Развитие советской военной психологии в годы войны и послевоенное время




Как отмечал Председатель Комитета по делам высшей школы при Совнаркоме СССР С. Кафтанов, "война не только не ослабила пульса творческой жизни в нашей стране, но, наоборот, дала новый мощный толчок к дальнейшему развитию научной мысли. Тревога за судьбу родины, жгучая ненависть к немецко-фашистским захватчикам явились источником небывалого вдохновения для деятелей науки, техники, культуры в нашей стране". Что же означал перевод психологии на "военные рельсы", как тогда говорили? Необходимо было: 1) изменить тематику научных исследований, отказаться от ряда традиционных направлений, развивать новые предметные области психологии; 2) осуществить преобразования в организационной структуре, пересмотреть вопросы, связанные с научной координацией и развитием науки; 3) качественно изменить формы взаимодействия психологии с практикой, способствовать росту прикладных практических разработок Основными особенностями организации и проведения психологических разработок и исследований в период войны явились: * четко выраженная прикладная направленность; * единство научно-исследовательской и научно-практической работы; * сокращенные сроки проведения; * открытость и доступность результатов широкому кругу специалистов; * междисциплинарный характер; * завершенность исследовательско-внедренческого цикла; * практичность и комплексность как основные критерии эффективности и ценности результатов. Советский нейропсихолог А.Р. Лурия писал: "Чувство общей ответственности и общей цели охватило всю страну. Каждый из нас знал, что мы обязаны объединиться с нашими соотечественниками, чтобы противостоять смертельной опасности. Каждый из нас должен был найти свое место в этой борьбе - или непосредственно защищая свою страну, или работая в оборонной промышленности, которая была эвакуирована в отдаленные районы страны, или восстанавливая здоровье и трудоспособность раненых (Лурия А.Р., 1982. С. 129)." Если проанализировать интерес научного сообщества к разработке данной проблематики, то к основным вехам развития отечественных военно-психологических изысканий можно отнести следующие:

I этап («становление») - 1942-1963 гг. За 21 указанный год подготовлено 23 диссертации, в т.ч. 1 докторское исследование - К.К. Платоновым. На данный период приходятся защиты в диссертационных советах результатов своих научных изысканий военными учеными-психологами М.И. Дьяченко (1952 г.), М.П. Коробейниковым (1956 г.), Н.Ф. Феденко (1955 г.) и др. Апогей этапа приходится на 1951-1952 гг., когда было подготовлено 13 диссертаций.

II этап («рост») - 1964-1981 гг. На данном этапе за 17 лет подготовлено 82 диссертации, в т.ч. 10 докторских. Пик активности отмеченного периода приходится на 1970-1973 гг., за которые защищено 29 диссертаций, в т.ч. 4 докторские и на 1978 г. (9 диссертаций).

III этап («стабилизация») - 1982-1997 гг. За 15 лет этого периода подготовлено 162 диссертации, в т.ч. 22 докторские. Наиболее активными периодами этапа выделяются 1982 г. (12 диссертаций, в т.ч. 3 докторские), 1988-1990 гг. (33 диссертации, в т.ч. 4 докторские), 1993-1994 гг. (30 диссертаций, в т.ч. 1 докторская).

Основными направлениями развития военно-психологических исследований в годы войны были: * проведение научных исследований по оборонной тематике * работа в эвакогоспиталях по восстановлению здоровья раненых бойцов * обеспечение психологической подготовки кадров для тыла и армии и учебно-воспитательного процесса * развертывание научно-просветительской, санитарно-гигиенической и профилактической работы * непосредственное участие в боевых операциях (в составе кадровых частей, народного ополчения, партизанских отрядов) * строительство защитных сооружений; работа в тылу (на производстве, в сельском хозяйстве и практическом здравоохранении).

Военных психологов в данный период интересуют различные темы исследований. Первая из них - проблема профилактики раневых осложнений и лечение этих осложнений. Она включала такие темы, как лечебная физкультура, восстановительная гимнастика и физиотерапия. Основными исследовательскими задачами в данной проблемной области являлись: разработка предупредительных мероприятий и выработка наиболее эффектных методов лечения. Вторая проблема - нарушение психики при травматических поражениях головы, мозга. Она предусматривала работу по таким темам: * Методы экспертизы поражений центральной нервной системы и их лечение. * Отдаленные влияния контузий на психическую сферу больных и борьба с ними А.Р. Лурия выделил в клинической работе следующие задачи: * установление влияния поражения того или иного участка мозга на структуру психических процессов; * выявление факторов, определяющих нарушение отдельных психических функций; * системное описание проявлений различных нарушений мозга. Б.М. Теплов создает работу «Ум полководца Ученые записки МГУ (Выпуск.90, 1945),». Обосновано, что интеллектуальные свойства не выступают в изолированном виде, а существуют и развиваются в целостной структуре личности, во взаимодействии с другими личностными характеристиками и свойствами, они неразрывно связаны с эмоционально-волевыми проявлениями человека, его знаниями, опытом. Ум полководца трактуется как одна из форм практического ума, и выступает не как некий чистый интеллект, а представляет собой сплав интеллектуальных и волевых компонентов. К примеру, уже в первые дни войны решением ученого совета Всесоюзного института экспериментальной медицины (именно в этом институте группа психофизиологов под руководством П.К. Анохина работала над проблемой взаимовлияний центральной и периферической нервных систем) был изменен план НИР. В декабре 1943 г. состоялось заседание Президиума Уч. Совета Наркомздрава СССР совместно с Правлением Всесоюзного общества невропатологов и психиатров, что подавляющая часть предложенных тем просто не могла быть решена без участия в них психологов: * травмы центральной и периферической нервной системы (синдромы расстроенного сознания при коммоциях и контузиях, локальные и общемозговые симптомы в клинике травматических психозов; * инфекционные и токсические заболевания центральной и периферической нервной системы (клиника постоперационных психозов, эндогенные психозы); * психогении военного времени (клиника, патогенез и классификация психогений, клиника, патогенез и лечение реактивных состояний, динамика различных форм психопатий); * экспертиза нервных и душевных болезней (отграничение шизофрении от реактивных состояний, диагностика и экспертиза эпилепсий); * терапия психических заболеваний, лечебная помощь инвалидам Отечественной войны (методы восстановительной терапии, профилактика инвалидности, экспертиза трудоспособности.

Проводя сравнение как развивалась военная психология данного периода в других странах, стоит отметить, что резко возросли исследования в США, где они проводятся как военными организациями под руководством соответствующих управлений при штабах ВВС, ВМС и сухопутных войск, так и по контрактам с различными психологическими институтами и специализированными корпорациями. Отмечалась тенденция к координации и унификации исследований по военной психологии в рамках блока НАТО.

В послевоенный период военная психология развивалась преимущественно в Высшем военно-педагогическом институте им. М.И. Калинина на кафедре педагогики и психологии (руководитель А.Г. Базанов, затем Т.С. Колосов), в Военном педагогическом институте Советской Армии на кафедре общей и военной психологии (руководитель Т.Г. Егоров) в Военном институте физической культуры и спорта им. В.И. Ленина на кафедре педагогики и психологии (руководитель В.С. Ярин). Кафедры работали в тесной связи с учеными-психологами и преподавателями военной психологии других военно-учебных заведений, осуществляли подготовку военных психологов через адъюнктуру. В работе этих коллективов принимали активное участие Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев и другие выдающиеся отечественные психологи. Например, первая монографическая публикация, обобщавшая идеи "деятельностной" психологии - "Очерк развития психики" А.Н. Леонтьева была издана под грифом кафедры общей и военной психологии Военного педагогического института Советской Армии.

В 1950 году была проведена первая научная конференция по военной психологии, в которой приняли участие преподаватели военной педагогики и психологии сухопутных и военно-морских военно-учебных заведений, а также специалисты авиационной медицины. Значительное число участников этой конференции составляли участники Великой Отечественной войны, поэтому все вопросы на ней рассматривались с точки зрения возможностей военной психологии по оптимизации подготовки военнослужащих к боевым действиям. С основным докладом выступил Г.Д. Луков - один из учеников А.Н. Леонтьева.

Конференция признала необходимым ввести в систему подготовки офицерских кадров курса военной психологии и утвердила общую структуру такого курса. Участники конференции указали на целесообразность создания единого научно-исследовательского центра по военной психологии и организации периодического печатного органа - военно-педагогического сборника.

Однако вместо практической реализации этой эвристической программы в начале 50-х годов был взят курс на сворачивание военной психологи. Было прекращено преподавание военной психологии в большинстве военно-учебных заведений.

В 1953 году Военно-педагогический институт Советской Армии был расформирован, а Военный институт физической культуры и спорта им. В.И. Ленина преобразован в военный факультет Государственного института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Через четыре года был расформирован и Военно-педагогический институт им. М.И. Калинина и вместо него в Военно-политической академии им. Ленина создан военно-педагогический факультет. Эти и некоторые другие мероприятия привели к сокращению числа психологов-профессионалов в Советской Армии.

В 1957 г. наступает новая волна усиления внимания к военной психологии. По инициативе руководства Вооруженных Сил страны в войсках была развернута активная и многоплановая работа по внедрению данных науки, в том числе и психологической, в практику военного строительства. В печати впервые после долгого перерыва появляются статьи о значении военной психологии, ее роли деятельности офицера, о необходимости ее изучения. В ряде военных округов в помощь офицерам издаются специальные пособия по вопросам военной психологии и педагогике. Принимается ряд других мер в интересах более широко развертывания исследований по военно-психологической проблематике (начинается разработка ряда КНИР, планируется издание специальных пособий, создаются исследовательские группы).

Военная психология начинает дифференцироваться. Получила развитие военно-морская психологи (Зуев Ю.П., Броневицкий Г.А., Столяренко А.М.), авиационная психология (Корчемный П.А.,Платонов К..К.., Юсов В.Т.), психология пограничника (Ельченков П.Е., Безуглов И.Г., Феденко Н.Ф) психология высшей военной школы, психология управления и воинской дисциплины. Китов А.И.Психология воинской дисциплины. - М.: ВПА, 1969.Исследовались вопросы подготовки воинов-специалистов, психологии боевого дежурства (Андреев И.Т., Варваров В.И. и др.) пропагандистского мастерства офицера-политработника, интеллектуальных качеств офицера, тактического, мышления командира (Бабичев П.Н.), национально-психологических особенностей населения и личного состава некоторых зарубежных государств (Крысько В.Г., Лучинский Н.И.), социально-психологических основ деятельности заместителя командира полка (корабля) по политической части, готовности к действиям в экстремальных ситуациях и др.

Основная направленность проведенных исследований - военно-политическая и психолого-педагогическая. Почти все авторы руководствовались решениями КПСС и приказами Министра обороны, директивами Глав. ПУ СА и ВМФ. Обязательным методологическим принципом, который должен быть реализован авторами - социально-личностно-деятельностный подход. И военные педагоги и военные психологи вынуждены были в условиях административных предписаний и притязаний этот подход использовать, хотя он не обеспечивал военную направленность и научную достоверность исследований.

На направленности большинства исследований и трудов психологов (1959-1984гг) отразилось то обстоятельство, что военная психология не была организационно оформлена (не было кафедр, лабораторий и др.) Военные психологи работали под руководством педагогов, испытывали влияние философов, историков, социологов. Психология оставалась служанкой у педагогики и в плане преподавания и в плане научных разработок. В действительности же связи эти куда шире. Она не в меньшей степени взаимодействует с философией, социологией, военной историей, тактикой; дает необходимые данные для военной науки, практике руководства войсками, решения военно-инженерных вопросов и др.

Широко известный психолог А.Н.Леонтьев писал: “Психология стоит на стыке общественных и естественных наук. Вместе с тем она образует особую область знания. Поэтому она не может полноценно развиваться как состоящая «при» той или иной науке - при физиологии, при педагогике, при техники... Ее главная перспектива заключается... в самостоятельном развитии..." См.: Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - С.22.

По инициативе генерал-лейтенанта Петрова И.И. была создана в октябре 1960г. научная лаборатория по разработке проблем педагогики и психологии. За время своего функционирования (по январь 1960 г). лаборатория опубликовала несколько монографий, брошюр и статей.

В рассматриваемый период в Ленинграде военные психологи в сотрудничестве с гражданскими психологами, специалистами в области технических и других наук продуктивно разрабатывали проблемы военно-инженерной психологии. См.: Военная инженерная психология. - М.: Воениздат, 1970. Авторский коллектив указанной книги исходил из того, что нельзя слепо заимствовать опыт гражданской инженерной психологии, а все проблемы военно-инженерной психологии необходимо рассматривать под углом зрения повышения боеготовности и боеспособности войск, выявленная особенность функционирования системы «человек-машина» в боевых условиях, учитывать специфику работы воина с различными видами вооружения, боевой техникой. См.: Военная инженерная психология. - М.: Воениздат, 1970. - С.10.

Военная психология была представлена в какой-то мере в 80-х годах и в Институте военной истории МО. Военно-психологические исследования проводимые в Институте были посвящены вопросам военного воспитания, дисциплины, боеготовности, взаимоотношениям в многонациональных коллективах, морально-политической и психологической подготовке личного состава, личному примеру офицера и др.

Основное направление психологических исследований в Институте военной истории- различные аспекты воинского воспитания. См.: Личная примернось офицера в экстремальных условиях. - М., 1987. Теоретические и методологические просчеты, присущие советской психологии, были присущи в той или иной мере всем этим разработкам ИВИ.

Более широкий круг задач встал перед Центром военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС. В конце 80-х и начале 90-х гг. в Центре разрабатывались проблемы психологической службы, психодиагностики, социально-психологической работы, профессиональной психологии, профилактике психических расстройств, психологической подготовки личного состава подразделений Внутренних Войск См.: Корчемный П.А. Психологическая подготовка личного состава военно-воздушных сил к активным боевым действиям в условиях современной войны. - М.: ВПА, 1990. к бою, психологии управления, обучения, общения, конфликтов, комплектования ВС по призыву на контрактной основе, личности и деятельности военного руководителя См.: Информационно-методические сборники. - №№ 1-8 за 1993-1994гг.; Введение в профессию. - М., 1992.; Перевалов В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности. - М.: ВПА., 1991; Перевалов В.Ф., Мощенко А.В. Введение в психологию руководства подразделением. - М., 1991. и др.

Основные направления проводимых Центром исследований - оказать помощь социально-психологической службе и практике воспитательной работы с личным составом.

На кафедре социальной и военной психологии (психологии) 1984-1994 гг. были проведены исследования по вопросам подготовки специалистов, дисциплины (Утлик Э.П.) неуставных взаимоотношений (Крук В.М.), готовность к боевому дежурству (Кузнецов Л.Н.), методике психологического и психодиагностического обследования личности воина, воздействия боевой обстановки на психику воинов, суицида, конфликтов между офицерами См.: Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М.: ГАВС, 1992., социально-психологическому тренингу (Девятко В.В.), посттравматическому стрессу, психологии пограничника (Безуглов А.И.) истории русской военной психологии (конца Х1Х - начала ХХ века), подготовки офицеров к управленческой деятельности психологическим условиям эффективности деятельности командира зенитно-ракетного полка сухопутны войск по управлению огнем (Гнездилов Г.В.) политика-моральном состоянии (Каширин В.П.), сплочению боевых качеств войск ПВО (Липницкий А.В.), национально-психологических особенностей населения некоторых Западных государств, адаптации молодых солдат к воинской службы (Сенокосов Ж.Г.) психологии самоутверждений курсантов. Каширин В.П. Самоутверждение курсантов. - М.: ВПА, 1984. Ряд исследований был проведен в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий. Зачинатель этой теории П.Я.Гальперин дал странное, обедняющее перспективу и значимость психологической науки, определение ее предмета - изучать ориентировочную деятельность. Это крайнее сужение функций психики и субъективного мира человека. Таким образом, можно сделать некоторые выводы по параграфу. Во-первых, Великая Отечественная война продиктовала объективную необходимость исследований в области военной психологии и вызвала заинтересованность в научных кругах. Во-вторых, происходит дифференциация исследований в области военной психологии: появляется военно-морская, военно-инженерная и другие виды психологии. Серьезное влияние на ее развитие оказывает идеологический фактор (политический режим) и педагогика. В-третьих исследования в области военной психологии развиваются неотрывно от научных центров(институтов) и различных лабораторий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: