или слишком мало, это негативно скажется на физическом и психологическом здоровье человека, в результате чего на лечение придется тратить большие средства. Кроме всего, человек проводит треть своей жизни во сне.

Поэтому есть пророческие сунны и адабы, наставляющие и направляющие к тому, чтобы наш сон стал поклонением, а наше соблюдение сунны – причиной награды, помощью в совершении фаджр-намаза, средством, дающим активность в течение всего остального дня и отдаляющим нас от наущений шайтана, ночных кошмаров и психических болезней.

Несмотря на важность сунн и адабов и на большую награду, которую получает тот, кто их совершает, многие мусульмане отвернулись от них по своему невежеству, лени или нежелания получить от Аллаха вознаграждение.

Я расскажу вам, о мусульмане, несколько достоверных хадисов, пришедших от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) которые касаются сунны и адабов сна и в которых содержится благо и счастье в мире этом и в последующем.

Первое – то, что приводится от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относительно того, чтобы рано ложиться спать. Абу Барза (да довольствуется им Аллах) передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не любил сон до иша и разговор после иша (хадис привели аль-Бухари и Муслим).

 

Второе – совершение перед сном витр-намаза (тому, кто боится, что не встанет в конце ночи). От Абу Хурейры (да довольствуется им Аллах) приводится хадис, в котором он сказал: «Возлюбленный пророк (да благословит его Аллах и приветствует) завещал мне делать три вещи: держать уразу в течение трех дней каждого месяца, делать два ракъата духа-намаза и совершать витр до того, как я ложусь спать». Хадис привел Муслим.

 

К адабам сна относится тушение огня, покрытие горлышек посуды и запирание дверей. От Джабира (да довольствуется им Аллах) приводится, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) cказал: «Гасите лампы, когда пойдете спать, закрывайте двери, покрывайте меха и бурдюки, закрывайте еду и питье». Абу Хурейра сказал: «И я считаю, что он также сказал: «…хотя бы веткой ». Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

 

От Ибн Умара (да довольствуется им Аллах) передается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не оставляйте огонь в ваших домах, когда вы спите». Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

 

От Абу Мусы (да довольствуется им Аллах) приводится, что он сказал: «(Однажды) ночью в Медине сгорел дом вместе с жившими в нём людьми, и когда пророку (да благословит его Аллах и приветствует) сообщили об этом, он сказал: «Поистине, этот огоньвраг вам, и поэтому, когда будете ложиться спать, гасите его, чтобы уберечь себя». Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

 

Из адабов сна – не спать на чем-то высоком без ограды или бордюра. От Али бин Шейбана приводится, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У того, кто будет спать на крыше дома без ограждения, договор будет расторгнут». Хадис привел Абу Дауд и есть еще несколько похожих хадисов.

 

К адабам относится мытье рук и рта после того, как поел нечто жирное. От Абу Хурейры (да довольствуется им Аллах) передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто ляжет спать с жирными немытыми руками, а потом его постигнет какое-либо болезнь, то пусть он обвиняет только самого себя». Хадис привел Абу Дауд.

 

К суннам сна относится совершение малого омовения (вудуъ) до того, как лечь спать. От аль-Бары бин Азиба (да довольствуется им Аллах) приводится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда ты соберешься отойти ко сну, соверши малое омовение как для намаза». Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

 

Сунной является совершение малого омовения даже тогда, когда человек находится в состоянии большого осквернения (джан̀абы). От Ибн Умара приводится, что Умар бин аль-Хаттаб (да довольствуется им Аллах) спросил посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Может ли кто-нибудь спать, находясь в состоянии осквернения?». Он ответил: «Да, если он совершит вуду (малое омовение), то пусть ложится спать в состоянии осквернения». Хадис привел аль-Бухари и Муслим.

 

К адабам сна относится встряхивание постели и произнесение слов «бисмиллях». От Абу Хурейры (да довольствуется им Аллах) приводится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас (захочет) отправиться в свою постель, пусть отряхнёт её изнанкой своей одежды и скажет «бисмиллях», ибо ему неизвестно, что на ней находится позади него». Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

 

Мусульманин должен обращать внимание на то, чтобы прикрывать свое тело и не обнажать свой аурат во сне. От Джабира бин АбдуЛлаха (да довольствуется им Аллах) приводится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть никто из вас не ложится, кладя одну ногу на другую». Хадис привел Муслим.

 

К адабам относится то, чтобы спящие спали подальше друг от друга. Амр бин Шуэйб передал от своего отца, а тот – от своего отца, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Велите детям своим молиться, начиная с семилетнего возраста, и бейте их за невыполнение намаза, начиная с десяти лет, и укладывайте их спать отдельно». Хадис привели Ахмад и Абу Дауд.

 

К суннам относится составление завещания. От АбдуЛлаха бин Умара (да довольствуется ими Аллах) передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ««Мусульманин, который хочет завещать нечто из своего имущества, не поступает благоразумно, если по прошествии двух ночей он так и не составил завещание» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) порицал спать на животе и сказал: «Воистину, таково возлежание обитателей огня». Также он сказал: «Воистину, это сон, который ненавистен Аллаху عز وجل». Хадис привел Абу Дауд.

 

Абу Хурейра (да довольствуется им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел человека, спящего на животе, и сказал: «Воистину, такой сон ненавистен Аллаху и Его посланнику». Хадис привел ат-Тирмизи.

 

О мусульмане!

К сунне относится сон на правом боку. От аль-Бары бин Азиба (да довольствуется им Аллах) передается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда ты отправишься спать, то соверши омовение как для намаза, а затем ложись на свой правый бок». Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

 

К суннам сна относится то, чтобы класть руку под щеку. От Хузейфы رضي الله عنه передается, что когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ложился спать, то клал свою руку под щеку, и этот хадис привел аль-Бухари.

 

Рабы Аллаха!

Это несколько практических сунн. Есть другая группа сунн – мольбы и поминания (дуа и азкары), достоверно пришедшие от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и каждому мусульманину было бы хорошо выучить их, читать, стараться не оставлятьи сделать их успокоением для сердца. Нужно поминать Аллаха перед сном. От Абу Хурейры (да довольствуется им Аллах) передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Того, кто ляжет спать, не помянув Аллаха, Аллах может наказать за это». Хадис привел Абу Дауд.

 

К поминаниям перед сном относится чтение аята аль-Курси.

 

В хадисе от Абу Хурейры (да довольствуется им Аллах) сообщается, что шайтан сказал Абу Хурайре: «Когда ты пойдешь спать, прочти аят аль-Курси. Воистину, от тебя не будет отходить хранитель от Аллаха, и шайтан не приблизится к тебе, пока ты не проснешься». Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Он сказал тебе правду, являясь лжецом. Это был шайтан». Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

 

К поминаниям перед сном относится произнесение слов «Субханаллах», «Альхамдулиллях» и «Аллаху акбар» по 33 раза. На эту тему есть хадис Али бин Аби Талиба (да довольствуется им Аллах) о жалобе Фатимы (да довольствуется ей Аллах) насчет ручной мельницы, когда она попросила служанку, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не указать ли мне вам на что-то лучшее, чем то, что вы просите? Когда отправитесь ко сну, то скажите «Аллаху акбар» 34 раза, «Альхамдулиллях» 33 раза и «Субханаллах» 33 раза, – воистину, это будет лучше для вас, чем то, что вы просите». Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

 

Рабы Аллаха!

Среди дуа, которые произносил пророк (да благословит его Аллах и приветствует), – то, что привел Хузейфа бин аль-Яман (да довольствуется им Аллах) в своем хадисе, что когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправлялся спать, то говорил:

«С именем твоим, о Аллах, я умираю и оживаю».

«Бисмикал-Лахумма амуту ва ахья».

Когда же он просыпался, то говорил: «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил, и к Нему воскресение».

Альхамдулилляхиль-лязи ахьяна баъдама аматана ва илейхин-нушур

Хадис привел аль-Бухари.

 

От Абу Хурейры (да довольствуется им Аллах) приводится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас (захочет) отправиться в свою постель, пусть отряхнёт её изнанкой своего изара, ибо ему неизвестно, что на ней находится позади него, а потом скажет: «С именем Твоим, Господь мой, преклонил я бок свой и благодаря Тебе я подниму его. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если Ты отпустишь её, то храни её посредством того, чем хранишь Ты Своих праведных рабов».

«Бисмика, рабби, вадаъту джанби, ва бика арфаух, ин амсакта нафси фархамха, ва ин арсальтаха фахфазха бима тахфазу бихи ибадакас-салихин».

Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

 

От Ибн Умара (да довольствуется им Аллах) приводится, что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ложился спать, то говорил следующие слова: «Хвала Аллаху, Который обеспечил меня и дал приют, накормил меня и напоил, который щедро даровал мне Свою милость. Хвала Аллаху в любом положении. О Аллах, Господь всякой вещи и ее властелин, я призываю к Тебе от Огня».

«Альхамдулилляхиль-лязи кафани ва авани ва атъамани ва сакъани, валь-лязи манна алейя фа-афдаль, валь-лязи аътани фа-аджзаль. Альхамдулилляхи аля кули халь. Аллахумма раба кулли шейин ва маликаху ва иляха кулли шейъ, аузу бика минан-нар».

Хадис привел Абу Дауд, а Ибн Хиббан и ан-Навави назвали его достоверным.

 

От Абу Хурейры приводится, что Абу Бакр ас-Сыддикъ сказал: «О посланник Аллаха! Научи меня словам, которые бы я говорил утром и вечером», и он сказал: «Говори: «О Аллах, Творец небес и земли, Знающий скрытое и явное, Господь всякой вещи и ее Властелин, я свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя. Я призываю к Тебе от зла своей души и от зла шайтана и его ширка».

«Аллахумма фатырас-самавати валь-ард, алималь-гейби ваш-шахада, раба кулли шейъин ва маликах, ашхаду алля иляха илля ант. Аузу бика мин шарри нафси ва шарриш-шайтани ва ширких».

Говори эти слова утром, вечером и перед сном». Хадис привел Абу Дауд.

 

От Абу Хурейры (да довольствуется им Аллах) приводится, что Фатима пришла к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) прося у него служанку, и он сказал ей: «Скажи: «О Аллах, Господь небес и Господь земли, Господь великого Трона, наш Господь и Господь всякой вещи, Расщепляющий зёрна и ядра, Ниспославший Тору, Евангелие и аль-Фуркъан (Различение)! Я прибегаю к Тебе от зла всякой вещи, ибо всё подвластно Тебе. О Аллах, Ты — Первый, и не было ничего до Тебя, Ты — Последний, и не будет ничего после Тебя, О Аллах! Ты Высочайший — нет ничего над Тобой, и Ты Ближайший и нет ничего ближе Тебя, избавь нас от долгов наших и избавь нас от бедности!»

«Аллахумма раббас-самавати ва раббаль-арды ва раббаль-аршиль-азым. Раббана ва раба кулли шейъ, фаликъаль-хабби ванн-нава, ва мунзилят-таурати валь-инджили валь-фуркъан. Аузу бика мин шарри кулли шейъ анти ахызун бинасыятих. Аллахумма анталь-аввалю фалейса къабляка шейъ. Ва анталь-ахиру фалейса баъдака шейъ, ва антаз-захиру фалейса фаукъака шейъ, ва анталь-батын фалейса дунака шейъ. Икъды аннад-дейна ва агънина миналь-факър». Хадис привел Муслим.

 

От аль-Бары бин Азиба (да довольствуется им Аллах) приводится, что он сказал: «Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправлялся спать, то подкладывал свою правую руку вместо подушки и говорил: «О Аллах, защити меня от Твоего наказания в день, когда Ты соберешь Своих рабов».

«Аллахумма къини азабака явма табъасу ибадак».

Хадис привели Ахмад и ат-Тирмизи, и подобный хадис приводится от Хафсы.

 

От Анаса (да довольствуется им Аллах) приводится, что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправлялся спать, то говорил: «Хвала Аллаху, Который накормил нас и напоил, обеспечил нас и дал приют, и сколько есть тех, у кого нет того, кто обеспечивает их и укрывает».

«Альхамдулилляхиль-лязи атъамана ва сакъана ва кафана ва авана, факам мимман ля кафия ляху ва ля муъви». Хадис привел Муслим.

 

От Али бин Аби Талиба (да довольствуется им Аллах) приводится, что посланник говорил, когда ложился спать: «О Аллах, я прибегаю к Тебе Твоим благородным Ликом, совершенными словами от зла всего, что Тебе подвластно. О Аллах, Ты избавляешь от долгов и от прегрешений. О Аллах, Твое воинство непобедимо, Твое обещание не нарушается, и бесполезным перед Тобой окажется могущество обладающего могуществом».

«Аллахумма инни аузу биваджхикаль-карим ва калиматикат-тамма мин шарри ма анта ахызун бинасыятих, Аллахумма анта такшифуль-магърама валь-маъсам. Аллахумма ля юхзаму джундук, ва ля юхляфу ваъдук, ва ля янфау заль-джадди минкаль-джадд, субханака ва бихамдик». Хадис привел Абу Дауд.

 

От аль-Бары бин Азиба (да довольствуется им Аллах) приводится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О такой-то, если захочешь лечь в постель, то соверши малое омовение, как для намаза, затем ложись на правый бок, а потом скажи:

«Аллахумма аслямту ваджхи илейк, ва фаввадту амри илейк, ва альджаъту захри илейк, рагъбатан ва рахбатан илейк, ля мальджаъ ва ля манджа минка илля илейк. Аллахумма аминту бикитабикаль-лязи анзальта ва бинабиййикаль-лязи арсальт».

 

«О Аллах, я предался Тебе, и обратился к Тебе лицом своим, и вручил Тебе дело свое, и к Тебе обратился в поисках убежища по желанию своему и из страха (пред Тобой). Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! Уверовал я в Твое Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал». И, поистине, если (после этого) ты умрешь этой ночью, то (умрешь) в присущем тебе от рождения состоянии ». Затем пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И сделай эти слова последним, что ты будешь говорить (в конце каждого дня)». Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

 

О мусульмане!

Мусульманину может присниться что-то, что испугает его и ужаснет. Если ты увидишь это, то прибегни к защите Аллаха. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас испугается во сне, пусть скажет:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: