Раздел «Безопасность жизнедеятельности»




Программа комплексного экзамена по дисциплинам естественнонаучного цикла

В магистратуру

По направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

Магистерская программа «Естественнонаучное образование»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа рассчитана на подготовку к вступительному комплексному экзамену по дисциплинам естественнонаучного цикла. Она составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», предъявляемыми к уровню подготовки, необходимой для освоения специализированной подготовки магистра. Согласно квалификационной характеристике магистра, он должен быть в полной мере подготовлен к ведению как научно-исследовательской, так и педагогической деятельности.

Общий набор и структура предусмотренных к изучению учебных дисциплин в рамках направления «Естественнонаучное образование» позволяет получить разностороннюю глубокую профессиональную подготовку, полностью соответствующую федеральному стандарту магистерского образования. В испытаниях могут участвовать выпускники бакалавры профиля «Биология», «География», «Безопасность жизнедеятельности», «Химия», «Экология» и других профилей и специальностей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел «Безопасность жизнедеятельности»

Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина: предмет, цель, задачи, содержание, центральные понятия в безопасности жизнедеятельности.

Виды опасностей и угроз, источники и причины их возникновения, опасные и вредные факторы.

Классификация и общая характеристика ЧС различного происхождения. Причины и стадии протекания, поражающие факторы ЧС.

Особенности, характеристика и классификация ЧС техногенного характера. Меры по защите населения.

Особенности, характеристика и классификация ЧС природного характера. Меры по защите населения.

Классификация и характеристика ЧС экологического и социального характера. Меры по защите населения.

ЧС техногенного характера на радиационно-опасных объектах. Особенности влияния ионизирующих излучений на живой организм. Зоны радиационной опасности, меры защиты.

Химически опасные объекты. Классификация химически опасных веществ. Правила поведения и действия населения в очаге химического поражения, меры защиты.

Причины пожаров, классификация, стадии развития и последствия пожаров. Поражающие факторы пожара. Способы и средства пожаротушения.

Способы защита населения в ЧС.

 

Раздел «География»

Геодинамические (эндогенные) факторы рельефообразования.

Процессы рельефообразования в четвертичном периоде на территории России.

Особенности рельефа материков и Мирового океана.

Литодинамические (экзогенные) факторы рельефообразования.

Понятие о морфоструктуре.

Эоловые, флювиальные, ледниковые и биогенные формы рельефа.

Строение географической оболочки Земли и ее составляющих.

Географическая зональность.

Азональные географические закономерности.

Оценка земельных ресурсов.

История географических открытий и идей и роль выдающихся ученых в развитии географической науки.

Классификация методов географических исследований.

Моделирование в географии.

Факторы почвообразования, их зональные особенности.

Атмосферная циркуляция и климатообразование.

Классификация и характеристика климатов.

Природные условия и ресурсы России.

 

Раздел «Биология»

Фотосинтез и характеристика основных процессов.

Характеристика класса земноводных. Характеристика класса плоские и кольчатые черви. Какими характерными признаками обладают насекомые.

Мутационная изменчивость. Классическое и современное представления о мутациях.

Мутационная изменчивость. Генные мутации. Хромосомы. Аллельное и не аллельное взаимодействие генов. Наследование признаков при взаимодействии аллелей, цитологическое доказательство. Наследование признаков при взаимодействии генов

Характеристика класса млекопитающих

Характеристика низших и высших растений.

Фитогормоны – одна из главных систем регуляции у растений

Приспособление организмов ходе эволюции к определенным условиям жизни.

Аллоплоидия.

 

Раздел «Химия»

Основные закономерности стехиометрии и их использование для проведения химических расчетов.

Квантово-механическое описание строения атома. Принципы заполнения электронами атомных орбиталей: принцип наименьшей энергии. Запрет Паули, правило Гунда: правила Клечковского. Электронные формулы.

Учение о периодичности как теоретическая база изучения химии элементов и их соединений.

Современные модели химической связи. Метод валентных связей и метод молекулярных орбиталей. Виды химической связи. Типы кристаллических решеток и свойства веществ.

Энергетика химических реакций. Закон Гесса. Стандартные энтальпии образования веществ теплоты сгорания. Расчеты на основе термохимических уравнений. Энтропия веществ. Энергия Гиббса и направленность процессов.

Скорость химической реакции. Порядок и молекулярность реакции. Влияние температуры на скорость химической реакции. Уравнение Аррениуса. Энергия активации, ее физический смысл.

Растворы электролитов. Слабые электролиты. Степень и константа диссоциации. Закон разбавления Оствальда. Диссоциация сильных электролитов. Энергия гидратации (сольватации) ионов. Ионная сила. Активность ионов.

Ионные реакции, их направленность. Гидролиз солей как ионная реакция. Составление уравнений гидролиза. Степень и константа гидролиза. Смещение равновесия обратимого гидролиза под влиянием различных факторов.

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР), их классификация.

Превращение энергии химической реакции в электрическую энергию. Химические источники тока. Гальванический элемент. Аккумуляторы. Топливные элементы, перспективы их использования.

Составьте перечень оборудования (таблицы, модели, экранные пособия, реактивы, приборы), необходимого при изучении аммиака и солей аммония. Как организовать практическое занятие по изучению свойств аммиака?

Современная теория строения органических веществ как синтез теории строения А.М. Бутлерова, электронной теории и стереохимии. Развитие представлений о строении атома и химической связи в курсе органической химии. Выявление причинно-следственной связи состав----строение-----свойства----применение веществ.

Номенклатура органических соединений. Тривиальная, рациональная и заместительная номенклатура ИЮПАК. Значение номенклатуры в науке и в процессе обучения химии.

Моно- и дикарбоновые кислоты. Электронное строение карбоксильной группы, причина подвижности атома водорода карбоксильной группы. Предельные и непредельные карбоновые кислоты, их химические свойства.

Понятие гомологии в органической химии. Важнейшие гомологические ряды углеводородов: алканы, алкены, арены, генетические связи между ними.

Углеводы, их классификация. Моносахариды: глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза. Циклическая и открытая формы глюкозы, явление таутомерии. Химические свойства глюкозы. Полисахариды (крахмал, целлюлоза, гликоген, хитин) как пример природных полимеров. Роль фотосинтеза в образовании углеводов в зеленых растениях. Функции углеводов в организме.

Строение полимеров. Природные азотсодержащие полимеры – белки и нуклеиновые кислоты. Их строение, синтез и функции в организме. Успехи современной биоорганической химии, молекулярной биологии, генной инженерии. Дальнейшие перспективы использования достижений этих наук в практических целях.

Раздел «Экология»

 

Теоретические основы природопользования и природоохранной деятельности.

Естественный базис. Роль экологических законов в рациональном природопользовании.

Взаимодействие общества и природной среды в процессе жизнедеятельности человека.

Эколого-экономическая оценка ресурсов. Атмосферный воздух. Водные ресурсы. Земельные и почвенные ресурсы. Биологические ресурсы. Полезные ископаемые.

Топливно-энергетические ресурсы. Теоретические и практические основы устойчивого развития. Экология человека и проблемы экоразвития. Экологический и ресурсный кризис. Концепция устойчивого развития. Рациональное и комплексное использование ресурсов. Хозяйственные механизмы рационального природопользования и экоэффективности. Инструменты экоэффективности. Приемы безотходных технологий и чистого производства. Правовые, организационные и социальные основы рационального природопользования.

Международное сотрудничество в природоохранной деятельности.

Теоретические основы природопользования и природоохранной деятельности

Естественный базис. Роль экологических законов в рациональном природопользовании

Взаимодействие общества и природной среды в процессе жизнедеятельности человека

Эколого-экономическая оценка ресурсов. Атмосферный воздух. Водные ресурсы

Земельные и почвенные ресурсы. Биологические ресурсы. Полезные ископаемые

Топливно-энергетические ресурсы. Теоретические и практические основы устойчивого развития. Экология человека и проблемы экоразвития. Экологический и ресурсный кризис. Концепция устойчивого развития. Рациональное и комплексное использование ресурсов.

Хозяйственные механизмы рационального природопользования и экоэффективности

Инструменты экоэффективности. Приемы безотходных технологий и чистого производства.

Правовые, организационные и социальные основы рационального природопользования.

Международное сотрудничество в природоохранной деятельности. Теоретические основы экономики природопользования. Региональное природопользование. Оценка природных ресурсов. Комплексная оценка состояния природно-ресурсного потенциала и среды жизни региона.

Экономика экологического риска. Эколого-экономические основы регионального природопользования. Основы управления региональным природопользованием.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Раздел «Безопасность жизнедеятельности»

1. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. вузов / ред. Э. А. Арустамов. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: "Дашков и К", 2008. - 453 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. вузов / под общ. ред. С. В. Белова. - 8-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2008. - 615 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. вузов / под ред. Л. А. Михайлова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 442 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов [и др.].– СПб.: Питер, 2005. – 302с.

5. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. вузов / Л. А. Михайлов, Э. М. Киселёва, О. Н. Русак и др.; ред. Л. А. Михайлов. - М.: Академия, 2012. - 288 с.

Раздел «География»

1. Баринова И.И., Елховская Л. И, Николина В. В. Внеурочная работа по географии. М.:Просвещение,1988. 157с.

2. Вернадский В.И. Биосфера. М.: Просвещение, 1975. 127с.

3. Власова Т.В. Физическая география материков. М.: Просвещение, 1986. 417с.

4. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография. М.: Владос-Пресс, 2001. 304с.

5. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. М.: Астрель, 2002. 203с.

6. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.: Мысль,1991.327с.

7. Использование средств обучения в преподавании географии./Под ред. Ю.Г. Барышевой. М.:Просвещение,1989. 159с.

8. Леонтьев О.К., Рычагов Г.И. Общая геоморфология. М.: Высшая школа,1988. 275с.

9. Максаковский В П. Haучные основы школьной географии. М.: Просвещение,1982. 95с

10. Методика обучения географии в школе./Под ред. Л.М. Панчешковой. М.: Просвещение, 1997. 320с.

11. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / Под ред. И.В. Душиной. М.: Дрофа, 2007. 510с.

12. Мильков Ф.Н. Общее землеведение. М.: Высшая школа,1990, ЗЗ0 с.

13. Одум Ю. Основы экологии.М.: Мир, 1975. 350с.

14. Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России: Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2001. Ч. 1-2.

15. Селиверстов Ю.П., Бобков А.А. Землеведение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 012500"География". М.:Академия,2004. 304 с.

16. Физическая география материков и океанов / под общ. ред.А.М. Рябчикова. М.: Высшая школа, 1988. 592с.

17. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Россия молодая, 1994. 367 с.

Раздел «Биология»

1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс. Зоология -М. Оникс, 2007. -543 с.

2. Верещагина В.А. Основы общей цитологии. 2-е изд., перераб – М., Издательский центр, «Академия», 2007. – 176 с.

3. Догель В. А. Зоология беспозвоночных: учеб. для студ. биол. спец, ун-тов / В. А. Догель. - 9-е изд., стер. - М.: АльянС, 2009.- 606 с.

4. Иванов В.И., Барышникова Н.В. и др. Генетика/ Под ред. академика РАМН В.И.Иванова. - М.: ИКЦ "Академкнига", 2006. - 638 с.

5. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных. –М.: Академия, 2007. –496 с.

6. Лысов П.К. Биология с основами экологии. – М.: Высш. шк., 2007. – 655 с.

7. Физиология человека и животных: учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению "Пед. образование" (профиль "Биология") / В. Я. Апчел [и др.]; ред.: Ю. А. Даринский, В. Я. Апчел. - М.: Академия, 2011. - 442 с.

Раздел «Химия»

1. Ахметов Н. С. Общая и неорганическая химия 6-е изд., стер. - М.: Высшая школа,

2005. - 681 с.

2. Глинка Н.Л. Общая химия: учеб. пособие. - М.: КноРус, 2003 - 746 с.

3. Ким А.М. Органическая химия: Учеб. Пособие. – 2-е изд., испр. И доп. –

Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004. – 842 с.

4. Органическая химия: Учеб. для вузов: В 2 кн. /В.Л. Белобородов, С.Э. Зурабян,

А.П. Лузин, Н.А. Тюкавкина; Под ред. Н.А. Тюкавкиной. – 2-е изд., стереотип. – М.:

Дрофа, 2003. – Кн. 1: Основной курс. – 640 с.: ил.

5. Аршанский Е.Я. Обучение химии в разнопрофильных классах. – М.: Центрхимпресс,

2004. – 128 с.

6. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. М.: Центрхимпресс,

2004. – 144 с.

7. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. СПб.: КАРО, 2003. – 128 с.

8. Зайцев О.С. Методика обучения химии. М.: ВЛАДОС, 1999. – 384с.

9. Общая методика обучения химии в школе /Под ред. Р.Г. Ивановой. – М.: Дрофа,

2008. – 319с.

10. Программно-методические материалы. Химия: средняя школа. 8-11 кл.

/ Сост. Н.И. Габрусева. М.: Дрофа, 1999. – 160с.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное

образование, 1998. – 256 с.

12. Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии в средней школе. М.:

Дрофа, 2010. – 318с.

 

Раздел «Экология»

1. Акимова Т.А. Экология. Человек - Экономика – Биота – Среда: учебник для студентов вузов./ Т.А.Акимова, В.В.Хаскин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. с.198 – 242.

2. Константинов В. М. Общая биология: учеб. для студ. образоват. Учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; Ред. В. М. Константинов. - 2-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2004. - 254 с.

3. Миркин Б. М. Основы общей экологии: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по естественнонауч. спец. / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова. - М.: Университетская книга, 2005. - 239 с.

4. Родзевич Н. Н. Геоэкология и природопользования: Учеб. для вузов. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с

5. Степановских А. С. Биологическая экология. Теория и практика [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся по экологическим спец. / А. С. Степановских. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2009. - 791 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: