Исторические типы общества




 

Исторический период существования общества Технологии Ценности и нормы Характер взаимодействия Численность населения и формы поселений
Вероятно, с появления человека современного вида около 50 тыс. лет назад; в настоящее вре­мя характерно для не­многочисленных изоли­рованных племен в Аф­рике, Амазонии и Океа­нии. Общество охотников и собирателей: хозяйственная деятель­ность людей ограниче­на технологиями, осно­ванными на непосредст­венном использовании даров природы (охота, рыболовство, сбор пло­дов); люди используют простые орудия труда; источником энергии служит мускульная сила человека; все люди участвуют в добывании пищи и других предме­тов, необходимых для выживания; существует специализация деятель­ности только по возрас­ту и полу. Первобытное общество: основывается не на цен­ностях как разделяемых всеми представлениях о должном, а на заменя­ющем их опыте выжи­вания (иногда мифоло­гизированном), накоп­ленном старшими чле­нами рода; нормы су­ществуют как жесткие правила поведения; формирование и под­держание норм обеспе­чивает семья, ориенти­рующая людей на вос­производство заданных образцов взаимодейст­вий как естественных, единственно возмож­ных. Родовое общество: ограничивает взаимо­действия, сводя их к общению между чле­нами рода; имущест­венное и правовое не­равенство практически отсутствует, сегрегация минимальна (частично обособленные сообще­ства сверстников); ин­теграция общества под­держивается на основе кровно-родственных связей. Кочевое общество: может объединять десят­ки и сотни людей, кочу­ющих по территории, на которой они способ­ны выживать, иногда создавая относительно долговременные посе­ления.
Развивается приблизи­тельно с VI тысячеле­тия до н.э.; сейчас ха­рактерно для неболь­шого числа стран Азии и большинства стран Африки. Аграрное (доиндустриалъное) общество: способствует развитию технологий, основанных] на использовании естественных (природ­ных) процессов (разве­дение растений и живот­ных, обработка дерева, камня и других природ­ных материалов); люди используют ручные орудия труда и простые механизмы; источника­ми энергии служат мус­кульная сила человека и тягловых животных, сила ветра и течения воды; большинство экономически актив­ного населения (70-90%) занято в сельском хозяйстве и добыче по­лезных ископаемых, небольшая часть – в ре­месле и торговле. Традиционное общество: основывается на цен­ностях — сакральных заповедях, т.е. неиз­менных верованиях; нормы существуют как предписания должного поведения, однозначно определяемые ценнос­тями; главную роль в формировании и под­держании норм играют семья и религия, ориен­тирующие людей на воспроизводство при­вычных образцов взаимодействий, на подчинение авторитету старших поколений и носителей высоких статусов, нетерпимость к культурным разли­чиям. Общинно-сословное общество: поддерживает взаимо­действия в основном внутри общин (семьи, племена) или общнос­тей (касты, сословия, конфессии), для кото­рых характерны закры­тость (членство по про исхождению) и специ­фичные образцы взаимо­действий; неравенство слабо выражено, а сег­регация очень сильна (межобщинные и меж­сословные контакты ограничены); интегра­ция общества обеспечивается на основе рели­гии и политической власти. Кочевое и сельское общество: может объединять сот­ни и тысячи людей, по­давляющее большин­ство которых обитает в небольших поселени­ях (во временных стой­бищах или постоянных деревнях), а часть живет в небольших городах
Развивается с середины XVIII в.; сейчас харак­терно для большинства стран Америки, Европы и Азии, включая Рос­сию   Индустриальное общество: способствует развитию технологий, основанных на использовании ис­кусственно создавае­мых и поддерживаемых процессов (создание и применение машин, синтез новых химичес­ких веществ, производ­ство электроэнергии); труд людей механизи­рован; используются различные источники энергии: паровые маши­ны, двигатели внутрен­него сгорания, реактив­ные двигатели, электро­генераторы, атомные реакторы; большинство экономически актив­ного населения (50— 70%) занято в промыш­ленности, а также в тор­говле и на транспорте, в сельском хозяйстве занято относительно немного людей, по­скольку их труд частично механизирован. Модернистское общество: основывается на цен ностях'— рациональных идеалах, т.е. устой­чивых убеждениях в том к чему следует стре­миться; нормы сущест­вуют как ожидания должного поведения, определяемые ценнос­тями лишь в общих чертах; главную роль в формировании и под держании норм играют экономика (работа и потребление) и поли­тика (государство и общественные органи зации), ориентирующие людей на создание более прогрессивных форм взаимодействий, на конкуренцию и инно­вации Массовое общество: поддерживает взаимо­действия в рамках круп­ных организаций (пред­приятий, партий и дви­жений, учебных заве­дений и т.п.) и акций (митингов, забастовок, массовых зрелищ и т.п.); неравенство сильно выражено, а сегрегация ослабевает (широкие возможности изменения статуса и принадлеж­ности к разным общнос­тям); интеграция об­щества обеспечивается на основе экономики, политики, культуры Урбанистическое общество: может объединять сот­ни тысяч и миллионы людей, большинство которых живет в горо­дах, в том числе в очень крупных
Формируется с конца XX в.; сейчас характер­но для небольшого числа наиболее разви­тых стран, включая США, Японию, Запад­ную Европу   Постиндустриальное общество: способствует развитию технологий,основан­ных на использовании информации (компьюте­ры, телекоммуникации, генная инженерия, науч­ные исследования, управ­ление, обучение); разви­вается автоматизация производства и гумани­зация труда (важны ин­дивидуальные знания и навыки общения); происходит экологиза­ция и миниатюризация источников энергии и двигателей; большинст­во экономически актив­ного населения (60-70%) занято в сфере услуг, включающей торговлю, рекламу, туризм, финан­сы, науку и образование медицину, спорт, СМИ и индустрию развлече­ний; в сельском хозяй­стве и промышленности занято относительно не­много людей, поскольку их труд механизирован и производство отчасти автоматизировано. Постмодернистское общество: основывается на цен­ностном релятивизме, т.е. отношении к цен­ностям как к изменчи­вым эстетическим оцен­кам и ориентирующим идеям; нормы существу­ют как ожидания долж­ного поведения, опреде­ляемые в зависимости от культурного (ценност­ного) контекста; глав­ную роль в формирова­нии и поддержании норм играет культура (обра­зование и СМИ), ориен­тирующая людей на уме­ние воспроизводить раз­ные образцы взаимо­действий, принятие плю­рализма стилей жизни Сетевое общество: поддерживает избира­тельные взаимодействия, на основе которых близ­кими по интересам и стилю жизни индивида­ми формируются специ­фические и относитель­но обособленные сооб­щества — сети коммуни­каций; неравенство по-прежнему сильно выражено, а сегрегация вновь усиливается в ре­зультате дифференци­ации стилей жизни и возникновения новых форм закрытых сооб­ществ (клубы, группы взаимопомощи и т.п.); интеграция общества обеспечивается на основе культуры (СМИ, обра­зование) и новых ком­муникационных техно­логий (Интернет, мо­бильная связь и т.д.) Постурбанистическое общество: объединяет миллионы людей, большинство из которых сосредоточено в городах, но значитель­ная часть их населения является мигрирующей: приезжает в крупные го­рода — мегаполисы для работы, учебы или по иным делам, а затем воз­вращается в экологичес­ки и социально более ком­фортные пригородные зоны и небольшие горо­да — «спутники» мега­полисов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: