В борьбе с преступностью




В процессе изучении настоящей темы необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Прежде всего, студентам нужно усвоить, что обеспечение общественной безопасности и правопорядка всегда являлось одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности государства.

Развитие общественных отношений в последние десятилетия в России отмечалось увеличением масштабов преступности, принимающей в целом угрожающие размеры для национальной безопасности. Отмечается тенденция консолидации преступных организаций и сообществ, их профессионализация и использование при подготовке и совершении преступлений современных достижений науки и техники, резкое увеличение удельного веса тяжких преступлений, имеющих в своей основе ярко выраженную корыстную направленность. Прослеживается тенденция стремления преступных организованных сообществ к контролю за различными сферами легального и криминального бизнеса, вовлечение в эту деятельность все большего количества граждан, не имеющих достаточного уровня социально-экономической устроенности, что ведет к все большей криминализации общества, увеличению явлений иждивенчества, паразитизма, наркомании, пьянства и других. Нарастание межнациональных противоречий и конфликтов способствует росту насильственных тяжких преступлений умышленных (заказных) убийств, террористических актов, создающих угрозу значительной части населения и не гнушающиеся Особую тревогу вызывает распространение наркомании.

В любом обществе борьба с преступностью представляет собой сложный комплекс социально-экономических, правовых, организационных, воспитательных, специальных и иных мероприятий, проводимых государственными органами и негосударственными структурами. Термин “оперативно-розыскная деятельность введен в практический и научный оборот после принятия в 1958 году Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и издания в последующие годы республиканских УПК. До этого в нормативных актах и специальной литературе для обозначения негласной деятельности оперативных аппаратов вначале употреблялся термин “негласное расследование”, позднее “уголовно-розыскная работа” или “уголовный сыск”, в дальнейшем - “агентурно-оперативная” или “оперативная” работа. Впоследствии он был заменен термином “оперативно-розыскная деятельность”, так как в большей мере отвечал требованиям нового уголовно-процессуального законодательства и изданным на его основе подзаконным нормативным актам.

Выполнение функции расследования уголовных дел в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством возлагается на прокурора, следователя и органы дознания. Однако, учитывая их ярко выраженную корыстную направленность, тщательно планируемые и подготавливаемые преступления, а изобличить участников противоправной деятельности и привлечь их к предусмотренной законом ответственности средствами только уголовно-процессуального характера практически невозможно.

В этих целях государство предусматривает возможность использования особых, специальных мер по предупреждению и раскрытию преступлений, которые адекватны по характеру совершаемым и подготавливаемым противоправным действиям. Необходимость применения этих мер подтверждается не только международным опытом борьбы с преступностью, но и продиктована настоятельной потребностью практики деятельности правоохранительных органов в современных условиях.

Таким средством является оперативно-розыскная деятельность, в ходе которой используются особые силы и средства, методы и формы выявления и предупреждения преступлений.

Оперативно-розыскная деятельность имеет целью уже на самых ранних стадиях подготовки преступлений, выявить лиц, их замышляющих и предотвратить планируемые действия либо в наикротчайший срок установить всех лиц, виновных в совершении преступлений.

По содержанию стоящих перед оперативно-розыскной деятельностью задач она самым тесным образом связана с уголовным судопроизводством или деятельностью по выявлению и расследованию преступлений для последующего судебного разрешения уголовного дела. Даже принимаемые в процессе ОРД меры напоминают уголовно-процессуальные (следственные) действия. Например, при расследовании уголовного дела следователь или лицо, производящее дознание может провести допрос, осмотр места происшествия, опознание, экспертизу и другие. В процессе оперативно-розыскного производства должностные лица имеют право проводить опросы (граждан), осмотр зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, отождествление личности и исследование предметов и документов, и, другие схожие по целям процессуального доказывания.

Вместе с тем, именно эти средства, их внешнее выражение и форма определяют различия, как между самими совершаемыми действиями, так и в целом, между данными видами правоохранительной деятельности. Так, одна из них - уголовно-процессуальная производится в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и гласно. Другая же – оперативно-розыскная, хотя и осуществляется на основании закона, но все же преимущественно носит скрытый, конспиративный характер. Поэтому и результаты производимых действий в первом случае прямо служат средствами доказывания, а в другом, являются ступенью к формированию доказательств, поскольку, носят, как и отмечалось отличный от доказательств непроцессуальный характер. Следует отметить и то, что за незначительным исключением (осмотра места происшествия), следственные действия проводятся лишь по возбужденным уголовным делам, а оперативно-розыскная деятельность, специально предусматривает возможность осуществления ОРМ на самых ранних стадиях проверки оперативной информации ещё за долго до принятии решения о начале официального расследования по делу.

Действующее законодательство определяет оперативно-розыскную деятельность как особый вид правоохранительной функции государства, осуществляемый, в целях защиты интересов граждан и общества от преступных посягательств, специально уполномоченными субъектами и особыми способами и средствами, гласно и негласно.

Отсюда в теории ОРД выработаны подходы, формирующие общие представления о признаках или характерных чертах оперативно-розыскной деятельности.

Во-первых, ОРД осуществляется только специальными субъектами - оперативными подразделениями государственных органов, во-вторых, особыми способами, методами и средствами - путем проведения гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий, в-третьих, имеет особый порядок ведения делопроизводства - накопление и систематизация оперативно-розыскных данных осуществляется в делах оперативного учета, а легализация полученной информации в уголовном процессе требует соблюдения особой процедуры, в-четвертых, она имеет разведывательно-поисковую направленность, поскольку ее содержание определяется поиском или добыванием информации, представляющей оперативный интерес, в целях обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

Одним из безусловных признаков, определяющим сущность ОРД является положение закона, позволяющее проведение оперативно-розыскных мероприятий исключительно в целях борьбы с преступностью. Это означает, что оперативно-розыскная деятельность не может осуществляться, например, в интересах каких-либо политических партий, общественных образований или конкретных физических и юридических лиц, и, соответственно, результаты, полученные в процессе проведения ОРМ, не могут быть использованы в иных целях, нежели предусмотренных для решения поставленных задач.

Однако не следует забывать и о том, что любые действия оперативных подразделений направлены как раз на защиту прав и законных интересов всё тех же отдельных граждан, юридических лиц и иных общественных образований, учрежденных на основании действующего законодательства.

Задачи оперативно-розыскной деятельности на первый взгляд схожи с общими направлениями деятельности, ОРД и определены законом как:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Вместе с тем, как раз целостная совокупность задач и признаков позволяет точнее определить основные направления деятельности оперативных подразделений государственных органов или функции ОРД.

Первое направление - это деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявление лиц, участвующих в их подготовке и совершении. Эта задача находится в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку обоснованно и профессионально проведенные ОРМ, как правило, завершаются возбуждением уголовного дела или получением по имеющемуся в производстве делу дополнительных (улик) доказательств. Зачастую же, деятельность по раскрытию преступлений начинается по факту выявленного, а значит возбужденного уголовного дела, которая продолжается до установления лиц его совершивших или заканчивается в связи с прекращением по предусмотренным в законе основаниям.

Предупреждение преступлений - это целый комплекс организационных и оперативно-розыскных мероприятий, состоящий в создании искусственных условий, направленных на недопущение совершения противоправных действий, устранение их причин и способствующих факторов. В теории ОРД данное направление определяется как оперативно-розыскная профилактика.

Пресечение преступлений - это деятельность, направленная на фактическое вмешательство в ход противоправных действий с целью их прекращения. Способы пресечения могут быть самыми различными и зависят от конкретных обстоятельств, например, задержание с поличным на месте преступления, административное задержание под каким- либо предлогом и т.п. Главное, что это во всех случаях активная деятельность по отношению к конкретному лицу или группе лиц с целью создания условий, препятствующих продолжению начатого преступления.

Второе направление - это розыскная работа, осуществляемая с целью обнаружения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск лиц без вести пропавших.

В данном случае следует говорить о розыске, как о процессуальном институте, определяемом действующим законодательством и ведомственными нормативными актами, а, следовательно, о розыске обвиняемых, подсудимых или лиц, осужденных, то есть, признанных виновными судом за уголовно-наказуемые деяния или подлежащих уголовному преследованию.

Категория лиц, пропавших без вести, также может разыскиваться с помощью проведения отдельных ОРМ. В основном это происходит до установления криминального характера исчезновения гражданина, после чего направление розыска объединяется с усилиями по установлению лиц, причастных к совершению выявленного преступления. В настоящее время в целях активизации деятельности оперативных подразделений ОВД, на которые возложена обязанность организации и проведения розыска лиц, без вести пропавших, предлагается систематизировать информацию обо всех несчастных случаях с гражданами и лицах, находящихся в беспомощном состоянии на региональных уровнях.

Третье направление - это обеспечение государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ, основным содержанием, которого является выявление информации о действиях, создающих угрозу не только интересам отдельных субъектов общественных отношений или даже их группам, а всему обществу или значительной его части. Так, широкое распространение в последнее время получили преступления в сфере незаконного оборота (перемещения и распространения) радиоактивных материалов, в том числе, использованных отходов ядерного производства. Случаи обнаружения таких “находок” свидетельствуют о действиях, создающих экологическую угрозу обществу и государству, жизни и здоровью граждан и поэтому организация ОРД в этой плоскости имеет весьма актуальное значение.

Как и любой другой вид государственной деятельности, ОРД основывается на правоположениях, определяющих ее систему, способы и средства, процедуру и механизм реализации (принципы) правовых норм.

Принципы оперативно-розыскной деятельности - это руководящие идеи, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения, отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, целей, задач и процедур осуществления оперативно-розыскной деятельности. Различают принципы прямо указанные в ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” (общеправовые и специальные), а также принципы, которые находят свое отражение в отдельных положениях или нормах права (например, принцип наступательности, определяющий специфику одной из задач ОРД - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, не может быть реализован без инициативной деятельности оперативных работников).

Законность - один из определенных законодателем конституционных принципов ОРД, заключающийся в ее осуществлении исключительно субъектами, с использованием средств и методов, строго оговоренных законом.

Принцип законности заключается, прежде всего, в безусловном и точном соблюдении норм Конституции РФ, исполнении законов и иных нормативных актов, регламентирующих ОРД, всеми должностными лицами органов, ее осуществляющих.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом, закрепленным в ст.2 Конституции РФ, который определяет обязанность оперативного аппарата строго придерживаться конституционных положений, гарантирующих гражданам права, свободы и защиту их законных интересов при осуществлении ОРД.

Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД - защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан как пострадавших от совершенного преступления, так и преступивших закон и ставших в связи с этим объектом ОРД. Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, а с другой - регламентацию порядка восстановления нарушенных прав.

Принцип конспирации отражает специфический разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, который отличает ее от других государственно-правовых форм борьбы с преступностью, и поэтому в теории ОРД он традиционно относится к группе специальных.

Принцип конспирации означает необходимость, и легитимность использования в процессе ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их разоблачению. При этом ОРД осуществляется втайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан.

Необходимость сохранения в тайне действий правоохранительных органов обуславливается рядом обстоятельств. Во-первых, потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступлениями, которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности с целью избежать уголовной ответственности. Во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации. В-третьих, сохранение тайны является в ряде случаев непременным условием оказания гражданином помощи в раскрытии преступлений, гарантией соблюдения их конституционных прав и свобод, а также специальных прав, определенных в ст. ст. 17 и 18 Федерального закона. Поэтому тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия.

Сочетание гласных и негласных методов и средств - принцип оперативно-розыскной деятельности, выработанный оперативно-розыскной практикой, который проявляется в осуществлении открытых методов, заимствованных из криминалистики и других наук, для легализации информации, полученной в процессе применения тайных разведывательно-поисковых мероприятий.

Результаты ОРД в соответствии со ст.11 Закона об ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания при подготовке и проведении ОРМ. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверить с помощью гласных приемов и подкрепить официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств.

Сочетание гласных и негласных методов обеспечивает необходимую конспирацию и зашифровку конфиденциальных источников информации, гарантируя, таким образом, конституционное право граждан на личную тайну.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: