Сознание как целевая причина деятельности.




 

Как вы думаете, что такое деятельность? Можем ли мы говорить об отличии таких процессов, как, например,

- когда ветер ломает дерево (это природа);

- когда бобер грызет дерево и оно падает (живая природа);

- когда человек срубает дерево (социум).

Логически мы понимаем, что данные процессы качественно отличны друг от друга. Однако какими бы различными ни представлялись нам эти действия, их результат – поваленное дерево (результат один и тот же). Тем не менее, различие очевидно: ветер валит дерево – это процесс, осуществляемый согласно физико-математическим законам, т.е. спонтанно (непреднамеренно). Глупый вопрос: Зачем ветер валит дерево? С какой целью? Этот вопрос не имеет ответа, также как и вопрос: Зачем существует человечество? Что касается биологических систем (человека, животных), то они ведут себя целесообразно (обдуманно): бобер грызет дерево, чтобы построить плотину, а человек рубит дерево, чтобы использовать его в производстве.

Целесообразность – это соответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели. Иначе говоря, действия животных и человека осуществляются не просто так, а ради некоторой, заранее определенной цели избирательным путем.

Таким образом, и люди, и животные принадлежат к одному и тому же типу негэнтропийных систем – это системы, способные поддерживать уровень собственной организации, препятствовать ее хаотизации, осуществляя информационное самосохранение в среде существования. Однако способы достижения цели у животных и людей различны. Например, живым системам приходится адаптироваться к условиям среды обитания.

 

Адаптация живых систем к условиям среды обитания
Пассивная( животные ) Меняется среда обитания, меняется система (животные меняют морфологические свойства (окрас, шерсть); например, зайцы (летом серый, зимой белый)).   Активная Животные –способны только к одному специализированному виду деятельности (бобры -> плотина, пчелы -> ульи). Это искусственные виды деятельности, однако обусловлены рефлексом (генетически закрытая, не считающаяся с обстоятельствами места и времени, видоспецефическая информация). Человеку тоже свойственно рефлективное поведение (одергивание руки от огня). Человек– адаптивно-адаптирующий процесс – меняется и меняет окружающую среду обитания. Однако не все природные процессы человек способен подчинить себе, но он научился использовать одни законы природы, усмиряя другие (например, силам тяготения, которые препятствовали человеку летать, были противопоставлены законы аэродинамики).

 

Указанные в таблице факты не означают, что прогнозирование отсутствует в биологических системах (животные). Например, поведение хищника, способного поймать маневрирующую жертву, говорит о возможности прогнозирования своих действий (т.е. сначала в голове строится план, потом осуществляется действие).

Таким образом, высокоорганизованным животным, также как и человеку, свойственно информационное прогнозирование. НО! в отличие от животных, человек обладает сознанием, благодаря которому способен не просто к прогнозированию своих действий, но и за счет обладания абстрактным мышлением, способен отображать среду путем создания логических моделей, идеальных образов действий, что дает ему возможность заниматься разнонаправленными видами деятельности (например, человек способен заниматься науками, чертить чертежи и также умело вскапывать землю). Иначе говоря, информационным свойством человеческой деятельности считают целенаправленность. К. Маркс в своем высказывании хорошо прокомментировал данную особенность, когда сравнивал архитектора с пчелой: «Красотой и гармоничностью создаваемых сот пчела вполне способна посрамить плохого архитектора, который, однако, отличается от наилучшей пчелы тем, что строя соты из воска, вначале построит их в своей голове». Проблема отличия состоит в том, что есть разница между прогнозом и качественном прогнозе, последний из которых определяется как идеальный образ желаемого результата. Человек сначала думает à план à практическая деятельность.

Сознание – это особый информационный механизм человеческой деятельности, основанного на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которое надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Объяснение определения – человек обладает способностью нестандартного поведения в нестандартной ситуации.

Реализация трудовой деятельности человека невозможна без участия сознания, что вызывает большие споры о роли сознания в процессе человеческой деятельности. К.Х.Момджян выделяет несколько подходов относительно данного вопроса:

1) Позиция волюнтаризма, согласно которому человеческое сознание понимается как несистемная совокупность сменяющих друг друга желаний, стремлений, страстей, непрогнозируемых капризов, т.е. данная позиция отрицает законосообразность человеческой деятельности (она спонтанная).

2) Фаталистическая позиция, связанная с представлениями о человеке, как несвободном существе, которого, как говорил Сенека, ведет судьба.

3) Деятельностный подход признает свободу воли человека, но отрицающий ее абсолютизацию, поскольку для каждого общества, каждой цивилизации, каждой исторической эпохи существуют свои общезначимые ценности, которые навязываются индивидуальному сознанию людей.

 

Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Животные, даже высоко развитие, не обладают сознанием. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.

Если рассматривать сознание как феномен, укорененный в психике человека, то в нем можно выделить два основных уровня:

- чувственно-рациональный (к нему относятся познавательные способности и знание-информация, полученное с их помощью; к познавательным способностям относят также внимание и память);

- эмоционально-ценностный (эмоциональный компонент включает в себя то, что называют чувствами: любовь, ненависть, радость, горе, тоску и т.д., а также аффекты, страсти, эмоции; к ценностным компонентам этого уровня относятся мотивация, целеполагание, воля, интересы, духовные идеалы личности).

Основные психологические характеристики феномена сознания:

4) Понятие образ – это мысленное отражение действительности в голове человека, особая субъективная картина реальности. Образ можно отождествить с психическим отражением.

5) Внимание – способность направлять мысленные или практические деятельностные усилия на объект любой природы (реальной, идеальной, чувственной).

6) Ценность – понятие, обобщающее общественно значимые эталоны, общечеловеческие или групповые идеалы социальной жизни. Ценности определяют некие эталонные образцы деятельности в сфере науки (истина), морали (добро), практического отношения к себе и другим людям (справедливость, честь, честность, долг, счастье, любовь).

7) Мотив – совокупность внутренних и внешних условий, побуждающих к выполнению определенных действий сознательного или даже бессознательного характера. Знание мотивов помогает раскрыть и объяснить причины поступков людей, а также дать оценку их деятельности.

8) Эмоции – особые переживания жизненных ситуаций и состояний. Эмоции относятся к внутренней (душевной жизни). Они могут носить осознанный или спонтанный характер. Сильное эмоциональное состояние личности приводит ее в состояние аффекта.

 

Сознание представляет собой единство трех моментов:

- ощущения человеком своего существования;

- ощущение присутствия в данном месте;

- ощущение идентификации себя в мире.

Обратите внимание на то, что отсутствие хотя бы одного из указанных элементов расценивается как разрушение сознания!

 

Мир сознания, объективная реальность, язык неразрывно связаны друг с другом.

 

Основные характеристики сознания:

1) соотнесенность сознания с миром знания;

2) идеальность;

3) интерсубъективность;

4) интенциональность (это предметность и направленность).

 

Следует обратить внимание на ошибочность отождествления сознания и мышления, т.к. делает невозможным выявления специфики человеческого сознания и особенностей философского отношения к нему. Сознание связано с мышлением, но его социальная сущность не может быть объяснена с точки зрения физиологических особенностей психики.

Способность мыслить определяется возможностью обладать сознанием. Сознание всегда связано с пониманием. Мы мыслим идеи для того, чтобы говорить с их помощью о предметах мысли. Следовательно, сознание всегда направлено на определенный предмет, оно всегда предметно содержательно.

Внутренний мир сознания – это связанные друг с другом элементы, реальные акты человеческой деятельности, направленные на объект социальной установки.

 

Способность к рассудочной деятельности формируется с раннего возраста параллельно с усвоением родного языка и воспитанием. Механизмы, управляющие рассудочной деятельностью, закрепляются и фиксируются на уровне бессознательных структур. Мышление (рассудочная деятельность) имеет идеальный характер. Для того, чтобы мысль могла быть передана другим людям и те ее восприняли и поняли, необходимо «материализовать» ее идеальное содержание. Материальным средством выражения мысли является язык.

Содержанием мышления называется совокупность признаков, выделяемых у предмета мысли: ряд терминов близких друг к другу по семантике «смысл», «концепт», «значение», «идея». Эти понятия считаются синонимами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: