В строительном производстве погрузчики применяют для черпания сыпучих, мелкокусковых материалов, грунта и перемещения их на небольшие расстояния с погрузкой на транспортные средства, в приемные бункера перерабатывающих машин и установок, укладки в штабеля, для подъема и погрузки на транспортные средства штучных грузов.
Погрузчики бывают циклического и непрерывного действия. К первым относятся одноковшовые и вилочные погрузчики (автопогрузчики), ко вторым — многоковшовые и скребковые.
По Типу ходового устройства одноковшовые погрузчики разделяются на пневмоколесные и на гусеничном ходу; по виду рабочего органа: на фронтальные погрузчики, у которых черпание материала и разгрузка ковша происходят с лобовой стороны машин; погрузчики с боковой разгрузкой, у которых черпание производится впереди машины, а разгрузка происходит при опрокидывании ковша на сторону; полуповоротные погрузчики с разгрузкой ковша на любую сторону в пределах 180° (в плане), а также погрузчики с задней разгрузкой с переносом ковша через себя.
Погрузчики фронтальные одноковшовые на гусеничном ходу монтируют на тракторах общего назначения. По сравнению с пневмоколесными погрузчиками гусеничные погрузчики имеют лучшие тяговосцепные качества и
меньшее давление на грунт, что повышает их проходимость и увеличивает удельные напорные усилия на режущей кромке ковша. На рис. 133 показан погрузчик ТО-10А на базе трактора T-130.1.Г-1. Основным рабочим органом погрузчика является опрокидной ковш, к режущей кромке которого прикреплены съемные зубья. Стрела погрузчика сварной конструкции из листовой стали состоит из двух балок, шарнирно соединенных с порталом 5. Стрела и ковш погрузчика управляются гидроцилиндрами и системой рычагов. С задней стороны погрузчика навешен рыхлитель в виде зубьев, закрепленных на раме, шарнирно соединенной со стойкой, связанной с корпусом заднего моста. Заглубление и подъем рыхлителя обеспечиваются гидроцилиндрами, шарнирно связанными с проушинами стойки и качающейся балкой с зубьями.
Оснащение погрузчика ТО-10А рыхлительным устройством позволяет рыхлить мерзлые грунты при небольшой глубине промерзания с последующей погрузкой в транспортные средства.
Автопогрузчики, иначе вилочные погрузчики, применяют на погрузочно-разгрузочных работах, транспортировке на небольшие расстояния и штабелировании штучных и пакетированных грузов в основном на благоустроенных площадках и дорогах с ровным покрытием.
Основным видом рабочего оборудования вилочных погрузчиков является вилочный подхват для штучных и пакетированных грузов. Кроме этого вида сменного оборудования, в погрузчиках могут быть применены и безблочная стрела с крюком, штырь для коротких труб, захват для бревен и других длинномерных материалов, рычажная стрела, ковш для работы с сыпучими и тестообразными материалами.
По принципу работы автопогрузчики разделяются на фронтальные с передним расположением грузоподъемной рамы или боковые с боковым расположением подъемной рамы.
Ходовое устройство вилочных погрузчиков (рис. 135) выполнено из сборочных единиц и деталей серийных автомобилей. В отличие от автомобилей задний мост со сдвоенными колесами установлен в передней части автопогрузчика, которая нагружена значительно больше задней. Двигатель и управляемые колеса размещены сзади. Основная рама грузоподъемного устройства удерживается в вертикальном положении штоком гидроцилиндра. При подъеме груза и. его перевозке основная рама отклоняется гидроцилиндром назад на угол до 13°, вследствие чего уменьшается вылет центра тяжести груза от передней оси, обеспечивается более надежное положение груза на вилочных подхватах и разгружается передняя ось автопогрузчика. Для лучшего захвата и укладки груза в штабель или транспортные средства рама может наклоняться вперед на угол до 3°.
Грузоподъемный механизм вилочных погрузчиков фронтального действия (рис. 136) состоит из основной рамы, шарнирно закрепленной на ходовой раме автопогрузчика, по направляющим которой перемещается гидроцилиндром 7 подъемная рама. На перекладине подъемной рамы установлены звездочки 5, через которые перекинуты грузовые цепи 4, прикрепленные к основной раме в точках А и к грузовой каретке в точках Б, образуя двухниточный полиспаст. При перемещении подъемной рамы каретка с закрепленным на ней вилочным грузозахватом перемещается с удвоенной скоростью, проходя путь в 2 раза больший, чем подъемная рама. Высота подъема у различных вилочных погрузчиков 2,8... 7 м.
Автопогрузчик с боковым расположением рабочего органа (рис. 137 ) предназначен для погрузочно-разгрузочных работ с длинномерными грузами. Он оборудован выдвижным вилочным подхватом и платформой для перевозки перегружаемого груза.
Электропогрузчики представляют собой малогабаритные вилочные погрузчики с приводом механизмов электродвигателями, питаемыми током от аккумуляторных батарей. Применяют для погрузочно-разгрузочных работ на складах материалов и изделий при наличии ровного твердого пола. Грузоподъемность 1...2 т.