Диагностика одаренного ребенка




Введение

 

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

На сегодняшний день уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью человека (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность человека, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Признаки одаренности:

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности человека и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного человека: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения может быть описан следующими признаками: наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного человека обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Для поведения одаренного человека характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному человеку самодостаточной системой саморегуляции.

Особый тип организации знаний: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

Кроме того, знания отличаются повышенной «клейкостью», высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.

Следует учитывать, что знания могут иметь разное строение в зависимости от того, испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области. Следовательно, особые характеристики знаний могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.

Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

 

 

Виды одаренности

 

Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Талант - одаренность человека, реализованная в виде высоких или оригинальных достижений в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей. Это способность делать то, чему человека никто и никогда не учил. В отличие от одаренности понятие таланта относят к сложившимся профессионалам, завоевавшим известность своей конкретной деятельностью (в сфере математики, музыки, военного дела, техники и т.д.). Иван Павлов рассказывал, что во время учебы в духовной семинарии таланты искали не среди круглых отличников», а среди тех, кто резко выделялся по успеваемости в одном-двух предметах, что свидетельствовало о творческой личности и огромном интересе к данной области.

Гениальность (лат. genius - дух) - высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость. Эти результаты обеспечиваются через общие и специальные способности в ряде областей. Например, М. Ломоносов проявил незаурядные способности в естественных науках, искусстве и литературе.

Четкую границу между талантом и гениальностью провести сложно. Но считается, что гениальность требует предельно развитых качеств личности, таких, как склонность к самосовершенствованию, целеустремлённость, терпеливость и даже самопожертвование. Ведь гений устремлен в будущее, в перспективу, он «стреляет в цель, которую никто еще не видит. Сравнивая понятия таланта и гениальности, можно сказать, что таланту предначертано работать, а гениальности - творить. Человек обладает талантом, а гениальность владеет человеком.

 

Сравнить!!!

Диагностика одаренного ребенка

 

Цель диагностики: получение объективной информации для управления качеством педагогического процесса, создания условий для эффективного развития одаренного ребенка. Повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи диагностики:

- развитие личности одаренных учащихся;

- развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

- развитие позитивной «Я-Концепции»;

- развитие творческой самостоятельности;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие рефлексивных умений

Методы диагностики:

Наблюдение - целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него "вмешательства" путем создания специальных условий в "жизнь" наблюдаемого процесса, явления. В данном случае видом наблюдения будет являться – выборочное наблюдение (при котором исследуются не все элементы генеральной совокупности, а только определенным образом отобранная их часть).

Программа (схема) наблюдения:

1) Выбор единиц наблюдения.

2) Запись наблюдений. (После того, как в соответствии с целью наблюдения выбран объект и та ситуация, в которой будет происходить наблюдение его деятельности, перед исследователем встает задача проведения наблюдения и описания его результатов.)

Основное преимущество метода наблюдения в данном случае заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях. Во время урока одарённый ребенок будет отличаться от других учащихся класса по определенным параметрам.

Наблюдение как способ диагностики может проходить во время урока. Производить наблюдение может как психолог, так и сам классный руководитель, время проведения – один академический час (урок).

Анкетирование или Опросник - представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Основное преимущество метода анкетирования (или Опросника) в данном случае заключается в том, что после проведения наблюдения и выявления одаренного ребенка, можно определить главную сферу проявления одаренности учащегося (например, это может быть: математическая одаренность, лингвистическая одаренность, творческий потенциал…). С этой целью необходимо составить перечень вопросов, по ответам на которые можно будет точно определить интересующую сферу деятельности ребенка и подтвердить это повторным наблюдением на определенном учебном предмете или осуществить подтверждение другими методами (например: индивидуальное задание, беседа с самим учеником или его родителями).

Анкетирование как способ диагностики проводиться внеурочное время (после уроков или на классном часе). Анкетирование проводит классный руководитель. Психолог производит проверку и сообщает полученную информацию классному руководителю. Время, отводимое на анкетирование – макс. 20мин., листы с ответами собираются по завершению учащимися выполнения заданий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: