Проблема и проблемная ситуация




ПРОГРАММА

социологического исследования на тему

 

ФУТБОЛЬНЫЙ ФАНАТИЗМ как социальное явление: развитие и функционирование (на примере г. МОГИЛЕВА)

Руководитель О. В. Борисова

 

Исполнители Д. В. Кондратьев Е. М. Ласточкина

Могилев 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

1.1. Проблема и проблемная ситуация

1.2. Определение объекта исследования

1.3. Постановка целей и задач исследования

1.4. Определение основных понятий, их интерпретация

 

 

ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1. Описание методов сбора информации, способов обработки и анализа

2.2. Инструментарий

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Проблема и проблемная ситуация

Нежданно-негаданно фанатское движение стало неотъемлемой частью футбольной жизни.

К этому явлению можно относиться по-разному: любить или ненавидеть. Вот только совсем не замечать фанатов с каждым годом становится все труднее. Особенно в крупных городах нашей республики.

Кто же они такие, футбольные фанаты? И почему сообщения о проводимых ими “мероприятиях” чаще напоминают уголовную хронику, нежели рассказ о приятном времяпрепровождении? Молодые ребята, которым просто некуда себя деть? Люди, преданные неким высоким идеалам, воплощенным в «зарядах» и клубной атрибутике? Действительно ли они могут представлять опасность для окружающего мира, или же это законопослушные граждане, которых не надо трогать по причине всего лишь их несколько повышенной экзальтированности?

Фанаты как субкультура появились впервые в Англии. С началом разделения игроков на команды и клубы зародились первые разногласия, постепенно превращаясь в битвы футбольных фанатов, которые заканчивали почти каждый матч. Такое массовое помешательство в шестидесятых даже заставило правительство издать специальные законы и запреты. Как только футбол распространился по миру, английские футбольные фанаты научили европейцев своей манере поддержки клубов. Вся планета буквально «заболела» этим движением. Гимн футбольных фанатов стал жизненным девизом многих молодых людей, беспорядки на стадионах стали нормальным явлением. С того времени культура футбольных фанатов пережила много изменений и стала популярной на всем земном шаре.

В наше время культура футбольных фанатов – это очень популярное движение, активное и эмоциональное. Оно идеально удовлетворяет потребности современной молодежи. Но все же все чаще безобидные фанаты становятся «фанатиками», что приводит к нарастанию агрессии и огорчающим последствиям.

С давних пор настоящим «фанатомом» считался не тот, кто жаждал помахать кулаками в состоянии алкогольного опьянения. Таких зачастую к фанатам не причисляют. Подобный сорт людей уже много лет называют «гопниками». Если человек действительно фанат, он должен поддерживать свою любимую команду вне зависимости от того, где она проводит очередной матч - дома или на выезде. Истинный - или “продвинутый” - фанат обязан всем своим внешним видом и элементами одежды выделяться из толпы. Он всегда придет на помощь своему собрату по движению.

Само собой разумеется, что движение «фанов» изначально распалось на группировки поклонников того или иного клуба. Так было и у родоначальников фанатства - англичан, так случилось и у нас.

Социальный состав фанатов разнороден. Вопреки распространённому мнению, среди фанатов в достаточном количестве присутствуют студенты вузов, дети из благополучных семей, представители интеллектуальных профессий, бизнесмены.

Это не удивительно, так как фанатство как хобби требует немалых денежных и временны́х затрат: отечественные и зарубежные выезды, покупка атрибутики и материалов для поддержки команды.

В настоящий момент можно говорить о том, что не существует самостоятельных национальных субкультур футбольных фанатов. Да, существуют некоторая национальная специфика, те или иные практики, отличные от практик фанатов других стран, варианты сленга. Но все это, можно списать на различия разных народов в темпераменте, культурных традициях и т.д. Тем не менее, на мой взгляд, не стоит говорить о существенном, принципиальном отличии разных национальных фанатских субкультур. Из-за широкого освещения футбола телевидением и прессой, а также в результате постоянных контактов фан-групп из разных стран, произошло создание общемировой фанатской субкультуры.

Беларусь практически не участвовала в процессе создания этой субкультуры. Фан-движение в Беларуси возникло в тот момент, когда эта субкультура уже существовала. Кроме того, можно говорить, что именно факт существования такой субкультуры и породил фан-движение в Беларуси. Оно возникло для того, чтобы воспроизводить эту субкультуру. Таким образом, данное культурное явление стало на стадии своего возникновения почти 100-процентной культурной инсценировкой.

Хотя фан-движение в Беларуси возникло для того, чтобы воспроизвести уже существовавший культурный эталон, состав участников оказался принципиально другим, чем на Западе.

Фан-движения на Западе объединяют людей, средний возраст которых около 25-30 лет. Средний возраст белорусских фанатов 15-20 лет. Наверное, существует принципиально разная система мотивации участия, но это тема отдельного исследования.

Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуре общества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Редкие конфликты (столкновение фанатов с милицией), если и возникают, то, как правило, не по инициативе футбольных фанатов. Весь потенциал конфликта выплескивается внутри субкультуры, на другие фан-движения.

Поскольку в продаже довольно много всевозможной атрибутики и она периодически меняется, то наиболее престижна та атрибутика, которая выпускалась раньше. В развитом фан-движении атрибутика достаточно разнообразна и придумать что-то новое очень сложно.

Сленг футбольных фанатов, с одной стороны, до сих пор окончательно не сформировался и находится в процессе создания. С другой стороны, он уже сформирован настолько, что непосвященный человек не сможет адекватно участвовать в разговоре 2 фанатов, потому что, во-первых, словарный запас достаточно велик, во-вторых, многие слова и словосочетания несут дополнительную смысловую нагрузку, а в-третьих, необходимо знать не только сленг, но и быть в курсе происходящих в фан-движении событий.

Вообще, с футбольным фанатством связан определенный стиль жизни, привлекательность которого оказывается для многих одним из главных стимулов к вступлению в фан-движение.

Если обратиться к опыту зарубежного футбольного фанатства, то для европейских обществ «фанатские войны» одна из наиболее серьезных проблем, связанных с футбольными фанатами. Массовые побоища, которые устраивают фанаты различных клубов и сборных (особенно в этом преуспели английские, немецкие и латиноамериканские футбольные фанаты), заканчиваются десятками раненых, разгромленными магазинами и даже убитыми.

Белорусское фанатство пока обходился без человеческих жертв.

Бывают случаи, когда игрок одной из команд позволяет себе неприличный жест в адрес другой команды или ее болельщиков. Такие причины редко становятся поводом для серьезной войны, но могут привести к временному ухудшению отношений между фанатами. Фанатские войны также оказывают определенное влияние на лидерство в фан-движении.

Если кому-либо удается добыть в честных драках «вражескую» атрибутику, особенно атрибутику hooligan’s, это заметно повышает его авторитет. Положительно на авторитете фаната могут сказаться даже травмы, полученные в ходе драки с фанатами-врагами.

Для исследования данного феномена мало быть посторонним наблюдателем. Это особая жизнь со своими законами и правилами. Постороннему человеку никогда не откроется в полном объеме мир футбольного фанатства. Надо жить вместе с фанатами одной жизнью, надо стремиться познать не только вещи, лежащие на поверхности, то, что фанаты сами нам показывают, но и пытаться заглянуть внутрь, туда, куда закрыт путь для простого обывателя.

Футбольное фанатство — явление мирового масштаба, которое особенно широко распространено в таких европейских странах, как Англия и Италия. Довольно бурно футбольное фанатство развивается и в современной Беларуси, не замечать его становится все труднее.

Одновременно субкультура фанатов довольно легко уживается с рядом других субкультур, в основном музыкальных, что облегчает вербовку ресурсов. Фанатская субкультура не пытается их ассимилировать, что не создает ей конфликтов с этими субкультурами. Субкультура футбольных фанатов более универсальна и позволяет одновременно сохранить старые ценности и войти в новый социум.

Актуальность данного исследования обусловлена неослабевающим интересом к фанатскому движению как социальному явлению, как достаточно молодому социальному явлению в жизни общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: