ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

Факультет начального образования

Кафедра ___________________________

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

Направление подготовки: Педагогики и методики начального образования

Профиль подготовки:

Форма обучения: заочная

 

Выполнила студентка

Власенко Надежда Бекхановна

3 курс, 301 группа

Научный руководитель:

Ф.И.О._________________

 

___________ ___________

(оценка) (подпись)

«___»_________ 2015 г.

 

Оренбург, 2015 г

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников

1.1 Сущность и характеристика здорового образа жизни

1.2 Средства обучения, учащихся здоровому образу жизни

РАЗДЕЛ 2. Опыт работы по формированию

2.1 Вооружение учителя необходимым в школе знаний

2. 2 Формирование умений ЗОЖ у школьников

2.3 Рекомендации педагогу по формированию ЗОЖ учащихся

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Здоровье человека является оптимальным условием его жизнедеятельности. При этом сознательно-волевая активность индивида по обеспечению адекватного условиям жизни уровня здоровья отражается на эффективности деятельности, на показателях здоровья производственного (учебного) коллектива, семьи, общества. Одной из наиболее ярких форм активности человека, направленной на сохранение и улучшение здоровья, является здоровый образ жизни.

В цивилизованном обществе здоровью ребенка придается особая роль и значимость. В настоящее время с понятием «здоровье» связывается не просто отсутствие болезни, а психическое, физическое и социальное благополучие личности.

В определенной степени здоровье ребенка, равно как и взрослого человека, генетически обусловлено, но условия жизни, экологические катаклизмы и ряд других мощных по своему воздействию факторов могут существенно изменить программу естественной реализации физических и психических качеств личности.

Ухудшение состояния здоровья школьников - серьезная проблема, которая вызывает беспокойство у педагогов. С каждым годом увеличивается число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобожденных от занятий физической культурой, растет количество выпускников, имеющих какие-либо ограничения по состоянию здоровья.

Реформа школы предусматривает решение многих вопросов, направленных на охрану здоровья детей. Одной из важнейших задач школьного образования является формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников - будущего нации.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования навыков здорового образа жизни. Дети должны знать, что только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Школа должна взять на себя первостепенную роль в формировании здорового образа жизни учащихся. Главными ее направлениями следует считать общегигиеническое, физкультурно-оздоровительное, реабилитационно-профилактическое,

экологическое и культурно-просветительное.

Цель исследования: изучение формирования здорового образа жизни у младших школьников.

Задачи исследования:

- Раскрыть понятие здоровый образ жизни;

- Изучить формирование здорового образа жизни у младших школьников;

- Проанализировать опыт Троицкой СОШ по формированию здорового образа жизни у младших школьников.

Объект исследования: формирование здорового образа жизни.

Предмет исследования: формирование здорового образа жизни у младших школьников.

 


РАЗДЕЛ 1. ТеоретическиЕ АСПЕКТЫпроблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников

 

1.1 Здоровый образ жизни: сущность и характеристика

 

Касперович Е.В. считает, что образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения [5, с. 5].

Как известно понятие «образ жизни» включает важный фактор - медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:

1.Характер активности людей - интеллектуальная, физическая.

2.Сфера активности - трудовая, внетрудовая.

3. Виды (формы) активности - производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, другие виды (формы) активности.

Как видно из рассмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.

Образ жизни - это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни - это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство своего жилища.

Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом, уровнем, качеством и стилем жизни. Данные понятия объединены четырьмя категориями: экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково ваше материальное благополучие: социологическая - каково качество вашей жизни; социально-экономическая - каков ваш уклад жизни; социально-психологическая - каков стиль вашей жизни.

Рассмотренные категории являются руслом для определения здорового образа жизни, которые влияют на состояние здоровья человека.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Кузнецова Л.В. замечает, что в нашей стране внедрение ЗОЖ идет медленно, и эффект минимальный. [6, с. 21].

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Двигательная активность - это обязательный фактор здорового образа жизни. Необходимое и правильное сочетание многообразных физических нагрузок в повседневной жизни младшего школьника обеспечивает улучшение адаптационных процессов в организме, повышение работоспособности, качественное и более быстрое восстановление после умственной и физической работы.

Без физического самовоспитания, включающего в себя самопознание, определение целей и задач, практическое осуществление индивидуальных планов и программ, невозможна реализация здорового образа жизни. Позитивное влияние здорового образа жизни на личность обусловлено, с одной стороны, умением младшего школьника занять действенную позицию в отношении своего здоровья, а с другой - соответствовать этой позиции, подчинить действия и поступки требованиям здорового образе жизни.

На протяжении многих десятилетий здоровье человека являлось объектом деятельности медицины. Под здоровьем понимали, прежде всего, отсутствие какого-либо заболевания, а здоровым считался человек, у которого нет признаков болезни.

В последнее время, когда все больше мы ощущаем на себе последствия нашего бездумного варварского отношения к природе, к ее богатствам, к экологии, когда из-за этого отношения под угрозой находится здоровье наших детей - будущее нации, возникает вопрос: что же такое здоровье и как его сохранить?

"Здоровье - это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам" - утверждал В. Шененберг. Постижение этой истины должно начаться с раннего детства. Выработка разумного поведения и высокой культуры отношения к своему организму в соответствии с условиями существования делает это существование полноценным. Даже при определенных отклонениях в состоянии здоровья ребенок плохо осознает это состояние и не видит своей роли в его изменении. Здоровый ребенок и вовсе не задумывается о своем здоровье.

Есть ценности, которые признаются всеми без исключения. Среди них одна из главных - здоровье человека, особенно маленького. Статистика свидетельствует, что состояние здоровья детей с каждым годом ухудшается: хронические заболевания наблюдаются в среднем у 38-42 % школьников; почти половина детей приходят в школу со значительными отклонениями в состоянии здоровья; у каждого пятого ребенка отмечается анемичный синдром; до 23% учащихся начальных классов имеют хронические тонзилиты, на втором месте инфекционные заболевания (грипп), на третьем - болезни органов пищеварения. Характерно и такое заболевание, как кариес зубов.

За годы обучения в начальной школе в три раза увеличивается количество детей с пониженным зрением, в 1,4 - с нарушениями осанки. Эти и другие отрицательные тенденции являются итогом не только тяжелого социального кризиса, но и недостатков в организации школьного обучения, необоснованно завышенной учебной нагрузки, плохой организации питания, физического воспитания.

 

1.2 Средства обучения, учащихся здоровому образу жизни

 

По мнению Кузнецовой Л.Ф., метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных образовательных целей. Под методами обучения следует понимать способы работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. Каждый метод обучения включает обучающую работу учителя и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Учитель, объясняя материал, стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, т. е. побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов [6, с. 34].

При организации факультативных занятий по учебной программе «Здоровый образ жизни: жизненные навыки» Кузнецова Л.В. рекомендует принять за основу дидактический принцип сознательности и активности, который позволит не только добиться осознанного отношения учащихся к изучаемым вопросам, но и вызвать их активный интерес. Необходимо использовать педагогические методы, в основе которых лежит активное участие и сотрудничество учащихся между собой и с учителем. Смысл работы учителя при проведении факультативных занятий не в том, чтобы доминировать, в том, чтобы направлять и регулировать эту совместную деятельность.

Сложились, утвердились и получили широкое распространение три формы взаимодействия учащихся и учителя: пассивный, активный и интерактивный методы. Пассивный метод- это такая форма взаимодействия, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учениками осуществляется посредством опросов, самостоятельных ра-5от, чтения, контрольных работ, тестов и т. д.

С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала, пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это он имеет и некоторые плюсы. Это относительно простая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока

В некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Самый распространенный вид пассивного урока - лекция. Схема урока выглядит следующим образом:

Активный метод- это такая форма взаимодействия, при которой учитель и ученики взаимодействуют друг с другом. Обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. В ходе урока учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники образовательного процесса. Если на пассивном уроке основным действующим лицом был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных. Схему урока можно представить в следующем виде:

 

 

Интерактивный метод(с лат. inter- взаимный, act - действовать) - это форма взаимодействия, при которой учитель и ученики находятся в режиме беседы, диалога. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности, учащихся в процессе обучения. Роль учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учительразрабатывает план урока, предлагая учащимся различные интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения, которых изучается учебный материал. Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих товарищей. Большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. На основе такого опыта формируется новое знание. Схема интерактивного урока представлена следующим образом

 

 

Между активными и интерактивными методами многие ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Исследования, проведенные в Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные методы обучения позволяют резко увеличить процент усвоения материала обучающимися. Результаты этого исследования показывают, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция - 6 %, чтение - 12 %), а наибольший - интерактивные (дискуссионные группы - 53 %, практика через действие - 78 %, обучение других или применение на практике - 92 %). Китайская пословица гласит: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я могу запомнить. Позволь мне сделать это - и это станет моим навсегда»[4, с. 30]. При интерактивном обучении практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся процессе познания и освоения учебного материала предполагает, что каждый вносит свой вклад, т. е. идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Атмосфера доброжелательности, взаимной поддержки позволяет не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать разные точки зрения, умение участвовать в дискуссии и вырабатывать совместное решение.

Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности, взаимопонимания.

Интерактивные методы требуют большой подготовки как учителя (информация, раздаточный материал, оборудование урока), так и учащихся, их готовности сотрудничать. В процессе учебной деятельности ребенок получает не только систему знаний, но и набор ключевых понятий в образовательной и коммуникационной сферах.

Методы, которые помогут обеспечить активное участие и взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем [8, с. 15]:

· работа в группах;

· мозговой штурм;

· дискуссия;

· интерактивные презентации;

· ролевые игры;

· анализ историй и ситуаций;

· выполнение проектов;

· другие методы.

Обсуждение вопроса можно проводить со всем классом. Недостаток данной работы в том, что в классе много учащихся, а количество времени ограничено. Эффективнее данную работу проводить в группах. Групповое обсуждение максимально увеличивает активность и вклад каждого участника, стимулирует свободный обмен мыслями.

Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышают самооценку школьников, а главное - учат детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Преимущества группового обучения:

· приобщение к важным жизненным навыкам (действенное общение, умение слушать, умение стать на место другого, умение принимать точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели);

· улучшение успеваемости;

· воспитание самоуважения;

· укрепление дружеских отношений в классе, изменение отношения к школе.

Типы группового обучения:

· обучение в парах;

· группа, сидящая вместе;

· маленькая команда.

При работе в группах дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока.

Для создания групп можно предложить такие способы:

· «Найди себе партнера, с кем бы тебе хотелось работать в течение следующих десяти минут»;

· «Выбери того, с кем ты еще никогда не работал вместе»;

· «Выбери того, кто родился в том же месяце, что и ты»;

· «Выбери партнера примерно того же роста, как и ты» и др.

Мозговой штурм - метод, суть которого заключается в том, что принимается любой ответ, имеющий отношение к обсуждаемому вопросу. На первом этапе учащиеся активно выдвигают свои идеи, в том числе и нереалистические, фантастические, главная задача - количество идей. На этом этапе оценивать выдвинутые идеи не нужно. Каждое предложение принимают и записывают на листе бумаги или доске. Участники знают, что от них не требуйся обоснования или пояснения их предложений, почему они так думают. Ни одна предложенная идея не критикуются. Время для выдвижения идей ограничено (3-5 мин).

Второй этап - оценивание, обсуждение идей, ранжирование их по значимости, разделение на группы.

Преимущество данного метода в том, что он дает возможность за короткое время собрать максимальное количестве разных предложений; помогает приобщить к работе тех, кто обычно бывает пассивным и стесняется принимать участие в дискуссиях; активизирует мышление и творческие возможности участников, освобождает их от инерции мышления и стереотипов; служит интересным началом для последующего обсуждения в группах.

Для организации мозгового штурма необходимо[9]:

· сформировать вопросы, проблему или ситуацию и попросить участников высказать свои идеи и предложения

· выбрать того, кто будет записывать поступающие 01 учащихся идеи;

· сообщить участникам, что они могут высказывать любые идеи, которые приходят им на ум;

· сообщить, что не следует обсуждать идеи сразу после того, как они предложены.

После того как названо 10-15 идей, необходимо подвести черту. Затем учащиеся совместно с учителем прорабатывают список идей: добавляют новые, исключают те, что не соответствуют теме, распределяют идеи по категориям, выбирают лучшие.

Дискуссия - это организованный процесс формирования и защиты своих позиций участниками по конкретной проблеме. Цель дискуссии - всесторонний анализ, обсуждение проблемы, которая не имеет простого решения. Для проведения дискуссии сначала необходимо сформулировать проблему или вопрос, например: «Компьютер: "за" и "против"». Учащимся предлагается найти определенную позицию в данной проблеме.

На протяжении отведенного времени они формулируют аргументы в защиту своей позиции и выбирают того, кто выступит от имени группы. Представители групп обмениваются речами, после чего каждой команде предоставляется возможность опровергнуть аргументы оппонентов.

Рекомендации по проведению дискуссии [6, с. 50]:

· позволить участникам выбрать позицию на собственное усмотрение; если у одной позиции много сторонников, попросить желающих отстаивать противоположную точку зрения или стать судьями;

· дать участникам время и возможность для изучения проблемы; подготовить для этого информационные материалы;

· объяснить правила ведения дискуссии.

Во время дискуссии необходимо внимательно следить, чтобы ни один из участников не доминировал, стараясь выступить за счет другого, чтобы дискуссия не выходила за рамки заданной темы.

Участники групповой дискуссии должны:

· слушать и слышать друг друга;

· не перебивать;

· не оценивать друг друга;

· не обижаться и не обижать;

· закончить говорить по знаку;

•соблюдать регламент.

Участвовать в групповой дискуссии должны все. Роль учителя в организации групповой дискуссии:

· обозначение проблемы;

· побуждение к дискуссии всех участников;

· сбор различных мнений и аргументов;

· подведение итогов групповой работы;

· сообщение объективной информации по теме дискуссии и комментирование.

Учитель также заботится о том, чтобы накал дискуссии не ослабевал.

В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

· «Я критикую идеи, а не людей»;

· «Моя цель не в том, чтобы "победить", а в том, чтобы прийти к наилучшему решению»;

· «Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен»;

· «Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям»;

· «Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему»;

· «Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов».

Правильно организованная дискуссия дает возможность не только всесторонне рассмотреть проблему, познакомиться с аргументами ее сторонников и противников, но и научиться вести дискуссию с уважением к оппоненту.

Дискуссии развивают жизненные навыки самоконтроля, критического мышления, толерантности, уверенного отстаивания своей позиции.

Интерактивные презентации в последнее время стали формой работы, которую успешно используют учителя при организации образовательного процесса.

Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы учащиеся были увлечены происходящим. Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно для обучающих презентаций. При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими рекомендациями:

· презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной;

· продолжительность презентации должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям;

· в презентации не должно быть ничего лишнего;

· слайды не должны быть перегружены лишними деталями; иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых;

· дополнительные эффекты не должны превращаться в самодель; их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечения внимания зрителя к ключевым моментам демонстрации;

· звуковые и визуальные эффекты не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию.

Главное - вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых. Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель.

Мультимедийные презентации используются:

· при изучении нового материала;

· при закреплении новой темы;

· при совершенствовании знаний;

· при проверке знаний;

· при решении задач обучающего характера;

· как средство изготовления дидактического материала

Ролевая игра - практический метод обучения. Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости отвзятой на себя роли. Она может быть использована для организации дискуссии, создания ситуации, необходимой для обучения определенным навыкам.

Чтобы игры проходили успешно, необходимо продумывать их проведение, тщательно готовить сценарии. Онимогут быть регламентированными и полу регламентированными. В первом случае ученикам даются детальные инструкции, где сообщаются факты о персонажах, которых они будут изображать, и то, как следует себя вести во время игры. Во втором - дается общая информация о ситуации характеризуются персонажи, но не сообщается, каким дол жен быть выход из создавшегося положения. Проводятся игры и по заранее подготовленным сценариям. Ролевая игра дает возможность учащимся находить решения в реальных жизненных ситуациях.

Игра может быть:

· одновременная - учащиеся делятся на группы в зависимости от количества персонажей и одновременно разыгрывают свои роли;

· «вертушка» - учащиеся исполняют роли по очереди на публику - один или несколько учащихся разыгрывают сцену, остальные выступают в роли зрителей, рецензентов;

· на лучшего актера - выбирается несколько актеров для обыгрывания одной и той же ситуации, что дает возможность проанализировать ее с разных точек зрения, править стили поведения исполнителей;

· с поворотом - ролевая игра с одним и тем же сюжетом может разыгрываться несколько раз.

Анализ историй и ситуаций - это детальный разбор реальной или придуманной истории, в которой описано, что случилось в жизни конкретного человека, группы людей. Учащиеся получают возможность обсудить ситуации, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Дети анализируют поведение персонажей, прогнозируют, оцениваютпоследствия разных вариантов их поведения. Можно предложить незавершенную историю. В этом случае учащиеся сами решают, какие последствия могут иметь место и как надо действовать, чтобы история закончилась для всех благополучно.

Ценность данного метода в том, что учащиеся самостоятельно могут обговорить разные варианты поведения в опасных ситуациях, спрогнозировать варианты последствий.

Преимущества метода анализа историй и ситуаций:

· вырабатываются навыки комплексного анализа проблем и ситуаций с учетом многих факторов, которые действуют одновременно;

· вырабатывается творческое и критическое мышление;

· вырабатывается способность принимать решения в реальных жизненных ситуациях.

Выполнение проектов

· Структура учебных проектов включает ряд последовательных этапов:

· замысел, который возникает в различных ситуациях учебного процесса;

· планирование проектной деятельности, выделение отельных ее этапов и распределение во времени;

· выполнение проекта, которое происходит, как правило, bjрамок класса и урока и определяется содержанием проект,

· презентация результатов проекта - важнейший этап проектирования, который организуется в различных форма: на специально организованных уроках, тематических праздниках, конференциях и т. д.

· Выполнение проектной деятельности осуществляется как на факультативных занятиях, так и вне их. На занятиях обсуждаются и выбираются темы, составляются проектные группы, изучается определенная часть материала, обсуждаются промежуточные результаты, полученные в ходе реализации проекта. Во внеурочное время выполняется вся исследовательская работа, проводятся консультации с учителями, работа в проектных группах, оформляются результаты. Важная организационная задача проекта - выбор формы продукта проектной деятельности. От решения этой задачи зависит, будет ли выполнение проекта увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для выбранной социально значимой проблемы.

Умение пользоваться данным методом - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.

Создание «портфолио» (альбомов, творческих работ учащихся), конкурсы рисунков, выставки, концерты агитбригад, способствуют развитию творческих способностей, учащихся и навыков работы в команде. Для учителя они являются показателем для оценивания результативности формирования жизненных навыков учащихся.

Каждый из предложенных методов обучения имеет свои «плюсы» и «минусы». Выбор остается за учителем.

обучение здоровый жизнь школьник


РАЗДЕЛ 2. ИЗ ОПЫТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫПО формированию ЗОЖ

 

2.1 Вооружение учителя необходимым в школе знаний

 

Одним изглавных средств обучения детей основам ЗОЖ в начальных классахшколыявляются учебники и учебные пособия блока «Человек и его здоровье», в которые включены материалы для чтения учащимися, тексты для чтения учителем и дополнительные материалы для самостоятельной, дифференцированной работы с учащимися в качестве домашних заданий.

Известно, что при словесных формах обучения учащиеся усваивают 10-20% информации. Вот почему учителя используют на уроках активные формы обучения. Один из самых эффективных способов, с помощью которого можно привлечь внимание детей к обучению и заставить их изменить свое поведение, - выступление в роли учителя.

Врезультате такого обучения школьники получают навыки сотрудничества, у них развивается умение слушать, рассказывать, принимать решения по конкретным проблемам, помогать товарищам, одноклассникам в разных жизненных ситуациях.

В школах для координации работы по формированию у учащихся здорового образа жизни создана программа «Здоровье», включающая деятельность с учащимися в урочное и внеурочное время работу с родителями и социумом и т.д. Цель программы: улучшение здоровья учащихся посредством совершенствования их знаний и знаний их родителей, формирование у детей умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

Задачи:

1.Осознание учащимися ценности здоровья, как в личном, так и в общественном плане.

2.Формирование умения принимать самостоятельные решения.

3.Воспитание у учащихся потребности поддерживать свой организм физически здоровым, вести здоровый образ жизни.

4.Координация действий воспитательной деятельности школы и семьи в вопросах формирования здорового образа жизни учащихся.

Режим учебного дня, насыщенный всеми формами физкультурно-оздоровительных мероприятий, является определяющим фактором укрепления здоровья учащихся. С этой целью до начала учебных занятий учителя проводят с учащимися подготовительных, 1-3 классов гимнастику, решая при этом следующие задачи:

· ускорить вхождение организма в активную учебную деятельность;

· достичь оздоровительно-закаливающего эффекта;

· выработать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма;

· сформировать привычку регулярно заниматься физическими упражнениями, умение правильно выполнять движения.

Кроме обязательной гимнастики, учителя начальных классов проводят физминутки как необходимый кратковременный отдых для предупреждения перегрузки учащихся.

Для проведения динамической перемены в подготовительных классах используются подвижные игры и упражнения с оздоровительной направленностью. Например, игра «Исправь осанку», упражнение «Фиксированная позиция», упражнения на мышечное расслабление и др.

В школе проводятся уроки здоровья по темам:

1. Понятие о здоровье.

2. Движение и здоровье.

3. Осанка и здоровье.

4. Закаливание воздухом, водой.

5. Особенности ухода за кожей, полостью рта, носа при занятиях физической культурой.

6. Профилактика травматизма.

Одним изглавных средств обучения детей основам ЗОЖ в начальных классахявляются учебники и учебные пособия блока «Человек и его здоровье», в которые включены материалы для чтения учащимися, тексты для чтения учителем и дополнительные материалы для самостоятельной, дифференцированной работы с учащимися в качестве домашних заданий.

Врезультате такого обучения школьники получают навыки сотрудничества, у них развивается умение слушать, рассказывать, принимать решения по конкретным проблемам, помогать товарищам, одноклассникам в разных жизненных ситуациях.

При изучении темы «Режим питания» в 1 классе, учитель использует групповые формы работы. Например:группа - подготовить ответы на вопросы: -Кто что ест?

Назовите животную, питательную растительную пищу. II группа - провести игру "Выбери полезную пищу". III группа - организовать игру «Угадай, где я живу», «Витамины». IV группа - провести игру «Этикет. Как вести себя во время еды?» (выбрать сказочного героя, разыграть сценку о правилах поведения за столом).

Изучая тему: «Простудные заболевания», учитель использует тестовые задания.группа - Признаки простудных заболеваний. Ответить на вопросы:

· Как возбудители болезни попадают в организм?

· Чем могут заболеть дети, изображенные на картинке? Направь пациента к нужным врачам.

II группа - Отчего болит голова, живот? (проинсценировать, ответить на вопросы по тексту).группа - Как помочь больному до прихода врача? (практическая работа).группа - Лекарственные растения (отгадать загадки, рассказать о пользе названных растений).группа - Правила приема лекарств (работа по памятке). Закрепление. Выбрать правильный ответ на тестовые задания, показать номер ответа.

Какая из болезней является инфекционной?

1. Грипп.

2. Аппендицит.

3. Кариес. Какие признаки гриппа?

1. Высокая температура.

2. Сыпь.

3. Головная боль.

Чтобы вылечиться от гриппа, надо:

1. Пить холодную воду.

2. Принимать лекарства.

3. Лежать в постели.

Если болеет много людей, что это:

1. Карантин.

2. Грипп.

3. Дифтерия.

От чего может болеть голова?

1. Переедания.

2. Ветра.

3. Переутомления.

Отчего может болеть живот?

1. Холода.

2. Шума.

3. Переедания.

Младшие школьники любят работать в группах. Учителя формируют группы по-разному. Например, дети рассчитываются по порядку номеров до пяти, первые номера входят в одну группу, вторые - во вторую и т.д. Возможно формирование гр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: