Кром. У слияния дорожек.




Интерес к древней истории Пскова возник уже в средние века. «О Плескове-граде от летописания не обретается вспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми, токмо уведехом, яко был уже в то время, как наехали князи Рюрик с братьею из Варяг в словени княжити»,- писал псковский летописец в16-ом веке под сводами Псково-Печерского монастыря, подчеркивая древность и известность Пскова в далекие времена Рюрика.

Первое датированное упоминание о Пскове находится в Повести временных лет под 903-им годом(10 век): «Игорь вырос и собирал дань после Олега и слушались его, и привели ему жену из Пскова (то есть земли, расположенной недалеко от Пскова) именем Ольгу» (нашу будущую первую княгиню и первую христианку) Таким образом, в 10-ом веке поселение Псков здесь уже было. А 903-й год, год первого письменного упоминания, стал считаться днем рождения Пскова.

. Во время археологических раскопок, которые проводила Тараканова С.А.в 1956 году, были найдены две древнейшие вещественные находки - две булавки: железная с завернутой головкой и бронзовая с дисковидной головкой,- и сетчатая керамика. И сразу было установлено, что первое поселение было в середине первого тысячелетия нашей эры, примерно 3 век. В это время здесь проживали западно-финские племена финно-угорские. Площадка была просторной и ровной, удобной для строительства, реки служили естественной преградой от врагов.

В шестом - седьмом веках на северо-запад пришли славяне-кривичи, и одно из племен поселилось здесь же. Поселок начинает быстро развиваться, границы его расширяются, и в 10-м веке Псков-это город (огороженное поселенье) с разноэтническим населением, которое занималось ремеслом и торговлей.

 

 

У Кутекромы.

Место основания Пскова - Кремль (по-псковски Кром, т.к. расположен на краю, кромке мыса). Отсюда его мы хорошо видим. На этом месте жили князь, княжеские дружинники, бояре. Кром становится административным, политическим и духовным центром быстро растущего города, название которого, по одной из версий, произошло от финского слова «смолистая вода», созвучного названию Псков. В древности это неславянское название было переосмыслено славянами и в славянском употреблении звучало как «Плесков».

После того как восточные ветви славян объединились в единое государство с центром в Киеве, стали укрепляться его пограничные крепости. На северо-западе Руси главная тяжесть борьбы с воинственными соседями легла на Псков (1237 год - образовался Ливонский орден (Эстляндия, Лифляндия и другие страны), а конце12 -ого другой враг - Тевтонский орден, в который входили крестоносцы). Почти 500 километров границы с Ливонией приходилась на псковские земли (в народе Псковщину). Поэтому Псков подвергался постоянным перестройкам, усиливались оборонительные сооружения. Археологические изыскания последнего времени, в частности раскопки Гроздилова Г.П., позволяют сделать вывод о том, что в первые столетия существования города дома в нем были в основном деревянные, располагались близко друг к другу, проходы между домами и улицы были вымощены деревянными настилами. Была деревянная крепостная стена на месте нынешних Персей, т.е. только с юга, т. к. с северо-запада и северо-востока город имел естественные рубежи защиты - реки Великую и Пскову. Сама крепостная стена представляла собой первое время сруб из толстых заостренных кверху дубовых бревен, которые плотно прилегали друг к другу. Они были закреплены на насыпном земляном валу, т.е. все было из дерева, и городок мог быстро сгореть. Нужна была каменная крепость. Ее-то псковичи с 11 по 16 и строили: где-то пристраивали новые части, где-то удлиняли, и конечно модернизировали. C развитием техники и тактики осады, по концам выступающих частей стены и на углах, строили мощные башни (конец15-16 век) более 35, полтора десятка ворот и тайных выходов. Все это делало псковскую крепость неприступной. Внутри башен для размещения орудий на толстых бревнах сооружались специальные платформы. Нижний ярус служил для «подошвенной» или наземной стрельбы. С внутренней стороны к стенам крепости пристраивались деревянные галереи для передвижения у бойниц воинов и установки пушек. По всей длине укреплений имелся закрытый ход, где могло разместиться по нужде все боеспособное население огорода.

Нужно было любым способом защищать Кром, т.к. все особо ценное, чем располагали Псковичи - имущество, товары, продовольствие, сырье - хранилось в многочисленных амбарах и клетях детинца (детинец - место, где располагалась княжеская резиденция). (Для Пскова понятия Кром (Кремль) и детинец схожи). Большинство клетей и амбаров находилось в северной части Кремля. Пороховые погреба или Зелейная палата, где хранился порох восстановлена в 20 веке. Летописные известия о палате относятся к1562-ому и 1609-ому году.

Царь Петр1 готовясь к Северной войне (война со шведами) в начале 18-ого века приказал засыпать землей обветшавшие стены, башни и особо ветхие церкви у стен и устроить бастионы (земельные валы), которые позволяли при надобности быстро возводить военные батареи. Сейчас мы видим остатки насыпей рядом с пороховыми погребами. Рядом с башней Кутний костер или Кутекрома (построена в 1400-м году) бастион, который назывался Красной батареей. Сыграть значительную роль в этой войне Пскову не пришлось, победная слава досталась Полтаве (Полтавская битва).

По окончании войны был подписан мирный договор - Ништадтский мир(1721 г), по которому к России отошли прибалтийские и часть карельских земель, граница русского государства отодвинулась далеко от Пскова. Боевая жизнь его стала прошлым, торговые дела теперь решались в приморских городах - Петербурге, Риге, Ревеле; Псков стал провинциальным городком северо-запада.

.

Название Кутекрома появилось при неправильном прочтении текста в летописи. Кутекрома, т.е. башня в углу (куту) Крома. Вначале 19 -ого века на развалинах башни была устроена беседка, и, по преданию здесь любил бывать А.С. Пушкин. Место так и называлось - Пушкинская беседка.

 

 

Смотровая площадка.

Мы находимся в северной части Кремля, перед нами река Пскова впадает в реку Великую. Две реки Великая и Пскова разделяют город на три части: первая самая большая из них, примыкающая к Кремлю и Довмонтовой стене, носит название Псковской части или Пскова; другая часть Пскова, которая лежит за рекой Псковой, называется Запсковьем, а часть города, которая расположена за Великой - Завеличьем. Прямо при впадении Псковы в Великую, со стороны Кремля(т.е. в Псковской части), находится башня Плоская (16-ый век), которая завершает участок стены, спускающейся от Кутнего костра к устью реки Псковы. Напротив, уже, на Запсковье псковичи в 15-ом веке построили Высокую или Воскресенскую башню. Между башнями в 1500-ом году поставили стену с водобежными воротами, которые закрывали вход врагу. Это, так называемые, Нижние железные решетки, потому что выше по течению Псковы были Верхние железные решетки, которые закрывали вход в реку с другой стороны.

На противоположном берегу Псковы, находится сквер - одно из популярных мест отдыха псковичей. В свое время и правый, и левый берега Псковы были местами торговли: у причалов стояло множество судов и лодок, сплошными рядами. У самой воды располагались лавки и лодки - здесь была рыбная площадь, Рыбники.

Запсковье, правый берег реки Псковы, впервые в псковской летописи упоминается в 1323-ем году. В 1495-ом году там был построен храм Варлаама Хутынского вблизи Варлаамских ворот. В храме сохранились голосники - маленькие керамические сосуды или камеры, которые заложены в своды и стены здания как резонаторы для усиления звука, а также облегчения свода. Отсюда видно, что на главе храма присутствует некое украшение. Для всех псковских церквей характерно присутствие на главе храма или на алтарной апсиде пояса, который состоит из бегунца и поребрика как одни из важных архитектурных деталей псковского церковного зодчества.

В 16-ом веке бела также построена церковь Воскресенья со Стадища. В старые времена тут находился девичий монастырь; Стадищем именовали его площадь, а сама церковь возведена на подклетях (на церковных подвалах). Имеет одну большую главу для главного придела и одну маленькую главку для маленького придела; примечательно, что купол у этой церкви в виде глубокой перевернутой чаши. Большей район по правому берегу реки Псковы тоже требовал защиты, и поэтому последнее пятое каменное крепостное кольцо замкнулось вокруг Запсковья.

Напротив устья реки Псковы стоит один из свидетелей всех воин, которые были в Пскове, - это собор Иоанна Предтечи. Собор построен в первой половине 13-ого века (1239 год) или по другим версиям в конце 12-ого века. Здесь был женский монастырь, который основала княгиня Ефросинья Рогволодовна (в иночестве Евпраксия), она была также первой игуменьей. Княгиня Ефросинья была теткой прославленного псковского князя Довмонта и женой бывшего псковского князя Ярослава Владимировича, который в 1240-ом году помог немецким рыцарям взять город,. В 1243-ем году князь пригласил свою бывшую супругу на переговоры в ливонскую крепость Одемпе (Медвежья голова), где она была убита пасынком князя. Тело княгини привезли во Псков и похоронили в Ивановском монастыре. Через 10 дней после смерти княгини над ее гробом в соборе произошло чудесное знаменье от иконы Святого Спаса (текло миро). Это событие сделало икону особо почитаемой, а княгиню канонизировали. В народе монастырь называется княгининым, ведь в его Синодике (список умерших для церковного поминовения) записаны 12 представительниц княжеских родов. Здесь похоронены жена князя Довмонта княгиня Марфа (в иночестве Мария), внучка Александра Невского; супруга князя Давида, сына Довмонта, княгиня Наталья.

Собор представляет собой тип новгородского храма 13-ого века. Храм венчают три главы со световыми барабанами. Над центром храмового пространства возведен главный барабан с куполом, над западной частью храма - два других меньшего размера. Особенностью архитектуры собора являются круглые окна «верхнего света» в апсидах и на северной и южной стенах.

До нашего времени собор дошел с незначительными переделками, которые не нарушили его первоначальный облик. Так в 16-ом веке была построена звонница, а в 17-ом веке с западной стороны возведен притвор. В 1924-ом году монастырь был закрыт и обречен на годы разрухи и забвенья. В 1991-ом году храм был возвращен Русской Православной церкви, и началось его возрождение. С 1993 -его года при храме работает иконописная мастерская.

Рядом с Ивановским монастырем Густав Адольф в августе 1615-ого года основал укрепленный городок, откуда шведская артиллерия вела огонь по башням у Нижних решеток и по Кутекроме.

Дело в том, что в 1615-ом году Псков осадили шведы. Они имели первоклассную артиллерию; их король Густав Адольф слыл величайшим полководцем своего времени. Но и псковичи еще не забыли славного 1581-ого (победа русских в Ливонской войне) т.к. среди них было немало живых участников и свидетелей разгрома под крутыми стенами городских укреплений войск польского короля Стефана Батория. Шведы подожли к Пскову с севера, по гдовской дороге, и штаб-квартирой себе избрали снетогорский монастырь в четырех верстах от города, у стен которого расположились их отлично вооруженные и обученные войска. После неудачной ночной попытки небольшей группы шведов проникнуть в город обманом, под видом русских, ищущих защиту «от немцев» за стенами крепости, шведы взорвали Взвозские ворота близ Нижних решеток и, ворвавшись в город, устремились к Варлаамским воротам, напротив которых стояли их основные силы. Однако псковичи выбили их из города и восстановили Взвозские ворота. Через реку Великую были наведеня наплавные мосты, перед крепостными стенами сооружены укрепления - городки, установлены артиллерийские батареи. Чуть ли не два месяца шведы готовились к штурму, подведя окопы и траншеи вплотную к стенам крепости. С севера и с Завеличья 3 дня город бомбардировали простыми и рскаленными ядрами, в результате чего была разрушена Смердья башня, Кутекрома и углавая Варлаамская. Совершенно разбитыми оказались Варлаамские ворота, а также часть примыкавшей к ним стены.

9-ого октября шведы начали штурм. Самым уьезвимым местом Густав Адольф считал Варлаамские ворота; к ним он и отправил свои основные силы. Второй удар был намечен со стороны Нижних решеток, куда от Ивановского монастыря, из-за Великой шведы перебрелись на плотах, -первые шведские переправы были разбиты огнем крепостных пушек. Защитники города выпустили по врагу сотни простых и огненных ядер, сбрасывали на головы осаждавших камни и бревна, пиками скидывали шведов со стен и с захваченной ими на какое-то время Варлаамовской башни. Штурм был отбит, интервенты отступили и 17-ого октября ушли из города.

Ныне Варлаамовская башня - высохшая, осыпавшаяся, с пустыми глазницами амбразур - очищенна от земли. Можно войти внутрь нее через боевые проемы и полюбоваться и Кремлем, и городом.

После окончания войны был заключен Столбовский мир России и Швеции в 1617-ом году. К Швеции отошли Ивангород, Ям и другие города. А Швеция возратила России Новгород, Старую Руссу и другие города. Такие границы сохранились до начала Северной войны(1700).

С 20-ого века Псков вновь стал порубежным городом России. Невозможно представить Псков без России, но и невозможно понять и узнать Россию, не зная Пскова. Умения и талант псковских каменщиков и зодчих в средние века по праву можно считать феноменом.

 

 

На этом красивом месте хочется вспомнить слова Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете не хотел бы поменять Родину и иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой ее нам Бог дал». А ведь действительно мы по праву можем гордиться своей историей!!!

 

Кремль.

У панорамы.

История Пскова неотделима от истории нашей Родины. Псков-младший брат Новгорода. Он не Великий. Туристов поменьше. Но и в нем белые приземистые храмы как семья белых грибов: едва подойдешь к одному - видишь следующий. А крепостная стена даже больше смоленской.

Как и Новгород, и другие северные города, куда почти не доходили монголы, Псков - хранитель русского. Правда чувствуются чудские корни и влияние современной Прибалтики.

Псков - это город-воин, он был вплоть до 18-ого века крепостью, которая защищала границы русского государства. Псков вынес ни одно нашествие иноземных захватчиков, не раз отбивал приступы врагов и изгонял со своей земли незваных гостей. По последним подсчетам Псков каждые четыре года был в состоянии войны. Наш город выдержал 26 крупных осад, но только два раза был взят и то путем измены!

Псков - старинный русский город на северо-западе России. Он был также крупным торговым центром т. к. по реке Великой, на которой стоит Псков, можно водным путем (без преград) попасть в Финский залив, Балтийское море и дальше. Река Великая впадает в Псковское озеро, которое плавно переходит в Чудское озеро, а из него вытекает река Нарва, впадающая в Финский залив.

Кроме этого Псков за своих1100 лет с лишним создал собственные школы зодчества и иконописи. Псковские мастера были известны не только в России, но и за ее рубежом (показать на панно). Первое поселение было на мысу при впадении реки Пскова в реку Великую. Через несколько минут мы там будем.

Первое датированное упоминание каменных Персей – первого крепостной стены относится к1337 году, хотя археологами доказано, что первые каменные Перси были построены уже в 13 веке. В1392 году псковичи перестраивали ее, строили первое крепостное кольцо вокруг всего мыса. Главным материалом для строительства служил плетняк (местный прочный известняк) который смазывался известняковым раствором (известь гасили, несколько лет держали в печах, потом она была пригодна для смазки). Почти все стены и башни были покрыты крышами, дабы дожди не разрушили крепость. Многие стены были деревянные - такие сразу перестраивались. Крепость строилась и укреплялась постепенно. Например, в средние века перед стеной Персями псковичи устроили соединяющий две реки глубокий ров, именуемый Гребля. Попасть в Кром можно было двумя путями помосту над Греблей через Святые ворота или через Смердьи ворота, но и там и там были коридоры (захабы), для врагов - это тупики. Многие века иностранцев нельзя было пускать в город, т.к. крепость имела свои секреты, например, Захабы. В одном из таких коридоров мы сегодня побываем.

Второе кольцо стен - Довмонтова стена - в построена в конце 13-м веке. Она сооружена князем Довмонтом. Она не раз перестраивалась.

С быстрым ростом посада (городского населенья), увеличением числа построек, для защиты строилась третья каменная крепостная стена в1309-м году (стена Бориса-посадника): от спуска к реке Великой, на нынешней профсоюзной улице до церкви Петра и Павла с Буя; позднее строится четвертая каменная крепостная стена в 1375-1380 годах по берегу исчезнувшей впоследствии реки Зрачки, - от Мстиславской башни по месту нынешней улицы Пушкина до стены на берегу Псковы близ палат Ямского. Вся часть города от Довмонтова города до четвертой крепостной стены называется Средний город. И когда жители стали селиться за четвертой крепостной стеной было решено построить пятую стену. В камне она была построена в конце 15-ого начале 16-ого века от Покровской до Михаиловской башни (охватила Завеличье) Эта часть города называется Окольный город. В 15-16веках крепость города Пскова была крупнейшей на Руси; протяженность ее стен достигала 9 километров, десятки башен, Покровская - самая большая в Европе, усиливали ее мощь

 

Довмонтов город

Сейчас мы находимся на территории Довмонтова города. Это открытые археологами основания древних храмов, которые были надложены и законсервированы. По ним читается биография Довмонтова города.

Если по меткому выражению летописца, на Ярославовом дворище в Новгороде Великом «церкви кустом стояли», то в Довмонтовом городе они буквально толпились, тесня друг друга, как псковичи на вече. В 15-ом веке здесь находилось около 20 храмов, многие из которых были не маленькими. При них были притворы, приделы, усыпальницы и хоть и тесные, но все же дворики и кладбища.

Почему, спросите вы, не один большой храм возвели здесь псковичи? Сеичас, чтобы увековечить какое-нибудь событие памятное, люди ставят памятники, обелиски, мемориальные доски, а раньше возводили церкви и часовни. Некоторые из храмов Довмонтова города построены в честь побед псковского князя Довмонта.

Князь Довмонт с 1266 по 1299 год княжил в Пскове. Довмонт- литовец. При крещении получил имя Тимофей, женился на внучке Александра Невского

Марии Дмитриевне. Своей верной службой сыскал князь Довмонт-Тимофей безграничную любовь псковичей и вечную память. «Не терепе обидим бытии», так характеризует его летописец. И действительно псковская дружина под командованием Довмонта-Тимофея неоднократно громила войска немецких рыцарей, и ни разу не потерпев поражение. Одна из крупных побед была одержана под Раковором, в честь чего строится церковь Тимофея Газского, небесного покровителя князя Довмонта. После победы в 1269 – ц. Георгия Победоносца, в 1272 году – ц.Федора Стратилата.

Слева мы видим фундамент еще одного храма – храма Дмитрия Солунского, в котором был погребен князь Всеволод-Гавриил, причисленный к лику святых. Это бел первый храм, возведенный в 12 веке на месте грядущего Довмонтова города. Построенная в 16 веке эта церковь была близка по архитектуре к сохранившемуся на Завеличье собору Мирожского монастыря и имела интересную «биографию». Церковь была построена из плинфы, то есть из широкого плоского кирпича, с добавлением в кладку известняковой плиты. На плинфе археологи обнаружили княжеский знак Рюриковичей.- клеймо мастеров. В храме нашли разбитый глиняный сосуд, оброненный, как полагают, при переносе праха Всеволода в Троицкий собор. Сосуд удалось склеить. На нем вылеплено лицо бородатого мужчины – может быть это портрет князя Всеволода-Гавриила? В 30-ех годах 19-ого века храм был разобран. Материал пошел на нужды архиерейского дома. У стены над Псковой под насыпью Рождественской батареи времени Петра1 откопаны три храма: Рождества, Покрова и Святого Духа (на них Петр первый сделал бастионы). Храм Покрова сохранился на большую высоту с уникальными фресками, сейчас они сняты со стен (около 200 квадратных метров) на краю самой Гребли стояли два храма: «Никола над Греблей» и «Кирилл над Греблей». Церковь Николы - та, что стоит ближе к дороге, - была построена в 14веке и перестроена в 15в. Фрески, уцелевшие в ее алтаре, сняты, реставрированы и выставлены в Псковском музее. Церковь Кирилла представляет особый интерес. Она построена у Смердьего моста в 1374 году мастером Кириллом «в свое время мастер Кирилл был крупным зодчим и, как предполагают, главным строителем возведенного перед этим нового Троицкого собора. Зодчего погребли в созданной им церкви. На такой маленькой территории одновременно находилось около 15 церквей!

Кроме церквей в Довмонтовом городе находились еще другие здания – общественные. Если на Крому собиралось вече – законодательный орган республики (позднее об этом поговорим), то в Довмонтовом городе собиралась исполнительная власть. Об этом свидетельствуют любопытные находки археологов. В юго-западном углу, у самой стены они открыли остатки архива, найдено более 500 вислых свинцовых печатей 14-15века. Они скрепляли документы, которые, к сожалению, не сохранились, предполагается, что рядом находился дом князя Довмонта.

После присоединения независимого Пскова к Московскому государству на территории Довмонтова города разместилась московская администрация. Она располагалась в Приказных палатах, единственной постройке Довмонтова города, дошедшей до наших дней.

Приказные палаты, построенные в конце 17 века, были административным центром Пскова и псковских пригородов. На верхнем этаже по сторонам сеней находились два помещения. В главной палате заседал воевода, глава местной администрации. Там же хранилась большая палата подьячих, где велось делопроизводство, распределённое между разрядным, денежным, поместным, посольским и судным столами. Известно, что в год подьячие расходовали около 20 ведер чернил. Под крыльцом Приказных палат было место предварительного заключения, где сидели подследственные, а рядом хранилось спорное имущество.

Внушительное здание Палат уравновешивало композицию Довмонтова города, удачно сочетаясь с мощной громадой Персей. Перси с древнерусского означает «грудь». И действительно, если с других сторон Кромский мыс был надёжно защищен крутыми берегами рек, то напольная сторона грудью встречала врага. Она имела решающее значение в системе обороны Крома, и псковичи уделяли ей особое значение. Как я уже говорил, археологически доказано, что первые каменные Перси появились в 13 веке. Высота Персей всегда была не менее 20 метров. Перси были построены на месте старой каменной стены. И с этого времени часто перестраивались и ремонтировались.

В старину в Персях было двое ворот – Великие, примерно на месте нынешнего входа, и Смердьи – под Смердьей башней. К обоим подъездам с внутренней стороны Крома примыкали длинные захабы, а снаружи подъемы мосты через ров, носивший название Гребля. Высота стены вместе со рвом составляла не менее 20 метров. Такого могучего сооружения не существовало ни в одном из русских крепостей 14 века. Всё это обеспечило надёжную защиту городу. Между контрфорсов Персей помещена композиция в память победы Александра Невского на Чудском озере в 1242 году. Её составляют прапор с изображением герба (псковичи избрали себе в качестве герба мудрое животное – барса, хотя барсы у нас никогда не водились) и плана Пскова, щиты с эмблемами Пскова, Новгорода, и Владимира – городов, участвовавших в разгроме немецких рыцарей. Висящий над ними древнерусский меч и отлитые колокола символизируют готовность псковичей к защите отечества. Это дар городу Пскову от союза художников России. Автор – псковский художник – кузнец Всеволод Петрович Смирнов, сделавший очень многое для старинных памятников города.

 

У Святых ворот.

Здесь мы видим икону Святой Троицы. Икона «Троица Ветхозаветная» выполнена в древней технике мозаики в 1942 году. Работа по её созданию началась в августе 1941 года, когда в Пскове по инициативе митрополита Сергия, главы Прибалтийского экзархата, была организована Псковская миссия, на средства художника Е. Е. Климова и по его эскизу. Икона создана для Великих ворот Кремля, но была сразу установлена в соборе.

Издревле Псков считается Домом Святой Троицы. «Постоим за Святую Троицу»,- так говорили псковичи, уходя в бой.

А теперь я хочу познакомить вас с одной из тайн нашей крепости.

 

Захаб

Мы находимся в длинном узком коридоре, который носит название захаб- от русского слова хапать. Часто захаб ассоциируют с рукавом. Служили такие коридоры для защиты псковской крепости, а значит и для защиты всего государства. Мы видим двое ворот. На святых воротах висели герсы – железные решетки. Враг разбивал эти ворота, с радостью забегал в «город», но, извините, он забежал в тупик. Дело в том, что на вторых воротах тоже были герсы (ворота не сохранились) и пока враги их громили псковичи со стен крепости, скидывали горящую смолу, бревна, камни, тем самым «ликвидировали» войско. Захабы появились в 16 веке. Мы же сегодня пройдем без всяких испытаний.

 

Вечевая площадь.

 

Вечевая площадь находилась к югу от Троицкого собора, на месте, где мы сейчас находимся. Она находилась на несколько метров ниже - это позднейшие наслоения культурного слоя, (примерно 6, 7метров, мысленно убираем). Сюда спешили псковичи по звону вечевого колокола, который висел на звоннице, стоящей на Персях. В вечевом собрании участвовали те, кто имел двор во Пскове,- бояре, купцы, ремесленники. Они представляли самоуправляющиеся районы города (концы), которые имели равные права на вече. В каждом конце было свое вече, связанное с двумя пригородами Пскова т.е. крепостями, которые защищали подступы к городу со всех сторон. Из Пскова туда назначались посадники, посылались наместники псковского князя. Прежде, чем вынести вопрос на вече, его рассматривала Господа - совет именитых горожан. Голосование выражалось криком (нанимали даже профессиональных крикунов). Князь и посадники во время веча стояли на вечевой степени, помосте, с которого недовольные псковичи могли столкнуть неугодного представителя власти, так случилось, например, в 1463, когда «сопхнули» со степени и изгнали из города князя Владимира Андреевича. На вече решались главные вопросы жизни псковского государства: о войне, о мире, призвании князя, выборах посадников, налогах, крупных строительных работах. В1397-ом на вече приняли Псковскую судную грамоту, свод законов, по которому жила Псковская Вечевая Республика. При археологических раскопках были найдены остатки деревянного замощения вечевой площади, а в 1979-ом году у колокольни было открыто основание вечевой степени, которое было сложено, как и все псковские постройки, из местного известняка (плитняка).

Последний раз вечевой колокол зазвонил 13 января 1570 года, собирая псковичей на вечевой площади. Царский дьяк Третьк Долматов объявил волю Великого князя Василия 3-его: «Чтоб у вас вечья не было и колокол вы вечевой сняли …». Плача, псковичи сняли вечевой колокол, отрубили «уши», побили кнутом и сослали на подворье Снетогорского монастыря, откуда колокол увезли в Москву. Так закончился период Псковской Вечевой Республики и началась история Пскова в составе русского государства Московской Руси.

Сейчас мы здесь видим крест, который стоит на середине вечевой площади. Он стоит в память о «теплом» соборе и в честь 1100летия Пскова. Теплый собор Благовещения Богородицы построен вновь на месте прежнего обветшалого собора в1836-ом году с приделом Святой Княгини Ольги. Его расписывали осташковские мастера (город Осташков, Тверская область). Собор был разбит в первой половине 20-ого века.

Башня князя Довмонта или Смердья башня. Название Смердья происходит от слова «смерд», холоп, человек из черни, крестьянин. Рядом с ней первоначально находились единственные ворота, которые получили название Смердьи. Они вели на вечевую площадь. У Смердьих ворот и Смердьей башни находился Смердьий захаб(!!!не для смердов, а для врагов). В настоящее время захаб раскопан со стороны вечевой площади. В глубоком раскопе видно, что поверхность дороги, ведущий к древним воротам, была на несколько метров ниже современной поверхности земли. Здесь культурный слой составляет 7-9 метров. Культурный слой - это слой земли, который содержит остатки деятельности человека: древние сооружения, хозяйственный и строительный мусор (каждое поколение после себя оставляет культурный слой) /т.е. чтобы представить ту эпоху нужно мысленно убрать несколько метров земли /. Средневековая Смердья башня была больше и внушительней современной, а современная башня построена вместо древней по проекту архитектора К.Тона в 1866-ом году во время реставрации Кремля. Вместо псковской круглой башни в русском Кремле появилась многогранная западноевропейская башенка, напоминающая башни немецких замков. На кровле башни установлен прапор-флюгер, изображающий русского воина.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: