ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗА МЫШЛЕНИЯ




Раздел III. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

"Научите попугая произносить

"спрос" и "предложение" -

и перед вами экономист".

(Неизвестный автор)

Интуитивно все знают, что такое спрос и предложения. Спрос связан с потребностями и возможностями покупателей, а предложение - с производством и продавцами. Соотношение спроса и предложения оказывает влияние на цены и объемы продаж. Это так, но таких знаний недостаточно даже для элементарного экономического анализа.

"Нет ничего более практичного, чем хорошая теория". Это относится и к теории спроса и предложения. Конечно, эта теория неполно описывает рыночные отношения. Но ведь никто не ставит в вину классической механике, что она неполно описывает реальный мир. Аналогия с механикой допустима, но в отличие от механики, спрос и предложение измерить трудно. Но этот недостаток компенсируется тем, что для принятия многих решений достаточно знать лишь характер изменений спроса и предложения. А это экономическая теория позволяет делать.

 

1. Понятие рынка. "Под словом "рынок" экономисты понимают не какое-то конкретное торговое пространство, где товары покупаются и продаются, но весь тот регион, в котором продавцы и покупатели находятся в столь свободной связи друг с другом, что цены одинаковых товаров становятся примерно равными легко и быстро". (А. Курно, 1801-1877 гг.)

" Рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена". [6, с.21]

 

2. Рынок одного товара. "Когда-то рынок представлял собой общественное место в городе, где пищевые продукты и другие предметы выставлялись на продажу" (У.С. Джевонс). Такие рынки мы с вами хорошо знаем. Экономисты же чаще всего говорят совсем о других рынках. Они вполне серьезно рассматривают то, чего на первый взгляд нет. В микроэкономике речь идет, прежде всего, о рынке одного товара. На рынке одного товара все единицы товара неотличимы друг от друга, действуют покупатели и продавцы, о поведении которых экономисты судят по изменениям спроса и предложения.

Что это: абстракция или реальность? Конечно, бывают специализированные базарчики, но говоря о рынке одного товара имеют ввиду более общее понятие. Если вы пришли на базар купить огурцы, то вы попали на рынок огурцов в конкретном месте в данное время. Несмотря на безусловное влияние на рынок огурцов ситуаций на рынках других товаров, которые отражаются в ценах, времени года и дня недели, конкуренции за место на базаре, мафиозного влияния и других факторов, - вы находитесь на рынке одного товара - огурцов. Внутренние параметры этого рынка оказывают доминирующее воздействие на цены, на поведение продавцов и покупателей огурцов.

Что называют внешними факторами рынка одного товара? Все, что оказывает влияние на поведение продавцов и покупателей и в явном виде не представлено на этом рынке. Внешние факторы представлены в первую очередь информацией. В нашем примере локального рынка огурцов это, например, цены на других рынках, совокупное предложение огурцов в этом сезоне, определяемое величиной урожая. Цены и вообще положение на одном рынке влияет на ситуацию на других рынках. Взаимосвязанные рынки - это в первую очередь рынки взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров.

Внутренние факторы рынка - это, в частности, количество продавцов и товаров, соотношение спроса и предложения. Последнее наиболее существенно. Через спрос и предложение находят свое выражение все факторы. Именно это позволяет утверждать, что рынок одного товара - это не только абстракция, но и реальность.

 

3. Предпосылки первичного анализа спроса и предложения. Рассматривая спрос и предложение, мы по возможности будем абстрагироваться от рыночной структуры, которая будет подробно представлена в девятой главе. Рыночная структура - это совокупность продавцов (их количество, доли в продажах, возможности наращивать количество предлагаемых товаров), покупателей (их количество, их финансовые возможности и потребности, доли в покупках), система получения и распространения рыночной информации, особенности товара, и многое другое. В настоящей главе мы будем иметь дело с абстрактной массой продавцов и покупателей. Будем использована самая простая модель, которая ближе всего к рынку совершенной конкуренции.

 

Глава 6. СПРОС

 

“- Ну и что вы намерены делать? Создавать спрос?

- Много вы понимаете в политэкономии, - ответил консул довольно невежливо.

- Спроса создать нельзя. Но возможно создать условия, которые вызовут спрос. Вот этим-то я и занят”. (О. Генри “Короли и капуста”)

 

Изучаемые вопросы

 

Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффекты Гиффена и Веблена. Факторы, формирующие спрос: доход, ситуации на рынках взаимосвязанных товаров, запасы, ожидания, предпочтения потребителя. Изменение величины спроса и изменение спроса. Эластичность. Эластичность спроса по цене. Точечная и дуговая эластичность. Эластичный и неэластичный спрос. Определение эластичности по изменению суммарной выручки (тест на эластичность). Эластичность спроса по доходу. ”Нормальные” и “низшие (низшего порядка)” товары. Товары первой необходимости. Перекрестная эластичность спроса по цене.

====================================================================

 

Спросом называют готовность купить товар при определенных условиях, главным из которых является цена товара.

Спрос (англ. demand) - количество товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени на данном рынке при данных условиях.

Экономисты называют спросом или, что одно и то же, платежеспособным спросом количественную величину, меняющуюся в зависимости от разных условий, называемых факторами спроса.

Спрос - это функция многих переменных, отражающих факторы спроса

Qd = F(P, {Pi; Qi}, I, R, М, Inf,...), основные из которых, это:

· P - цена данного товара или услуги;

все остальные факторы спроса получили название неценовых факторов:

· {Pi; Qi} - цены и объемы продаж других товаров и услуг, прежде всего взаимодополняющих (сопутствующих) товаров и товаров-заменителей;

· I - доход потребителей;

· М - предпочтения и вкусы потребителей, в том числе мода;

· Inf - информация, в том числе реклама;

· R - запасы товаров у потребителей, в первую очередь данного товара и его заменителей.

До возникновения современной теории спроса все это было известно, по крайней мере интуитивно. Но с функцией многих переменных вообще трудно работать. Никакого реального инструмента для анализа рынка это представление пока не несет.

 

Кривая спроса и величина спроса. Современная теория спроса началась с того, что Альфред Маршалл (1890 г.) предложил выделить главный фактор спроса - цену товара, а все остальные факторы зафиксировать. В результате спрос оказалось возможным анализировать с помощью привычной двумерной зависимости. Координаты такого графика получили названия цены и величины спроса, или количества, или объема спроса. Мы будем пользоваться термином «величина спроса».

Величина спроса - это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить (готовы) приобрести по данной цене при прочих равных условиях.

Функцию величины спроса от цены часто именуют кривой спроса или шкалой спроса, в зависимости от способа представления функции. Прямая функция спроса показывает зависимость величины спроса от цены, а обратная функция спроса показывает зависимость цены от величины спроса. Цена на кривой спроса называется ценой спроса, то есть максимальной ценой, которую покупатели согласны заплатить за соответствующее количество товара.

Противопоставляя функцию и величину спроса, экономисты пользуются терминами "спрос" и "величина (объем) спроса". Обратите внимание, что величина спроса как самостоятельное понятие появляется только на кривой спроса. К несчастью, величину спроса часто именуют просто спросом, что приводит к недоразумениям. Необходимо понимать, где под спросом имеют в виду спрос в самом общем виде, а где величину спроса. Величина спроса - это координата точки на фиксированной кривой спроса, а спрос – это сама кривая.

В экономической теории по традиции величина спроса (количество блага) откладывается по оси абсцисс, а цена - по оси ординат (см. рис. 6-1).

P

 

цена

от англ.

Price

Qd(P) - функция или кривая спроса,

Pd(Q) – обратная функция спроса

Р0

 
 

 


 

Q

величина спроса Q0 Количество от англ. Quantity

при данной цене P0

Рис. 6-1. Основные понятия и обозначения теории спроса.

 

Табличное задание функции спроса с помощью шкалы спроса не менее естественно. Например, спрос на тапочки можно представить в виде шкалы спроса так:

Величина спроса (покупатели готовы купить), шт.          
Цена (по цене), руб.          

 

Проблема измерения спроса. "Сегодня хотят купить больше, чем вчера", "реклама способствует увеличению спроса" - эти и другие подобные замечания, так часто встречающиеся в нашей жизни, свидетельствуют о том, что люди думают, что спрос можно измерить. Теория подтверждает лишь часть наших надежд в этом плане.

Существует ли функция спроса или экономисты ее придумали? Вопрос справедлив, поскольку даже величину спроса практически невозможно непосредственно наблюдать. Тем более точно построить функцию спроса фактически нереально. Действительно, факторы, определяющие спрос все время меняются. Объем продаж не дает точного представления о спросе. Например, продавец мороженого в течение 5 часов продал все имеющиеся 1000 порций по цене 4 рубля. Если бы он мог торговать дольше, то, сколько бы он еще продал, никто не знает. Завтра спрос, скорее всего, изменится. Таким образом, ситуация со спросом напоминает положение вещей в квантовой механике. Так же как структура атома, спрос не наблюдаем в обычном смысле этого слова.

И все же, экономисты уверены, что функции спроса существуют и даже общие соображения относительно характера зависимости плодотворны. Они во многом способствуют принятию правильных решений: покупать или нет, увеличивать выпуск продукции или нет, как влиять на спрос и к чему это приведет и так далее.

Полезность и спрос. Связаны ли между собой предельная полезность и индивидуальный спрос? В каждый конкретный момент будем считать общей полезностью некоторого количества блага максимальную сумму денег, которую потребитель готов отдать за это количество блага. Соответственно, предельной полезностью будет та максимальная денежная сумма, которой наш потребитель готов пожертвовать для приобретения дополнительной единицы блага. Ведь в каждый конкретный момент полезность денежной единицы (предельную полезность денег) для данного человека условно можно считать фиксированной. Именно это лежит в основе спроса.

Допустим, что потребитель рассматривает вопрос о покупке риса. Закон предельной полезности показывает, что каждый последующий килограмм риса он будет согласен платить все меньше и меньше. В результате большое количество риса покупатель согласен купить только по низкой цене, когда как немного риса он готов купить и по высокой цене. Таким образом, перед нами закон спроса, а функция предельной полезности объясняет отрицательный наклон кривой спроса. Закон предельной полезности как бы превращается в закон спроса, согласно которому при прочих равных условиях величина спроса уменьшается с ростом цены.

 

Индивидуальный и рыночный спрос. Как складывается суммарный спрос многих сотен и тысяч покупателей? Если имеется спрос на некоторый товар в городах (на рынках или просто двух покупателей) А и В, то суммарный спрос будет равен сумме функций спроса в этих пунктах:

Q = Q(A) + Q(B).

Это правило называется горизонтальным суммированием спроса. Его суть представлена на рис. 6-2.

 

Р Р Р

2 2

5 2 7

7 4 11

9 6 15

11 7 18

Q Q Q

Спрос в пункте А Спрос в пункте В Рыночный (суммарный) спрос

Рис. 6-2. Рыночный спрос как сумма индивидуального спроса.

Общий (суммарный, рыночный) спрос зависит от индивидуального спроса потребителей и численности населения. Можно сказать и иначе: он зависит от спроса на отдельных рынках (территориальных, рынков разных групп населения, и так далее).

Закон спроса: Чем меньше цена, тем больше величина спроса и, наоборот, чем больше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях, естественно.

Это знают все. Но даже начинающие экономисты обращают внимание на пассаж: "при прочих равных условиях". Если кроме цены изменятся другие условия, определяющие спрос, например, доход или цена товара-заменителя, то еще не ясно как поведет себя величина спроса.

 

Нетипичное поведение спроса: в некоторых ситуациях кажется, что в ответ на увеличение цены растет объем продаж (или, что то же самое, величина спроса).

(а) Эффект Гиффена. При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь дальнейшего роста цен, население скупает и без того скудные запасы. Таким образом, кажется, что чем выше цена, тем больше величина спроса. Это явление впервые описано английским экономистом Робертом Гиффеном (1837 – 1910 гг.) в середине XIX века, когда под угрозой голода в Ирландии люди отреагировали на рост цены картофеля - основного продукта питания - увеличением объема покупок, а не его сокращением, как, казалось бы, предписывает закон спроса.

На самом деле закон спроса и здесь соблюдается, так как условие «при прочих равных» явно нарушено угрозой голода. Фактически для беднейших слоев населения произошло сильнейшее замещение всех остальных благ картошкой. Тогда люди покупали не картошку, а жизнь.

б) Эффект Веблена. Престижное, показное потребление имеет широкий спектр действия, причем не только для самых богатых покупателей. Повышение цен на некоторые престижные товары и услуги не делает их менее привлекательными для тех, кто покупает не столько сам товар, сколько престиж, связанный с обладанием этим товаром, например, таким, как дорогой автомобиль или такими услугами, как обед в модном ресторане. Парадокс, названный по имени американского экономиста и социолога Торстена Веблена (1857 – 1929 гг.), заключается в том, что некоторые товары покупают не в последнюю очередь из-за их высокой цены. Действительно, не подарите же вы любимой девушке дешевые духи, даже если они имеют тот же химический состав, что и духи знаменитой марки? Отождествляя в некоторой степени достоинство товара с ценой, мы начинаем остерегаться низких цен. Маркетологи усиленно эксплуатируют этот эффект. Во всех странах, в том числе и в России, существует сеть магазинов для богатых. Все мы в той или иной степени подвержены воздействию эффекта Веблена. Например, массовое производство поддельных товаров, якобы произведенных ведущими фирмами, также частично связано с эффектом Веблена.

 

Неценовые факторы спроса. Изменение неценовых факторов спроса отражается на графике сдвигом кривой спроса. Увеличение спроса выглядит как сдвиг кривой спроса вправо и вверх, уменьшение - как сдвиг влево и вниз.

Если увеличение некоторого фактора вызывает рост спроса, то это в таблице 6.1. показано знаком плюс. Зависимость спроса от этих факторов - прямая. Другие факторы, помеченные минусом, влияют на спрос в противоположном направлении. Увеличение такого фактора влечет уменьшение спроса, и, наоборот, его уменьшение приводит к росту спроса. Зависимость спроса от этих факторов - обратная. Рассмотрим влияние основных неценовых факторов спроса подробнее.

Фактор 1. Доход обычно влияет на спрос положительно - чем больше доход, тем больше спрос. Объяснение этому очевидно: при увеличении доходов люди при той же самой цене готовы купить больше товаров, чем до увеличения доходов. Так как это верно при любой фиксированной цене, то это как раз и означает сдвиг кривой спроса вправо - вверх. Такие блага называются нормальными”.

 

 

Таблица 6.1.

P Влияние Ф А К Т О Р Ы

увеличения

+ (-) Доход потребителей

Q

- Цена на дополняющий товар при

неизменном спросе на него

+ Спрос на дополняющий товар

 
 


+ Цена на заменяющий товар при

неизменном спросе на него

 

- Спрос на заменяющий товар

 

- Запасы товара у потребителя

 

+ Мода, вкусы потребителей

 

+ Информация (положительная)

 

 

Блага “низшего порядка” (низшие или инфериорные блага). Больший доход не на все товары вызывает рост спроса. Товары, обладающие относительно невысокими потребительскими свойствами, такие как хлеб, картофель, крупы, низкосортное мыло и некоторые другие товары с ростом дохода вытесняются, как правило, более качественными товарами. Например, высокосортным мясом, фруктовыми соками, деликатесами, качественным мылом. Поэтому спрос на товары “низшего порядка” с ростом дохода падает. И хлеб, и картофель могут быть превосходными, но, тем не менее, они остаются товарами “низшего порядка”. Экономист сказал бы, что им есть лучшие заменители, правда, они дороже: мясо, сыр, фрукты и так далее. Рост дохода как раз и позволяет осуществить эту замену. Для подтверждения этого факта достаточно сравнить рацион питания в богатых и бедных странах, а также между группами населения одной и той же страны.

Фактор 2: Взаимодополняющие (сопутствующие) блага, например лошадь и седло, корова и поддойник, автомобиль и бензин, компьютеры и труд программистов и операторов, проигрыватели и компакт-диски. Большинство таких пар несимметричны: вряд ли увеличение цены на поддойники как-либо скажется на ценах коров, тогда как обратное влияние вполне возможно. Рост цен коров уменьшает спрос на поддойники, тем самым, понижая их цены. Очевидно, что рост цен на поддойники менее сильно влияет на цены коров, но в том же направлении: а именно - не способствуя их увеличению. (Подробно этот фактор анализируется в главе 8).

Фактор 3: Товары-заменители (комплиментарные блага). Их часто называют взаимозаменяемыми, но это не совсем верно. Можно привести примеры несимметричности: один товар является заменителем другого, а обратное неверно. Например, большое зеркало на стене и маленькое в пудренице. Взаимозаменяемые блага удовлетворяют одну и ту же потребность. При этом они конкурируют: масло и маргарин, натуральная вата и вискоза, естественный и искусственный каучук, медь и алюминий в электротехнике, авиа- и железнодорожные перевозки. Снижение цены на один товар при неизменности кривой спроса на него влечет за собой рост величины спроса и, следовательно, уменьшение спроса на товар-заменитель. В результате чего снижается цена заменителя. В частности этот рыночный механизм лежит в основе появления дешевых искусственных заменителей. (Подробно этот фактор анализируется в главе 6).

Фактор 4: Запасы. Спрос очевидным образом определяется накопленным запасом товара у покупателя: чем больше запас, тем у него меньше желания купить еще. Российская действительность дает много этому примеров. На вопрос преподавателя экономики в 1994 году: "Сохранился ли у вас дома запас сахара еще с 1991 года?" - примерно треть студентов и школьников отвечала положительно. Недаром настоящие, то есть относительные цены сахара, были в этот период невысоки.

Фактор 5: Предпочтения потребителя. Покупатель обладает суммой денег, которую он может потратить на нашем рынке одного товара и предпочтениями (то есть вкусом или личными склонностями). Предпочтения все время меняются. Главные источники предпочтений - это мода и стимулирование спроса с помощью рекламы и других приемов. Влияние предпочтений потребителей на спрос очевидно.

 

Эластичность спроса по цене. "На редкость неудобно говорить о "том количестве, на которое люди увеличат или уменьшат свои покупки при изменении цены"... Поэтому экономисты придумали для нее специальный, краткий термин. Принято именовать это понятие ценовой эластичностью спроса". (Пол Хейне)

Нетрудно заметить, что спрос на разные товары реагирует на изменение цены и неценовых факторов неодинаково. В одних случаях малейшие изменения сильно сказываются на величине спроса или кривой спроса, в других случаях величина спроса или кривая спроса относительно стабильны. Для измерения этого явления в экономической теории используется понятие эластичности.

Эластичность спроса - это измеритель силы влияния какого-либо фактора на величину спроса.

Основными видами эластичности спроса являются:

· эластичность спроса по цене;

· эластичность спроса по доходу;

· перекрестная эластичность, то есть эластичность спроса по цене других товаров.

Измерять реакцию величины спроса на изменение цены простым отношением малого приращения спроса к малому приращению цены ( Q/ P) нельзя. Одна из причин этого - масштаб цен. Если цены вырастут в 10 раз, то Q/ P уменьшиться в 10 раз. Аналогичным образом этот показатель будет зависеть и от единицы измерения величины Q. Хотя на самом деле реакция спроса могла остаться той же самой. Для измерения изменений спроса в зависимости от изменений цены в экономике применяют отношение относительных приращений.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на один процент.

Поэтому показатель силы влияния цены на величину спроса - эластичность спроса по цене - это отношение двух процентных изменений:

Еd = = < 0. (6.1)

Эластичность спроса по цене отрицательна, так как в силу закона спроса изменения величины спроса и цены имеют разный знак.

Точечная эластичность применяется при малых приращениях или в абстрактных задачах, где задаются непрерывные функции спроса: (6.2)

Точечная эластичность применяется к непрерывным функциям и находится через производную. В точке (P0, Q0) она вычисляется как

Ed = : (6.3)

где dQ/dP - производная функции спроса в этой точке. При небольшой разнице между P0 и P1 можно приближенно вычислить точечную эластичность по формуле

Ed = :

Эластичность спроса по цене является величиной безразмерной.

Дуговая эластичность. Если удалось замерить две более или менее близкие точки (Q1, P1) и (Q2, P2), то вычисляют так называемую дуговую эластичность:

(6.4)

Причиной использования дуговой эластичности является тот факт, что точечная эластичность дает разные результаты, если «смотреть» из точки (P1, Q1) и из точки (P2,Q2).

 

Неэластичный спрос. Если < 1, то спрос считается неэластичным, то есть относительные изменения спроса меньше относительных изменений цен. Другими словами, при изменении цены неэластичный спрос меняется незначительно. Товарами и услугами, имеющими неэластичный спрос, как правило, в России являются соль, повседневные пищевые продукты, телефонная связь, услуги хирурга и многие другие блага. Справедливости ради необходимо отметить, что неэластичность не есть органически присущее товару свойство. Все зависит от ситуации, и в частности от цены.

Абсолютная неэластичность спроса. Независимость спроса от цены называется абсолютной неэластичностью. Чрезвычайно малая зависимость в некотором реалистичном ценовом интервале действительно встречается у товаров первой необходимости с невысокой ценой и практическим отсутствием заменителей (соль, хлеб, молоко, - конечно, в разной степени). Действительно, вряд ли величина спроса существенно изменится при росте цены спичек на 10%. Чем меньше заменителей у товара, тем он менее эластичен.

 

Эластичный спрос. Если > 1, то спрос считается эластичным и хорошо "регулируется" ценой. Например, спрос осенью на яблоки для большей части населения или спрос на неквалифицированный труд. Продавца эта ситуация заставляет снизить цену. Только так он может увеличить выручку.

Абсолютно эластичный спрос. Например, на рынке, на котором цена установилась в результате взаимодействия множества продавцов и покупателей, спрос на продукцию одного продавца таков, что цена постоянна. По этой цене продавец может продать любое количество товаров, которые он в состоянии произвести. Таков, например, американский биржевой рынок пшеницы.

P P

 

 

 

 

Q Q

а) абсолютная эластичность б) абсолютная неэластичность

Рис. 6-3. Графики абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного спроса по цене.

 

Тест на эластичность. Поскольку на практике проще измерить выручку, нежели эластичность, то все это кратко формализуется в виде так называемого теста на эластичность:

· Если повышение цены дает дополнительную выручку, то спрос неэластичен, то есть < 1. Снижение же цены в этом случае убыточно для предпринимателя.

· Если уменьшение цены приносит дополнительную выручку, то спрос эластичен, то есть > 1. Увеличение цены при эластичном спросе нерационально.

· Если незначительное изменение цены не изменяет выручку, то спрос обладает единичной эластичностью, то есть = 1.

 

Основные факторы эластичности спроса по цене. Таблица 6.2.

ЧЕМ ТЕМ СПРОС НА ТОВАР
· больше заменителей более эластичен
· выше доля расходов на товар в личном бюджете более эластичен
· ниже степень насыщения рынка товаром более эластичен
· больше срок пользования товаром и его ремонтопригодность более эластичен
· больше временной период более эластичен
· больше количество областей применения товара более эластичен

 

Заметим, что практическое изменение эластичности затруднено по тем же причинам, что и измерение спроса. Тем более в условиях переходной российской экономики трудно составить некоторые устойчивые представления об эластичности различных товаров. Стабильные условия американской экономики позволяют время от времени это делать с помощью достаточно дорогостоящих исследований (см. табл. 6.3 и 6.4).

 

 

Эластичность спроса на некоторые основные Таблица 6.3.

потребительские товары в начале 1980-х годов в США [33, с.115-116]

Характер спроса Товары и услуги Эластичность
Неэластичный спрос Хлеб Картофель Сахар Яйца Медицинские услуги Газеты и журналы 0,15 0,30 0,30 0,32 0,31 0,42
Спрос близкий к единице Пиво Говядина Примерно 1 Примерно 1
Эластичный спрос Мебель Электроэнергия Автомобили Еда в ресторанах 1,20 2,00 2,10 2,30

 

Эластичность спроса по доходу. Что будет, если доход немного увеличился или уменьшился? Как будет вести себя величина спроса? Этот вопрос в меньшей степени волнует предпринимателей. Во-первых, потому, что они не могут управлять доходом своих покупателей, а во-вторых, потому, что влияние дохода менее заметно, чем цены.

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько изменение величины спроса зависит от изменения дохода.

(6.5)

В отличие от эластичности спроса по цене эластичность спроса по доходу имеет дело не с движением по одной кривой спроса, а со смещением всей кривой спроса. В этом случае тоже логично анализировать изменение величины спроса. Обратите внимание, что на рис.4-4 сравниваются величины спроса при одной цене, но при разных доходах. При этом величина изменения дохода как бы остается "за кадром".

       
 
   
 


Р Рис. 6-4. Изменение величины

спроса на нормальные блага при росте дохода.

 

 
 

 

 


Q

 

Закон Энгеля. С ростом доходов доля расходов на товары первой необходимости снижается, а на роскошные товары – растет. Немецкий статистик Эрнст Энгель (1821 – 1896 гг.) статистически подтвердил этот достаточно очевидный факт на примере анализа данных о расходах семей с разными доходами. Он установил, что с ростом доходов доля расходов на продовольствие снижается, доля расходов на жилье и одежду остается примерно постоянной, а доля расходов на остальные блага повышается.

Кривые расходов Энгеля показывают связь между величиной потребления товара или товарной группы и доходом при прочих равных условиях, среди которых наиболее существенными являются постоянные цены и неизменные предпочтения. Если с ростом дохода темп роста расходов на некоторый товар положителен, но меньше темпа роста доходов, то такие товары получили название товаров первой необходимостикачественных »), если больше темпа роста доходов, то такие товары называются товарами роскошивысококачественными »). И «качественные», и «высококачественные» товары, естественно относятся к нормальным товарам.

           
     


Х Px Х Px Х Px

 

           
     

 


I I I

A) б) в)

Рис. 6-4. Кривые расходов Энгеля для трех типов товаров: «низших» (a),

товаров первой необходимости («качественных») (б) и товаров роскоши («высококачественных») (с).

 

Эластичность спроса по доходу для «низших» товаров отрицательна (EI < 0), для «качественных» товаров 0 < EI < 1, а для «высококачественных» товаров EI > 1.

 

Перекрестная эластичность оценивает степень взаимозависимости

рынков. Она показывает, насколько величина спроса подвержена изменениям в

зависимости от цен на другие товары:

(6.6)

Для взаимозаменяемых товаров перекрестная эластичность положительна, а для сопутствующих товаров - отрицательна. Строго говоря, в экономической теории товары называют взаимозаменяемыми или взаимодополняющими, если их перекрестная эластичность, соответственно, положительна или отрицательна.

Для нейтральных благ перекрестная эластичность равна нулю. Это означает, что ситуации на рынках нейтральных друг по отношению к другу благ не связаны друг с другом.

 

 

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ.

 

Рынок.

Рынок одного товара.

Взаимосвязанные рынки.

Взаимозаменяемые блага.

Взаимодополняющие блага.

Нейтральные блага.

Понятие спроса.

Функция спроса.

Кривая спроса.

Шкала спроса.

Величина спроса.

Цена спроса.

Закон спроса.

Индивидуальный и рыночный спрос.

Эффекты Гиффена и Веблена.

Неценовые факторы спроса.

Нормальные блага.

Блага первой необходимости («качественные» блага).

Блага роскоши («высококачественные» б



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: