Производственная мощность – максимальный возможный годовой объем выпуска продукции в запланированной номенклатуре при полном использовании всех имеющихся ресурсов на основе применения прогрессивной технологии.
Производственная мощность измеряется как в натуральных, так и стоимостных показателях. Она может быть выражена в единицах продукции, массы, линейных величинах, человеко-часах, рублях. Производственная мощность и предложение характеризуют существующую на предприятии технологию и организацию производства, состав и квалификацию персонала, а так же динамику их роста и перспективу развития.
Различают три вида производственной мощности:
• теоретическая производственная мощность - максимально возможный выпуск продукции, если все оборудование будут функционировать в оптимальном режиме без простоев;
• практическая производственная мощность - теоретическая производственная мощность за минусом величины нормальных рабочих простоев;
• нормальная производственная мощность - среднегодовая производственная мощность, необходимая для удовлетворения потребностей рынка на ожидаемом уровне продаж.
Методика расчета производственной мощности:
В стоимостном выражении: М = М(натур.в.) * Ц(опт) * V(пр-ва).
В течение года производственная мощность может меняться. Для расчетов необходимо знать производственную мощность на конец года и среднегодовую.
Соответственно:
М(на конец года) = М(входная) + М(ввод) – М(вывод);
М(среднегодовая) = М(вх) + (Мвв * Квв – Мвыв * Квыв) / 12, где
К – сколько будет действовать эта ПМ в плановом периоде.
Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущего цеха, которая в свою очередь определяется по мощности ведущего участка, которая определяется по ведущей группе оборудования. К ведущему оборудованию относят сложное по техническому уровню и занимающее наибольший удельный вес в трудоемкости изготовляемой в цехе продукции. Расчет производственной мощности ведется по всему установленному в основных цехах оборудованию, кроме резервное оборудование и оборудование вспомогательных участков. Производственная мощность заводов определяется годовым выпуском продукции.
На основе расчета производственной мощности отдельных единиц и групп оборудования, участков и цехов предприятием выявляются «узкие и широкие» места и планируются мероприятия по выравниванию мощности, в том числе за счет ввода нового оборудования.
Завершается процесс планирования производственной мощности определением коэффициента её использования - отношение годового объема выпуска продукции к среднегодовому значению мощности.
План производственной мощности предприятия, содержащий показатели развития производственного потенциала и потребности материальных ресурсов, определяет не только план производства, но и продажи продукции.
13. Бизнес-план, его сущность и содержание
Бизнес-план – план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнесов. Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития.
Цели: определяет степень будущей устойчивости предприятия; снижает риск; конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы качественных и количественных показателей; привлекает внимание и интерес, поддержку потенциальных инвесторов; развивает перспективный взгляд на предприятии.
Особенности бизнес-плана:
• включает не весь комплекс целей предприятия, а одну из важнейших задач, определяющих содержание нового вида деятельности, ориентируется на разработку новой стратегии предприятия;
• бизнес-план разрабатываются на инновационные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по окончании срока работа над бизнес-планом прекращается;
• бизнес-планы нужны в большей степени для внешних инвесторов и кредиторов для финансирования нового дела, чем для внутреннего использования; • бизнес-планы разрабатываются при личном участии или под руководством учредителя фирмы, а не менеджерами-экономистами и прочими сотрудниками подразделений предприятия;
• нет научно-обоснованных методик разработки бизнес-плана, так как нет отечественного опыта, который есть по внутрихозяйственному планированию.
Необходимость составления бизнес-плана возникает при решении следующих задач:
• подготовка заявки на получение кредита в банке;
• организация выпуска новой продукции;
• создание новых подразделений, дочерних предприятий;
• составление проекта эмиссии ценных бумаг;
• обоснование состава программ: региональных, отраслевых.
Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Исходная информация для разработки бизнес-плана: исходные данные и условия выполнения проекта, рынок сбыта и производственная мощность, материальные факторы производства и необходимые ресурсы, местонахождение предприятия (транспортные связи), организация предприятия и накладные расходы, необходимые трудовые ресурсы, сроки реализации проекта, финансово-экономические показатели бизнес-плана.
Структура бизнес-плана: 1.Резюме – излагается суть проекта, особенности дела, за счет чего товар или услуга будут лучше, чем у конкурентов кто и почему будут его приобретать. 2.Описание продукции – ее новизна, качество. 3.Анализ рынка сбыта товара (емкость рынка, потенциальный объем продаж). 4.Рыночная конъюнктура производства и реализации, характеристика конкурентов. 5.План маркетинга (подробное описание мероприятий по продвижению товара на рынок - реклама, каналы распространения, сервисное обслуживание и т.п. 6.План производства (схема производственных потоков, оценка возможных издержек). 7.Организационные вопросы реализации проекта (организационная схема предприятия, лицензии, расписание организационных мероприятий по времени). 8.Правовая среда осуществления проекта (организационно-правовая форма, правовое регулирование деятельности по проекту и т.п.). 9.Финансовый план реализации проекта (денежные потоки). 10.Оценка экономической эффективности и факторов риска (описывается предполагаемая прибыль, рентабельность и разного рода риски).
Обоснование эффективности проекта бизнес-плана. Эффективность проекта: при обосновании эффективности проекта определяют показатели по различным видам эффекта: 1.Прямой экономический эффект – объем продаж, прибыль, рентабельность, срок окупаемости проекта; 2.Социальный эффект – число дополнительных рабочих мест, условия труда; 3.Экологический эффект – уменьшение загрязнения окружающей среды, улучшение использования природных ресурсов; 4.Внешнеэкономический эффект - валютная выручка от поставок на экспорт; 5. Качественный эффект - улучшение качества, повышение конкурентоспособности товара; 6.Системный эффект - взаимодействие в процессе реализации проекта.
14.Планирование инвестиций на предприятии, взаимосвязь с другими планами на предприятии.
Назначение инвестиционного плана – соотношение затрат и поступлений от инвестиционной деятельности. Инвестиции - использование финансовых ресурсов в форме долгосрочных вложений капитала для увеличения активов предприятия и получения прибыли. Под инвестиционной деятельностью понимается поступление денежных средств от продажи основных средств, нематериальных активов, прочих активов и выплаты денежных средств по этим же трем позициям. Инвестирование может быть определено как долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью создания и получения чистой прибыли в будущем, превышающей общую начальную величину инвестиций.
Различают следующие типы инвестиций: 1. Финансовые инвестиции — вложения денежных средств, приобретение облигаций и других ценных бумаг. 2. Реальные инвестиции или капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства).
Исходя из задач инвестиционного проекта реальные инвестиции: инвестиции для повышения эффективности производства, целью этих инвестиций является создание условий для снижения производственных затрат (замена оборудования на более производительное или внедрение новых технологии); инвестиции в расширение производства и выход на новые рынки сбыта; инвестиции в создание новых производств для новых товаров; инвестиции для выполнение государственного заказа или крупного частного заказа; инвестиции в административные здания.
Инвестиции в нематериальные активы можно свести в следующие группы: инвестиции в развитие научных исследований; инвестиции в повышение квалификации работников, инвестиции в приобретение лицензий на использование новых технологий, торговых марок известных фирм и т.п.; инвестиции в долгосрочные рекламные кампании;
Основные статьи инвестиционного плана:
• излишек или дефицит денежных средств по основной деятельности (данные из плана движения денежных средств);
• поступления денежных средств от инвестиционной деятельности. Данная позиция планируется непосредственно руководителем компании;
• выплаты денежных средств по инвестиционной деятельности;
• увеличение или уменьшение денежных средств от инвестиционной деятельности (1+2-3). При наличии каких-либо инвестиционных проектов на предстоящий плановый период разрабатываются соответствующие планы капитальных затрат и оформляют заявку на внешние инвестиции.
План разрабатывается по показателям:
• прирост производственной мощности;
• ввод в действие основных производственных и непроизводственных фондов;
• объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ;
• объем НЗП.
Источники финансирования могут быть как внутренние, так и внешние.
Источники финансирования капвложений:
• собственные средства (прибыль действующих предприятий);
• средства населения (акции);
• временные свободные средства работников;
• резервы собственного строительства;
• амортизация;
• средства от продажи ненужных фондов предприятия;
• заемный капитал (кредиты банков);
• фонд социального развития предприятия.
Планирование издержек производства на предприятии.
Издержки - стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг. Все затраты ресурсов представляют собой альтернативные или вмененные издержки. Альтернативные издержки использования ресурсов представляют собой стоимость применяемых ресурсов в лучшем из других худших способов их потребления. Альтернативные издержки принято называть – экономическими.
Необходимо различать экономические и бухгалтерские издержки:
Бухгалтерские издержки включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы. Экономические издержки учитывают использование всех ресурсов, в том числе и непокупных (как труд собственника предприятия, участие капитала, земли и др.). Степень различия между экономическими и бухгалтерскими издержками зависит от объема и видов ресурсов, предоставляемых предприятию их владельцами.
Также издержки подразделяются на постоянные и переменные: Постоянные издержки – величина которых не изменяется в зависимости от объема выпуска продукции (амортизация, арендная плата, рентные платежи, страховые взносы и т.п.). Переменные издержки – величина меняется в зависимости от изменения объема выпущенной продукции (затраты на сырье, материалы, топливо, з/плата производственных рабочих и т.п.).
Существующие различия между постоянными и переменными издержками необходимо учитывать в ходе внутрифирменного планирования производственной деятельности предприятия. Переменными издержками, величина которых изменяется в течение краткосрочного периода времени, можно управлять как в процессе планирования, так и на всех стадиях производства. Постоянные издержки находятся вне контроля, т.к. являются обязательными и должны быть оплачены в плановом периоде независимо от объема производства.
Себестоимость продукции - является важным планово-экономическим показателем предприятия, обобщающим его издержки на производство и реализацию продукции, выполнение работ и услуг. Она представляет собой суммарную стоимостную оценку используемых в процессе изготовления и сбыта товаров ресурсов. В практике планирования все затраты группируются по двум основным признакам: экономическим элементам и калькуляционным статьям. Группировка затрат по экономическим элементам предусматривает их объединение по признакам однородности независимо от того, где и для чего они произведены. Такая группировка применяется при планировании сметы затрат на производство. Однако в экономических элементах невозможно планировать себестоимость единицы продукции. Для этой цели необходима группировка затрат по производственному назначению и месту возникновения, т.е. по калькуляционным статьям.
При планировании себестоимости продукции принято классифицировать калькуляционные статьи затрат на прямые и косвенные (по отнесению на себестоимость); на переменные и постоянные (по зависимости от объема), на простые и комплексные, на основные и накладные (по участию в производственном процессе).
Смета затрат – сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно – финансовой деятельности. В процессе разработки сметы затрат применяются четыре основных метода:
• сметный метод – на основе расчета затрат в масштабах всего предприятия; • сводный метод – путем суммирования смет производства отдельных цехов;
• калькуляционный метод – на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции;
• позаказный (затраты собираются отдельно по каждому заказу) и попроцессный (затраты собираются по подразделениям без отнесения к конкретным заказам).
При разработке плана себестоимость целесообразно выявить резервы снижения издержек производства за счет технических, организационных и других факторов.
Планирование накладных издержек предприятия.
Накладные издержки – это издержки, которые заранее не известны на единицу продукции, поэтому требуют дополнительных методов расчета (аренда помещений, энергия и т.п.). Это затраты, которые невозможно непосредственно отнести на специфическую продажу или продукт. Накладные расходы, учитываются сначала по месту возникновения, а в конце месяца распределяются по видам продукции, отражаясь в себестоимости отдельными статьями. Они включаются в себестоимость конкретных видов продукции пропорционально какой-либо базе распределения, например заработной плате основных производственных рабочих или другим прямым затратам.
Назначение: определить часть условно-постоянных издержек, необходимых для производства запланированного объема продукции. Или это тот объем затрат, связанный с производством продукции, кроме прямых выплат по оплате труда и за материалы.
Перечень издержек, включаемых в учет в данном плане:
• издержки на вспомогательные материалы;
• издержки на з/плату вспомогательного и обслуживающего персонала (ремонтные бригады, уборщицы);
• издержки на охрану труда;
• издержки на амортизацию оборудования цеха;
• издержки на аренду производственного оборудования;
• издержки на страховку;
• издержки на хранение внутрицеховых запасов.
Пример статей общепроизводственных накладных расходов:
1) прямые затраты труда, 2) ставка переменных накладных расходов,3) планируемые переменные накладные расходы (1*2), 4) ставка постоянных накладных расходов, 5) планируемые постоянные накладные расходы (1*4), 6) общие планируемые накладные расходы (3+5), 7) амортизация, 8) выплаты денежных средств по накладным расходам (6 – 7).
После составления плана продаж, плана производства, плана прямых затрат на материалы и оплату труда, а также плана общепроизводственных накладных расходов, на предприятии при необходимости составляется план по себестоимости продукции.
Планирование персонала предприятия, особенности расчета численности рабочих.
В осуществлении планируемых экономических целей главную роль призваны играть трудовые ресурсы. Основной задачей внутрифирменного планирования трудовых показателей является обеспечение полной (равновесие между количеством рабочих мест и численности работников) и эффективной занятости (соответствие или превышение результатов над затратами) всех категорий работников предприятия.
Персонал предприятия - совокупность работников определенной категории и профессий, занятых единой производственной деятельностью для получения прибыли или дохода и удовлетворения своих материальных потребностей.
Структура персонала:
• промышленно – производственный (рабочие, ИТР, служащие, АУП и производственный персонал) и непромышленный (работники транспортного цеха, ЖКХ, социальное обеспечение и т.п.);
• руководители (управляющие) – распоряжаются ресурсами предприятия, принимают решения об их использовании, разрабатывают стратегию и тактику развития предприятия, обеспечивают исполнение стратегических планов, текущих задач и целей предприятия. Специалисты – осуществляют разработку и освоение производства новых видов продукции, совершенствование организации производства, создание нормативов и т.п., обеспечивают необходимым материалом для принятия решений. Исполнители – выполняют основные производственные задачи и принятые руководителями решения.
Структура персонала предприятия характеризуется соотношением между отдельными категориями работников, возникает необходимость планирования потребности персонала. Планирование как важнейшая функция управления персоналом включает определение количества и структуры работников, расчет потребности персонала, анализ использования кадров, оценку баланса рабочего времени и т.п. При планировании персонала, как правило, используются прогрессивные трудовые нормативы, а так же балансы рабочего времени и фонды времени эффективной работы.
Задачи:
• обеспечение полной и эффективной занятости сотрудников;
• создание благоприятных условий для работы персонала;
• достижение экономического роста и качества жизни работников;
• повышение оплаты труда.
Основой плана по труду и кадрам является план производства и план продаж, на основе этих планов определяются потребности в трудовых ресурсах.
Для того чтобы определить потребность предприятия в трудовых ресурсах следует оценить наличные трудовые ресурсы и разработать программы по их развитию (график работы и мероприятия по привлечению (сохранению), найму, обучению, подготовке работников, а также по организации их продвижения по службе).
Планирование потребностей предприятия в трудовых ресурсах осуществляется путем определения потребностей в рабочих, инженерно-технических работниках (ИТР) и служащих по категориям. С этой целью составляется штатное расписание отдельно для рабочих и служащих.
Потребность в основном производственном персонале можно оценить также исходя из уровня выработки и объема производственной программы. Сначала проводятся ориентировочные расчеты численности персонала с учетом фонда времени и выполнения норм выработки. Численность ИТР, служащих и других категорий АУП определяется по штатному расписанию.
Планирование фонда оплаты труда
Последним этапом плана по труду и кадрам является расчет зарплаты по видам и категориям работников предприятия. Этап является очень важным, т.к. зарплата является одним из элементов себестоимости продукции и значит, оказывает влияние на финансовый результат. Важным средством мотивации и стимулирования деятельности персонала являются доходы. Они представляют собой вознаграждение или з/платы, получаемые работниками за предоставление своей рабочей силы. Планирование фонда оплаты труда на предприятии и расчет среднемесячной з/платы отдельных категорий персонала производится после определения требуемой численности работников, трудоемкости выполняемых работ и других показателей. Назначение плана по оплате труда – определить прямые издержки на з/плату, в соответствии с составленным ранее планом производства. Учитывается оплата труда основного производственного персонала.
Исходная информация: количество продукции, подлежащее изготовлению, из плана производства. В каждом подразделении компании собирается информация о затратах времени на производство 1 единицы продукции. Большое значение играет стоимость одного норма/ часа и суммы прямых затрат на оплату труда, которая складывается из произведения тарифной ставки 1 нормо/часа на суммарное количество прямых затрат труда в нормо/часах. Также исходной информацией является план продаж, стоимость товаров, проценты менеджерам по продажам.
Основные разделы плана:
• количество продукции из плана продаж;
• стоимость товара;
• коэффициент продаж (% от продаж);
• сумма прямых затрат на оплату труда.
После плана по оплате труда составляется график выплат денежных средств в отношении оплаты труда.
Формы зарплаты:
1. Повременная - устанавливается за фактически отработанное время.
Выделяют:
а) простую повременную = Часовая ставка * Тариф;
б) премиальную= Часовая ставка * Тариф + Премия;
в) окладную (устанавливается твердый оклад в месяц) применяется для труда руководителей, специалистов;
г) Повременную с нормированным заданием, выполнение задания влияет на ставку зарплаты.
2. Сдельная.
а) прямая сдельная = расценка * объем работ;
б) косвенная сдельная = расценка * объем работ (для вспомогательных рабочих);
в) сдельная премиальная (простая, прогрессивная, дигрессивная) З/п = Расценка * Задание + премия;
г) аккордная – для мотивации ПТ
Методы расчета фонда оплаты труда:
Общий фонд заработной платы = 12*МРОТ*численность персонала*средний квалификационный коэффициент работников*(1 + % дополнительной оплаты труда)
Годовой фонд оплаты труда = трудоемкость * тарифная ставка * (1+ Кдоплат)
Фонд налоговых отчислений = фонд оплаты труда годовой * суммарный налоговый коэффициент.
Планирование материально-технического обеспечения предприятия (по Дмитриеву)
Назначение – определить затраты предприятия на приобретение необходимых материалов и комплектующих для производства продукции, а также затрат материалов и комплектующих на изготовление единицы продукции.
Исходные данные: условия взаиморасчетов с поставщиками; желаемый запас материалов и комплектующих; объем продукции для изготовления (для покупки).
В данном плане устанавливается потребность предприятия в материальных ресурсах, необходимая для выполнения производственной программы, мероприятий, предусмотренных планом технического развития и организации производства, восполнения запасов и НЗП.
Важным параметром для изучения и составления плана закупок является смета расхода материалов и комплектующих на производство единицы продукции. После того как был установлен объем конечной продукции и, если возможно, промежуточных изделий, определяют потребности в материальных ресурсах и рабочей силе. Для этого можно использовать диаграмму потоков материалов, в которой отражаются балансы материалов и вспомогательных средств на различных стадиях производства. Прогнозируемая потребность в материалах и рабочей силе используется для расчетов связанных с ними расходов. В соответствии с этим определяются потребности материальных и финансовых средств на:
• основные средства и оборудование;
• основные материалы (сырье, полуфабрикаты,закупленные товары и т.д.);
• вспомогательные материалы;
• рабочую силу и пр.
Потребность в материальных ресурсах определяется методом прямых расчетов, т.е. путем умножения нормы расхода материалов на соответствующие объемные показатели. Эта потребность рассчитывается в натуральном и стоимостном выражении по видам ресурсов.
Важным фактором при определении потребностей в материальных ресурсах является организация материально-технического снабжения. Это особенно важно, если предприятие и источники материалов расположены в различных местах, если возникают транспортные сложности, так что нет гарантии бесперебойной доставки материалов.
20. Финансовый план предприятия; планирование потребности предприятия в финансовых ресурсах.
Назначение: показывает соотношение затрат и поступлений от финансовой деятельности. Финансовый план дает картину финансового развития предприятия. Поступления: получение долгосрочных/краткосрочных кредитов, займов; прочие. Выплаты: погашение кредитов и займов; выплата % за пользование кредитом; краткосрочные финансовые вложения; прочие.
Основные статьи:
• излишек/дефицит денежных средств по основной деятельности;
• увеличение/уменьшение денежных средств от инвестиционной деятельности (из инвестиционного плана);
• поступления денежных средств от финансовой деятельности;
• выплаты денежных средств по финансовой деятельности;
• увеличение/уменьшение денежных средств от финансовой деятельности;
• остаток денежных средств на конец периода.
В составлении финансовых планов преобладает ряд общих правил финансирования: 1) принцип финансового соотношения сроков - использование и получение средств должны происходить в установленные сроки; 2) принцип платежеспособности. Планирование должно обеспечивать платежеспособность в любое время; 3) принцип рентабельности капитальных вложений. Для всех капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования; 4) принцип сбалансированности рисков. Особенно рискованные капитальные вложения необходимо финансировать за счет собственных средств; 5) принцип предельной рентабельности. Следует выбирать те капиталовложения, которые дают максимальную, предельную рентабельность.
Планирование потребности предприятия в финансовых ресурсах.
• метод балансовых расчетов (балансовой сметы) основывается нa прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на намеченную дату в будущем;
• метод потока наличностей, будучи во многих отношениях методом финансового планирования, носит более всеобъемлющий характер. Он позволяет прогнозировать размеры и сроки поступления необходимых средств.
Для финансовых расчетов предусмотрены специальные таблицы, которые заполняются в такой последовательности:
1) Таблица движения наличности - для согласования по времени притока средств с оттоком средств;
2) Ведомость чистого дохода - для расчета чистого дохода или отрицательного баланса проекта по временным интервалам в течение всего периода осуществления проекта;
3) Проектный баланс отражает общую картину финансирования по отдельным временным интервалам в период функционирования проекта.
Планирование прибыли и рентабельности организации.
Прибыль предприятия является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов деятельности предприятия и социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли или доходов фирмы является определяющей конечной целью внутрифирменного планирования.
С бухгалтерской точки зрения прибыль предприятия состоит из:
• доход от основной деятельности (разница между выручкой от реализации и необходимыми затратами);
• доход от владения предприятия активами, приносящими прибыль;
• доходы от сдачи имущества в аренду;
• прибыль от прошлых лет;
• положительные курсовые разницы;
• другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.
В процессе планирования различают балансовую прибыль, которая представляет собой сумму всех планируемых доходов и возможных убытков за отчетный или плановый год:
Пбаланс. = Преализ.прод. + Ппроч.реализ. + Пвнереализ.деят.
Полученная предприятия валовая прибыль распределяется в установленном законодательством порядке, что предполагает: перечисление разных налогов в бюджет, образование различных фондов (развития, резервных, фондов оплаты труда и т.п.)
Чистая прибыль определяется как разность между балансовой прибылью и общей суммой налоговых отчислений в год. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия расходуется на оплату труда и образование финансовых фондов (фонд потребления для материального поощрения и социального развития предприятия, фонд накопления для дальнейшего развития предприятия, резервный фонд для покрытия кредиторской задолженности на случай прекращение деятельности фирмы.
На основании данных о прибыли в процессе планирования рассчитывается рентабельность - один из важнейших показателей эффективности конечной деятельности предприятия, а также показатель конкурентоспособности и доходности производства товаров и услуг. В общем виде рентабельность представляет собой отношение суммы прибыли к затратам на ее получение.
Рентабельность производства является относительным показателем эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает общую степень прибыльности на 1 руб. затрат всех производственных ресурсов: Рпроизв. = (П/(Фосн. + Соб.))*100%, где П- совокупная прибыль предприятия; Фосн.- среднегодовая стоимость основных производственных фондов; Соб.- среднегодовой норматив оборотных средств предприятия.
Рентабельность продукции (изделия) определяется в % как отношение совокупной прибыли, полученной от производства или реализации продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу. Ризделия = ((Ци-Си)/Си)*100%, где Ци- рыночная цена изделия; Си-полная себестоимость изделия.
Рентабельность продаж характеризует отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и сбыт.
Рпродаж. = (Пр/Спр.)*100%, где Пр- общая прибыль от реализованной продукции; Спр.- производственная себестоимость реализованной продукции.
Рентабельность активов показывает отношение общей прибыли к стоимости экономических ресурсов компании. Данный коэффициент характеризует способность предприятия извлекать прибыль из всех находящихся в их распоряжении совокупных активов.
22. Обоснование эффективности проекта плана
Эффект показывает степень достижения некоторого заданного результата. Эффект в общем виде представляет собой разность между результатами и затратами, между ценой товара и его себестоимостью и т.д. Эффективность характеризует соотношение полученного эффекта с затратами на его осуществление и является своего рода ценой достижения данного результата. В практике показатель эффективности выражает величину дохода на единицу затрат, например, рентабельность изделия, труда и т.д.
Виды эффекта: научный, технический, социальный, экономический.
Виды экономической эффективности:
- коммерческая (финансовая), учитывающая финансовые последствия реализации инновационного бизнес-проекта для участников. Характеризует соотношение финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Основным показателем служит поток реальных денежных средств.
Фт = Пт - От, где Фт- финансовый поток реальных денег за плановый период, Пт- приток финансовых ресурсов за этот период, От- отток денежных средств за данный срок;
- бюджетная, отражает влияние осуществляемого инвестиционного проекта на повышение доходов и снижение расходов соответствующего бюджета как федерального, так и регионального или местного уровня управления. Основным показателем является бюджетный эффект.
Бт = Дт - Рт, где Бт - бюджетный эффект за период внедрения проекта, Дт - доходы бюджета за данный период, Рт - расходы бюджета за этот же срок.
- народнохозяйственная эффективность определяет основные экономические результаты проекта с учетом интересов государственных, федеральных, отраслевых и других организаций и хозяйственных субъектов.
В современной рыночной экономике общепризнанным критерием эффективности является максимальная прибыль. Основные экономические показатели, применяются в качестве оценочных критериев эффективности как плановой, так и всей производственно-хозяйственной деятельности: чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости проекта. В процессе внутрифирменного планирования могут быть использованы для установления и выбора оптимальных значений, планируемых показателей частные критерии: себестоимость, материалоемкость, трудоемкость, рентабельность, безубыточность, объем продаж, и др.
Проект плана носит характер обязательного директивного исполнения. Почти все планы строятся на основе проекта.
Проект - это предплановое мероприятие для определения перспективных задач, не носит директивного характера. Проекты дают основное направление для развития плана. Проект плана - это не утвержденный план.
Разработка планов - является основным и ответственным этапом экономической работы на предприятии. В процессе разработки плана решаются вопросы его обоснованности, сбалансированности, степени использования резервов и повышения эффективности производства.
В процессе составления плана выполняется большой комплекс аналитических и планово-расчетных работ. Начинается работа с анализа хозяйственной деятельности предприятия, так же аккумулируется качество выпускаемой продукции и степень удовлетворения потребности в ней. В соответствии с планируемой производственной программой разрабатывается мероприятие по развитию предприятия, определяется объем капитальных вложений, потребность в материальных и трудовых ресурсах, численность персонала, фонд оплаты труда, производительность труда, себестоимость и другие показатели.
Итогом планового проекта является расчет эффективности:
• прямой экономической эффективности;
• социальной эффективности (сколько дополнительных рабочих мест);
• экологический эффект (выбросы и загрязнения);
• внешне - экономический эффект;
• синергический эффект от взаимодействия стратегических зон хозяйствования по выпуску подобной продукции;
• качественный эффект;
• взаимовыгодный эффект.
План исследования подлежит экономическому обоснованию. Необходимо рассчитать:
1. Условно-годовую экономию
УГЭ = (себестоимость1 - себестоимость2) * Nгод;
2. Экономия до конца года
ЭКГ = (себестоимость1 - себестоимость2) * Nгод * k мес. / 12;
k - корректирующий коэффициент на сколько мес. работает
3. Переходящая экономия
ПЭ = (себестоимость1 - себестоимость2) * Nгод.планов.;
4. Экономический эффект
Э = (себестоимость1 - себестоимость2) * Kэ (капитальных вложений);
Kэ - коэффициент эффект затрат на 1 руб. капвложений
23. Сущность и содержание оперативно-производственного планирования
Оперативно-производственное планирование является завершающей стадией внутрифирменного планирования, которое направлено на детализацию плана производства продукции предприятия и его подразделениями и охватывает краткосрочный период деятельности предприятия. В основе оперативно-пр