Познание мира. Формы и методы познавательного процесса.




 

В конце ХХ века человечество оказалось перед проблемой разработки и выбора новых стратегий. В этих условиях рациональное постижение мира приобретает решающее значение в поисках наиболее оптимальных путей современного цивилизационного развития. «Информационный взрыв», сопровождающий становление нового общества, привел к возрастанию масштабов познавательной деятельности. Как мы разбирали ранее, эти процессы философами оценивались неоднозначно, что обнаруживалось в дилемме «сциентизм-антисциентизм»: антисциентисты полагали, что мир непознаваем (например, постмодернизм, опирающийся на установки экзистенциализма, деконструктивизма, герменевтики, утверждал, что мир непознаваем, в процессе познания ничего не познается, истина интуитивна à продолжение традиций агностицизма – отрицание познаваемости мира); сциентисты выступают за рациональное постижение мира, рациональное познание мира выступает необходимым и определяющим условием целенаправленной позитивной деятельности человека и общества.

Познание есть диалектический процесс, в ходе которого мысль человека об объекте все более приближается к нему. Современная философия утверждает возрастание возможностей человека в бесконечном познании объективного мира.

Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах. Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах.

Виды познавательной деятельности:

1) обыденное или индивидуальное познание, которое формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно значимого знания. Специфика этого знания заключается в том, что его содержание, прежде всего, связано со знанием, информацией о каких-то объектах и ситуациях. Установлено, что объем информации, которую накапливает человек к 20 годам своей жизни, во много раз превышает объем информации, накопленный всеми науками;

2) научное знание. Оно отличается от повседневного (обыденного) прежде всего своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, т.к. основным предметом научного познания является знание законов, т.е. в науке доминируют логическое, понятийное и системно-понятийное знание;

3) философское, которое, как отмечают ряд ученых, являются видом научного познания, но это сверхнаучное познание, т.к. предметом этого знания является не просто общее, а универсально общее. Философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не содержать в себе оценки познаваемого;

4) художественное познание. Специфика его состоит в том, что оно в своей основе является образным и наглядным, поэтому близко к обыденному знанию. Однако по своему предмету оно содержит в себе общее и необходимое, т.е. типическое, и этим сближается с наукой, ограничиваясь при этом сферой своего предмета – человеком и человеческими отношениями. С философским познанием его сближает оценочный характер. Оценка для художественного познания первостепенна.

 

Все эти виды познавательной деятельности тесно взаимосвязаны. Так, научное знание невозможно без философского, а философское базируется на частнонаучном, и, наконец, художественное творчество активирует все формы знания и является важным, не всегда осознаваемым, но обязательным для всех видов познавательной деятельности.

Ввиду того, что познавательная деятельность – это непрерывный процесс, в истории философии постоянно ставился и рассматривался по-разному вопрос о том, что же является «объектом» и «субъектом» познания. В широком смысле «субъектом» научного познания является общество, а «объектом» - весь окружающий мир, но только в тех границах, в которых общество, группа людей, человек с ним взаимодействует.

Таким образом, процесс получения знаний является результатом взаимодействия субъекта и объекта. Особенность взаимодействия субъекта и объекта в познавательной деятельности проявляется, прежде всего, в социальном познании, где объект и субъект познания совпадают; общество само себя познает.

Характерные черты социального познания:

1) социальные законы, в основном, носят статистический, вероятностный характер. Это связано с тем, что общество как объект познания для науки – это система законов, а социальные законы есть результат деятельности людей;

2) в основе социального познания лежит изучение общественных отношений. Любое общество разделяется на две составляющие: материальную и духовную (сознание) основы, и соответственно функционируют два существенно различных типа законов – законы материальной жизни и законы общественного сознания;

3) относительно быстрое изменение общественной жизни. Это означает, что на каждом уровне развития человечества имеет место свое понимание происходящего;

4) социальное знание всегда связано с интересами людей.

 

Познание как процесс идеального отображения мира.

Познание – высшая форма отражения. Человек ничего не может знать о предметах и явлениях внешнего мира без того материала, который он получает от органов чувств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: