ЛАПТА - ИЛИ БОРЬБА ЗА ГОРОД




Лапта - старинная игра. Сегодня никто не может точно сказать, когда она зародилась. По некоторым данным, лапта была известна уже в Х в. н.э., хотя могла появиться и раньше.
Игры на Руси никогда не были простыми забавами, а являлись одним из средств подготовки подрастающего поколения к жизни. Дети, стремясь подражать взрослым, имитировали в своих играх боевые действия, трудовую или семейную деятельность. С помощью игр развивались качества, необходимые каждодневно. "Дочки-матери", например, копировали семейную жизнь. Перетягивание каната заимствовано из трудовой практики моряков, рыбаков, строителей. Лапта же была игрой, имитирующей боевую оборонительную деятельность. В основе ее - борьба за город.
В старину в случае нападения врага все население укрывалось за городскими стенами. Лишь взяв город, можно было завладеть прилегающими к нему землями. Набеги осуществлялись кочевыми племенами, живущими на окраинах Руси. Территория их проживания и пространство между городами назывались диким полем, так как были небезопасными. Связь осуществлялась при помощи гонцов, которым в одиночку или небольшими группами из двух-трех человек приходилось пробираться через стан врага и дикое поле. Для этого выбирались наиболее смекалистые, смелые и выносливые воины, поскольку передвигаться приходилось зачастую без коня, надеясь только на собственные силы. Но даже и раздобыв коня, скакать на нем надо было без остановок часами.
Когда гонец выходил из города и пробирался через вражеский лагерь, ему часто приходилось применять оружие, и только хорошо владеющий им мог вырваться.
Попав в дикое поле, воин должен был остерегаться вражеских стрел и копий кочевников, с которыми не всегда удавалось избежать встреч. Увидев одного воина, они вели себя нагло, с дружиной же предпочитали не встречаться. Нередки были также случаи попадания гонцов в ловушки и капканы для диких зверей.
Наткнувшись в поле на врага, гонец не мог повернуть назад, не выполнив задания. Учитывая его важность и неравенство сил, гонец старался не вступать в схватку с врагом, так как гибель десятка или более врагов стоила жизни сотням оставшихся в городе людей.
Добравшись до своих, гонец какое-то время находился в безопасности, отдыхал или собирал подмогу. Затем он должен был обязательно вернуться обратно с подкреплением или с какими-то вестями.
Оставшиеся в городе жители с помощью камней и копий отбивали с городских стен нападение врага. Он мог осаждать город с разных сторон, и значит, требовалось постоянное наблюдение за его перемещением.
Если гонцу не удавалось вовремя добраться до своих, враг мог завладеть городом, хотя и осажденные просто так не сдавались. За город шла упорная борьба.
Все это, бытующее в жизни, нашло отражение в игре. Одна команда занимала город, другая - поле. Когда игрок выходил из города, противник набрасывал ему мяч, как бы нападая. Отбивая мяч палкой, игрок тем самым имитировал удар мечом, данным приемом отрабатывая его точность и силу. Те, кто промахивался или ударял неудачно, переходили в пригород и ждали удачного удара своих товарищей.
Начав перебежку, надо было, не возвращаясь, достичь линии кона (конечного пункта), где разрешалось отдохнуть. Игрок оставлял биту в городе и бежал, стараясь не вступать в единоборство с игроками поля. Условия игры специально были такими, что избежать встречи с противником почти невозможно. Это психологически подготавливало юношу к встрече с врагом, заставляло проявлять смекалку, изворотливость, развивало смелость. Он приобретал навыки, необходимые при уклонении от ударов и метательного оружия. Перебежки являлись прекрасной тренировкой дыхательной, сердечно-сосудистой и мышечной систем, развивали физически. Игрок, возвратившийся в город, зарабатывал своей команде очко.
Игра в поле является также подготовкой к защите. Она имитирует метание копья и камней с городских стен (обычно в подвижную живую цель, как это происходит в боевых действиях). Метание выполняется как на точность, так и на дальность, развивая глазомер и силу броска. Передача мяча друг другу влияет на развитие чувства взаимопомощи и выручки, учит действовать согласованно.
Игра в поле - это быстрые и точные действия, без лишней суеты, в течение ограниченного времени. Здесь требуется и постоянное наблюдение за окружающей обстановкой, так как перебегать могли одновременно с обеих сторон в разных направлениях несколько человек. Следя за ними во время игры, вырабатывалось умение контролировать нападавших и в боевых условиях.
В игре, как только выбивают хотя бы одного из перебегающих, начинается борьба за город, и лишь завладевшие им зарабатывают очки.
Если первоначально игра являлась прямой имитацией действий взрослых, то в дальнейшем, с появлением других видов оружия и изменением военной тактики, она уже не отражала полностью действий взрослых, но все же долгое время использовалась в физическом воспитании детей. Не одно поколение выросло на этой игре. С большим увлечением в лапту играл известный полководец А.В. Суворов, создатель "Науки побеждать". Основные принципы воинского искусства - глазомер, быстрота, натиск и другие - как будто взяты им из лапты.
На протяжении многих веков игра, конечно, изменялась. Ее старались приспособить к тем или иным условиям, акцентировали внимание на отдельных элементах, пытались с ее помощью решать разнообразные задачи. Таким образом, появилось множество различных вариантов игры в лапту, которые существуют и поныне. В том числе и американский бейсбол, который является нашей лаптой, приспособленной к местным условиям. Её через Дальний восток и Аляску принесли в Калифорнию (США) наши переселенцы.
Не перестаешь удивляться мудрости наших предков, придумавших игру, прекрасно развивающую необходимые бойцу качества в форме, органичной для детского организма. Это, к сожалению, не достигается школьной легкой атлетикой, хотя в ней и используются те же упражнения.
Между тем игра в лапту - отличная форма подготовки старшеклассников к службе в вооруженных силах.
Однако и в самих вооруженных силах занятиям лаптой и вообще спортивным играм отводится не так уж много времени и внимания. Физическая подготовка традиционно сводится к кроссовому бегу, рукопашному бою и развитию силы. Даже там, где занятия ежедневны, схема все же остается прежней. И это понятно, так как все проверяющие физическую подготовку обращают внимание прежде всего на эти виды.
Между тем, как утверждают сами военные, в большинстве зарубежных стран основная часть физической подготовки солдат построена именно на играх. По свидетельству офицеров пограничных войск, на заставах, где регулярно играют в спортивные игры, значительно улучшается общая физическая подготовка, у бойцов развивается ловкость, которая особенно нужна для овладения приемами рукопашного боя.
К тому же игры - отличное средство профилактики кризисных психологических состояний. Они помогают переключить нервную систему с одного вида деятельности на другой, позволяют разнообразить тренировки, значительно повышают интерес к занятиям. Важную функцию выполняют игры и в психологической разгрузке воинов, особенно срочной службы.
Безусловно, очень важно подбирать игры, которые соответствуют боевым условиям и помогают вырабатывать нужные бойцу качества. В отличие от других игр (футбол, волейбол, баскетбол и т.п.), в которых проигрыш игрового эпизода ничем не грозит самому спортсмену, в лапте перебегающий наказывается за неудачные действия, что максимально приближает эту игру к единоборствам. В перебегающего площадку довольно сильно бросают мячом, поэтому в лапте практически каждый игрок подвергается опасности. Это заставляет его психологически быть готовым к встрече с противником и вырабатывать необходимые для экстремальных условий навыки. По сути, лапта - это борьба команд, в которой команда, вооруженная мячом, при умелом обращении с ним способна довольно сильно наказывать своего противника. Это также единоборство метальщика и перебегающего, в котором последний не имеет права ответить до тех пор, пока его не заденут.
Активные действия в лапте периодически сменяются менее активными или пассивными, что тоже аналогично единоборствам.
Лапта развивает и совершенствует многие навыки, необходимые для рукопашного боя: имитацию ударов, метание на дальность и в цель, падения, глазомер, умение уворачиваться и действовать быстро, точно в условиях ограниченного времени, ориентироваться в пространстве при перемещениях, распределять силы и др.
Во время начального удара имитируется и отрабатывается точность ударов - палкой, милицейской дубинкой, малой лопаткой, автоматом. При выполнении ударов сверху развивается сила метающих мышц, что сказывается затем и на результатах в метании гранат.
В игре метание выполняется в подвижную цель, что также имеет прямое отношение к рукопашному бою. Научившийся точно метать мяч значительно быстрее осваивает метание других предметов: ножа, гранаты, лопатки и т. п.
Однако в рукопашном бое важно не только умение поражать соперника, но и быть самому неуязвимым. С этой целью в тренировки рукопашников частенько включают метание в партнера, который старается увернуться от мяча. Именно это упражнение присутствует в лапте, причем в различных вариантах: на месте и в движении, лицом, боком или спиной к бросающему. Раздел увертываний довольно разнообразен и может основываться на технике избранного стиля борьбы. Включает он и падения, для совершенствования которых в игре имеются большие возможности. Лапта - единственная спортивная игра, в которой необходимо увертываться от мяча, во всех же других его перехватывают. Отсюда и необычность, сложность этого приема для современного человека.
Одно из ценнейших качеств, которое приобретается в игре, - умение видеть все, что происходит вокруг, и молниеносно принимать решения в зависимости от быстро меняющейся ситуации. Этого не позволяет делать кросс, в котором боец вольно или невольно забывает о том, что делается вокруг, так как цель кросса - быстрее добежать. Но в боевых условиях ситуация постоянно меняется, и боец должен за ней все время следить. Поэтому чрезмерное увлечение в физической подготовке кроссами приводит к тому, что, попав в сложную ситуацию, боец будет действовать так же прямолинейно, как в кроссе.
Лапта - это, по сути, повторный метод тренировки в кроссе, но выполняемый в игровой форме. И именно в этом ее громадное преимущество. Здесь не надо думать о том, чем заполнить перерывы между пробежками. Бег в лапте выполняется на значительном эмоциональном подъеме, при котором играющие меньше утомляются и выполняют значительно большую работу по сравнению с обычным бегом кругами. Бег в лапте таков же, как передвижение бойца по пересеченной местности - редко бывает по прямой и требует постоянного наблюдения за окружающей обстановкой.
Практика распространения предлагаемого варианта лапты в войсках показала, что относительная простота правил и приемов игры делает ее доступной для всех уже после первого ознакомления. Игра вызывает живой интерес как у солдат, так и у офицеров. Подавляющее большинство солдат, ознакомленных с лаптой, готовы даже жертвовать личным временем для участия в игре. Подобное почти не наблюдается, когда дело касается кроссов.
Кроме того, возможность играть в лапту и в зале, и на улице позволяет применять ее во всех подразделениях и в самых различных регионах нашей страны.
Таким образом, эта игра - ценнейшее средство подготовки воинов, как ныне служащих, так и будущих. Она может быть рекомендована для широкого распространения в школах и воинских подразделениях. С помощью игры в лапту, делая практически то же самое, что и на занятиях легкой атлетикой, можно достичь гораздо больших результатов и при этом значительно повысить интерес к физкультуре в школе.

Однако, справедливости ради, следует отметить, что когда выше говорилось о современных условиях, то речь шла о ВАРИАНТЕ ЛАПТЫ, КОТОРЫЙ КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ВСЕХ НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ. Таких как, Русской лапты, мини-лапты, и других, созданных на основе правил разработанных обществом «Урожай» в 1957 году, а также правил предложенных «Федерацией бейсбола, софтбола и русской лапты» в начале 90-х годов. Различия между ними настолько же сильны, как между борьбой классической и борьбой самбо.

© Лепешкин Виктор Александрович

 

 

Правила

Ход игры

По жребию одна команда начинает игру в городе в первом периоде, а другая во втором периоде.
Команда города (бьющие, или перебегающие) располагается в зоне очередности. Один игрок выходит в зону бьющего, подбрасывает мяч и бьет по нему битой. При удачном ударе (мяч попал в поле или в кон) игрок бежит (оставив биту в городе) через поле на кон. Он может там остаться до удара следующего игрока или вернуться обратно в город. Игрок, вернувшийся в город из кона, зарабатывает одно очко своей команде и право на еще один удар.
Бегущим игрокам не разрешается: касаться мяча; выходить за боковые линии поля; возвращаться в город, не побывав на кону; выбежав в поле из кона, возвращаться обратно на кон.
Если игрок отказался от перебежки или сделал неудачный удар, он переходит в пригород (зону бегущих) и после удачного удара следующего игрока тоже может бежать. Перебежка через поле может начинаться с момента удара по мячу и до момента выбрасывания мяча в город (момент замаха) игроком поля.
Команда поля (водящие) располагается в поле. Игроки имеют право выходить за пределы поля, но не могут заходить в город. Водящие стараются на лету поймать мяч после удара бьющего. Если им это удается, команды меняются местами. Ловить мяч можно только с помощью кистей рук, его необходимо унести в город, не коснувшись им игрового поля.
Если поймать мяч с лёта не удалось, водящие как можно быстрее стараются его подобрать и осалить перебегающих. Мяч можно передавать друг другу любое количество раз. Перемещаться с мячом в руках нельзя, а без мяча можно. Водящие не имеют права касаться перебегающих и мешать им совершать перебежку.
Борьба за город. Если перебегающего осалили (мячом), начинается борьба за город. В этот момент команды меняются ролями. Поэтому бывшие водящие, став игроками города, стараются быстрее убежать в город (занять его). Бывшие перебегающие, став водящими, выбегают в поле, подбирают мяч и стараются осалить убегающих в город. Если им это удается, команды опять меняются ролями. Так происходит до тех пор, пока одна из команд не убежит в город в полном составе или мяч не улетит в город (в поле его возвращать нельзя). Заняв город, вся команда располагается в зоне очередности и начинает игру в городе.
Побеждает команда, которая наберет больше очков.

© Лепешкин Виктор Александрович

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: