Школа самоопределения (А.Н. Тубельский)




Автор концепции «Школы самоопределения» (средняя школа № 734, г. Москва) — директор этой школы с 1985 года, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ А.Н. Тубельский (1940—2007). В основе концепции «Школы самоопределения» лежит идея о том, что главная задача человека — максимально реализовать свою человеческую сущность, индивидуальность, стать самим собой («тем, что я есть»). Отсюда следуют целевые ориентации «Школы самоопределения».

Целевые ориентации «Школы самоопределения»
Обретение ребенком своего «Я», создание условий для свободного самопознания, самовыражения, самоопределения личности Помощь учащимся в осознании своей индивидуальности и призвания, в выборе профессии Развитие самодеятельности, обеспечение «пробы сил» учащихся в познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, игровой, физкультурно-спортивной и других видах деятельности

Работа школы в экспериментальном режиме позволила выявить условия реализации концепции «Школы самоопределения»;

гуманистический, толерантный и демократический уклад школьной жизни, который содействует обретению учеником опыта выбора способов и форм деятельности, линии поведения в различных ситуациях, самостоятельного принятия решений и ответственности за них; опыта управления школой, создания правовых норм; опыта разрешения конфликтов и т. п.;

переход от классно-урочного устройства школы к пространственной организации школьной жизни, понимаемой как совокупность различных строго не регулируемых и не регламентируемых образовательных пространств; в их перечень помимо традиционного учебного входят художественно-творческое, игровое, правовое, информационное, спортивно-туристическое, пространство физической культуры, трудовой и социальной практики;

организация школы как школы полного дня: организация целостной вариативной жизнедеятельности ребенка для реализации его личных планов и идей в течении всего школьного дня в приемлемом для него темпе.

При соблюдении этих условий ребенок становится субъектом своего образования: не только «присваивает» содержание учебного материала, но и соотносит его с содержанием собственного опыта; регулирует свою познавательную деятельность на основе рефлексии процесса этой деятельности и ее результатов; имеет желание и возможность регулировать образовательный процесс на учебных занятиях в своем классе, в школе в целом.

Рассмотрим, как охарактеризованные выше условия создавались в НПО «Школа самоопределения». Возможность выбора в школе распространяется на определение содержания образования (выбор предметов, тем и способов работы), на выбор учителя, индивидуального темпа обучения, видов внеурочной деятельности, варианта и способа поведения. В основе оценки учебно-познавательной деятельности ребенка находится не столько отметка учителя, сколько самооценка процесса своего образования, рефлексия и деятельностная взаимооценка всех субъектов образования. Учителями школы разработана система форм оценивания, самооценивания и взаимооценивания. Таковыми являются: качественно-содержательные характеристики» учащихся: тетради самооценок, графики, таблицы, схемы; смотры, «выставки достижений»; выработка совместных критериев оценивания и принятие решений по этим критериям с публичным обсуждением отметок; книги отзывов; рецензии; работа с «портфолио» ребенка.

Подростки, учителя и родители открыто участвуют в создании норм и правила совместной жизни как системы договоров между ними (в школе имеется школьная Конституция и сообща придуманные школьные законы и положения). Управление школой носит демократический характер: каждый участник образовательного процесса может влиять на принимаемые решения как лично, так и через систему существующих в школе объединений и организаций. Важной чертой школьного уклада является система ключевых дел (школьные праздники, избирательные компании в органы самоуправления, зимние и летние лагеря, деловые игры, проекты, важные для сохранения школьных традиций и для создания атмосферы общего дома). Ежегодно в качестве ключевых дел проводятся: «Лицей», «Новый год», «День рождения школы», «Деловая игра», «Фестиваль творчества». Разновозрастные учебные группы, лаборатории, клубы, кружки, школьные научные и коммерческие общества работают в рамках «школы полного дня».

Учебно-воспитательный процесс организуется в виде «погружений», когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачета вырабатываются детьми вместе с учителем. Другой формой учебного процесса является мастерская или студия, которой руководит

учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику.

В начальной школе (трех-, четырех-, пяти- или шестилетней) идет освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать собственную деятельность: Учебный процесс строится на основе целостной жизнедеятельности учащихся, при этом основной формой становятся коллективные детско-взрослые игровые образовательные проекты. В основной школе применяются такие формы обучения и воспитания, которые обеспечивают максимально возможное разнообразие проб ребенка в самых разных видах деятельности на основе индивидуальных и коллективных образовательных проектов и пространственной организации школы. Например, один день в неделю посвящается трудовой подготовке — учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева и металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т. п.). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда. В старшей школе (10-е и 11-е классы) реализуется профильное обучение, организованное не на основе профильных классов, а на основе индивидуальных образовательных программ каждого учащегося. Лучшим ученикам педсовет предоставляет возможность свободного посещения уроков. В старших классах введена зачетная система: все пройденные темы должны быть сданы в конце четверти. Для желающих сдать учебный материал экстерном введены так называемые «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный минимум. Новации в школе внедряются и в настоящее время.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: