Экстерьер и интерьер Троицкого собора. Колокольня.




НОУ ВПО РОССЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

ТУРИЗМА ПСКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

РАБОЧИЙ ВАРИАНТ

 

ТЕКСТА ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ

 

«Псков древний и современный«

 

ПСКОВ 2014

 

Кремль.

У панорамы.

История Пскова неотделима от истории нашей Родины. Псков cчитался младшим братом Новгорода.

Псков - это город-воин, он был вплоть до 18-ого века крепостью, которая защищала границы русского государства..По подсчетам историков Псков каждые четыре года был в состоянии войны. Наш город выдержал 26 крупных осад, но только два раза в период средневековья был взят и то путем измены.

Псков - старинный русский город на северо-западе России. Он был также крупным торговым центром на пути из варяг в греки. Река Великая впадает в Псковское озеро, которое переходит в Чудское озеро, а из него вытекает река Нарва, впадающая в Финский залив.

Кроме этого Псковские мастера за свою историю (первое письменное упоминание в 903 г. в Повести временных лет) создали собственные школы зодчества и иконописи. Псковские мастера были известны не только в России, но и за ее рубежом (показать на панно).

Первое поселение псковичей фиксируется на мысу при впадении реки Пскова в реку Великую.

Первое датированное упоминание каменных Персей – первого крепостной стены относится к1337 году, хотя археологами доказано, что первые каменные Перси были построены уже в 13 веке. В1392 году псковичи перестраивали ее, строили первое крепостное кольцо вокруг всего мыса.

Главным материалом для строительства служил плитняк (местный прочный известняк) который смазывался известняковым раствором (известь гасили, несколько лет держали в печах, потом она была пригодна для смазки). Почти все стены и башни были покрыты крышами.Крепость строилась и укреплялась постепенно. Например, в средние века перед стеной Персями псковичи устроили соединяющий две реки глубокий ров, именуемый Гребля. Попасть в Кром можно было двумя путями помосту над Греблей через Святые ворота или через Смердьи ворота, но и там и там были коридоры (захабы), для врагов - это тупики.

Второе кольцо стен - Довмонтова стена - в построена в конце 13-м веке. Она сооружена князем Довмонтом и не раз перестраивалась.

С быстрым ростом посада (городского населенья), увеличением числа построек, для защиты строилась третья каменная крепостная стена в 1309-м году (стена Бориса-посадника): от спуска к реке Великой, на нынешней профсоюзной улице до церкви Петра и Павла с Буя; позднее строится четвертая каменная крепостная стена в 1375-1380 годах по берегу исчезнувшей впоследствии реки Зрачки, - от Мстиславской башни по месту нынешней улицы Пушкина до стены на берегу Псковы близ палат Ямского. Вся часть города от Довмонтова города до четвертой крепостной стены называется Средний город. В камне пятая стена была построена в конце 15-ого начале 16-ого века от Покровской до Михаиловской башни (охватила Завеличье) Эта часть города называется Окольный город. В 15-16веках крепость города Пскова была крупнейшей на Руси; протяженность ее стен достигала 9,5 километров, более 30 башен (среди них- Покровская - самая мощная в Европе)

 

Довмонтов город

Сейчас мы находимся на территории Довмонтова города. Это открытые археологами основания древних храмов, которые были законсервированы. По ним читается биография Довмонтова города.

Если по меткому выражению летописца, на Ярославовом дворище в Новгороде Великом «церкви кустом стояли», то в Довмонтовом городе они буквально толпились, тесня друг друга, как псковичи на вече. В 15-ом веке здесь находилось около 20 храмов, многие из которых были не маленькими. При них были притворы, приделы, усыпальницы и хоть и тесные, но все же дворики и кладбища.

Почему эта территория носит имя князя Довмонта? Князь Довмонт с 1266 по 1299 год княжил в Пскове. Довмонт- литовец. При крещении получил имя Тимофей, женился на внучке Александра Невского Марии Дмитриевне. Своей верной службой сыскал князь Довмонт-Тимофей безграничную любовь псковичей и вечную память. «Не терепе обидим бытии», так характеризует его летописец. И действительно псковская дружина под командованием Довмонта-Тимофея неоднократно громила войска немецких рыцарей, и ни разу не потерпев поражение. Одна из крупных побед была одержана В 1268 г.под Раковором, в честь чего строится церковь Тимофея Газского, небесного покровителя князя Довмонта. После победы в 1269 – ц. Георгия Победоносца, в 1272 году – ц.Федора Стратилата.

Слева мы видим фундамент еще одного храма – храма Дмитрия Солунского, в котором был погребен князь Всеволод-Гавриил, причисленный к лику святых. Это был первый храм, возведенный в 12 веке на месте Довмонтова города. Церковь была построена из плинфы, то есть из широкого плоского кирпича, с добавлением в кладку известняковой плиты. На плинфе археологи обнаружили княжеский знак Рюриковичей.- клеймо мастеров. В храме нашли разбитый глиняный сосуд, оброненный, как полагают, при переносе праха Всеволода в Троицкий собор. Сосуд удалось склеить. На нем вылеплено лицо бородатого мужчины – может быть это портрет князя Всеволода-Гавриила? В 30-е х годах 19-ого века храм был разобран. Материал пошел на нужды архиерейского дома. У стены над Псковой под насыпью Рождественской батареи времени Петра1 откопаны три храма: Рождества, Покрова и Святого Духа (на них Петр Первый соорудил бастионы). Храм Покрова сохранился с уникальными фресками, сейчас они сняты со стен (около 200 квадратных метров) и вывезены в ЭРМИТАЖ.

На краю самой Гребли стояли два храма: «Никола над Греблей» и «Кирилл над Греблей». Церковь Николы - та, что стоит ближе к дороге, - была построена в 14веке и перестроена в 15в. Фрески, уцелевшие в ее алтаре, сняты, реставрированы и выставлены в Псковском музее. Церковь Кирилла представляет особый интерес. Она построена у Смердьего моста в 1374 году мастером Кириллом «в свое время мастер Кирилл был крупным зодчим и, как предполагают, главным строителем возведенного перед этим нового Троицкого собора. Зодчего погребли в созданной им церкви.

Кроме церквей в Довмонтовом городе находились еще другие здания – общественные. Если на Крому собиралось вече – законодательный орган республики, то в Довмонтовом городе собиралась исполнительная власть. Об этом свидетельствуют любопытные находки археологов. В юго-западном углу, у самой стены они открыли остатки архива, найдено более 500 вислых свинцовых печатей 14-15века. Они скрепляли документы.

После присоединения в 1510 г. Пскова к Московскому государству на территории Довмонтова города разместилась московская администрация. Она располагалась в Приказных палатах, единственной постройке Довмонтова города, дошедшей до наших дней. Приказные палаты, построенные в конце 17 века, были административным центром Пскова и псковских пригородов. На верхнем этаже по сторонам сеней находились два помещения. В главной палате заседал воевода, глава местной администрации. Там же хранилась большая палата подьячих, где велось делопроизводство, распределённое между разрядным, денежным, поместным, посольским и судным столами. Известно, что в год подьячие расходовали около 20 ведер чернил. Под крыльцом Приказных палат было место предварительного заключения, где сидели подследственные, а рядом хранилось спорное имущество.

Внушительное здание Палат уравновешивало композицию Довмонтова города, сочетаясь с мощной громадой Персей. Перси с древнерусского означает «грудь». И действительно, если с других сторон Кромский мыс был надёжно защищен крутыми берегами рек, то напольная сторона грудью встречала врага. Она имела решающее значение в системе обороны Крома, и псковичи уделяли ей особое значение. Высота Персей всегда была не менее 20 метров..

В старину в Персях было двое ворот – Великие, примерно на месте нынешнего входа, и Смердьи – под Смердьей башней. К обоим подъездам с внутренней стороны Крома примыкали длинные захабы, а снаружи подъемы мосты через ров, носивший название Гребля. Высота стены вместе со рвом составляла не менее 20 метров. Всё это обеспечило надёжную защиту городу. Мы видим композицию в память победы Александра Невского на Чудском озере в 1242 году. Её составляют прапор с изображением герба и плана Пскова, щиты с эмблемами Пскова, Новгорода, и Владимира – городов, участвовавших в разгроме немецких рыцарей. Висящий над ними древнерусский меч и отлитые колокола символизируют готовность псковичей к защите отечества. Это дар городу Пскову от союза художников России. Автор – псковский художник – кузнец Всеволод Петрович Смирнов

У Святых ворот.

З десь мы видим икону Святой Троицы. Икона «Троица Ветхозаветная» выполнена в древней технике мозаики в 1942 году. Работа по её созданию началась в августе 1941 года, когда в Пскове по инициативе митрополита Сергия, главы Прибалтийского экзархата, была организована Псковская миссия, на средства художника Е. Е. Климова и по его эскизу. Икона создана для Великих ворот Кремля, но была сразу установлена в соборе.

Издревле Псков считается Домом Святой Троицы. «Постоим за Святую Троицу»,- так говорили псковичи, уходя в бой.

Захаб

Мы находимся в длинном узком коридоре, который носит название захаб- от русского слова хапать. Часто захаб ассоциируют с рукавом. Служили такие коридоры для защиты псковской крепости, а значит и для защиты всего государства. Мы видим двое ворот. На святых воротах висели герсы – железные решетки. Враг разбивал эти ворота, с радостью забегал в «город», но, извините, он забежал в тупик. Дело в том, что на вторых воротах тоже были герсы (ворота не сохранились) и пока враги их громили псковичи со стен крепости, скидывали горящую смолу, бревна, камни, тем самым «ликвидировали» войско.

 

Вечевая площадь.

 

Вечевая площадь находилась к югу от Троицкого собора, на месте, где мы сейчас находимся. Она находилась на несколько метров ниже Сюда спешили псковичи по звону вечевого колокола, который висел на звоннице, стоящей на Персях. В вечевом собрании участвовали те, кто имел двор во Пскове,- бояре, купцы, ремесленники. Они представляли самоуправляющиеся районы города (6 концов). В каждом конце было свое вече, связанное с двумя пригородами Пскова т.е. крепостями, которые защищали подступы к городу со всех сторон. Из Пскова туда назначались посадники, посылались наместники псковского князя. Прежде, чем вынести вопрос на вече, его рассматривала Господа - совет именитых горожан. Голосование выражалось криком (нанимали даже профессиональных крикунов). Князь и посадники во время веча стояли на вечевой степени, помосте, с которого недовольные псковичи могли столкнуть неугодного представителя власти, так случилось, например, в 1463, когда «сопхнули» со степени и изгнали из города князя Владимира Андреевича. На вече решались главные вопросы жизни псковского государства: о войне, о мире, призвании князя, выборах посадников, налогах, крупных строительных работах. В1397-ом на вече приняли Псковскую судную грамоту, свод законов, по которому жила Псковская Вечевая Республика. В 1979-ом году у колокольни было открыто основание вечевой степени, которое было сложено, как и все псковские постройки, из местного известняка (плитняка).

Последний раз вечевой колокол зазвонил 13 января 1570 года, собирая псковичей на вечевой площади. Царский дьяк Третьк Долматов объявил волю Великого князя Василия 3-его: «Чтоб у вас вечья не было и колокол вы вечевой сняли …». Плача, псковичи сняли вечевой колокол, отрубили «уши», побили кнутом и сослали на подворье Снетогорского монастыря, откуда колокол увезли в Москву. Так закончился период Псковской Вечевой Республики и началась история Пскова в составе русского государства Московской Руси.

Сейчас мы здесь видим крест, который стоит на середине вечевой площади в память о соборе Благовещения Богородицы построенного вновь на месте прежнего обветшалого собора в1836-ом году с приделом Святой Княгини Ольги. Его расписывали осташковские мастера (город Осташков, Тверская область).

Башня князя Довмонта или Смердья башня (современная башня построена вместо древней по проекту архитектора К.Тона в 1866-ом году во время реставрации Кремля). Вместо псковской круглой башни в русском Кремле появилась многогранная западноевропейская башенка, напоминающая башни немецких замков. На кровле башни установлен прапор-флюгер, изображающий русского воина. Название Смердья происходит от слова «смерд», холоп, человек из черни, крестьянин. Рядом с ней первоначально находились единственные ворота, которые получили название Смердьи. Они вели на вечевую площадь. У Смердьих ворот и Смердьей башни находился Смердьий захабВ настоящее время захаб раскопан со стороны вечевой площади. В глубоком раскопе видно, что поверхность дороги, ведущий к древним воротам, была на несколько метров ниже современной поверхности земли. Здесь культурный слой - это слой земли, который содержит остатки деятельности человека: древние сооружения, хозяйственный и строительный мусор (каждое поколение после себя оставляет культурный слой)

 

 

Экстерьер и интерьер Троицкого собора. Колокольня.

Первый деревянный храм на этом месте, был по преданию, построен княгиней Ольгой в10-ом веке(по ее приказу). Ольга детство свое провела на Псковщине, а когда вышла замуж за Игоря она жила в Киеве, но часто приезжала на Родину (этой территорией владела она). В один из приездов произошел примечательный случай: когда Ольга стояла на левом берегу реки Великой, она увидела на противоположном берегу три ослепительных луча на месте нынешнего Троицкого собора и предрекла строительство храма, стоящего вечно и незыблемо и великого города, который будет славен и богат.

Первый же каменный храм Святой Троицы был заложен псковским князем Всеволодом-Гавриилом в конце 30-ых годов 12-ого века. В этом храме молился Александр Невский. Здесь его встречали псковичи после Ледового побоища в 1242-ом году. В этом храме принял крещение Довмонт-Тимофей, будущий князь.

Второй каменный храм (третий по счету на этом месте) возведен в 1363-ем году мастером Кириллом. В 1473-ем году в Троицком соборе встречали византийскую принцессу Софью Палеолог, будущую супругу, Иоанна 3-его, когда она ехала из Константинополя в Москву. Собор служил усыпальницей псковских князей. Эта усыпальница находилась (в нынешнем храме тоже находится) под Троицким собором. В восточном отделении, где прежде был алтарь гробницы архиепископов и митрополитов. В западном отделении усыпальницы погребения князей. В соборе шла основная работа по собиранию летописного материала, что являлось государственным делом.

Ныне существующий собор построен в 1682-1699-ом. В облике храма нашли отражения черты московского архитектурного стиля 17-ого века т.к. он построен по чертежам московских зодчих. Одновременно собору присущи строгость и простота древнего Пскова. Архитектурное решение по- псковскому сдержанно: беленые стены с яркими пятнами изразцов в нижнем ярусе храма. Поясок из керамических изразцов нижнего яруса Троицкого собора мы хорошо видим. Мотивы орнамента - «василек», «розетка»- характерны для изразцов Пскова 17-ого века. Из псковской глины делались печные изразцы, черепица, киоты для икон, знаменитые керамиты - надгробные плиты Псково-Печерского монастыря. Ввиду нарушения прочности стен, которая была вызвана неравномерной осадкой основных конструкций храма, были пристроены мощные контрфорсы (на них ушли 4 православные церкви). Памятная доска с образами святых учителей Кирилла и Мефодия выполнена и подарена городу скульптором Клыковым В. М.. Открыта и освещена 24-ого мая 1999-ого года в Дни славянской письменности и культуры России.

Композиция собора представляет традиционный псковский тип с двумя приделами, галереей и крыльцом «на отлете». Правый действующий придел в честь Казанской иконы Божьей Матери, а левый действующий храм в честь Святого Благоверного князя Александра Невского; на первом этаже действующий храм в честь Серафима Саровского (есть еще два не действующих придела в честь Княгини Ольги и Князя Всеволода-Гавриила).

Собор вытянут с запада на восток, крыша четырехскатная. Пять глав собора несколько смещены к востоку. Собор в высоту с крестом примерно 78 метров, площадь центрального купола храма 300 квадратных метров, на его золочение во второй половине 20-ого века израсходовано 1 килограмм 310 грамм сусального золота (тончайшие пленки золота, наклеиваемые на изделия в декоративных целях). Четыре пониженных главы символизируют четырех апостолов евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Собор виден на расстоянии нескольких километров от города. В1589-ом году в городе Пскове была учреждена своя епископская кафедра и собор стал кафедральным. С 18-ого века в подцерковье хранили псковских архиереев (как я уже говорил). Среди псковских архиереев был Феофан Прокопович сподвижник Петра 1-ого и вице-президент Святейшего Синода. С1816-ого года по 1822-ой псковским архиереем был Евгений Болховитинов, будущий киевский митрополит и автор «Истории княжества псковского».

Храм трехнефный шестистолпный. Центральный и два западных барабана - световые, а два восточных глухие. На западной стене храма находятся хоры. Современный интерьер Троицкого собора сформировался с конца 17-ого века, этим же временем датируются иконы на пилонах (массивные столбы, которые служат опорой для перекрытии, здесь для купола): «Богоматерь на престоле», «Константин и Елена», «Сошествие во ад» и другие. Пространство четверика подчеркивается великолепным семиярусным иконостасом (более 40-а метров – 9-вяти этажный дом). С левой стороны между колоннами находится деревянная рака, украшенная металлическими накладками, в которой покоятсья мощи святых псковских князей (мощи-останки, тела святых людей): Всвеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, блаженного Николая Саллоса и Иосаафа Снетогорского, настоятеля Снетогорского монастыря убитого ливонскими рыцарями в 1299-ом году. Ранее гробницы находились в южном приделе собора. Самые почитаемые иконы: Псковская Богоматерь, икона Божьей Матери Чирская, икона «Богородица Псково-Покровская» и другие.

 

Колокольня Троицкого собора стоит на крутом склоне левого берега реки Псковы. Первоначально Троицкая колокольня находилась на Персях, первой южной приступной стене Крома, и имела по-видимому типичней для Пскова вид звонницы: отдельно расположенное столпообразное сооружение с пролетами для колоколов и деревянной чаще всего двускатной крышей, которая увенчана маленькой главкой. В 1526-ом году при укреплении Персей колокольню поставили деревянной «на старом месте». Позднее заменили на каменную и она просуществовала до конца 17-ого века. Изображение шатровой колокольни на Персях сохранилось на плане Псковской крепости1694. Изображение колокольни, которая встроена в восточную стену Кремля, впервые появляется на «Плане псковских укреплений» 1706-ого года. Нижний объем квадратной в плане колокольни сложен из грубо обтесанной плиты и возводился, по-видимому, одновременно с Троицким собором в конце 17-ого начале 18-ого века. В 18-ом веке на башне находились часы немецкой работы, но, к сожалению, утраченные к середине 19-ого века. Завершается колокольня ярусом арочных пролетов для колокольных звонов, декоративным ярусом для башенных часов и высоким шпилем с крестом постройки начала 19-ого века. Существующий часовой механизм - немецкой работы 1884-ого года. Верхний ярус только в конце 19-ого века стал использоваться для звона. На колокольне собора все семь колоколов древние, они отлиты псковскими мастерами в 16-ом веке. О самом раннем из них известно, что это работа псковских мастеров Тимофея Ондреева Котельникова и Микулы Овда 1586год..

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: