Транспортирующие машины, которые могут перемещать материалы равномерно и непрерывно в течение необходимого времени, называют машинами непрерывного транспорта или конвейерами. Такие машины широко применяют в строительстве и на предприятиях строительной индустрии для перемещения сыпучих (песка, цемента, извести), мелкокусковых (щебня, гравия), штучных (кирпича) материалов и грунта.
По принципу действия конвейеры разделяют на перемещающие материал, находящийся на его движущемся рабочем органе, и перемещающие материал под механическим воздействием на него рабочего органа.
По конструкции рабочего органа конвейеры делятся на ленточные, цепные (пластинчатые и скребковые), винтовые (шнеки), вибрационные и ковшовые (элеваторы). Наиболее распространенными являются ленточные, винтовые и ковшовые конвейеры.
Ленточные конвейеры могут быть передвижные, применяемые на строительных площадках, и стационарные,
применяемые в основном на подсобных предприятиях строительной индустрии. Ленточные конвейеры часто используют в составе различных строительных машин и установок, цепных и роторных экскаваторов, непрерывного действия, погрузо-разгрузочных машин и др.
Передвижной ленточный конвейер показан на рис. 120. Приводной барабан 9 получает движение от двигателя 15 и редуктора 16. Верхняя несущая ветвь ленты поддерживается роликами 3, а холостая ветвь ленты ро
ликами 10. Натяжение ленты обеспечивается перемещением подшипников оси натяжного барабана 1 посредством винтов 14, Перемещаемый материал поступает на ленту через загрузочное устройство 2 и сбрасывается при огибании ленты приводного барабана 9. Угол наклона рамы конвейера и соответственно высота подачи материала регулируются. Возможный угол наклона при гладкой и желобчатой ленте 10...15°. Рабочая длина передвижных ленточных конвейеров 5...15 м. Последовательным расположением нескольких конвейеров можно обеспечить перемещение материалов на довольно значительное расстояние (табл. 23).
Стационарный ленточный конвейер (рис. 121) состоит из рабочего органа, бесконечной ленты, натянутой между двумя барабанами — приводным и натяжным, и поддерживающих несущую ветвь трехроликовых опор, приводного редуктора 9, электродвигателя, натяжного устройства и приемной воронки, служащей для загрузки материала. Для сбрасывания материала в любом месте длины конвейера применяют устройство в виде сбрасывающей тележки или плужка.
Цепные конвейеры
Тяговым органом у цепных конвейеров являются две параллельно расположенные бесконечные цепи, к которым присоединены пластины или скребки. К цепным относятся пластинчатые и скребковые конвейеры.
Пластинчатые конвейеры (рис. 122) применяют в качестве основного транспортирующего устройства для перемещения тяжелых крупнокусковых материалов и штучных грузов, а также в качестве питателя для подачи крупнокускового материала к дробилкам.
Скребковые конвейеры (рис. 123) применяют для перемещения кусковых и сыпучих грузов на короткие расстояния и под большим углом наклона, а также в качестве питателей в различных установках. Они конструктивно просты и удобны для загрузки и разгрузки материалов, но требуют большого расхода энергии и быстро изнашиваются. Материал, загружаемый в желоб, перемещается скребками по его дну и разгружается в конце желоба или в любом месте через донные отверстия.
В качестве тяговых цепей применяют втулочно-роликовые или специальные цепи. Желоба скребковых конвейеров изготовляют из стальных листов толщиной 3...6 мм, шириной 400...800 мм, в зависимости от материала и необходимой производительности.