Проект «Чебаркульский Арбат»
Идея создания данного проекта принадлежит социально активным жителям города Чебаркуля.
Центр города – это европейское лицо Чебаркуля.
Центр города – это начало всех основ в формировании имиджа того или иного города и его жителей. Именно экономические и градостроительные подходы развития центральных исторических кварталов городов определяли и продолжают сегодня определять уровень состоятельности, цивилизованности, гордости и привлекательности городов и их жителей.
Развитие территории центра города – это сложнейшая градостроительная задача Чебаркуля на современном этапе.
Центр города – это огромный резерв экономического, туристического, градостроительного и социального капитала развития.
Инерционное развитие уродует исторический центр.
Сегодняшний Чебаркуль – это не богатый город. Бюджет муниципалитета не достаточен даже для обеспечения примитивного текущего ремонта и содержания дорог, не говоря уже об инвестициях.
Даже самые оптимистические прогнозы говорят о том, что в среднесрочной перспективе бюджет Чебаркуля не будет в состоянии адекватно финансировать реконструкцию центра города.
К сожалению, сегодня, центр Чебаркуля, при отсутствии четкой градостроительной стратегии, отдан на растерзание малому и среднему бизнесу. Без четких пространственных ориентиров и под влиянием убогих смет, центр Чебаркуля изменяет свой образ хаотично, безобразно и в полном несоответствии с европейскими притязаниями города.
СОЗДАНИЕ ПЕШЕХОДНОЙ ДОРОЖКИ В ЧЕБАРКУЛЕ: ИДЕЯ И МОТИВАЦИИ
Возможность интеграции интересов бизнеса и города в центре.
С точки зрения бизнеса, привлекательность центра обусловлена в основном престижностью расположения (офисные помещения) и большими людскими потоками (торговля, услуги, общественное питание, развлечения).
В то же время, моноцентризм города, фрагментированный и недружественный общественный центр, территориальная разбросанность коммерческо-развлекательных учреждений и огромный спрос населения на общественные праздники, создают отличную платформу для развития в центре Чебаркуля современной общественно-коммерческо-пешеходной дорожки.
В городе с почти 50 000 населением, где более 7 месяцев в году улицы и тротуары в слякоти и покрыты снегом, а спокойный променад возможен только в парке, создание ухоженного пешеходного островка с атмосферой постоянного праздника гарантирует нескончаемый людской поток. Как показывает практика других городов, обороты магазинов и предприятий общественного питания в таких зонах в десятки раз превышают средние показатели продаж в других частях города.
Разумеется, что концентрация объектов торговли, культуры и досуга на относительно ограниченном пространстве создает большие возможности для спонтанного непосредственного общения самых разных социальных слоев и типов поведения людей, способствующего социальной стабильности и созданию единого поликультурного городского пространства Чебаркуля.
Улица Ленина – самый оптимальный вариант «пешеходизации» в Чебаркуле.
Идея создания пешеходной улицы в Чебаркуле не нова. На протяжении последних 10 лет эта идея несколько раз поднималась, как на профессиональном, так и на политико-административном уровне.
Из всех существующих альтернатив, наиболее подходящей и экономически привлекательной считается улица Ленина, так как в данном случае наилучшим образом сочетаются основные условия «пешеходизации»:
1. Торгово-развлекательная часть городской среды;
2. Наличие транспортных «дублеров» с обеих сторон;
3. Возможности транспортной внутриквартальной доступности;
4.Наличие якорной инфраструктуры торгово-культурных учреждений;
5. Сохранение значительной доли муниципальной собственности на землю.
Смысл и значение торгово-пешеходной зоны.
К настоящему времени выявились общие закономерности формирования и создания пешеходных зон в исторических городах:
1. Территория освобождается от движения транспорта полностью (необходимо решить проблемы транспортной загрузки объектов пешеходной зоны со стороны прилегающих улиц) или частично (в этом случае загрузка объектов торговли и обслуживания может быть произведена в ночные часы). При этом оставляется возможность проезда в любое время пожарных машин, машин скорой помощи, полиции и т.п.
2. Производится реставрация, реконструкция застройки, вынос объектов с функциями, несоответствующими пешеходной зоне.
3. Приспосабливаются помещения, особенно в уровнях 1 этажа, приближенных к человеку, активно осваиваются ранее малоиспользуемые подвалы для размещения:
специализированных учреждений торговли;
заведений общественного питания (ресторанов, кафе, баров, террас и фаст-фудов);
учреждений обслуживания (в значительной степени с развлекательным уклоном);
музеев, выставочных залов и др.
Одним из главных принципов создания пешеходной зоны является необходимость получить из данной местности максимум возможностей (историко-культурный потенциал, дифференциальную ренту, «пиар» и т.д.) с упором на уникальность, экзотичность, неповторимость данной территории.
Одновременно, создаваемая зона преобразовывает прежде запущенные территории, комплексно решая их многочисленные проблемы (инфраструктуру, техническое состояние фондов, благоустройство и т.д.). Она повышает их привлекательность и престижность для жителей, арендаторов, собственников, инвесторов, инициировала создание новых рабочих мест, требуемых, как для создания пешеходной зоны, так и для последующей эксплуатации этой зоны и находящихся на ней многочисленных объектах.
Необходимым качественным условием для создаваемой пешеходной зоны является её информационная насыщенность. Здесь имеются в виду архитектурный декор, аудио и видео реклама, события, объекты, притягательные для посетителей пешеходной зоны и т.д.