Производственная мощность предприятия, цеха. Методика расчета производственной мощности.




Производственная мощность – максимальный возможный годовой объем выпуска продукции в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся ресурсов на основе применения прогрессивной технологии.

Производственная мощность измеряется как в натуральных, так и стоимостных показателях. Она может быть выражена в единицах продукции, массы, линейных величинах, человеко-часах, рублях. Производственная мощность и предложение характеризуют существующую на предприятии технологию и организацию производства, состав и квалификацию персонала, а так же динамику их роста и перспективу развития.

Различают три вида производственной мощности:

• теоретическая производственная мощность - максимально возможный выпуск про­дукции, если все оборудование будут функционировать в оптимальном режиме без простоев;

• практическая производственная мощность - теоретическая производственная мощность за минусом величины нормальных рабочих простоев;

• нормальная производственная мощность - среднегодовая производствен­ная мощность, необходимая для удовлетворения потребностей рынка на ожидаемом уровне продаж.

Методика расчета производственной мощности:

В стоимостном выражении: М = М(натур.в.) * Ц(опт) * V(пр-ва).

В течение года производственная мощность может меняться. Для расчетов необходимо знать производственную мощность на конец года и среднегодовую.

Соответственно:

М(на конец года) = М(входная) + М(ввод) – М(вывод);

М(среднегодовая) = М(вх) + (Мвв * Квв – Мвыв * Квыв) / 12, где

К – сколько будет действовать эта ПМ в плановом периоде.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущего цеха, которая в свою очередь определяется по мощности ведущего участка, которая определяется по ведущей группе оборудования. К ведущему оборудованию относят сложное по техническому уровню и занимающее наибольший удельный вес в трудоемкости изготовляемой в цехе продукции. Расчет производственной мощности ведется по всему установленному в основных цехах оборудованию, кроме резервное оборудование и оборудование вспомогательных участков. Производственная мощность заводов определяется годовым выпуском продукции.

На основе расчета производственной мощности отдельных единиц и групп оборудования, участков и цехов предприятием выявляются «узкие и широкие» места и планируются мероприятия по выравниванию мощности, в том числе за счет ввода нового оборудования.

Завершается процесс планирования производственной мощности определением коэффициента её использования - отношение годового объема выпуска продукции к среднегодовому значению мощности.

План производственной мощности предприятия, содержащий показатели развития производственного потенциала и потребности материальных ресурсов, определяет не только план производства, но и продажи продукции.

13. Бизнес-план, его сущность и содержание

Бизнес-план – план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнесов. Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития.

Цели: определяет степень будущей устойчивости предприятия; снижает риск; конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы качественных и количественных показателей; привлекает внимание и интерес, поддержку потенциальных инвесторов; развивает перспективный взгляд на предприятии.

Особенности бизнес-плана:

включает не весь комплекс целей предприятия, а одну из важнейших задач, определяющих содержание нового вида деятельности, ориентируется на разработку новой стратегии предприятия;

• бизнес-план разрабатываются на инновационные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по окончании срока работа над бизнес-планом прекращается;

• бизнес-планы нужны в большей степени для внешних инвесторов и кредиторов для финансирования нового дела, чем для внутреннего использования; • бизнес-планы разрабатываются при личном участии или под руководством учредителя фирмы, а не менеджерами-экономистами и прочими сотрудниками подразделений предприятия;

• нет научно-обоснованных методик разработки бизнес-плана, так как нет отечественного опыта, который есть по внутрихозяйственному планированию.

Необходимость составления бизнес-плана возникает при решении следующих задач:

подготовка заявки на получение кредита в банке;

• организация выпуска новой продукции;

• создание новых подразделений, дочерних предприятий;

• составление проекта эмиссии ценных бумаг;

• обоснование состава программ: региональных, отраслевых.

Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Исходная информация для разработки бизнес-плана: исходные данные и условия выполнения проекта, рынок сбыта и производственная мощность, материальные факторы производства и необходимые ресурсы, местонахождение предприятия (транспортные связи), организация предприятия и накладные расходы, необходимые трудовые ресурсы, сроки реализации проекта, финансово-экономические показатели бизнес-плана.

Структура бизнес-плана: 1.Резюме – излагается суть проекта, особенности дела, за счет чего товар или услуга будут лучше, чем у конкурентов кто и почему будут его приобретать. 2.Описание продукции – ее новизна, качество. 3.Анализ рынка сбыта товара (емкость рынка, потенциальный объем продаж). 4.Рыночная конъюнктура производства и реализации, характеристика конкурентов. 5.План маркетинга (подробное описание мероприятий по продвижению товара на рынок - реклама, каналы распространения, сервисное обслуживание и т.п. 6.План производства (схема производственных потоков, оценка возможных издержек). 7.Организационные вопросы реализации проекта (организационная схема предприятия, лицензии, расписание организационных мероприятий по времени). 8.Правовая среда осуществления проекта (организационно-правовая форма, правовое регулирование деятельности по проекту и т.п.). 9.Финансовый план реализации проекта (денежные потоки). 10.Оценка экономической эффективности и факторов риска (описывается предполагаемая прибыль, рентабельность и разного рода риски).

Обоснование эффективности проекта бизнес-плана. Эффективность проекта: при обосновании эффективности проекта определяют показатели по различным видам эффекта: 1.Прямой экономический эффект – объем продаж, прибыль, рентабельность, срок окупаемости проекта; 2.Социальный эффект – число дополнительных рабочих мест, условия труда; 3.Экологический эффект – уменьшение загрязнения окружающей среды, улучшение использования природных ресурсов; 4.Внешнеэкономический эффект - валютная выручка от поставок на экспорт; 5. Качественный эффект - улучшение качества, повышение конкурентоспособности товара; 6.Системный эффект - взаимодействие в процессе реализации проекта.

 

14.Планирование инвестиций на предприятии, взаимосвязь с другими планами на предприятии.

Назначение инвестиционного плана – соотношение затрат и поступлений от инвестиционной деятельности. Инвестиции - использование финансовых ресурсов в форме долгосрочных вложений капитала для увеличения активов предприятия и получения прибыли. Под инвестиционной деятельностью понимается поступление денежных средств от продажи основных средств, нематериальных активов, прочих активов и выплаты денежных средств по этим же трем позициям. Инвестирование может быть определено как долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью создания и получения чистой прибыли в будущем, превышающей общую начальную величину инвестиций.

Различают следующие типы инвестиций: 1. Финансовые инвестиции — вложения денежных средств, приобретение облигаций и других ценных бумаг. 2. Реальные инвестиции или капитальные вложения — инвестиции в основ­ной капитал (основные средства).

Исходя из задач инвестиционного проекта реальные инвестиции: инвестиции для повышения эффективности производства, целью этих инвестиций является создание условий для снижения производственных затрат (замена оборудования на более произ­водительное или внедрение новых технологии); инвестиции в расширение производства и выход на новые рынки сбыта; инвестиции в создание новых производств для новых товаров; инвестиции для выполнение государственного за­каза или крупного частного заказа; инвестиции в административные здания.

Инвестиции в нематериальные активы можно свести в следующие группы: инвестиции в раз­витие научных исследований; инвестиции в повышение квалификации работников, инвестиции в приоб­ретение лицензий на использование новых технологий, торговых марок известных фирм и т.п.; инвестиции в долгосрочные рекламные кампании;

Основные статьи инвестиционного плана:

• излишек или дефицит денежных средств по основной деятельности (данные из плана движения денежных средств);

• поступления денежных средств от инвестиционной деятельности. Данная позиция планируется непосредственно руководителем компании;

• выплаты денежных средств по инвестиционной деятельности;

• увеличение или уменьшение денежных средств от инвестиционной деятельности (1+2-3). При наличии каких-либо инвестиционных проектов на предстоящий плановый период разрабатываются соответствующие планы капитальных затрат и оформляют заявку на внешние инвестиции.

План разрабатывается по показателям:

• прирост производственной мощности;

• ввод в действие основных производственных и непроизводственных фондов;

• объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ;

• объем НЗП.

Источники финансирования могут быть как внутренние, так и внешние.

Источники финансирования капвложений:

• собственные средства (прибыль действующих предприятий);

• средства населения (акции);

• временные свободные средства работников;

• резервы собственного строительства;

• амортизация;

• средства от продажи ненужных фондов предприятия;

• заемный капитал (кредиты банков);

• фонд социального развития предприятия.

 

Планирование издержек производства на предприятии.

Издержки - стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг. Все затраты ресурсов представляют собой альтернативные или вмененные издержки. Альтернативные издержки использования ресурсов представляют собой стоимость применяемых ресурсов в лучшем из других худших способов их потребления. Альтернативные издержки принято называть – экономическими.

Необходимо различать экономические и бухгалтерские издержки:

Бухгалтерские издержки включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы. Экономические издержки учитывают использование всех ресурсов, в том числе и непокупных (как труд собственника предприятия, участие капитала, земли и др.). Степень различия между экономическими и бухгалтерскими издержками зависит от объема и видов ресурсов, предоставляемых предприятию их владельцами.

Также издержки подразделяются на постоянные и переменные: Постоянные издержки – величина которых не изменяется в зависимости от объема выпуска продукции (амортизация, арендная плата, рентные платежи, страховые взносы и т.п.). Переменные издержки – величина меняется в зависимости от изменения объема выпущенной продукции (затраты на сырье, материалы, топливо, з/плата производственных рабочих и т.п.).

Существующие различия между постоянными и переменными издержками необходимо учитывать в ходе внутрифирменного планирования производственной деятельности предприятия. Переменными издержками, величина которых изменяется в течение краткосрочного периода времени, можно управлять как в процессе планирования, так и на всех стадиях производства. Постоянные издержки находятся вне контроля, т.к. являются обязательными и должны быть оплачены в плановом периоде независимо от объема производства.

Себестоимость продукции - является важным планово-экономическим показателем предприятия, обобщающим его издержки на производство и реализацию продукции, выполнение работ и услуг. Она представляет собой суммарную стоимостную оценку используемых в процессе изготовления и сбыта товаров ресурсов. В практике планирования все затраты группируются по двум основным признакам: экономическим элементам и калькуляцион­ным статьям. Группировка затрат по экономическим элементам предусматривает их объединение по признакам однородности не­зависимо от того, где и для чего они произведены. Такая группи­ровка применяется при планировании сметы затрат на производст­во. Однако в экономических элементах невозможно планировать себестоимость единицы продукции. Для этой цели необходима группировка затрат по производственному назначению и месту возникновения, т.е. по калькуляционным статьям.

При планировании себестоимости продукции принято класси­фицировать калькуляционные статьи затрат на прямые и косвенные (по отнесению на себестоимость); на переменные и постоянные (по зависимости от объема), на простые и комплексные, на основные и накладные (по участию в производственном процессе).

Смета затрат – сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно – финансовой деятельности. В процессе разработки сметы затрат применяются четыре основных метода:

• сметный метод – на основе расчета затрат в масштабах всего предприятия; • сводный метод – путем суммирования смет производства отдельных цехов;

• калькуляционный метод – на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции;

• позаказный (затраты собираются отдельно по каждому заказу) и попроцессный (затраты собираются по подразделениям без отнесения к конкретным заказам).

При разработке плана себестоимость целесообразно выявить резервы снижения издержек производства за счет технических, организационных и других факторов.

Планирование накладных издержек предприятия.

Накладные издержки – это издержки, которые заранее не известны на единицу продукции, поэтому требуют дополнительных методов расчета (аренда помещений, энергия и т.п.). Это затраты, которые невозможно непосредственно отнести на специфическую продажу или продукт. Накладные расходы, учитываются сначала по месту возникновения, а в конце месяца распределяются по видам про­дукции, отражаясь в себестоимости отдельными статьями. Они включаются в себестоимость конкретных видов продукции про­порционально какой-либо базе распределения, например заработ­ной плате основных производственных рабочих или другим пря­мым затратам.

Назначение: определить часть условно-постоянных издержек, необходимых для производства запланированного объема продукции. Или это тот объем затрат, связанный с производством продукции, кроме прямых выплат по оплате труда и за материалы.

Перечень издержек, включаемых в учет в данном плане:

• издержки на вспомогательные материалы;

• издержки на з/плату вспомогательного и обслуживающего персонала (ремонтные бригады, уборщицы);

• издержки на охрану труда;

• издержки на амортизацию оборудования цеха;

• издержки на аренду производственного оборудования;

• издержки на страховку;

• издержки на хранение внутрицеховых запасов.

Пример статей общепроизводственных накладных расходов:

1) прямые затраты труда, 2) ставка переменных накладных расходов,3) планируемые переменные накладные расходы (1*2), 4) ставка постоянных накладных расходов, 5) планируемые постоянные накладные расходы (1*4), 6) общие планируемые накладные расходы (3+5), 7) амортизация, 8) выплаты денежных средств по накладным расходам (6 – 7).

После составления плана продаж, плана производства, плана прямых затрат на материалы и оплату труда, а также плана общепроизводственных накладных расходов, на предприятии при необходимости составляется план по себестоимости продукции.

 

Планирование персонала предприятия, особенности расчета численности рабочих.

В осуществлении планируемых экономических целей главную роль призваны играть трудовые ресурсы. Основной задачей внутрифирменного планирования трудовых показателей является обеспечение полной (равновесие между количеством рабочих мест и численности работников) и эффективной занятости (соответствие или превышение результатов над затратами) всех категорий работников предприятия.

Персонал предприятия - совокупность работников определенной категории и профессий, занятых единой производственной деятельностью для получения прибыли или дохода и удовлетворения своих материальных потребностей.

Структура персонала:

• промышленно – производственный (рабочие, ИТР, служащие, АУП и производственный персонал) и непромышленный (работники транспортного цеха, ЖКХ, социальное обеспечение и т.п.);

• руководители (управляющие) – распоряжаются ресурсами предприятия, принимают решения об их использовании, разрабатывают стратегию и тактику развития предприятия, обеспечивают исполнение стратегических планов, текущих задач и целей предприятия. Специалисты – осуществляют разработку и освоение производства новых видов продукции, совершенствование организации производства, создание нормативов и т.п., обеспечивают необходимым материалом для принятия решений. Исполнители – выполняют основные производственные задачи и принятые руководителями решения.

Структура персонала предприятия характеризуется соотношением между отдельными категориями работников, возникает необходимость планирования потребности персонала. Планирование как важнейшая функция управления персоналом включает определение количества и структуры работников, расчет потребности персонала, анализ использования кадров, оценку баланса рабочего времени и т.п. При планировании персонала, как правило, используются прогрессивные трудовые нормативы, а так же балансы рабочего времени и фонды времени эффективной работы.

Задачи:

• обеспечение полной и эффективной занятости сотрудников;

• создание благоприятных условий для работы персонала;

• достижение экономического роста и качества жизни работников;

• повышение оплаты труда.

Основой плана по труду и кадрам является план производства и план продаж, на основе этих планов определяются потребности в трудовых ресурсах.

Для того чтобы определить потребность предприятия в трудовых ресурсах следует оценить наличные трудовые ресурсы и разработать программы по их развитию (график работы и мероприятия по при­влечению (сохранению), найму, обучению, подготовке работников, а также по организации их продвижения по службе).

Планирование потребностей предприятия в трудовых ресурсах осуществляется путем определения потребностей в рабочих, инженерно-технических работниках (ИТР) и служащих по категориям. С этой целью составляется штатное расписание отдельно для рабо­чих и служащих.

Потребность в основном производственном персонале можно оценить также исходя из уровня выработки и объема производст­венной программы. Сначала проводятся ориентировочные расчеты численности персонала с учетом фонда времени и выполнения норм выработки. Численность ИТР, служащих и других категорий АУП определяется по штатному расписанию.

Планирование фонда оплаты труда

Последним этапом плана по труду и кадрам является расчет зарплаты по видам и категориям работников предприятия. Этап является очень важным, т.к. зарплата является одним из элементов себестоимости продукции и значит, оказывает влияние на финансовый результат. Важным средством мотивации и стимулирования деятельности персонала являются доходы. Они представляют собой вознаграждение или з/платы, получаемые работниками за предоставление своей рабочей силы. Планирование фонда оплаты труда на предприятии и расчет среднемесячной з/платы отдельных категорий персонала производится после определения требуемой численности работников, трудоемкости выполняемых работ и других показателей. Назначение плана по оплате труда – определить прямые издержки на з/плату, в соответствии с составленным ранее планом производства. Учитывается оплата труда основного производственного персонала.

Исходная информация: количество продукции, подлежащее изготовлению, из плана производства. В каждом подразделении компании собирается информация о затратах времени на производство 1 единицы продукции. Большое значение играет стоимость одного норма/ часа и суммы прямых затрат на оплату труда, которая складывается из произведения тарифной ставки 1 нормо/часа на суммарное количество прямых затрат труда в нормо/часах. Также исходной информацией является план продаж, стоимость товаров, проценты менеджерам по продажам.

Основные разделы плана:

• количество продукции из плана продаж;

• стоимость товара;

• коэффициент продаж (% от продаж);

• сумма прямых затрат на оплату труда.

После плана по оплате труда составляется график выплат денежных средств в отношении оплаты труда.

Формы зарплаты:

1. Повременная - устанавливается за фактически отработанное время.

Выделяют:

а) простую повременную = Часовая ставка * Тариф;

б) премиальную= Часовая ставка * Тариф + Премия;

в) окладную (устанавливается твердый оклад в месяц) применяется для труда руководителей, специалистов;

г) Повременную с нормированным заданием, выполнение задания влияет на ставку зарплаты.

2. Сдельная.

а) прямая сдельная = расценка * объем работ;

б) косвенная сдельная = расценка * объем работ (для вспомогательных рабочих);

в) сдельная премиальная (простая, прогрессивная, дигрессивная) З/п = Расценка * Задание + премия;

г) аккордная – для мотивации ПТ

Методы расчета фонда оплаты труда:

Общий фонд заработной платы = 12*МРОТ*численность персонала*средний квалификационный коэффициент работников*(1 + % дополнительной оплаты труда)

Годовой фонд оплаты труда = трудоемкость * тарифная ставка * (1+ Кдоплат)

Фонд налоговых отчислений = фонд оплаты труда годовой * суммарный налоговый коэффициент.

 

 

Планирование материально-технического обеспечения предприятия (по Дмитриеву)

Назначение – определить затраты предприятия на приобретение необходимых материалов и комплектующих для производства продукции, а также затрат материалов и комплектующих на изготовление единицы продукции.

Исходные данные: условия взаиморасчетов с поставщиками; желаемый запас материалов и комплектующих; объем продукции для изготовления (для покупки).

В данном плане устанавливается потребность предприятия в материальных ресурсах, необходимая для выполнения производственной программы, мероприятий, предусмотренных планом технического развития и организации производства, восполнения запасов и НЗП.

Важным параметром для изучения и составления плана закупок является смета расхода материалов и комплектующих на производство единицы продукции. После того как был установлен объем конечной продукции и, если возможно, промежуточных изделий, определяют потребности в материальных ресурсах и рабочей силе. Для этого можно использовать диаграмму потоков материалов, в которой отражаются балансы материалов и вспомогательных средств на различных стадиях производства. Прогнозируемая по­требность в материалах и рабочей силе используется для расчетов связанных с ними расходов. В соответствии с этим определяются потребности материальных и финансовых средств на:

• основные средства и оборудование;

• основные материалы (сырье, полуфабрикаты,закупленные то­вары и т.д.);

• вспомогательные материалы;

• рабочую силу и пр.

Потребность в материальных ресурсах определяется методом прямых расчетов, т.е. путем умножения нормы расхода материалов на соответствую­щие объемные показатели. Эта потребность рассчитывается в нату­ральном и стоимостном выражении по видам ресурсов.

Важным фактором при определении потребностей в материаль­ных ресурсах является организация материально-технического снабжения. Это особенно важно, если предприятие и источники материалов расположены в различных местах, если возникают транспортные сложности, так что нет га­рантии бесперебойной доставки материалов.

 

20. Финансовый план предприятия; планирование потребности предприятия в финансовых ресурсах.

Назначение: показывает соотношение затрат и поступлений от финансовой деятельности. Финансовый план дает картину финансового развития пред­приятия. Поступления: получение долгосрочных/краткосрочных кредитов, займов; прочие. Выплаты: погашение кредитов и займов; выплата % за пользование кредитом; краткосрочные финансовые вложения; прочие.

Основные статьи:

• излишек/дефицит денежных средств по основной деятельности;

• увеличение/уменьшение денежных средств от инвестиционной деятельности (из инвестиционного плана);

• поступления денежных средств от финансовой деятельности;

• выплаты денежных средств по финансовой деятельности;

• увеличение/уменьшение денежных средств от финансовой деятельности;

• остаток денежных средств на конец периода.

В составлении финансовых планов преобладает ряд общих правил финансирования: 1) принцип финансового соотношения сроков - использование и получение средств должны происходить в установленные сроки; 2) принцип платежеспособности. Планирование должно обес­печивать платежеспособность в любое время; 3) принцип рентабельности капитальных вложений. Для всех капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые спо­собы финансирования; 4) принцип сбалансированности рисков. Особенно рискован­ные капитальные вложения необходимо финансировать за счет собственных средств; 5) принцип предельной рентабельности. Следует выбирать те капиталовложения, которые дают максимальную, предельную рен­табельность.

Планирование потребности предприятия в финансовых ресурсах.

• метод балансовых расчетов (балансовой сметы) основывается нa прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на намеченную дату в будущем;

• метод потока наличностей, будучи во многих отношениях методом финансового планирования, носит более всеобъемлющий характер. Он позволяет прогнозировать размеры и сроки поступления необходимых средств.

Для финансовых расчетов предусмотрены специальные таблицы, которые заполняются в такой последовательности:

1) Таблица движения наличности - для согла­сования по времени притока средств с оттоком средств;

2) Ведомость чистого дохода - для расчета чистого дохода или отрицательного баланса проекта по временным интервалам в течение всего периода осуществления проекта;

3) Проектный баланс отражает общую картину финансирования по отдельным временным интервалам в период функционирования проекта.

 

Планирование прибыли и рентабельности организации.

Прибыль предприятия является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов деятельности предприятия и социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли или доходов фирмы является определяющей конечной целью внутрифирменного планирования.

С бухгалтерской точки зрения прибыль предприятия состоит из:

• доход от основной деятельности (разница между выручкой от реализации и необходимыми затратами);

• доход от владения предприятия активами, приносящими прибыль;

• доходы от сдачи имущества в аренду;

• прибыль от прошлых лет;

• положительные курсовые разницы;

• другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.

В процессе планирования различают балансовую прибыль, которая представляет собой сумму всех планируемых доходов и возможных убытков за отчетный или плановый год:

Пбаланс. = Преализ.прод. + Ппроч.реализ. + Пвнереализ.деят.

Полученная предприятия валовая прибыль распределяется в установленном законодательством порядке, что предполагает: перечисление разных налогов в бюджет, образование различных фондов (развития, резервных, фондов оплаты труда и т.п.)

Чистая прибыль определяется как разность между балансовой прибылью и общей суммой налоговых отчислений в год. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия расходуется на оплату труда и образование финансовых фондов (фонд потребления для материального поощрения и социального развития предприятия, фонд накопления для дальнейшего развития предприятия, резервный фонд для покрытия кредиторской задолженности на случай прекращение деятельности фирмы.

На основании данных о прибыли в процессе планирования рассчитывается рентабельность - один из важнейших показателей эффективности конечной деятельности предприятия, а также показатель конкурентоспособности и доходности производства товаров и услуг. В общем виде рентабельность представляет собой отношение суммы прибыли к затратам на ее получение.

Рентабельность производства является относительным показателем эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает общую степень прибыльности на 1 руб. затрат всех производственных ресурсов: Рпроизв. = (П/(Фосн. + Соб.))*100%, где П- совокупная прибыль предприятия; Фосн.- среднегодовая стоимость основных производственных фондов; Соб.- среднегодовой норматив оборотных средств предприятия.

Рентабельность продукции (изделия) определяется в % как отношение совокупной прибыли, полученной от производства или реализации продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу. Ризделия = ((Ци-Си)/Си)*100%, где Ци- рыночная цена изделия; Си-полная себестоимость изделия.

Рентабельность продаж характеризует отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и сбыт.

Рпродаж. = (Пр/Спр.)*100%, где Пр- общая прибыль от реализованной продукции; Спр.- производственная себестоимость реализованной продукции.

Рентабельность активов показывает отношение общей прибыли к стоимости экономических ресурсов компании. Данный коэффициент характеризует способность предприятия извлекать прибыль из всех находящихся в их распоряжении совокупных активов.

 

22. Обоснование эффективности проекта плана

Эффект показывает степень достижения некоторого заданного результата. Эффект в общем виде представляет собой разность между результатами и затратами, между ценой товара и его себестоимостью и т.д. Эффективность характеризует соотношение полученного эффекта с затратами на его осуществление и является своего рода ценой достижения данного результата. В практике показатель эффективности выражает величину дохода на единицу затрат, например, рентабельность изделия, труда и т.д.

Виды эффекта: научный, технический, социальный, экономический.

Виды экономической эффективности:

- коммерческая (финансовая), учитывающая финансовые последствия реализации инновационного бизнес-проекта для участников. Характеризует соотношение финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Основным показателем служит поток реальных денежных средств.

Фт = Пт - От, где Фт- финансовый поток реальных денег за плановый период, Пт- приток финансовых ресурсов за этот период, От- отток денежных средств за данный срок;

- бюджетная, отражает влияние осуществляемого инвестиционного проекта на повышение доходов и снижение расходов соответствующего бюджета как федерального, так и регионального или местного уровня управления. Основным показателем является бюджетный эффект.

Бт = Дт - Рт, где Бт - бюджетный эффект за период внедрения проекта, Дт - доходы бюджета за данный период, Рт - расходы бюджета за этот же срок.

- народнохозяйственная эффективность определяет основные экономические результаты проекта с учетом интересов государственных, федеральных, отраслевых и других организаций и хозяйственных субъектов.

В современной рыночной экономике общепризнанным критерием эффективности является максимальная прибыль. Основные экономические показатели, применяются в качестве оценочных критериев эффективности как плановой, так и всей производственно-хозяйственной деятельности: чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости проекта. В процессе внутрифирменного планирования могут быть использованы для установления и выбора оптимальных значений, планируемых показателей частные критерии: себестоимость, материалоемкость, трудоемкость, рентабельность, безубыточность, объем продаж, и др.

Проект плана носит характер обязательного директивного исполнения. Почти все планы строятся на основе проекта.

Проект - это предплановое мероприятие для определения перспективных задач, не носит директивного характера. Проекты дают основное направление для развития плана. Проект плана - это не утвержденный план.

Разработка планов - является основным и ответственным этапом экономической работы на предприятии. В процессе разработки плана решаются вопросы его обоснованности, сбалансированности, степени использования резервов и повышения эффективности производства.

В процессе составления плана выполняется большой комплекс аналитических и планово-расчетных работ. Начинается работа с анализа хозяйственной деятельности предприятия, так же аккумулируется качество выпускаемой продукции и степень удовлетворения потребности в ней. В соответствии с планируемой производственной программой разрабатывается мероприятие по развитию предприятия, определяется объем капитальных вложений, потребность в материальных и трудовых ресурсах, численность персонала, фонд оплаты труда, производительность труда, себестоимость и другие показатели.

Итогом планового проекта является расчет эффективности:

• прямой экономической эффективности;

• социальной эффективности (сколько дополнительных рабочих мест);

• экологический эффект (выбросы и загрязнения);

• внешне - экономический эффект;

• синергический эффект от взаимодействия стратегических зон хозяйствования по выпуску подобной продукции;

• качественный эффект;

• взаимовыгодный эффект.

План исследования подлежит экономическому обоснованию. Необходимо рассчитать:

1. Условно-годовую экономию

УГЭ = (себестоимость1 - себестоимость2) * Nгод;

2. Экономия до конца года

ЭКГ = (себестоимость1 - себестоимость2) * Nгод * k мес. / 12;

k - корректирующий коэффициент на сколько мес. работает

3. Переходящая экономия

ПЭ = (себестоимость1 - себестоимость2) * Nгод.планов.;

4. Экономический эффект

Э = (себестоимость1 - себестоимость2) * Kэ (капитальных вложений);

Kэ - коэффициент эффект затрат на 1 руб. капвложений

 

23. Сущность и содержание оперативно-производственного планирования

Оперативно-производственное планирование является завершающей стадией внутрифирменного планирования, которое направлено на детализацию плана производства продукции предприятия и его подразделениями и охватывает краткосрочный период деятельности предприятия. В основе оперативно-пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: