Третий этап развития сравнительной педагогики – развития (с начала ХХ в. по 60-е годы ХХ в.).




Зарубежная сравнительная педагогика в этот период развивалась очень динамично. Один из известных в России исследователей этого направления – американский ученый Пол Монро, изучавший образование и педагогические теории различных стран и регионов мира в историческом аспекте, особое внимание уделял национальным системам образования, особенностям социализации, воспитанию и обучению [ ]. Заслуга Монро в том, что он анализировал ценности и цели образования, в сравнительно-сопоставительном плане раскрывая достоинства и недостатки различных подходов к воспитанию и обучению. Именно он стал научным редактором первой в США энциклопедии по образованию («A ciclopedia of education»), изданной в 1911 – 1913 г.г.

Развитие компаративистики совпало с бурными изменениями и противоречиями различных социально-политических и экономических систем. В этот период весьма значительно расширилась сеть организаций, занимающихся сравнительно-педагогическими исследованиями. Было создано Международное бюро просвещения, которое выступило в качестве координационного центра сравнительных педагогических исследований. Появились и специальные периодические международные издания: «Международный ежегодник воспитания и образования», «Ежегодник просвещения» (США), «Международный педагогический журнал» (Германия) и др. Разработкой методологии сравнительной педагогики и конкретными исследованиями углублённо занимались И. Кэндел, П. Монро, В. Рассел (США), Н. Хэнс (Англия), Ф. Шнайдер (Германия), П. Россельо (Швейцария) и др.

В России, после революции 1917 года развитие сравнительной педагогики продолжало развиваться. Группа педагогов, работавших в системе Народного комиссариата просвещения, занималась изучением зарубежной педагогической теории и практики школы. Приоритетным направлением анализа была именно школьная система образования в различных странах. Стали издаваться различные педагогические журналы для педагогов-профессионалов и для широкой общественности. Зарубежной школе и педагогическим теориям посвящали многие статьи педагогические российские журналы: «Начальная школа», «Учитель», «Журнал для воспитания» и др. В журнале «На путях к новой школе» (ред. Н. К. Крупская) систематически публиковались статьи, анализировавшие состояние образования за рубежом.

Следует отметить, что в то время педагоги весьма часто использовали слово «просвещение», которое редко употребляется в современном педагогическом лексиконе. Просвещение как распространение знаний, распространение образования (С.И.Ожегов), было необходимо в стране, имеющей высокий процент неграмотного населения, в том числе и среди взрослых. Поэтому даже комиссариат (аналог современного министерства), занимающийся управлением образования в России назывался Народным комиссариатом просвещения.

Ознакомлению с опытом школ и с педагогическими теориями способствовали поездки иностранных учёных в СССР и советских педагогов за рубеж. Эта практика также внесла свой вклад в развитие отечественной педагогики. В первой трети ХХ века в Советском Союзе побывали многие ученые – педагоги и психологи из разных стран мира. В том числе выдающийся американский ученый, педагог, психолог, теоретик и практик, заложивший теоретические основы современного американского образования – Джон Дьюи. На русский язык было переведено много его книг и статей, содержание которых остается до сих пор актуальным для совершенствования и модернизации системы образования во многих странах мира.

Анализу зарубежного педагогического опыта посвятили свои труды в то время российские ученые-педагоги: П.Ф. Каптерев,П.Г. Мижуев,А.П.Пинкевич и многие другие. На русский язык переводились наиболее значительные работы иностранных специалистов по общей и экспериментальной педагогике. Издавался «Бюллетень зарубежной, педагогики» (ред. А. П. Пинкевич). А.П.Пинкевич, анализировал проблемы российского образования в контексте сравнительного анализа с проблемами педагогики в Америке, Франции, Германии, Австрии и других стран. При этом он особенно выделял проблему влияния социальной среды и изменений в ней на воспитание подрастающего поколения. П.Ф.Каптерев считал, что общечеловеческие ценности должны преобладать над народными, национальными ценностями, которые сами по себе различаются в зависимости от социального статуса того или иного сословия в любом обществе. Поэтому, с его точки зрения, необходимо было изучать в образовании разных стран то общее, универсальное, что применимо вне зависимости от специфики ментальности народа. В этом смысле его педагогические взгляды были космополитическими. П.Г.Мижуев – автор многочисленных работ по истории западноевропейского, американского и азиатского образования. Один из немногих отечественных педагогов, имевших столь обширный диапазон исследований. Анализировал и обобщал деятельность выдающихся зарубежных педагогов, опубликовал ряд книг и статей по вопросам просвещения за рубежом. В сфере интересов П.Г. Мижуева было образование в Германии, Франции, Швеции, США, Англии, Норвегии и других странах.

В целом, несмотря на многообразие подходов, точек зрения и аргументации работы российских авторов сближает общая идея, которая, впрочем, совпадает с подобными идеями зарубежных исследователей: ценно не слепое копирование, а творческое использование зарубежного, опыта в практике отечественной школы и педагогики.

Следует отметить, что важной особенностью развития сравнительной педагогики в этот период было мощное идеологическое противостояние двух политических систем (социалистической и капиталистической), что не могло не отразиться на трактовках ценностей образовательных систем. Особенно это противостояние усилилось с 1929 года (в СССР – год «великого перелома»), после которого достаточно жесткие цензурные запреты мешали исследованию и публикации объективных данных об образовании в других странах. Некоторые ученые, изучающие зарубежное образование, были репрессированы (А.П.Пинкевич и др.).

После 2-й мировой войны к разработке вопросов сравнительной педагогики обратились Общество Сравнительной педагогики США (1956), Европейское общество Сравнительной педагогики в Лондоне с отделениями в Великобритании, ФРГ, Бельгии, Испании, общества в Австрии, Канаде, Японии; Институт педагогики в Гамбурге, Институт международных педагогических исследований во Франкфурте-на-Майне (ФРГ), Институт Сравнительной педагогики в Зальцбурге (Австрия), Институт Сравнительной педагогики при Университете Кюсю и Государственный институт педагогических исследований (Япония) и др. В это же время действуют Европейское общество сравнительной педагогики и Всемирный совет обществ сравнительной педагогики, проводятся конгрессы. Издаются многочисленные международные журналы: «Сравнительная педагогика», «Обзор по сравнительной педагогике», «Мир образования» и др.

Четвертый этап развития сравнительной педагогики – кризисный (с 60-х годов ХХ в. по 80-е годы ХХ в.). На данном этапе развитие компаративистики совпало с осознанием в педагогической науке и практике противоречия между потребностями общества и тем, что может дать образование. Директор Международного института планирования образования ЮНЕСКО Филипп Г. Кумбс в 1968 г. написал свою знаменитую работу «Кризис образования», которая стала мировым бестселлером. В этой книге автор определил сущность мирового кризиса образования, который с его точки зрения коснулся большинства цивилизованных стран. Обосновал его причины и условия. Популярность книги была во многом связана с тем, что Кумбс четко обозначил именно те проблемы, которые были очевидны в социальной жизни. Эти проблемы можно было наблюдать в расширении молодежного движения «хиппи», в «сексуальной революции», в «женском движении» и других социальных явлений, так или иначе связанных с протестами молодого поколения против существующих правил, традиций и обычаев жизни общества. Молодежь отказывалась усваивать социальный опыт и ценности своих родителей. Это вызвало значительное увеличение количества сравнительно-сопоставительных работ в области образования и воспитания.

Следует отметить, что отечественное образование в начале этого периода кризис не коснулся. Он разразился позднее, когда была разрушена советская система образования (перестройка). А в 60-е годы в России наблюдается подъем и заметная активизация исследований в области образования. Успехи страны в развитии науки и техники, существенная государственная поддержка образования, а также потребность в высококвалифицированных кадрах для новых направлений (космическое производство и т.д.) способствовал высокому темпу развития, подъему и стабилизации всех уровней образования (от дошкольного до университетского). Уже в 50-х годах (а кое-где и ранее) создаются научные городки, которые значительно позже стали именоваться наукоградами. Появились академгородки (Новосибирск, Обнинск и др.), которые стали центрами весьма динамичного развития науки и образования Советского Союза. Активно готовили молодежь классические университеты в Москве, Ленинграде, Казани, Воронеже, Новосибирске и многих других городах по всей стране. Высшее образование было элитным и готовило высококвалифицированных кадров для науки и промышленности. В вузы страны был огромный конкурс среди абитуриентов, что способствовало отбору наиболее талантливых молодых людей, способных освоить сложнейшие программы подготовки. В этот период активизировалась работа теоретиков педагогики в области зарубежного образования.

Заметный вклад в развитие российской сравнительной педагогики внесли Б. Л. Вульфсон, В. П. Лапчинская, 3. А. Малькова, И. Б. Марцинковский, Н. Д. Никандров, М. А. Соколова и др. Центры сравнительно-педагогических исследований стали работать в системе Российской академии образования (РАО) и некоторых вузах страны. В 70-80-х г.г. издано несколько сборников «Вопросы сравнительной педагогики» и ряд учебных пособий для студентов. В 60-70-х г.г. в условиях идеологического противостояния «холодной войны» общественно-политических систем материалы сравнительно-педагогических исследований нередко становились источником для противопоставления образовательных систем капиталистического и социалистического сообществ. В основе такого противопоставления лежала, как правило, жесткая идеологическая критика образовательной системы. Такой подход был характерен как для отечественной, так и зарубежной педагогики. Среди задач, стоящих перед компаративистикой в этот период, наиболее актуальными явились исследования причин и механизмов мирового кризиса образования, особенностей его проявления в различных странах для того, чтобы прогнозировать кризисные явления и по возможности смягчить их влияние.

С сер 80-х г.г. ХХ в. основной задачей компаративистики стал всесторонний, критический, сопоставительный анализ школы и педагогики разных стран. Его цели - выявление общих проблем и тенденций развития образования для прогнозирования перспектив развития на национальном и региональном уровнях. Изучение исторических, экономических, социально-политических, социально-психологических, культурологических факторов влияния на образование; исследование зарубежного опыта для определения возможности его использования, с учетом национальных особенностей и традиций в образовании. Некоторые исследователи опираются преимущественно на историю, другие - на социологию, третьи - на философию и т.д.

Пятый этап развития сравнительной педагогики – интеграционный (с 80-х г.г. ХХ в. по наше время). Специфику данного этапа определило развитие глобализации и её влияние на развитие современного образования. Глобализация - это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой взаимозависимость экономик, культур, политики, образования и науки разных стран. Данный процесс ведет к стандартизации законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближению и слиянию культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов [гринин]. Происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах.

Впервые слово «глобализация» употребил К.Маркс для обозначения роста интенсивности международной торговли и расширения экономических связей между странами. Для глобализации характерен рост международного общения, что приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. Мы можем говорить сегодня об экономической глобализации, литературной глобализации, кинематографической глобализации, глобализации образования и т.д. Нас окружает огромное количество символов глобализации (символ экономической глобализации – IKEA (Швеция); символ литературной и кинематографической глобализации – Гарри Потер (Великобритания) и т.д..

Огромную роль в ускорении темпов глобализации имеет интернет. Процессы глобализации влияют на развитие политики в области образования. Чтобы развивать эффективную политику в области образования, важно уточнить цели и идеал, к которому необходимо стремиться. Поэтому важно знать, какие реформы проводятся в других странах, на каком этапе развития они находятся, какой зарубежный педагогический опыт можно использовать в своей стране. Особое практическое значение сравнительная педагогика имеет и в современных странах Европы. Европейская интеграция способствует развитию стремлений стран узнать лучше друг друга, вести совместные проекты в образовании. С одной стороны, нельзя не видеть прокладывающих себе до­рогу тенденций к унификации бытовых, этических, эстетических, образовательных стандартов, которые нацелены на решение раз­нообразных задач человеческого существования. Например, такая важная сфера деятельности, как естествознание, практически полностью универсализировалась, превратив ученых-естествоиспыта­телей в сословие действительных или потенциальных космополи­тов.

Нечто подобное наблюдается в искусстве, прежде всего в му­зыке, эстраде, кинематографе. С другой стороны, процессам глобализации и интеграции со­путствуют процессы регионализации - дезинтеграции. Например, в образовании вводится на всех уровнях обучения региональный компонент, подавляющее большинство стран имеет национальные театры и филармонии, в науке каждая страна стремится подчерк­нуть достижения отечественных ученых. Мало того, во многих европейских странах в последние годы набирает силу движение «антиглобалистов», представляющее собой социальные группы различ­ных по возрасту людей и политических партий.

Сегодня исследования в области сравнительной педагогики представлены в России в виде серьезных научных школ, которые возглавляют ведущие ученые. В современной России весьма интенсивно разрабатываются проблемы в сфере сравнительной педагогики: Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, К.И. Салимова, Н.Д.Никандров, В.В.Краевский, М.Л.Родионов и др. Можно сказать, что сегодня практически все направления педагогических исследований в той или иной степени, в том или ином аспекте содержат в себе материалы сравнительного анализа образовательных, воспитательных, обучающих систем в разных странах.

Литература

  1. Аттали Ж. Карл Маркс, Мировой дух. М., 2008.С.192
  2. Бражник Е.И. Особенности методологии сравнительных педагогических исследований// Электронный педагогический журнал. АРТ 975. Январь-июль 2005. emissia.offline.2005/
  3. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: История и современные проблемы. – М.: УРАО, 2003. – 232 С.
  4. Вульфсон Б.П., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. – М.:
  5. Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31.
  6. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. – М.: «Академия», 1998. – 176с.
  7. Ивановский З.В. Образование в условиях глобализации // Знание. Понимание.Умение. – 2006. - №1.С.69-70.
  8. Монро П. История педагогики. Новое время. Под ред. Проф. Н.Д.Виноградова / Государственное издательство.1923. Москва – Петроград.
  9. Родионов М.Л. Сравнительная педагогика // Российская педагогическая энциклопедия. Т.2.М., 1999.С. 378-377.

10.Словарь иностранных слов. М., 2007.

11.www.dictionary.fio.ru

12.https://ru.wikipedia.org/wiki/

 

Вопросы по теме

  1. Почему возрастают роль и значение сравнительной педагогики на современном этапе развития общества?
  2. В чем заключается смысл понятий: глобализация, интернационализация, интернализация, локализация, стандартизация?
  3. Почему в зарубежной традиции предпочтительнее понятие «сравнительное образование» понятию «сравнительная педагогика»?
  4. Какие методологические подходы нужны для научных исследований и анализа образовательных систем в разных странах?
  5. Какие основные понятия использует сравнительная педагогика?
  6. Какие методы исследования используются в сравнительной педагогике?
  7. Что такое национальная система образования?
  8. Назовите и раскройте содержание основных этапов развития сравнительной педагогики.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: