Этико-аксиологические аспекты профессиональной подготовки специалистов помогающих профессий
Выполнили:
студентки 3 курса
заочного отделения
группы 16СПП
Я.Н. Стрелкова
Е.Д. Тараканова
Т.А. Самойлова
Проверил:
доцент кафедры воспитания и социализации
Сундукова Эльвира Ильдусовна
Санкт-Петербург
Мотивы выбора профессии «социальный педагог/работник».
Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд: интерес к учебному предмету — 27,2 %; желание обучать данному предмету — 16,2 %; стремление посвятить себя воспитанию детей — 19,2 %; осознание педагогических способностей — 6 %; желание иметь высшее образование — 13 %; представление об общественной важности, престиже педагогической профессии — 12,2 %; стремление к материальной обеспеченности — 2,2 %; так сложились обстоятельства — 4 %.
Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.
Нужно отметить, что даже в крайне тяжелых условиях общественно-экономической жизни в России находились замечательные учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной ценности. Одним из таких был Николай Александрович Добролюбов.
Выбор педагогической профессии в соответствии с тем или иным мотивом (ради чего?) во многом предопределяет и мотивы учения. Если принять во внимание, что мотив — это не что иное, как предмет потребности, или опредмеченная потребность, то для будущих учителей такими предметами могут быть "чистый" познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание заслужить похвалу, получить повышенную стипендию и т.п.
Мотивация педагогической деятельности подчиняется общему механизму мотивации деятельности и образования новых мотивов. Он получил название механизма превращения цели в мотив, или "сдвига мотива на цель" (А.Н.Леонтьев). Его суть состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Например, начинающий учитель приступил к работе, отдавая ей все свои силы прежде всего потому, что им руководили честолюбивые чувства. Но со временем его увлек сам процесс общения с детьми, у него пробудился интерес к преподаванию. Осуществление педагогического процесса со всеми его сложностями и в то же время привлекательностью превратилось из цели в мотив деятельности. Цель же, как правило, усложняется, отодвигается.
Подразделение мотивов на ведущие (доминантные) и ситуативные (мотивы-стимулы), внешние и внутренние позволяет с большой долей вероятности предполагать, что как для будущих учителей учение, так и для работающих учителей их деятельность протекают как цепь ситуаций, одни из которых выступают как целенаправленное притяжение. Цель деятельности и мотив здесь совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. К цели педагогической деятельности учитель в этом случае может относиться безразлично и даже негативно.
К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др. Ничем не могут быть оправданы эгоистические, корыстные мотивы педагогической деятельности, которые "держат" учителя в школе: зарплата, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или других льгот и т.п.
Формы психологической и этической защиты педагога.
Этическая защита - одна из разновидностей защиты личности от посягательства на ее достоинство наряду с физической, правовой, административной, экономической, политической. Этическая защита выполняет три основных функции: во-первых, она ограждает личность педагога от оскорблений; во-вторых, она предлагает ребенку иной образ поведения в состоявшейся ситуации; в-третьих, она дает ему шанс, возвышая его в трудный для него момент, представляет возможность укрепить взаимоотношения со старшими. Перечислим основные функции:
1) сохранение собственного достоинства в момент грубости, выставить заслон оскорблению; 2) корректировка поведения. С этого нельзя начинать, это может вызвать агрессию; 3) сохранение достоинства партнера - развивает и углубляет взаимоотношения с ним, представляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком уровне.
Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать субъектом. Требуется умение организовать воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие.
Итак, этическая защита — это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательства на ее достоинства.
Специфика педагогической этической защиты заключается в том, что дети плохо осознают наносимый ими морально-психологический урон, поэтому педагог может защититься скрытым способом. Назначение педагогической этической защиты в итоге сводится к инициированию субъектности ребенка, то есть его способности осмысливать произведенное или производимое по отношению к другому человеку.
Способы этической защиты помогут не только оградить достоинство педагога, что часто является его единственной целью, но и сохранить достоинство ребенка. А это всегда ведет к улучшению взаимоотношений, повышает планку уровня общения.
Способы этической защиты в педагогической деятельности.
Рассмотрим некоторые способы этической защиты, дальнейшее использование которых полезно не только в педагогической деятельности, но и в любой другой сфере взаимоотношений.
Мягкие способы защиты:
1. Вопрос на воспроизведение — приостановить начавшееся общение на низком уровне, принижающее достоинство человека. Просьба воспроизвести слова, которые якобы оказались непонятны. Используются парадигмы: «Простите, я не понял...?», «Не расслышал, не могли бы вы повторить?», «Как вы сказали?». Обычно обидчик не в состоянии после таких вопросов вести общение на избранном им уровне.
2. Вопрос об адресате — инструментируется наивное непонимание. Декларируется невозможность той формы общения, которую предлагает партнер. «Это вы мне?» (мимика недоумения; пластика поиска, кому адресовано такое обращение, но без насмешки, издевки, высокомерия).
3. Окультуренное воспроизведение — производится с целью корректирования поведения. Суть в демонстрации партнеру другой формы общения (культурной). Парадигма: «Если я вас правильно понял...», и добавляется то, что сказал партнер, но уже в этической форме (помогает вывести на более высокий уровень общения).
4. Ссылка на личностные особенности — декларация, признание каких- либо личностных качеств, не позволяющих человеку вести общение на заданном уровне:
«Я не привык к такому...», «Мне всегда неловко...», «Я так устроен, что не могу». Субъект как бы сожалеет, что не может поддержать общение на заданном уровне, но это сожаление твердое и неуклонное.
5. Оправдание поведения — способ, возвышающий партнера, признание его достоинств. «Вероятно, ты хотел...», «Наверное, ты думал...». Партнер как бы видит в зеркале свои добрые возможности. Обидчик невольно соглашается с позитивными предложениями, и уровень общения поднимается выше.
В нашем примере с «тиграми» и «ослами» этот способ мог быть наиболее действенным, хотя выглядел бы менее эффектно: «Вероятно, вы хотели спросить, пропущу ли я вас (выхожу ли я) на следующей остановке?» Зато вы подняли бы оппонента на другой уровень общения и при этом сохранили бы его и собственное достоинство.
6. Проявление доброжелательности — способ веселого игнорирования того, что произошло. Концентрирование внимания на детали. «Как хорошо, что вы напомнили мне...», «Если бы не вы, я бы забыл или не заметил...», «Спасибо, что сказали», «Как вы внимательны ко мне...»
Жесткие формы защиты.
Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со старшеклассниками. Их используют редко, поскольку в результате коммуникация временно прерывается.
1.Великодушное прощение — видимое смирение с грубостью партнера, который пока не может вести себя иначе. «Если вам так хочется...», «Если только так вы и умеете...», «Если это приносит вам чувство удовлетворения...». Это сильное воздействие, не предполагающее дальнейшего общения или выяснения отношений.
2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением — скрытый механизм влияния данной формы защиты заключается в возвышении партнера. С этой высоты партнеру падать не хочется, есть что терять. Парадигма данного способа: «Вы такой...(умный, порядочный) а,...». Последняя часть фразы недосказана, ее досказывает, додумывает обидчик сам.
3.Оставить наедине с собой — способ жесткий и лаконичный. Разрыв отношений «здесь и сейчас». Ответственность за содеянное перекладывается на партнера. Используются парадигмы: «Вероятно, вы не способны понять, что вы сказали», «Жаль, что вы не осознаете, что сейчас произошло», «Вы не понимаете, что сделали».
Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в вязкое болото нравоучений и открытой оценки. И помните главное: даже защищаясь, вы призваны развивать личность воспитанника, поскольку учитель - эталон для подражания.
Психологическая защита- это механизм поведения, обусловленный врожденными потенциалами и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъективную реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики.
Главная задача самозащиты - принять собственное "Я" и заставить это сделать других: "я именно такой, каким кажусь себе".
Каждый человек создает в той или иной степени свой образ и тщательно охраняет его от посягательств окружающих и от самого себя (самокритики). Очень часто он защищает то, чего нет, - миф о собственном "Я".
Но какими бы парадоксами не удивляла нас психологическая защита - она есть у каждого. И только в процессе личностного развития человек может постепенно избавиться от нее.
Существуют различные формы психологических защит:
а) рационализация - предвзятое и выгодное для себя толкование фактов;
б) капитуляция - отступление перед трудностями, связанными с реализацией своего "Я";
в) сверхзащита - оборонительная форма, которая обычно используется в случаях, когда личность не может приспособиться условиям деятельности и требованиям окружающих;
г) агрессия - открытая борьба против окружающей действительности.
Жизненный опыт, потенциальные возможности и воспитание диктуют личности определенную стратегию психологической защиты. Психологи выделяют 3 наиболее распространенные стратегии:
а) компромисс,
б) избегание,
в) агрессия.
Рассмотрим подробнее.
Компромисс. Ведущую роль в этой стратегии защиты субъективной реальности личности играют интеллект и характер. Главная цель - защита чувства собственного достоинства. Ради этого индивид делает различные уступки, жертвует некоторыми своими интересами. Иногда компромисс означает приспособление, стремление подчиниться оппоненту, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты. Компромисс не является идеальной стратегией защиты пригодной в любой ситуации. Педагогу можно порекомендовать использовать компромисс в сочетании с другими стратегиями (их мягкими формами).
Избегание. Данная стратегия не требует больших умственных и эмоциональных затрат. Индивид обычно обходит или покидает зоны конфликта, стремясь оградить свое "Я" от нападений. И хотя избегание достаточно хорошо защищает человека от эмоционального напряжения, эта стратегия мало подходит педагогу из-за специфики его деятельности, связанной, прежде всего, с необходимостью постоянного общения и взаимодействия с классным коллективом и коллективом преподавателей.
Агрессия - психологическая стратегия защиты субъективной реальности личности, действующая на основе инстинкта. Существует множество форм агрессии, перечислим лишь некоторые из них: "экстрапунтивность" - тенденция обвинять во всем других; "поиск мишени" - стремление выместить агрессию на невинном и непричастном субъекте; "праведный гнев" - оправдание своей агрессии возвышенным мотивом; "деликатное хамство" - изощренное, завуалированное оскорбление, рассчитанное на унижение личности и многие другие. Любые формы агрессии по отношению к своим воспитанникам и коллегам ведут к возрастанию эмоциональной напряженности с обеих сторон и могут вызвать стресс.
Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального педагога в неспецифических сферах, отраслях и учреждениях (в здравоохранении, пенитенциарной системе, вооруженных силах и т.д.).
Социальному работнику, работающему в неспецифическом для социальной работы учреждении и переживающему конфликт моральных норм и ценностей, при разрешении этого конфликта следует руководствоваться наиболее общими принципами и нормами, которые в профессионально-этических системах различных видов профессиональной деятельности если не совпадают, то, по крайней мере, не противоречат друг другу. Например, все профессионально этические системы требуют уважения к человеку, причем имеется в виду не абстрактная «человекообразность», а «человеческое в человеке».
Работая в пенитенциарной системе, социальный работник может пересмотреть свои ценностно-моральные позиции в связи со спецификой этой системы. Если в социальных службах он чаще всего взаимодействовал с клиентами, чьи проблемы не были непосредственно обусловлены их ненормативным поведением, то в пенитенциарных учреждениях он будет взаимодействовать с клиентами, чье положение и проблемы обусловлены их криминальными действиями и поступками. Безусловно, профессионально-этическая система этой профессиональной группы требует уважения к человеку, однако трудно уважать растлителя малолетних, убийцу женщин и стариков и т.п. Помимо этого реальные нравы, которые порой можно наблюдать в пенитенциарных учреждениях, могут оказать на социального работника влияние более существенное, нежели профессионально-этическая система.
Практика профилактической работы с осужденными находится в постоянном развитии, и, тем не менее, можно выделить некоторые основные моменты, касающиеся ее содержательной части.
Первым является то, что любое важное событие в жизни осужденного, касающееся его семьи, друзей, работы или учебы, окружающей среды и т.д., представляется существенным для понимания происходящего сегодня и того, что, возможно, произойдет завтра. Повседневная жизнь в местах лишения свободы изобилует стрессовыми факторами, но, поскольку они, незаметно накапливаясь, но ни один из них в отдельности не может считаться причиной той или иной сложной социальной проблемы.
Поэтому методы профилактики имеют системный характер, т.е. они направлены на искоренение источников стресса как в самом осужденном, так и в социальной и природной среде и одновременно – на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих проблем. Взаимоотношения между клиентом и социальным работником должны строиться на основе взаимного уважения, с пониманием того факта, что каждый из них вносит свой посильный вклад в решение данной проблемы.
Вторым является то, что методы профилактики обычно включают в себя обучение осужденных новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей и сохранить здоровье.
Третье – профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие – непосредственно перед возникновением проблемы.
И, наконец, социальные педагоги призваны находить оптимальные решения, как для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем, – в этом и состоят ценность и значение профилактики.
Решение многих проблем в практике социальной работы требует прежде всего информационного обмена со многими специалистами: врачами, юристами, психологами, работниками городских служб и учреждений.
Консультирование – это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.
Социальное посредничество – направленно на достижение согласия между социальными субъектами (либо между социальным субъектом и социальным объектом) для решения социальных проблем и оказания помощи социальному объекту – клиенту социальной работы, в данном случае – осужденному. Для решения социальных проблем объекта можно привлекать несколько субъектов, способных оказать необходимую помощь (государственные социальные учреждения, общественные организации, коммерческие структуры).
В пенитенциарной социальной работе посредничество реализуется в различных формах: правовое, психологическое, социальное. Особенно необходимо педагогическое посредничество, технология которого включает в себя следующие этапы: беседа с осужденным с целью выяснить его суть и причины его социальной проблемы; разработка программы или плана социально-коррекционного взаимодействия между осужденной и проблемной средой; реализация разработанной программы или плана, предполагается участие всех заинтересованных сторон.
Социальная коррекция – это деятельность социального работника по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Психокоррекция осужденного видит основной своей целью устойчивое изменение определенных психологических свойств личности определяющих содержательные стороны социального поведения осужденного. В целом пенитенциарная психологическая деятельность социального работника возможна по таким направлениям как: оказание психологической помощи в традиционном смысле: диагностическое консультирование и профилактические мероприятия; улучшение психологического состояния осужденных в целях деструктивных конфликтов и негативного восприятия исправительных воздействий; проведение исправительной психологической коррекции осужденного.
Социальная работа в местах лишения свободы проводится в три этапа: – при поступлении осужденного в учреждение; – в ходе отбывания им наказания; – по подготовке к освобождению.
В рамках этих мероприятий оказывается, например, конкретная помощь в информировании кредиторов, органов социального страхования, родственников и т.п. относительно того, как поступить с имуществом осужденного, и по ряду других вопросов, которые осужденный решил бы сам, находясь на свободе.
Для подготовки осужденного к освобождению с ним проводятся беседы, консультации и даются с учетом его особенностей и способностей конкретные рекомендации, касающиеся в первую очередь приобретения профессии, поиска работы, жилья и средств на жизнь после освобождения. С этой целью учреждения сотрудничают с организациями, свободными благотворительными союзами, частными организациями, шефами, членами попечительских советов.
Необходимость деятельности социального педагога в медицинских учреждениях подтверждается многими существующими клинико-психологическими исследованиями детей, страдающих различными соматическими заболеваниями. Любая болезнь изменяет жизненную ситуацию ребёнка, препятствует полноценному, гармоничному функционированию в обществе, влечёт за собой большое разнообразие проблем, в том числе и социального характера. В связи с этим больной ребёнок и его семья нуждаются в специально организованной помощи и поддержке, которые должны осуществляться многими специалистами, и особое место среди этих специалистов должно принадлежать социальному педагогу.
Самые главные задачи медицинского социального работника – это: - обеспечение оптимальной связи больного с его окружением (очень широкий диапазон проблем – от выяснения личности и восстановления документов больного до организации обучения психически больных пациентов);
- оптимизация самопомощи и поддержки близких больному в кризисных ситуациях;
- обеспечение связи работников учреждения с семьей и близкими больного;
- оказание поддержки родным и близким в ситуации трагического исхода болезни клиента (пациента);
- медико-социально-психологическое просвещение населения;
-программы административной поддержки.
При этом одной из функций специалиста в области медико-социальной работы должна быть организация помощи хронически больным. Важная задача социального педагога при работе с семьями хронически больных детей заключается в оценке внутрисемейной ситуации. Основываясь на полученных данных и личном наблюдении, социальный педагог должен выявить проблему, определить преобладающий тип семейного воспитания, и если это необходимо, составить план оказания помощи семье. Деятельность социального педагога в рамках медицинского учреждения предполагает быстрое реагирование на сложившуюся кризисную ситуацию в семье хронически больного ребёнка и быстрый поиск средств для её преодоления. Необходимо подчеркнуть, что в медицинском учреждении на социального педагога возложена очень важная специфическая функция посредника между родителями и медицинским персоналом. В то же время социальный педагог совместно с психологом взаимодействует и с медицинским персоналом, объясняя особенности того или иного ребёнка, обсуждая с врачом возможные подходы к детям. Часто на лечение в стационар поступают дети из детских домов, из неблагополучных семей, с особенностями поведения. Социальный педагог должен проинформировать медицинский персонал о социальной ситуации ребёнка, которая должна учитываться при общении с ним. При наличии у детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, проблем, связанных со школьным обучением, с межличностным взаимодействием со сверстниками и педагогическим персоналом, социальному педагогу нужно вступить в контакт с социальным педагогом, психологом, представителями администрации школы. Одним из важных направлений деятельности социального педагога в медицинских учреждениях является профессиональная ориентация хронически больных детей и подростков. Его задача сформировать у родителей правильные установки в плане будущей профессиональной деятельности детей. Социальный педагог должен объяснить родителям, что они должны знать круг доступных ребёнку профессий и сориентировать ребёнка именно на эти сферы деятельности. Кроме того, социальный педагог должен обеспечить ребёнку возможность получения профессиональной подготовки в сфере интересующих его и доступных ему с учётом заболевания профессий. Особую категорию нуждающихся в услугах социального работника представляют психически больные, страдающие аутизмом, олигофренией, а также больные с гестациозными и метаболическими нарушениями, черепно-мозговыми травмами. В условиях лечебных учреждений у пациентов могут возникнуть ятрогении и эгогении, в этом случае социальные работники разрабатывают стратегии помощи, направленные на снятие негативных эмоций. Социальная работа с людьми, имеющими особые нужды (инвалиды) имеет достаточно широкий спектр поддерживающих моделей помощи. В него входят различные индивидуальные и групповые техники, особые программы поддержки. Используются и групповые методы помощи. Социальный работник незаменим в стационарах, обслуживающих онкобольных, неизлечимо больных, в отделениях травматологии, палатах интенсивной терапии и т.п. Военнослужащиенуждаются в защите своих прав и в проведении воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военной службы, в постоянном окружении одних и тех же людей. Цели социально-педагогической работы заключаются в том, чтобы: - восстановить физические и психические силы военнослужащих;
- скорректировать их личностные установки, научив терпимо относиться к принудительному общению с другими;
- внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной службы. Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с военной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис, глубина которого зависит от длительности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с военной службы, степени решенности их социальных проблем.
Задачи социально-педагогической работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, – социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их правами и возможностями до и после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информацию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановлению прав. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт. Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном статусе воинской службы, уважение к труду родителей.
Одна из функций социально-педагогической работы в Вооруженных Силах — обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Улучшение условий труда и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязнения окружающей среды, несомненно, будет способствовать повышению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию. Специфическими задачами социального работника в Вооруженных Силах являются обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному изменению образа жизни.