Упражнения и задачи по экологическим основам




Природопользования

Задача 1

 

В 1990 г. концентрация СО2 в атмосфере составляла 340 мг/кг. Известно, что концентрация СО2 в атмосфере ежегодно увеличивается на 0,5%. Постройте зависимость концентрации СО2 в атмосфере от времени. По ней составьте следующие прогнозы:

— на сколько увеличится концентрация СО2 в атмосфере к 2008 г.;

— в каком году концентрация СО2 увеличится в два раза, т.е. можно ожидать потепления климата на 3—5ºС.

 

Задача 2

 

В марте 1973 г. при аварии супертанкера “Амоко-Калис” у берегов Франции было выброшено в море 230 тыс. т. нефти. Рассчитайте объем воды, в котором погибла рыба, если гибель рыбы происходит при концентрации нефти 15 мг/л.

 

Задача 3

 

В 1976 г. в результате взрыва танкера “Уирколо” у берегов Испании было выброшено в море 100 тыс. т. нефти. Какая площадь воды (S) была при этом покрыта нефтяной пленкой, если толщина пленки (L) примерно 3 мм, а плотность нефти (p) 800 кг/м?

 

Упражнение 1

 

Выберите одно из готовых предложений для решения каждой из обозначенных актуальных экологических проблем и запишите в таблицу. Какие решения выбраны по каждой проблеме? В каких случаях может быть несколько решений?

Предлагаемые готовые решения актуальных экологических проблем:

А. Принятие закона.

Б. Введение местного налога.

В. Личная ответственность нарушителя и взимание штрафов.

Г. Административное постановление и реальная помощь властей.

Д. Ужесточение законов.

Е. Экологическое воспитание и образование.

Ж. Нет проблем, нечего обсуждать.

 

№ п/п Экологические проблемы Предложения по решению
  Загрязнение автомобилями атмосферного воздуха  
  Загрязнение воды стоками от животноводческих ферм  
  Загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий  
  Загрязнение ландшафта строительным мусором, сбрасываемым самосвалами  
  Загрязнение воды сбросами промышленных предприятий  
  Замусоривание дворов и улиц  
  Шумовое загрязнение от самолетов  

 

Упражнение 2

 

Пользуясь дополнительной литературой, составьте таблицу.

 

Лекарственные растения Применение
   
   
   
   

 

Имеет ли значение место сбора лекарственных растений:

а) в черте города; б) вдоль автомобильной дороги;

в) в поле; г) в лесу.

 

Задача 4

Будет ли превышен уровень ПДК ртути в комнате, если в ней раз-

бит термометр? Площадь комнаты 17 м2, высота потолков 3,2 м, масса разлившейся ртути 1 г (ПДК ртути — 0,0003 мг/м3).

Задача 5

При сгорании 1 л этилированного бензина в атмосферу выбрасы- вается 1 г свинца (q). Какой объем воздуха будет загрязнен, если автомобиль проехал 200 км? расход бензина составляет 0,1 на 1 км, ПДК свинца — 0,0007 мг/м3.

 

Задача 6

 

При санобработке кухни площадью 10 м2, высота потолков 3,2 м, использовали один аэрозольный баллончик хлорофоса массой 200 г. Можно ли находиться в этом помещении без вреда для здоровья, если ПДК хлорофоса 0,04 мг/м3?

 

Задача 7

 

Пораженное колорадским жуком картофельное поле площадью 1000 м2 было обработано 2 кг гептахлора. Постройте зависимость концентрации пестицида от времени полураспада и по ней определите, через сколько лет можно сажать растения на этом участке земли, если период полураспада гептахлора составляет 9 лет, а ПДК гептахлора — 5 мг/м2.

 

Задача 8

 

В результате аварийного сброса сточных вод, в которых содержалось 60 г сурьмы (Мсурьмы), было загрязнено пастбище площадью 1000 м2 (S), глубина проникновения вод составляет 0,5 м (h). Можно ли пить молоко коров, которые паслись на этом пастбище, если на каждом звене пищевой цепи происходит накопление токсичных веществ в 10-кратном размере? ПДК сурьмы в молоке 0,05 мг/кг.

 

Задача 9

 

Водоем, в котором разводили товарную рыбу, был загрязнен сточными водами, содержащими 10 кг фтора (Мф). можно ли употреблять эту рыбу в пищу, если на каждой ступени пищевой цепи происходит накопление токсичных веществ в 10-кратном размере? Площадь водоема 100 м2 (S), глубина его 10 м (h), ПДК фтора 10 мг/кг, плотность воды 1000 кг/м3 (p).

 

Упражнение 3

 

Пользуясь материалами лекции 9, заполните таблицу.

 

    Основные загрязнители воды, воздуха, почвы
  Механические химические физические Бактериологические и биологические
вода        
воздух        
почва        

 

Упражнение4

 

Смоделируйте ситуацию и составьте исковое заявление о возме-

щении ущерба здоровья или имуществу, причиненного вследствие загрязнения окружающей природной среды (на примере приведенного образца заявлений).

 

Примерная форма искового заявления в суд

В

___________________________________________

(указывается наименование районного суда)

Истец________________________________________________

(указывается наименование и место жительства, для юриди-

ческих лич — место нахождения и реквизиты юридическо-

го лица)

Ответчик____________________________________________

(наименование и место жительства)

Сумма иска__________________________________________

(указывается цифрами и прописью)

 

Исковое заявление

Дата (время) причинения вреда, в чем конкретно он проявился.

Если это известно, то указать причину, повлекшую вредное воздействие: нарушение ответчиком экологических норм и стандартов, несоблюдение правил природопользования, авария на производстве и т.д.

Указать, в каких материальных потерях выразился вред, в чем выражаются нравственные и физические страдания (физическая боль, переживания в связи с заболеванием, утратой родственников, невозможностью продолжать работу и активную общественную жизнь и т.д.).

Указать, каким образом определен размер убытков, включая прямой ущерб и неполученные доходы. Назвать сумму, требуемую в качестве компенсации морального вреда.

Мотивировать причинную связь между действиями ответчика и наступившим вредом. Указать документы, которые это подтверждают.

На основании вышеизложенного прошу взыскать с ___________ руб., в том

числе _________ руб. в качестве компенсации морального вреда.

 

Приложение:

Подпись (и печать для юридического лица)

 

 

 

 

Литература

Природопользование: Учебник / Под ред. проф. Э.А.Арустамова. М., 2004.

Арустамов Э.А., Баркалова Н.В., Левакова И.В. Экологические основы природопользования: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006.

Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М., 1998.

Валова В.Д. Основы экологии: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИД «Дашков и К0», 2001.

Воронцов А.И. Охрана природы. М., 1989.

Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. М., 1996.

Федеральный закон “Об охране окружающей среды” // Российская газета, 2002.

Полинский Ю.В. Общая биология. М., 1993.

Журналы: “Зеленый мир”, “Экология и жизнь”, “Экологический вестник России”, “Экономика, предпринимательство, окружающая среда”, “Использование и охрана природных ресурсов в России” (ежемесячный бюллетень).

 

 

 

Содержание

 

Лекция 1. Введение. Предмет изучения дисциплины --------------------- 2

Лекция 2. Природа и общество. Общие и специфические

черты -------------------------------------------------------------------------------------------- 6

Лекция 3. Развитие производительных сил общества--------------------- 10

Лекция 4. Признаки экологического кризиса ------------------------------------ 16

Лекция 5. Охрана биосферы от загрязнений выбросами

хозяйственной деятельности ---------------------------------------------- 26

Лекция 6. Природные ресурсы и их классификация ------------------- 34

Лекция 7. Проблемы использования и воспроизводства

природных ресурсов --------------------------------------------------------------- 37

Лекция 8. Пищевые ресурсы человечества --------------------------------------- 47

Лекция 9. Загрязнение биосферы. Основные

загрязнители, их классификация --------------------------------------- 50

Лекция 10. Основные пути миграции и накопление в

биосфере токсичных и радиоактивных веществ ------ 57

Лекция 11. Экологический мониторинг------------------------------------------- 63

Лекция 12. История Российского природоохранного

законодательства ------------------------------------------------------------------ 65

Лекция 13. Участие России в деятельности международных

природоохранных организаций -------------------------------------- 71

Лекция 14. Органы управления и надзора по охране природы.

Экологическое просвещение -------------------------------------------- 77

Лекция 15. Экологическая и юридическая ответственность

предприятий, загрязняющих окружающую среду ------ 82

Лекция 16. Экологическая оценка производств и

предприятий ----------------------------------------------------------------------------- 86

Практикум -------------------------------------------------------------------------------------------------------- 89

Литература ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 94

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: