Тема 9. Субъекты (участники) оперативно-розыскной деятельности




В процессе изучения данной темы необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Студентам следует уяснить, что настоящий раздел посвящен вопросам, которые определяют понятие и виды участников оперативно-розыскной деятельности, круг их полномочий, обязанностей, гарантии правовой и социальной защищенности.

Перечень специально уполномоченных государственных органов, их оперативные подразделения дан в ст.13 ФЗ “Об ОРД”. К ним относятся:

1. Органы внутренних дел РФ.

2. Органы федеральной службы безопасности.

3. Федеральные органы государственной охраны.

4. Таможенных органов РФ.

5. Службы внешней разведки РФ.

6. Министерства юстиции РФ.

7. Органы федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Общие полномочия указанных органов определены в ст. 14 и 15 ФЗ “Об ОРД”. Конкретный перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы в соответствующих государственных органах определяют руководители таких органов.

Вместе с тем, субъектом ОРД следует считать любое лицо, обладающее правами или являющееся носителем каких-либо обязанностей, предусмотренных законом или ведомственными нормативными актами.

Поэтому участниками оперативно-розыскной деятельности являются не только сотрудники оперативных подразделений государственных органов, но и другие лица, например, оказывающие содействие при подготовке и проведении отдельных ОРМ. Оказание такой помощи возможно как на контрактной, так и бесконтрактной, гласной и конфиденциальной основе. Следует также сказать, что сотрудники оперативных служб, органов, осуществляющих ОРД, в свою очередь, разделяются на действующих открыто (гласно), от имени соответствующего ведомства, и действующих негласно, чья принадлежность к этим органам в интересах необходимой конспирации скрывается. Помимо этого, к участникам оперативно-розыскной работы можно отнести ряд должностных лиц прокуратуры, суда, а также иных граждан, оказавшихся в сфере ОРД просто случайно.

Однако наибольший интерес в указанной структуре лиц, участвующих в оперативно-розыскном процессе, представляют должностные лица оперативных подразделений государственных органов1.

1. В структуре органов внутренних дел оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции осуществляют:

- подразделения уголовного розыска;

- подразделения по борьбе с экономическими преступлениями;

- подразделения по борьбе с организованной преступностью;

- подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

- подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы ОВД на транспорте;

- подразделения обеспечения собственной безопасности;

- оперативные подразделения Национального центрального бюро Интерпола в России;

- подразделения оперативного поиска;

- оперативно-технические подразделения;

- подразделения по борьбе с преступлениями в сфере новых технологий;

- оперативные подразделения милиции общественной безопасности.

Одни из них выполняют оперативно-розыскные функции в полном объеме, другие - лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия.

2. Систему органов Федеральной службы безопасности (ФСБ), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, составляют территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках. Основными направлениями деятельности органов федеральной службы безопасности являются контрразведывательная и разведывательная деятельность, а также борьба с преступностью.

В соответствии со ст.9 Федерального Закона “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации” под контрразведывательной деятельностью понимается деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации.

3. Федеральные органы государственной охраны осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в целях обеспечения безопасности высших должностных лиц государства. Согласно ст.1 Федерального закона “О государственной охране” под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

К объектам государственной охраны относятся:

Президент Российской Федерации и члены его семьи, проживающие совместно с ним или сопровождающие его;

Председатель Правительства РФ;

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

Председатель Государственной Думы РФ; Председатель Конституционного суда РФ; Председатель Верховного суда РФ; Председатель Арбитражного суда РФ; Генеральный прокурор РФ. Указанным лицам государственная охрана предоставляется в течение срока их полномочий;

главы иностранных государств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.

Федеральные органы государственной охраны осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях обеспечения безопасности высших органов законодательной, исполнительной и судебной властей РФ и их должностных лиц.

4. Таможенные органы РФ в соответствии со ст.224 Таможенного кодекса осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством РФ преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов РФ, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам.

Кроме того, таможенными органами проводятся оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность.

Для этого в структуре Таможенного комитета, региональных управлений и таможен создаются оперативные подразделения, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

5. Внешняя разведка РФ, согласно закона “О внешней разведке”, является составной частью сил обеспечения безопасности России, призванных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки Российской Федерации.

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

1) Службой внешней разведки Российской Федерации - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сферах обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

3) органом внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) - в политической, экономической, военной и научно-технической сферах путем использования радиоэлектронных средств;

4) органом внешней разведки Федеральной пограничной службы Российской Федерации - в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации.

Основная цель этих служб - разведывательная деятельность, заключающаяся в добывании, обработке определенной законом информации и оказании содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

6. Министерство юстиции РФ в соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы” от 21 июля 1998 года наделено правом осуществления оперативно- розыскной деятельности. Следует заметить, что в составе Министерства юстиции в настоящее время оперативно-розыскную функцию осуществляют оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы и подразделения службы судебных приставов.

7. Органы федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Федеральная служба и её подразделения осуществляют контроль за оборотом наркотических средств на всей территории РФ, в связи с чем, обязаны использовать в своей деятельности средства и методы ОРД.

Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не следует понимать только, как узаконенные государством возможности выполнять те или иные действия. Права - это также полномочия, которыми наделяются соответствующие службы в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.

1. Наиболее характерным, пожалуй, для субъектов ОРД является возможность (право) проведения ОРМ в гласной и негласной форме.

Под гласным проведением мероприятий следует понимать действия органов, осуществляющих ОРД, без сокрытия самого факта осуществления каких-либо действий, и лиц, их осуществляющих. Например, опрос оперативным работником лиц, находящихся на месте происшествия, с целью выявления очевидцев и установления обстоятельств совершенного преступления. Эти действия, как правило, носят гласный характер, хотя при этом может зашифровываться (скрываться) их истинная цель. Так, гласно проводя обследование участка местности, оперативный работник может скрывать цель своих действий путем сообщения заинтересованным лицам соответствующей маскирующей информации.

Негласное проведение оперативно-розыскных мероприятий предполагает сокрытие от заинтересованных объектов (заподозренных, разрабатываемых, подозреваемых, обвиняемых и др.) факта осуществления каких-либо действий и лиц, их проводящих (оперативных работников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, и др.).

При проведении оперативно-розыскных мероприятий специально уполномоченные на то органы вправе проводить изъятие предметов, материалов и сообщений.

Под предметами следует понимать любые материальные образования и вещи. Предмет может изыматься в связи с тем, что он использовался при совершении преступления, содержит следы преступника, изъят из гражданского оборота (оружие, наркотики) и другим причинам.

Материалы - это, прежде всего, носители информации, например, документы, содержащие сведения, представляющие оперативный интерес.

Сообщения - это информация, передаваемая по различным каналам связи (почтовым, электрическим).

Действия по изъятию сообщений и прерыванию услуг связи преследуют единую цель - недопущение получения соответствующей криминальной информации адресатом. Ситуации, требующие такого рода действий, могут возникать при проведении таких мероприятий, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи.

Непременным условием в этих случаях должно быть подтверждение реальности предполагаемой угрозы для конкретного лица или государства, то есть моделируемые неблагоприятные последствия могут последовать сразу же или через непродолжительное время после получения адресатом передаваемой информации.

2. Действующее законодательство предоставляет оперативным подразделениям, осуществляющим ОРД право организациисотрудничества с отдельными гражданами при подготовке и проведении ОРМ, в том числе, как уже упоминалось, на контрактной и бесконтрактной, гласной и конфиденциальной основе.

Исторический и международный опыт правоохранительной деятельности подтверждает необходимость использования дополнительных источников получения информации, а также ее дальнейшую реализацию с помощью отдельных граждан (конфидентов), как наиболее эффективного средства борьбы с преступностью. Прежде всего, речь идет об использовании методов, адекватных преступным проявлениям, и необходимости реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления.

Гласное сотрудничество с органами, осуществляющими ОРД - это деятельность отдельных граждан по оказанию помощи, в ходе которой их участие не скрывается и в дальнейшем они могут стать участниками уголовного процесса. Например, эксперт, осуществляющий исследование предметов и документов по поручению оперативного работника до возбуждения уголовного дела.

Конфиденциальное сотрудничество - это отношения, основанные на доверительности и секретности, и направленные на решение задач оперативно-розыскной деятельности. Любой гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства, а также гражданин или подданный другой страны может сотрудничать с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Вместе с тем, ст. 17 ФЗ запрещает конфиденциальное сотрудничество по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированных религиозных объединений.

Следует иметь в виду, что у лиц могут быть различные причины и мотивы, руководствуясь которыми они изъявляют желание конфиденциально сотрудничать с правоохранительными органами и спецслужбами (желание бороться с преступностью, месть, корысть, жажда тайной власти, самоутверждение, романтизм и др.). Исходя из этого, а также результативности их деятельности органы, осуществляющие ОРД, могут конфиденциально сотрудничать с ними на безвозмездной либо платной основе. Сотрудничество на безвозмездной основе не предполагает какой-либо оплаты за негласные услуги, которые оказывает лицо оперативным подразделениям. В этом случае основой конфиденциального сотрудничества являются доверительные межличностные отношения между оперативным работником и гражданином.

3. Для решения задач, стоящих перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, они вправе по соглашению с юридическими и физическими лицами использоватьпринадлежащие им жилые и нежилые помещения, вещи и транспортные средства. Цели такого использования могут быть самыми различными: засада для задержания разыскиваемого преступника, наблюдение за объектом, конспиративная встреча и т.п. Услуги владельцев помещений, транспортных средств и имущества также могут оплачиваться, а в некоторых случаях с владельцами помещений (физическими лицами) могут заключаться контракты о конфиденциальном содействии.

Кроме того, закон разрешает органам, осуществляющим ОРД, в целях конспирации использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств, принадлежащих оперативным подразделениям, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Под зашифровкой необходимо понимать комплекс специальных мероприятий по сокрытию принадлежности к органам, осуществляющим ОРД, лиц, а также предприятий, учреждений, организаций и их функционального назначения. Однако наличие документов, зашифровывающих помещения, транспортные средства и лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (“документы прикрытия”), является обязательным условием этой деятельности и служит гарантией безопасности и эффективности проводимых с их помощью мероприятий.

4. Помимо того, органы, осуществляющие ОРД, имеют право создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных Законом об ОРД.

Предприятия, учреждения, организации и подразделения, создаваемые органами, осуществляющими ОРД, могут носить легендированный характер, т.е. функционировать под вымышленным названием и правдоподобной легендой. Такие организации создаются для решения частных задач оперативно-розыскной деятельности. Например, для проведения оперативного эксперимента по выявлению лиц, совершающих мошеннические действия в отношении коммерческих фирм, может быть создано легендированное предприятие, целью которого будет выявление и изобличение преступников данной категории.

Важными положениями оперативно-розыскного законодательства являются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников органов, наделенных правом проведения ОРД (МВД, ФСБ, СВР, ФСКН и др.), которые распространяются на должностных лиц, входящих в штаты этих государственных органов, а именно штатных (гласных и негласных) сотрудников, наделенных властными полномочиями. Лица, оказывающие конфиденциальное содействие, не являются должностными лицами в таком понимании и, соответственно, не подпадают под действие этого положения закона. Гарантии их социальной и правовой защиты регламентируются ст. 17, 18 Закона об ОРД, а также иными нормативными актами.

Социальная защита включает в себя систему льгот, материального обеспечения и обслуживания сотрудников оперативных подразделений и членов их семей при выходе на пенсию, в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, гибели и др.

Правовая защита представляет совокупность правовых норм, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, охрану чести и достоинства должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей в связи с выполнением указанными должностными лицами своих профессиональных обязанностей.

Вместе с тем, в оперативно-розыскной (научной) литературе наиболее распространенное мнение получило комплексное понятие «социально-правовая защита», поскольку достаточно сложно все же представить себе, каким образом разделить социальные гарантии без их правового закрепления.

К специальным мерам правовой защиты должностных лиц следует также отнести Федеральный закон “Об обеспечении безопасности участников уголовного процесса …”, согласно которому для обеспечения безопасности могут применяться следующие меры: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы); переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности. В целях реализации предусмотренных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия.

Учитывая повышенную общественную опасность терроризма и связанных с ним криминальных проявлений, законодателем предусмотрены дополнительные гарантии правовой и социальной защиты должностных лиц правоохранительных органов, участвующих в борьбе с терроризмом. Так, согласно ст.22 Федерального закона “О борьбе с терроризмом” военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции - 1 день службы за 3 дня.

Кроме того, регулируя деятельность правоохранительных органов по борьбе с отдельными видами преступных проявлений, законодатель обращает внимание на возможность правомерного причинения вреда охраняемым отношениям. Так, в соответствии со ст. 21 Федерального закона “О борьбе с терроризмом” при проведении контртеррористической операции на основании и в пределах, которые установлены законом, допускаются вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохраняемым интересам. При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: