Нагреватель битума Д-506А входит в состав асфальтосмесительных установок производительностью 25 т/ч для непрерывного обезвоживания битума, нагрева его до рабочей температуры и подачи к дозатору смесительного агрегата.
Нагреватель состоит из битумной цистерны 9 (рис. 6.26), смесительного теплообменника с нагревателями 2 и 3, пароотделительной камеры 7 разбрызгивающего типа, топочного агрегата 23, вентилятора 13, битумных насосных установок 32, 33 и 36 с электроприводами 34, обогреваемого топливного бака 16, топливного насоса 20 и панели 30 пульта управления. Цистерна 9 с теплоизоляцией 26 разделена перегородкой 4 на отсек В готового битума и отсек Г предварительно обезвоженного битума. Топочный агрегат 23 соединен с П-образными жаровыми трубами 24, расположенными в нижней части цистерны 9 по всей ее длине и сообщающимися с газоотводом 11, имеющим эжектор 12.
В нагревателе битума Д-506А горячие газы из топочного агрегата подаются в нижние ветви жаровых труб, что сокращает время подготовки оборудования к непрерывному режиму работы и интенсифицирует теплообмен в битуме. В жаровых трубах установлены чугунные вставки, исключающие местный перегрев труб и образование трещин в днище котла. Кожух 25, соединенный трубопроводами с насосом 33, способствует забору более нагретого битума, поступающего в смесительный теплообменник для нагрева обводненного битума.
Камера А, нагретая битумом, возвращающимся из дозатора, исключает образование конденсата под ней. Лоток, закрытый крышкой, предусмотрен для выхода пены из битумной емкости при интенсивном образовании пены. Смесительный теплообменник с нагревателями 2 и 3 обеспечивает равномерный нагрев обводненного битума.
Топочный агрегат (рис. 6.27) предназначен для сжигания топлива с целью получения высокотемпературной газовой среды в жаровых трубах. Он смонтирован на раме 7, на которой установлена топка 4 с форсункой 5. Щит 8 топки футерован огнеупорным мергелем 1 и шамотным кирпичом 2 и заканчивается патрубками, соединяющими топку с жаровыми трубами нагревателя. Корпус щита изолирован от футеровки асбестовым картоном 3. Тележка 6, на которой установлена топка, позволяет откатывать топку для осмотра при техническом обслуживании. Топливо, получая в форсунке 5 вращательное движение, поступает в топочное пространство. Воздух, подаваемый вентилятором, распыляет топливо. Розжиг форсунки осуществляется через патрубок, закрытый заслонкой.
Для бесперебойной работы форсунки топливный ствол необходимо периодически осматривать. Для этого запорным краном перекрывают поток топлива, снимают болты, поддерживающие топливный ствол, и поворотом рукоятки освобождают топливный ствол от скобы. Освобожденный топливный ствол осматривают и при необходимости промывают.
Насосом 20 (см. рис. 6.26) топливо через открытый заборный кран 18 и фильтр 19 подается из бака в полость электронагревателя 21 и далее через открытый кран 22 в форсунку топочного устройства. Подогрев топлива осуществляется теплообменником 17 и электронагревателем 21. Расход топлива регулируют при закрытом кране 22 регулятором 15 с учетом показаний манометра 14. Давление 0,4±0,08 МПа соответствует оптимальному расходу топлива.
Нагреватель битума работает следующим образом. До начала работы в непрерывном режиме битумная цистерна 9 заполняется битумом выше жаровых труб на 50—100 мм. После этого разжигают форсунку топки 23 и включают насос циркуляции, обеспечивающий перемещение битума по контуру: цистерна 9, кожух 25, кран 27, битумный насос 33, смесительный теплообменник с нагревателями 2 и 3, пароотделительная камера 7 и цистерна 9. После того как имеющийся в цистерне 9 битум нагревается до рабочей температуры, открывается кран 35, включается битумный насос 36 и начинается непрерывный процесс обезвоживания битума. При этом из отсека Б обезвоженный битум перемещается в пространство под кожухом 25, соприкасается с горячей поверхностью жаровых труб, интенсивно нагревается и поступает через трубопроводы, кран 27, насос 33 в теплообменник, где смешивается с обводненным битумом, подаваемым из цистерны 1 насосом 36 через кран 35 и трубопроводы. Образовавшаяся в теплообменнике паробитумная смесь поступает в пароотделительную камеру 7, в которой пары воды отделяются от битума и удаляются в атмосферу через вытяжную трубу 10.
В отсеке Б продолжается дальнейшее обезвоживание стекающего в него битума. В отсек В через срез в нижней части перегородки 4,
расположенный над жаровыми трубами, попадает битум, имеющий лишь остаточную влагу. Из отсека В битум через заборную камеру Г, трубу 29, трехходовой кран 31, насос 32 и трубопроводы перемещается в дозатор смесительного агрегата. Из дозатора излишки готового битума возвращаются через трехходовой кран 6 по трубопроводу 8 через камеру А и затем в отсек В готового битума.
В зависимости от типа смесителя технологическое оборудование асфальтобетонных заводов укомплектовывают устройствами для дозирования битума периодического или непрерывного действия. Устройства периодического действия по назначению разделяют на две основные группы: весовые дозаторы, осуществляющие взвешивание требуемой массы битума и подачу ее в смеситель, и объемные дозаторы, предназначенные для отмеривания требуемого объема битума и ввода его в смеситель.
Объемные дозаторы по принципу действия разделяют на две подгруппы. Дозаторы первой подгруппы выдают в смеситель требуемое количество битума за счет заполнения соответствующего объема рабочей камеры.
Дозаторы второй подгруппы имеют мерные баки различной конструкции и формы. Настройка дозаторов второй подгруппы на требуемую дозу производится за счет изменения количества порций битума, выталкиваемых из рабочей камеры дозатора. Рабочая камера у этих дозаторов расположена в специальных приборах — счетчиках, предназначенных для измерения объема потока жидкости.
32. Нарезчик поперечных швов ДС-112 предназначен для нарезки поперечных швов прямоугольного или ступенчатого сечения в затвердевших бетонных перекрытиях шириной 7и 7,5 м односкатного и двускатного профилей. Он состоит из рамы 1, опирающейся на четыре пары пневмоколесных тележек 9 и 13, привода 8 ходового оборудования, двух кареток 3 и 7 с дизелями 2 и 6 и четырьмя
шпинделями с установленными на них режущими дисками 10, 11,12 и 14, электрооборудования, рабочего места 4 оператора с пультом 5 управления и водяной системы охлаждения дисков.
Ходовое оборудование включает две пары передних ведомых тележек с поворотным механическим устройством от штурвала, установленного перед сиденьем оператора. Задняя пневмоколесная пара — ведущая с приводом от электродвигателя постоянного тока с помощью клиноременной передачи, червячного редуктора и двух карданных валов.
Каретки установлены на раме машины на металлических катках и соединены между собой регулируемой шарнирной тягой. Одна каретка ведущая, другая — ведомая. На ведущей каретке установлены механизм перемещения кареток и водяной насос системы охлаждения режущих дисков, а на ведомой — генератор постоянного тока.
Каждый шпиндель закреплен на каретке шарнирно с помощью качающегося двуплечного рычага. На одном конце шпинделя посажен режущий диск со съемным предохранительным кожухом, а на другом — шкив клиноременной передачи. Шпиндели приводятся во вращение двухступенчатой клиноременной передачей от дизеля. Силовая установка состоит из двух дизелей Д-37Е, муфт сцепления, топливных баков и служит для привода рабочих органов с режущими дисками, перемещения кареток, водяного насоса и генератора постоянного тока. Цикл работы нарезчика автоматизирован с помощью последовательных включений. При движении кареток происходит одновременно заглубление режущих органов, подача воды, а в конце шва их выглубление, после чего каретки возвращаются в исходное положение.
Нарезчик продольных швов ДС-115 (рис. 7.29) предназначен для нарезки продольного шва прямоугольного или ступенчатого сечения в затвердевшем бетонном покрытии. Он представляет собой самоходную машину с колесным ходовым оборудованием, которая имеет раму 5, площадку для оператора с сиденьем и пультом 1 управления, силовую установку 2, рабочий орган с подрамником 3 и режущими дисками 4, указатель 6 направления движения, электрооборудование и водяную систему охлаждения дисков.
Ходовое оборудование включает обрезиненные колеса: два передних ведомых управляемых колеса с поворотным механическим устройством и два задних ведущих колеса, имеющих привод от электродвигателя постоянного тока с помощью червячного редуктора, валов и цепной передачи.
Рабочий орган машины включает три шпинделя с дисками, режущими один шов, которые смонтированы на подрамнике. Подрамник шарнирно закреплен на основной раме и с помощью винтового устройства имеет возможность перемещаться в вертикальной плоскости. Глубину резания регулируют вручную штурвалом. Диски установлены в подрамнике так, что при работе каждый диск нарезает третью часть общей глубины шва. При нарезании продольного шва прямоугольного сечения на каждый шпиндель устанавливают один режущий диск, а при нарезании шва ступенчатого сечения на первый шпиндель надевают два диска.
Указатель направления движения визуальный по заранее сделанной разметке.
Силовая установка состоит из дизеля Д-37Е с муфтой сцепления, топливного бака и системы управления (на пульте) и служит для привода рабочего органа с режущими дисками, водяного насоса и генератора постоянного тока.
33. Роторные снегоочистители при работе выполняют две основные операции: вырезают снег из массива забоя и отбрасывают его ротором в сторону на расстояние 25—30 м, не образовывая боковых валов. Их также широко применяют для отбрасывания (рассеивания) снега из снежных валов, образуемых плужными снегоочистителями и щеточными машинами.
Плужно-роторный снегоочиститель (рис. 9.6, а) разрабатывает снежный забой 1 ротором 3 путем подгребания снега плугом-ножом 4 при поступательном движении машины и отбрасыванием снега направляющей улиткой 2. Поэтому плужно-роторные снегоочистители применяют обычно в легких условиях — на сухом и рыхлом снеге небольшой плотности. Шнекороторные снегоочистители (рис. 9.6, б) разрабатывают забой шнеками 5, расположенными один над другим. Они имеют значительную
производительность, но не могут эффективно разрабатывать слежавшийся плотный снег. Питание ротора 3 в этом снегоочистителе осуществляется в значительной степени также путем поступательного движения машины.
Фрезерный снегоочиститель (рис. 9.6, б) имеет совмещенный рабочий орган в виде барабана с наваренными винтовыми лопастями 6, который одновременно разрабатывает забой и с помощью улитки 2 отбрасывает снег в сторону. Обладая высокой режущей Способностью, снегоочиститель имеет, однако, малую производительность и небольшую дальность отбрасывания снежной массы в связи с малой окружной скоростью барабана.
Фрезерно-роторный орган (рис. 9.6, г) представляет собой комбинацию фрезерного питателя, выполняемого обычно в виде безбарабанного многозаходного ленточного шнека 7, и одного или двух роторов-метателей 3. Этот снегоочиститель не имеет недостатков фрезерного рабочего органа.
Опыт эксплуатации роторных снегоочистителей в СССР с учетом климатических условий и физико-механических свойств снега показывает, что наиболее универсальными для очистки дорог и аэродромов являются автомобильные шнекороторные снегоочистители, а для расчистки горных дорог при большой плотности слежавшегося снега — тракторные фрезерно-роторные снегоочистители.