Ситуационные задачи по дисциплине




«Анатомия, физиология и патология органов речи, слуха и зрения»

Задача 1. Больной жалуется на сильную боль в правом ухе, иррадиирующую в зубы и висок, заложенность уха, головную боль, повышение температуры тела до 37,8 °С. Болен 3-й день, заболеванию предшествовал насморк. Объективно: барабанная перепонка гиперемирована, инфильтрирована и выпячена, опознавательные пункты не определяются. Шепотную речь воспринимает правым ухом с 1 м, разговорную — 3 м. Поставьте диагноз.

Задача 2. Больной 32 лет обратился в клинику с жалобами на понижение слуха на оба уха, чувство заложенности ушей, аутофонию, ощущение переливания жидкости в ушах при перемене положения головы. Болен в течение месяца после перенесенного острого респираторного заболевания. Отоскопия: барабанные перепонки серого цвета, мутные, опознавательные пункты не определяются, подвижность барабанных перепонок ограничена. Проходимость слуховых труб III степени. Поставьте диагноз.

Задача 3. Больная 27 лет жалуется на снижение слуха на оба уха, шум в ушах. Больна 3 года. Заболевание развилось постепенно, не лечилась. После родов год назад усилился шум в ушах и значительно снизился слух. Отмечает улучшение слуха в шумной обстановке. Объективно: отоскопическая картина справа и слева идентичная — наружный слуховой проход широкий, сера отсутствует, барабанная перепонка блестящая, опознавательные пункты выражены. Опыты Ринне и Желле отрицательные. Поставьте диагноз.

Задача 4. Мужчина 40 лет утром по дороге на завод почувствовал заложенность левого уха и усиление в нем шума, который замечал уже в течение 3 мес. Спустя 2 ч во время работы на станке внезапно появились резкое головокружение с ощущением вращения предметов влево, расстройство равновесия, тошнота, позывы к рвоте, общая слабость. Врачом медицинского пункта констатировано побледнение и повышенная влажность кожи, низкое артериальное давление — 90 и 60 мм рт. ст., урежение пульса до 60 ударов в минуту, спонтанный нистагм влево, понижение слуха на левое ухо. Указаний на какое-либо заболевание ушей в прошлом нет. О каком заболевании следует подумать в данном случае? Какие мероприятия первой врачебной помощи следует провести?

Задача 5. Больной 56 лет жалуется на охриплость в течение месяца. Боли при глотании, предшествующего переохлаждения не отмечают. Много курит, часто употребляет алкогольные напитки. Ларингоскопическая картина: слизистая оболочка гортани розового цвета, влажная, налетов нет. Правая голосовая складка утолщена, бугристая, ограниченно подвижна при дыхании, при фонации складки смыкаются неполностью. Голос хриплый, дыхание свободное. Поставьте предположительный диагноз. Какие дополнительные исследования необходимы для уточнения диагноза?

Задача 6. Женщина 42 лет обратилась с жалобой на заложенность, ощущение переливания жидкости в левом ухе, периодический шум в ухе, улучшение или ухудшение слуха при перемене положения головы, затруднённое дыхание через нос, больше слева. Поставьте диагноз.

Задача 7. Мужчина 43 лет обратился с жалобой на внезапно наступившую тугоухость, что связывает с попаданием воды в ухо во время приёма душа. Каков предположительный диагноз? Какое лечение следует проводить?

Задача 8. Больной,35 лет, преподаватель по профессии, обратился с жалобами на отсутствие голоса. Перенес острое респираторное заболевание, на фоне которого голос сначала был грубым, затем пропал. На ларингоскопии определяется равномерная гиперемия всех отделов гортани, скопление слизи между складками, которые хорошо подвижны, но смыкаются неплотно. Какой диагноз можно поставить? Какими должны быть лечение и режим больного?

Задача 9. Мужчина 45 лет по ошибке выпил глоток нашатырного спирта, жалуется на боль в горле и затруднённое дыхание, нарушение звучности голоса. Затруднение дыхания постепенно нарастает, глотание также затруднено. При осмотре определяется выраженный отёк мягких тканей глотки, области черпаловидных хрящей, надгортан­ника, черпалонадгортанных складок. Какой диагноз можно поставить? Какой должна быть тактика врача при оказании неотложной помощи?

Задача 10. Мужчина 30 лет обратился к оториноларингологу с жалобой на охриплость, сухой кашель в течение 2 мес. При непрямой ларингоскопии выявлены утолщение, инфильтрация и гиперемия правой голосовой складки, её подвижность несколько ограничена. Предварительный диагноз, дифференциальный диагноз?

Задача 11. У больной К, 35 лет, ужаленной осой в щёку, через 3-4 мин. появились гиперемия и отёчность в этой области, а затем конечностей и всего тела, сопровождающиеся резким зудом. Через полчаса возникли нарастающие одышка и затруднение глотания. Предварительный диагноз0 Оцените степень опасности для жизни указанных симптомов'' Доврачебная помощь'' Тактика врача?

Задача 12. Женщина 55 лет, педагог с 33-летним стажем, обратилась к врачу по поводу прогрессирующей в течение полугода охриплости. При осмотре гортани на границе между передней и средней третью голосовых складок выявлены симметрично расположенные образования белесоватого цвета диаметром около 1 мм. Диагноз? Этиология, лечение, методы профилактики рецидивов?

Задача 13. Ребенок К., третий после рождения. Объективно: синюшно – багровый отек век обоих глаз, но больше слева. Веки плотные, их почти невозможно раскрыть. При раскрытии из глазной щели под давлением изливается кровянистое отделяемое, цвета мясных помоев. Конъюнктива резко гиперемирована, разрыхлена и легко кровоточит. Определите заболевание.

Задача 14. На прием обратился молодой человек с жалобами на покраснение и боли в области левого глаза. Боли усиливаются в ночное время. Заболевание началось остро. Из анамнеза известно, что больной длительно страдает ревматизмом. Одновременно с появлением болей в глазу, появились боли в суставах. При осмотре: левый глаз - смешанная инъекция сосудов глазного яблока, на задней поверхности роговицы мелкие серые преципитаты, в передней камере гнойный экссудат. Радужка гиперемирована, зрачок узкий, глазное дно в норме. Определите заболевание.

Задача 15. На прием к окулисту обратилась мама с ребенком 5 лет по поводу отклонения левого глаза. При осмотре: У ребенка левый глаз косит внутрь. Острота зрения правого глаза равна 1,0. Острота зрения косящего глаза равна 0,1, коррекция зрения не улучшает. Левый глаз отклонен кнутри на 25 гр. по Гиршбергу. Преломляющие среды прозрачные. На глазном дне диск зрительного нерва бледно-розовый, границы четкие, сосуды не изменены. Рефракция обоих глаз гиперметропия в 1,0 диоптрию. Определите заболевание.

Задача 16. На прием обратился молодой человек в возрасте 23 лет с жалобами на снижении остроты зрения, на быстрое утомление при зрительной нагрузке, периодические боли в висках и надбровных дугах. Носит постоянно очки на -2,0 диоптрии. При объективном определении рефракции тень в зрачке исчезает с отрицательным стеклом в 4 диоптрии. Определите заболевание.

Задача 17. Больной, 35 лет, обратился с жалобами на снижение зрения на левый глаз, которое заметил неделю назад после падения с велосипеда. Объективно: Острота зрения левого глаза снижена до 0,3, коррекция зрения не улучшает. Внутриглазное давление в норме. Сужение поля зрения левого глаза сверху, с виска. При осмотре левого глаза в стекловидном теле виден пузырь сетчатки в нижне – носовом квадранте, диск зрительного нерва розовый, границы четкие, калибр сосудов не изменен. Определите заболевание.

Задача 18. К врачу обратилась больная 52 лет с жалобами на покраснение, ограниченную болезненную припухлость и отечность по краю верхнего века правого глаза в течение двух дней. При осмотре отмечается умеренный отек верхнего века, гиперемия и отечность конъюнктивы верхнего века. Из анамнеза выяснилось, что за последние два года это повторяется уже третий раз. Определите заболевание.

Задача 19. К врачу обратился учитель школы, 46 лет лет с жалобами на покраснение, утолщение краев век, зуд, ощущение засоренности в глазах, утомляемость глаз при длительной зрительной нагрузке вблизи, периодическое покраснение глаз с появлением едкого пенистого отделяемого в углах глазной щели обоих глаз. Болен в течение двух лет. Определите заболевание.

Задача 20. К врачу обратилась женщина с ребенком 5 лет с жалобами на покраснение обоих глаз, слезотечение, чувство засоренности в глазах, умеренное слизистое отделяемое. Болен второй день, со слов женщины, в детсаде, который посещает ребенок, еще у нескольких детей имеется подобное поражение глаз. Определите заболевание.

Задача 21. У больного диагностирована утрата фонематического слуха, нарушение понимания устной и письменной речи, отчуждение смысла слов: больной не способен выделить смысловую составляющую из слышимых им звуков речи. Страдает понимание письменной речи, поскольку больной не может сопоставить букву с соответствующей ей фонемой. Наблюдаются нарушения в экспрессивной речи больного. Возникают замены близких фонем на созвучные (литеральные парафазии), речь больного стала непонятной для окружающих ("речевая окрошка"). Страдает самостоятельная речь, повторение за врачом, называние предметов по показу и чтение вслух. Речь больного плавная, паузы отсутствуют, артикуляция не изменяется. Определите расстройство.

Задача 22. У ребенка после перенесенного ларингита, наблюдаются следующие симптомы: качественное нарушение голоса, охриплость, изменение тембра и тональности. Осмотр показал, что суженый просвет гортани, при выдохе и вдохе возникает стридор. Определите расстройство.

Задача 23. У ребенка следующая речевая характеристика: замедленность темпа речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса. Звуки и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях, хотя образуются правильно. Голос монотонный, сохраняет постоянно одну и ту же высоту, иногда появляется носовой оттенок. Ребенок произносят фразу с паузами между словами, растягивая слоги на гласных звуках, смазывая артикуляцию. Определите речевое расстройство.

Задача 24. У ребенка наблюдается наличие гиперкинезов, мимических и артикуляционных. Гиперкинезы возникают в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи. Нарушен так же темп речи. Определите расстройство.

 

Задача 25. У ребенка в анамнезе врожденная аномалия артикуляционного аппарата (короткая уздечка языка). На данный момент наблюдается следующая симптоматика: дефекты звукопроизношения представленые пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков, звуковые замены (вызваные неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам). Определите расстройство.

 

Задача 26. У ребенка наблюдается частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Диагностируются стойкие, типичные и повторяющиеся ошибки на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Определите расстройство.

 

Задача 27. В процессе чтения у ребенка наблюдаются типичность и повторяемость ошибок - смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного. Определите расстройство.

 

Задача 28. У ребенка отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. На первом году жизни, после перенесенного менингита, произошло органическое поражение корковых речевых центров головного мозга. Определите расстройство.

 

Задача 29. У ребенка диагностировано нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, и слов; частыми остановками и нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Определите расстройство.

 

Задача 30. У ребенка наблюдаются специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, низкий уровень фонематического восприятия, ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь ребенка достаточно разнообразен, однако он не всегда точно знает и понимает значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи ребенок испытывает трудности в логическом изложении событий, часто пропускает главное и «застревает» на второстепенных деталях, повторяет ранее сказанное. Определите расстройство.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: