Поэтому только в четвертый день раскрывается сила трех первых дней. 8 глава




Все, кроме слова ЭЛЕ, сказано на языке арамит, называемом «перевод». Спрашивает: но если скажешь, что это потому, что святые ангелы не понимают перевода, т.е. арамейского языка, то ведь тогда надо было говорить все на иврите, чтобы слышали святые ангелы и благодарили за это. Отвечает: именно поэтому и написано в переводе, т.е. на арамейском, потому что святые ангелы не слышат, не понимают его, и поэтому не будут завидовать людям, что во вред последним. Потому что в этом случае и святые ангелы называются творцы, и они в группе творцов, но они не создали небо и землю.

Арамейский язык называется «перевод», он очень близок святому языку, ивриту, но, несмотря на это, ангелы не нуждаются в нем и не знают его. А остальные языки народов мира они знают и нуждаются в них. Причина этого в том, что перевод со святого языка называется его обратной стороной, его ва”к с отсутствием га”р.

То есть существует альтруистический язык, называемый поэтому святым, и его обратная, предварительная стадия, называемая поэтому его переводом, арамейский язык. И никакой иной язык мира не может быть переводом святого языка, только арамейский. Все остальные языки народов мира – эгоистических желаний – сугубо эгоистичны и не связаны с альтруизмом, не являются АХА”Пом относительно Г”Э – святого языка.

Поэтому действительно перевод близок к святому языку. Но есть здесь одно отличие, вследствие которого ангелы не нуждаются в нем: святой язык, как язычок весов, показывающих меру равновесия правой и левой чаш весов, где указатель-язычок находится между чашами и выносит свой приговор – в сторону чаши вознаграждения за заслуги или в сторону чаши наказаний за прегрешения, и возвращает все к исправленности, чистоте и святости, потому и называется святым языком (см. «Предисловие к ТЭС», п. 120).

Как сказано в п. 16: Все небо, земля и их населяющие сотворены М”А, т.е. малхут, как сказано: «М”А = ЧТО = КАК велико Твое имя на земле, которую поставил ты выше неба!» Ведь небо сотворено именем (свойством) М”А (малхут), а говорит про небо, указывая на бина, называемую М”И. Но все объясняется именем Элоким.

В небе и земле, созданных силой М”А, имя Элоким раскрывается только с присоединением букв ЭЛ”Е от Има-бина, с помощью ма”н и добрых дел низших. Поэтому свет га”р, т.е. свет хохма, называемый Элоким, непостоянен ни в небе, в бина, ни на земле, в зо”н.

Обычно выше парса, в зо”н мира Ацилут, есть только Г”Э, а их АХА”П находится под парса в мирах БЕ”А, потому что сами зо”н не желают получать свет хохма, только если это необходимо для передачи в парцуфим – души праведников, находящихся в мира БЕ”А.

Потому что, когда поднимают низшие, праведники, находящиеся духовно в мирах БЕ”А, ма”н снизу вверх, со своих мест в БЕ”А в малхут мира Ацилут, обращается М”А в М”И, а буквы ЭЛ”Е присоединяются к М”И, создавая вместе слово Элоким, являющееся светом неба и земли. Но если низшие портят свои действия, погружаясь в эгоистические намерения, исчезает свет и остаются сфирот к-х со светом руах-нэфэш, называемые М”И или М”А, а буквы ЭЛ”Е падают в нечистые силы, потому что М”И – это Г”Э, а ЭЛ”Е – это АХА”П.

Поэтому все исправление зависит только от присоединения букв ЭЛ”Е к М”И с помощью ма”н. И потому называется это исправление «святой язык», как язык весов, определяющий уравновешивание эгоистических желаний с альтруистическими намерениями, получение ради Творца. Потому язычок весов устанавливается посреди, и с помощью такого взаимодействия свойств малхут-желания получить и бина-желания отдать достигается получение света хохма ради Творца.

Свет, называемый «святой», потому что передает святое имя Элоким в ЗО”Н, нисходит из бина в зо”н и переносит буквы ЭЛ”Е в чистую, святую сторону, на чашу заслуг. Поэтому называются весы «мознаим», от слова озэн, ведь свет в АХА”П называется по высшему в нем свету, свету озэн, сфиры бина, свету нэшама.

 

Рис 38

 

 

А противоположен святому языку весов язык перевода, называемый ТАРГУМ. Потому что, когда низшие не поднимают ма”н, находятся не в своих чистых намерениях, определяется это их состояние как стремление использовать только желания получить, обозначаемые только буквами ЭЛ”Е, и не стремятся соединить их с желанием, буквами М”И-бина, свойством отдавать. Вследствие этого нисходят АХА”П ЗО”Н, называемые М”А, и возвращаются небо и земля, т.е. ЗО”Н, в состояние ва”к.

Такое состояние называется языком таргум. Гематрия слова ТАРДЭМ”А, сон, равна гематрии слова ТАРГУ”М. Слово «таргум» пишется на иврите теми же буквами, что и слова «тэрэд ма», что означает «опускается М”А», потому что вследствие этого языка, который духовно нечист, раскрывается АХА”П = М”А, обозначаемый ТЭРЭД М”А, и наступает состояние нисхождения с чаши заслуг к чаше наказания. Состояние, в котором находится при этом Г”Э, называется сон.

Но все это относится только к ЗО”Н, т.е. к небу и земле, созданным в М”А, желаниям получить, потому что вышли от зивуг на есод, называемый М”А. Но святые ангелы, которые вышли от зивуг поцелуя АВ”И и в которых нет М”А, а только М”И, только альтруистические желания отдавать, свойство ИМА, бина – они находятся в состоянии ва”к постоянно, без га”р, т.е. без света хохма. Но, с другой стороны, их ва”к – это свет милосердия, свет хасадим от М”И = Има, бина. А свет хасадим в бина важен как га”р, потому что наполняет желания таким ощущением совершенства, как га”р, настолько, что не желают свет хохма, как Има. И потому они святые, и потому га”р называется святым.

Поэтому ангелы не реагируют на язык ТАРГУМ, добавляющий М”А к ЗО”Н и возвращающий зо”н к состоянию ва”к, по двум причинам:

а) потому, что даже во время нахождения ЗО”Н в состоянии га”р от воздействия святого языка ангелы не получают от него га”р, хохма, ибо желают только свет хасадим, как Има,

б) потому, что добавление ахораим = АХА”П совершенно не относится к ангелам, ведь нет в них свойств М”А. Поэтому говорит «Зоар», что СВЯТЫЕ АНГЕЛЫСОВЕРШЕННО НЕ НУЖДАЮТСЯ в переводе И НЕ ПРИСЛУШИВАЮТСЯ к нему – не нуждаются, потому что ничего не проигрывают от его наличия и ничего не выигрывают от его исчезновения, ввиду того, что они являются свойством ва”к и нет в них свойства М”А.

И НЕ БУДУТ ЗАВИДОВАТЬ ЧЕЛОВЕКУ – в основном это предложение касается проклятия иных творцов – сил, мешающих раскрытию га”р, света хохма, вследствие чего человек лишается света и букв ЭЛ”Е, потому что в ангелах тоже нет свойств га”р хохма, а только га”р хасадим. Вследствие этого они ощущают стыд своего падения на такую ступень и зависть к нам оттого, что мы ощущаем себя настолько важными.

Говорит «Зоар», что в этом случае и святые ангелы называются творцами, но они не создали небо и землю и называются «творцы-элоким» (силы), потому что исходят от Има-бина, называемой Элоким, поэтому они в общем Элоким. Но НЕ СОЗДАЛИ НЕБО И ЗЕМЛЮ, потому что не могут поддерживать существование неба и земли в га”р хохма. «А для неба и земли (исправления мира до его наивысшего слияния с Творцом) нет существования без поселения человека в нем (чтобы человек состоял из эгоистических и альтруистических желаний), без сеяния и сбора урожая (исправления своих эгоистических желаний соединением со свойствами бина). И существование это возможно только в свете га”р хохма (получении света хохма ради Творца). Поэтому ангелы не создают небо и землю.

 

Спрашивает, земля названа словом «арка», но ведь надо было сказать «ар’а». Отвечает: потому что арка – это одна из 7 стран внизу, в которой находятся сыновья сыновей Каина. Ведь после того, как были они изгнаны с лица земли, спустились туда и родили поколения, знание запуталось настолько, что прекратилось понимание, и это двойная страна, т.е. состоящая из света и тьмы.

Все 7 сфирот (шесть сфирот з”а и одна малхут) включают, каждая в себе, свойства шести остальных, так что есть в каждой из них 7 сфирот х-г-т-н-х-е-м. То есть и в малхут есть 7 сфирот, а также и в нижней земле есть 7 стран, называемых: ЭРЭЦ, АДАМА, АРКА, ГИА, НЭШИЯ, ЦИЯ, ТЭВЭЛЬ.

Наша страна (земля) называется ТЭВЭЛЬ, и она наивысшая из 7 стран, а АРКА – это 3-я из 7 стран. Души Каина и Эвэля исходят от слова Элоким, но вследствие нечистоты, полученной Хавой, женой Адама, от змея, вышла вначале душа Каина из букв ЭЛ”Е, а затем вышел Эвэль из букв М”И. И они, эти два парцуфа, должны были соединиться и включить взаимно свои свойства друг в друга, отчего имя Элоким стало бы светить в обоих, как от присутствия М”И в ЭЛ”Е постоянно.

Но нечистая сила, вышедшая вместе с душой Каина, вызвала в нем жалобы на брата своего, на М”И слова Элоким настолько, что восстал и убил Эвэля, т.е. М”И от Элоким, потому что вызвал исчезновение свойства М”И-бина в нем, в ЭЛЕ, что и есть убийство.

А ЭЛ”Е, его личное свойство, без поддержки свойствами М”И упало в нечистые силы, с (духовного уровня) святой земли в нечистое место (эгоистические желания). И потерял потомство (парцуфим со светом) вследствие властвования нечистых сил (исчезновения экрана), и потому святой язык в нем заменился на перевод, потому что исчезло в нем знание (свет хохма), ведь нечистые силы не имеют знания, ибо есть в них только свет х-б без даат.

Убийство Эвэля (исход света из этого парцуфа; см. п. 152) есть следствие того, что только силой ма”н, поднимаемых чистыми помыслами праведников из БЕ”А, образуется М”И в ЗО”Н. А затем получаем буквы ЭЛ”Е. И становится полным слово Элоким в ЗО”Н, как в АВ”И, и малхут заканчивается как з”а, как Има, вследствие ухода буквы хэй и прихода вместо нее буквы юд (см. п. 17).

Но буква хэй из М”А не исчезает навсегда, она просто входит во внутреннюю часть малхут и скрывается там (желание получить получает насыщение от альтруистических действий, света хасадим, поэтому их эгоистические стремления временно не ощущаются, скрываются в свете хасадим). А буква юд в М”И раскрывается наружу.

Поэтому святое имя Творца Элоким находится также в ЗО”Н, в небе и земле. Но Каин поднял ма”н не в святости и чистоте, а желал использовать относящиеся к нему буквы ЭЛ”Е для собственного наслаждения, что описывается как И ВОССТАЛ КАИН НА СВОЕГО БРАТА ЭВЭЛЯ, потому что поставил себя выше, во власти над М”И = Эвэль.

Но немедленно раскрылись АХА”П нуквы, буква хэй дэ М”А, которая была скрыта, и слово М”И исчезло из малхут. Поэтому и душа Эвэля, исходящая из М”И нуквы, наполняющий парцуф светом, называемым его душой, тоже исчез вверх, что и говорится словами И УБИЛ, потому что исход света из парцуфа называется смертью.

Поэтому «Зоар» в главе Берешит п. 2-4 описывает: нечистая сила змея была в Каине, вследствие чего желал усилить буквы ЭЛ”Е, аннулировать М”И и властвовать над ними. Потому открыл АХА”П нуквы, т.е. М”А, и исчезли М”И из нуквы, а потому исчезла душа Эвэля, нисходящая из М”И, – И УБИЛ.

А сам Каин, т.е. ЭЛ”Е, упал во власть нечистых сил, называемых АРКА, называемые еще ЭРЭЦ НОД, как сказано в Торе (Берешит 4, 15; русский перевод стр. 5, 15): «И поселился в земле Нод».

Как говорит «Зоар»: и это двойная страна, т.е. состоящая из света и тьмы – потому что свет и тьма действуют (властвуют) там вперемешку, не разделяясь, ибо есть там два управляющих, поровну властвующих над той страной. Один – управляющий тьмой, а другой – светом. Поэтому не в состоянии человек отделить свет от тьмы в таком состоянии и только помощь свыше, нисходящий свыше свет разума, дает ему возможность отличить истинного Управляющего от властителя тьмы.

 

И есть там два управляющих властителя, один над тьмой и один над светом, и становятся враждебными друг другу. Когда низошел Каин туда, соединились все и дополнились всем. И видели все, что они потомство Каина. Поэтому две головы их – как две змеи, кроме того времени, когда управляющий светом побеждает другого, управляющего тьмой. Поэтому включаются они в свет, включаются в тьму и становятся как один.

Необходимо повторить п. 14 о рождении святого имени Элоким: вначале поднимаются буквы ЭЛ”Е и соединяются с М”И в простое слово, потому что недостает света хасадим, а святость = свет хохма, не может войти в кли-желание насладиться без одеяния в свет хасадим, и потому скрыта в имени Элоким.

Поэтому делается зивуг в М”И, чтобы получить свет хасадим, в который одевается свет хохма, исправляя этим имя Элоким: М”И БАРА ЭЛ”Е – БАРА – это источник света хасадим, в который оделся свет хохма, связав этим М”И с ЭЛ”Е, отчего исправилось имя Элоким. Потому что в М”И-бина есть га”р, АВ”И, со свойством чистого альтруизма, никогда не получающий свет хохма, и за”т, Ишсут, получающий свет хохма.

Поэтому вначале поднятия букв ЭЛ”Е к М”И они поднимаются к за”т дэ М”И, Ишсут, получающим свет хохма. Но тогда они скрыты в имени Элоким. А затем происходит 2-й зивуг на га”р дэ М”И, АВ”И, альтруистические желания, которые дают ЭЛ”Е свет хасадим, отчего исправляется имя Элоким.

АВ”И – га”р бина – свет хасадим

Ишсут – за”т бина – свет хохма

ЗО”Н

ЭЛ”Е в отсутствии света хасадим, вследствие чего находящиеся без хохма называются парцуфом Каин. Каин не только не поднял ма”н получить М”И с хасадим, но более того – желал получить свет хохма от АВ”И, чем убил парцуф, называемый Эвэль, потому что обнажились эгоистические желания АХА”П малхут мира Ацилут. Свет исчез из парцуфа Эвель, что означает его смерть. И сам упал в нечистые силы, т.е. в ЭЛ”Е.

Место этих нечистых сил называется АРКА, и есть там 2 управляющих от нечистых ЭЛ”Е: когда в малхут АХА”П дэ М”А в скрытии и АХА”П дэ М”И открытый, она может передавать душам свет от чистого, святого имени Элоким в состоянии совершенства, потому что тогда свет хохма букв ЭЛ”Е, полученный Ишсут, одевается в хасадим, полученный от АВ”И, и раскрывается святое имя Элоким.

Но, так как нечистые силы присасываются только к АХА”П чистых сил, т.е. к М”А, то находятся в них буквы ЭЛ”Е в 2-х несовершенных состояниях: а) совершенно отсутствуют хасадим, б) свет хохма в ЭЛ”Е не может одеться в хасадим, вследствие отсутствия хасадим дэ М”И, поэтому ЭЛ”Е находятся во тьме.

Это мужская часть нечистых ЭЛ”Е, потому что эти келим – келим для света хохма, но пустые от хохма, вследствие отсутствия хасадим дэ М”И, и потому они в темноте, пустые и от хохма, и от хасадим. Но это большие келим, потому что если бы смогли получить свет хасадим, то смогли бы получить свет хохма в эти хасадим.

А женская часть нечистых ЭЛ”Е происходит от АХА”П дэ М”А святой нуквы, которая является кли света хасадим. Но нечистая нуква очень повреждена, потому что она основа отдаления всех, кто отдаляется от Творца, ибо подделывается под святую малхут. И в зависимости от меры испорченности имеет много нечистых имен. Но есть в ней маленький свет (Нэр дакик), ввиду происхождения ее келим от АХА”П дэ М”А, которые в своем корне келим света хасадим.

Эти мужская и женская части нечистых ЭЛ”Е, з”а и малхут нечистых сил, 2 управляющих в АРКА: мужская часть управляет тьмой, а женская часть ответственна за свет, который там. Они жалуются друг на друга, потому как противоположны друг другу: мужская часть, оттого что она – это пустые от света хохма келим букв ЭЛ”Е, она ненавидит силы отдаления от Творца и подделывания, которые находятся в келим женской части нечистых сил, и предпочитает быть в своей тьме.

А нуква нечистых сил, имеющая маленький свет хасадим, не стремится вообще к свету хохма, а тем более к тьме, в которой пребывает ее мужская часть. И потому жалуется на него и отдаляется от него, как и говорит «Зоар», что есть там два управляющих властителя, один (мужская часть) над тьмой и один (женская часть) над светом, и враждебны друг другу, потому что мужская часть властвует над тьмой, а женская – над светом, ненавидят и наговаривают, жалуются друг на друга. А так как они отдаляются этим друг от друга, не могут распространять свою власть и нет в них сил вредить.

Но после того, как прегрешил Каин и уронил буквы чистые ЭЛ”Е своей души в нечистые силы АРКА, то оделись его ЭЛ”Е, скрытые от хасадим, в маленькое свечение, что в нечистых силах. Это оживляет маленькие келим дэ хохма в ЭЛ”Е Каина, потому что свет нечистых сил дает им жизнь подобно чистому свету хасадим.

А вследствие этого также и мужская часть ЭЛ”Е нечистых сил сделала зивуг с этой нуквой, одевшей ЭЛ”Е Каина, потому что и он имеет эти келим Каина. А с помощью этого зивуга породил Каин потомство – искры света хохма, остающиеся в буквах ЭЛ”Е, не смешивающиеся с мужскими нечистыми келим ЭЛ”Е, которые оделись в свет нуквы нечистых сил.

Поэтому, говорит «Зоар», когда низошел Каин туда, соединилось все и дополнилось – потому что искры света хохма, оставшиеся в ЭЛ”Е Каина, оделись в свет нуквы нечистых сил, вследствие чего возжелала ее мужская нечистая сила насладиться от искр света хохма, что в ЭЛ”Е Каина. Поэтому совершили зивуг, т.е. распространились и дополнили друг друга – и видели все, что они потомство Каина, что от этого зивуга вышло потомство, одеяние искр света хохма в нечистых ЭЛ”Е Каина. А этим раскрылись искры света хохма души Каина, и все увидели, что это – потомство Каина, родившееся от дурного зивуга.

Поэтому две головы их – как две змеи, потому что родились из соединения мужской и женской частей нечистой ЭЛ”Е, изначально противоположных друг другу. Поэтому потомство Каина имеет две головы двух нечистых сил, одна из которых тянется к тьме желаний получить свет хохма, а вторая тянется к свету, что в нечистых желаниях нечистой нуквы. А две змеиные головы – это соответственно против двух животных в системе чистых сил: быка и орла.

Но две головы имеют место только в состоянии властвования мужской нечистой части, власти тьмы. Ведь одеванием в свет нуквы, чтобы насладиться малыми искрами света хохма, мужская часть, вопреки своему желанию, поневоле поддерживает этим также власть своей нуквы, потому как желает ее свет. Вследствие этого есть в их потомстве две головы – одна тянет в одну сторону, а другая – в другую.

Нуква нечистых сил совершенно не нуждается в мужской части нечистых сил, потому как ее мужская часть находится во тьме и ничего не может дать ей. Поэтому нуква властвует и побеждает в своей нечистоте, не оставляя от свойств мужской части ничего. И тогда потомство Каина из двухголового становится с одной головой.

И говорит «Зоар», что управляющий светом побеждает другого, управляющего тьмой – когда властвует нечистая нуква, имеющая свет, она побеждает мужскую нечистую часть и побеждает также другого мужского управляющего. Потому что она побеждает мужскую часть, подминая ее полностью под свою власть, и включаются они в ее свет, в тьму, и становятся как один, отчего включается власть мужской части, тьма, под властью женской части, света, и становятся две головы как одна.

 

Потому что эти двое управляющих, называемые Африра и Кастимон, имеют вид святых ангелов с 6 крыльями. Один из них в виде быка, второй – в виде орла. А когда соединяются – создают вид человека.

Мужская нечистая сила называется Кастимон, от слова кости – разрушение, потому что он тьма и непригоден для жизни человека. А нечистая нуква, женская часть, называется Африра, от слова афар – прах, непригодная для посева семени. И называется так, чтобы показать, что, несмотря на то что есть в ней свет, этого недостаточно для посева семени и получения урожая для питания людей.

А говорит «Зоар», что ее вид подобен виду святых ангелов с 6 крыльями, потому как у высших ангелов есть 6 крыльев, соответствующих букве вав в имени АВА”Я. А противоположно этому в нечистых силах есть только 4 крыла, соответственно имени АДН”И, показывающих высоту нечистых сил относительно противоположных им святых высших ангелов.

Высший свет называется «вино», веселящее Творца и людей. Но есть в остатке (отстое) вина сигим, винные дрожжи. И из этих отходов выходит главный вредитель мира, потому что он еще соединен с чистотой, т.е. с дрожжами, и имеет вид человека, но когда он нисходит вредить людям, то принимает вид быка. Поэтому бык – это первый из 4 основных вредителей.

Поэтому и говорит «Зоар» нам, что Кастимон – это вредитель в обличии быка, показывающий этим, что он основа всех вредителей, называемых «нечистый бык». И он – сигим высшего света хохма святого имени Элоким, нечистые ЭЛ”Е, соответствующие чистым ЭЛ”Е имени Элоким. Потому что сигим и дрожжи стоят под ним, а так как еще соединен с чистотой, то имеет вид человека, ибо свет хохма имени Элоким – это ЦЭЛЕ”М (образ и подобие) человека, про который сказано, что по образу и подобию, БЭ ЦЭЛЕ”М ЭЛОКИМ, сотворил человека.

Но когда отделяется (ухудшением своих желаний) от чистоты (альтруизма) и (соответственно ухудшению своих свойств) спускается на свое (подобающее этим свойствам) место в АРКА, то принимает обличье (свойства) быка, а его нуква, что в АРКА, принимает вид (свойства) орла, в соответствии с ее целью и действием ленашэр – выпадать, вызывать падения душ людей, попадающих под ее власть. Потому слово нэшэр – орел, от слова нэшира – падение, как листья с дерева, потому что роль нечистой нуквы заключается в выискивании в мире людей и доведении их до состояния ощущения ночи и тьмы, т.е. поражение святого союза, вследствие чего исходят души от людей (см. п. 131).

Поэтому говорит нам «Зоар»: «А когда соединяются, создают вид человека», – если возвращаются и соединяются с чистотой, то потому что находятся, как дрожжи под вином, то возвращаются и принимают снова вид человека, как прежде нисхождения в АРКА, до того как стали вредителями.

 

Когда во тьме – они оборачиваются в змея с двумя головами. И передвигаются, как змей. И парят в пустоте, и моются в большом море. А когда приближаются к цепи Азы и Азаэля, сердят их, пробуждают их, и они прыгают в горах тьмы и думают, что Творец желает привлечь их к суду.

Я предлагаю читателю попробовать самому, без помощи, прокомментировать «Зоар», а затем сравнить свои мысли с нижесказанным. Таким образом мы, может быть, поймем то, что сделал для нас раби Й.Ашлаг своими комментариями. До появления его комментариев на книги Ари и на книгу Зоар не было никакой возможности правильно понять Каббалу, и только единицы в каждом поколении могли самостоятельно всходить по духовной лестнице. Я же уверяю читателя, что просто постоянным чтением даже моих книг, пересказыванием сочинений великих каббалистов – раби Й.Ашлага и его старшего сына, моего рава Б.Ашлага, – любой из читателей имеет возможность достичь восхождения к Творцу. Мне думается, что те, кто уже читал предыдущие книги, поняли, что это действительно возможно!

Как уже говорил «Зоар» в п.154, когда нечистая нуква властвует имеющимся в ней светом над человеком, становятся две головы – одной. Но во тьме, т.е. когда властвует мужская часть, называемая Кастимон, они оборачиваются змеем с двумя головами, потому что мужская часть не в состоянии аннулировать власть женской части, ибо нуждается в одевании в ее свет, и поэтому змей имеет 2 головы, и передвигаются как змей – идут вредить (свойство змея), т.е. соблазнить Хаву откушать от древа Знания.

Силой головы нечистой нуквы они парят в пустоте, где находится корень нечистой силы, называемый «пустота», наибольшее падение, как сказано (Теилим 107, 26; русский перевод 71, 26): «Поднялись они в небо, опустились в бездну». Силой нечистой мужской части они моются в большом море, в свете хохма нечистых сил.

Поэтому называется АРКА – землей НОД, потому что постоянно колеблется от управления 2-х голов: то поднимаются находящиеся в ней в большое море, то спускается в пустоту.

Ангелы Аза и Азаэль – очень высокие ангелы. Ведь даже после их падения с неба в наш мир, в горы тьмы, связанные металлической цепью, настолько была все же велика их сила, что с их помощью достигал Билам ступени пророчества, о котором сказано (Тора. Бамидбар 24, 4; русский перевод стр. 203, 4): «Видит явление Творца».

Это называется «падает и открывает глаза» – потому что Аза называется «падающий», вследствие его падения с неба на землю. А Азаэль называется «открывающий глаза», относительно Азы, которому Творец бросает тьму в лицо. А о ступени пророчества Билама сказали наши мудрецы (Бамидбар-раба, 14): «Не было более такого пророка в Израиле, как Моше, в Израиле не было, а среди народов мира был, и имя его Билам» – настолько велика была ступень его пророчества.

А причина падения их с неба на землю – в их жалобах на человека в момент его сотворения. Но ведь многие ангелы жаловались и возражали тогда – почему же сбросил Творец только этих двух? Ответ на это см. в «Зоар». Балак. п. 416-425. Но вкратце состоит он в том, что, когда появилось в Творце желание сотворить Адама (или человека, потому что на иврите адам – это и есть человек), Он позвал к Себе всех высших ангелов, посадил их пред Собою и сказал им о Своем желании сотворить человека.

Ответили ему ангелы (Теилим 8, 5; русский перевод стр. 4, 5): «Что есть человек, что Ты помнишь его?», т.е. что за свойства есть у того человека, которого Ты так желаешь создать? Ответил им: «Человек этот будет подобен Мне, а мудростью будет выше вас. Потому что душа человека включает в себя всех ангелов и все высшие ступени, подобно тому как его тело включает в себя все существа нашего мира».

Поэтому в момент создания души человека созвал Творец всех высших ангелов, чтобы передали они свои свойства и силы в душу человека. Поэтому сказано: «Создадим человека по образу нашему, по подобию нашему», что в «образе и подобии» человека заключены все свойства всех ангелов. Слова «образ и подобие» взяты в кавычки, потому что слова «ЦЭЛЕ”М и ДМУТ» – «образ и подобие» – не просто являются словами, описывающими сходство, а несут в себе емкие духовные понятия.

Но вопрос ангелов следует понимать как: «А что же это за создание человек, какова его природа, что мы получим от передачи своих свойств человеку, от того, что свойствами свяжемся с ним?» На это и ответил им Творец: «Человек этот будет подобен Мне, а мудростью будет выше вас». То есть этим Творец пообещал им, что человек вберет в себя их качества-свойства, свойства ЦЭЛЕ”М, будет мудрее их, но вследствие связи с ним и они выиграют от его больших постижений, приобретут все, чего не хватает им сейчас.

Потому что душа человека содержит в себе все высшие ступени и все наивысшие свойства всех ангелов. И как его тело включает в себя все материалы и творения нашего мира, все их свойства, так пожелал Творец, чтобы душа человека вобрала в себя все Его творение.

На изречение Торы (Бамидбар, 23, 23; русский перевод стр. 203, 23): «Скажут Яакову и Израилю о том, что творит Творец», – сказали мудрецы, что в будущем спросят ангелы у Израиля то, чего не знают сами, потому что высота постижения Израиля будет выше ангелов. И потому все ангелы приняли участие в сотворении человека, соединили свои свойства в человеке.

Но после того, как человек был создан и прегрешил, стал виновен пред Творцом, предстали пред Творцом ангелы Аза и Азаэль и заявили, что есть у них обвинения на человека, потому что человек, которого создал Ты, прегрешил перед Тобой. За такие слова Творец сбросил обоих с их высокой святой ступени, вследствие чего стали они вводить в заблуждение людей.

Из всех ангелов только эти двое, Аза и Азаэль, явились жаловаться Творцу на прегрешения Адама, потому что только они знали, что человек возвратится к Творцу. Но Аза и Азаэль также знали, что вред, полученный ими от прегрешения человека, не будет исправлен возвращением человека к Творцу. И более того, желательно для них, чтобы вообще не возвращался своими желаниями к Творцу, а потому только они жаловались на прегрешение Адама, потому что относительно них это прегрешение неисправимо.

Все дело в том, что разбиение сосудов и прегрешение Адама – это одно и то же разбиение, исчезновение экрана, исчезновение противоэгоистической силы воли, исчезновение намерения действовать ради Творца. Но разница в том, что разбиение сосудов – это разбиение экрана в парцуфе, называемом «мир», а прегрешение Адама – это разбиение, исчезновение экрана в парцуфе, называемом «душа». Отличие этих 2 парцуфов в том, что парцуф, называемый «мир» – внешний относительно более внутреннего, называемого «душа». Душа находится внутри мира, живет, существует, получает от него.

Разбиение имеет свои причины и следствия, оно необходимо для смешивания всех свойств бина и малхут и обязано произойти как в духовном мире, так и в душе, чтобы дать малхут свойства бина и таким образом дать ей возможность исправить себя.

Разбиение мира Нэкудим привело к разбиению 8 сфирот х-г-2/3т-1/3т-н-х-е-м, по 4 сфиры х-б-з”а-м в каждой, состоящей из 10 сфирот, итого 8 х 4 х 10 = 320 = ША”Х частей. Каждая часть, вследствие смешивания всех частей, состоит из 320 частей. Все эти 320 частей, называемых Нэцуцин, приобрели эгоистическое желание самонаслаждаться получением света Творца, что означает, будто они упали в нечистые силы.

В духовных мирах нет мест, нет отдела чистого и нечистого. Но мы, для наглядности передачи информации, представляем получение более низких свойств – падением, получение более духовных свойств – подъемом, достижение подобия свойств – соединением, выделение нового свойства – отделением. Появление в духовном объекте эгоистических желаний называется его падением в нечистые силы, хотя эти нечистые силы находятся в нем самом, а не он в них и только больше проявляют себя. Вокруг человека нет ничего: все внутри, все миры, все желания, как чистые, так и нечистые.

Изучая Каббалу, мы вызываем на себя излучение окружающего нашу душу света (см. Предисловие к ТЭС, п. 155), и он создает в нас желание исправиться. А выйдя на ступени духовных миров, человек начинает ощущать соответствующий каждой ступени духовный свет, при помощи которого он начинает видеть в каждом своем свойстве части эгоистическую и альтруистическую. Эгоистическую свою часть по сравнению со светом он ощущает как зло для себя и в мере этого ощущения отдаляется от нее, отказывается использовать эти желания. Альтруистические желания он воспринимает как хорошее для себя, но поскольку не имеет для их использования сил, просит об этом, получает силы, принимает свет ради Творца и т.о. поднимается на более высокую ступень, где этот процесс повторяется.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: