ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КРЕЩЕНИЯ




ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

 

Прежде, чем принять Крещение самому, или крестить ребенка, нужно ответить себе на вопрос: «Зачем я это делаю?». А для этого нужно хорошо понимать, что такое Крещение.

Обычно говорят, что Крещение – это таинство, вводящее человека в Христианскую Церковь. И сразу возникают два вопроса: что такое таинство и что такое Церковь?

Прежде всего разделим понятия «Церковь» и «храм». Заметим, что люди верующие, суеверные и неверующие имеют о храме разные представления. Неверующие относятся к храму как к театру или концертному залу, где получают удовольствие от происходящего на сцене и вокруг. Суеверные люди относятся к храму как устройству для исполнения их желаний. Им кажется, что для того, чтобы получить то, что они хотят, достаточно совершить определенные действия: поставить свечи, написать записки, постоять на службе. А когда их желания не исполняются, они заявляют, что Церковь – это обман и отправляются к экстрасенсам и астрологам.

И только верующие люди знают, что храм – это не то место, где получают, а то, где отдают. Человек приходит в храм, чтобы пообщаться с Богом: попросить Его о чем-то или поблагодарить за что-то. Приходя, он приносит Богу жертву – самое дорогое, что у него есть в данный момент. В древности люди приносили в храм плоды своих трудов и передавали их особым людям, священникам, которые возлагали эти дары на алтарь Бога и молитвенно (т.е. с мольбой, от всего сердца) обращались к Нему с просьбой принять эти дары. В наши дни некоторые люди тоже приносят в храм различные продукты и деньги, но прежде всех земных, материальных даров человек должен принести Богу свое сердце (Прит. 23,26).

Смысл жертвы – в соединении с тем, кому она приносится. Когда один человек жертвует чем-то ради другого, они становятся ближе друг другу. А когда человек жертвует самым дорогим, что у него есть, Богу, он соединяется с Ним. Поэтому все богослужения, совершаемые в храме, представляют собой возношение даров человеческой души Богу, а сам храм – здание (или помещение) для совершения богослужений.

В богослужении принимают участие все люди, находящиеся в храме, различаясь лишь степенью своего участия. Церковнослужители (пономари, чтецы, певчие) помогают священнослужителям (дьяконам, священникам, епископам), которые от лица всех верующих, пришедших в храм, обращаются с молитвой к Богу, прося принять принесенные ими дары. Они служат не людям, пришедшим в храм, а Богу. Поэтому главное православное богослужение, Литургия, совершается, даже если в храме нет ни одного человека. Богослужение состоит из различных действий, которые совершают священнослужители. Но само по себе священнодействие – лишь обряд, основу богослужения, его главное содержание образует молитва.

Молитва – это средство общения человека с Богом. Молиться можно и нужно не только в храме, но где угодно. Однако трудно молиться в своей квартире, где множество знакомых вещей отвлекают внимание и еще труднее молиться на улице или в транспорте. Для этого и существует храм – место, специально устроенное для молитвы, которое сам Христос называет «домом молитвы» (Мф. 21,13).

Каждое богослужение, совершаемое в храме, представляет собой соборную молитву всех верующих, обращенную к Богу. Личная молитва может быть прервана каким-то внешним или внутренним обстоятельством, и общение с Богом прекратится. А соборная молитва не прерывается никогда, потому что если по какой-то причине прекращает молиться один человек, рядом с ним молятся десятки и сотни других, а впереди них, перед лицом Божиим, молятся священники. Поэтому во время богослужения в храме всегда пребывает сам Бог, тайно беседующий с сердцами пришедших к Нему людей.

Когда человек приходит на богослужение, он должен поклонится иконам, лежащим на аналое в его центре, а затем встать на свободное место и молиться, отложив «всякое житейское попечение». Самое главное – ничем не мешать молитве других людей. Поэтому прежде чем входить в храм, необходимо познакомиться с правилами поведения в нем по специальной литературе или обратившись к дьякону или священнику до или после богослужения. Святой апостол Павел говорит, что «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10,17). Это значит, что нужно с неослабным внимание вслушиваться в пение хора, слова священника и дьякона, и особо внимательно слушать чтение «Апостола» и Евангелия. Для того, чтобы по-настоящему верить в Бога, нужно понимать, что происходит в Его доме.

Храм – естественный и неотъемлемый атрибут Церкви, под которой обычно понимают собрание верующих. Однако не всякое собрание верующих можно назвать Церковью, потому что истинная Церковь имеет двуединую природу – Небесную и земную. Земная часть включает в себя различные материальные объекты и всех верующих людей, а Небесная часть образована присутствием в Церкви Бога.

Внешне Церковь похожа на любую общественную организацию: она тоже состоит из людей, в ней есть своя иерархия и свои правила. Но в ней есть и нечто еще, чего нет больше нигде, и поэтому во время богослужения в храме плечом к плечу стоят менеджеры и рабочие, богатые и бедные, студенты и профессора, старики и молодые. Это происходит потому, что Церковь создана и управляется не людьми, а самим Богом. Учреждая ее, Христос обратился к своему ученику, апостолу Петру, а в его лице – ко всем христианам: «Я говорю тебе: ты – Петр[1], и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18).

Земную основу Церкви образуют люди: миряне, монахи, дьяконы, священники, епископы. Вера в Бога соединяет их сердца, души и тела и создает единый организм Церкви. Обращаясь к братьям по вере, апостол Павел сказал: «Все мы одним Духом крестились в одно тело <…>, и все напоены одним Духом. <…> Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. <…> И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12,13-27). Христиане образуют тело Церкви, а ее душой является Христос, постоянно пребывающий в сердцах верующих: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28,20) и подающий им Свою благодатную помощь. Поэтому православие понимает под Церковью не просто собрание верующих, а «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати»[2]. Это значит, что христианином может называться только человек, сознательно и свободно подчинивший свою волю Богу.

В своей Божественной части Церковь свята и непогрешима, как свят и непогрешим сам Бог. Но в земной, человеческой части Церковь не является абсолютно чистой и безгрешной, ибо «нет человека, который жив будет, и не согрешит» (2 Пар. 6,36; 3 Цар. 8,46; Екк. 7,20). Осознание этого факта должно побудить каждого христианина к исполнению одной из важнейших заповедей Божиих – заповеди постоянного и непрерывного развития своей личности: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19,2); «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48).

Совершенствовать тело, чувства и разум человек до определенных пределов может сам, путем разнообразных упражнений и тренировок. Но совершенствование духа возможно только с помощью Бога, который сам «есть дух» (Ин. 4,24). А для этого необходима молитва и особые богослужения, совершаемые только в Церкви, – таинства. От обычных богослужений они отличаются тем, что все участвующие в них получают благодатную помощь Бога. Как именно это происходит – есть величайшая тайна, поэтому такое богослужение и называется таинством. Известно лишь, что благодать подается молящимся не всем поровну, а по вере каждого, как о том говорит сам Бог: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9,29).

Крещение – первое таинство, в котором участвует христианин. Только после него он получает возможность участвовать и в других таинствах Церкви, главным из которых является причащение или, по-гречески, евхаристия. О том, что к таинству нужно относится очень серьезно, напоминает священник, выносящий из алтаря чашу со Святыми Дарами: «Со страхом Божиим и верою приступúте!». А апостол Павел говорит о людях, которые причащаются ненадлежащим образом: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11,27-29).

Эти слова во всей полноте относятся и к участию верующих во всех других таинствах. Поэтому принимать Крещение самому или становиться восприемником (крестным отцом или матерью) следует только людям, имеющим веру. Иначе, говорит св. Кирилл Иерусалимский, «вода тебя примет, но Дух не примет»; «если ты лицемеришь, то люди крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя ». При этом нужно помнить, что вера – не чувство или переживание, а действие: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2,26). Речь идет о делах, направленных на исполнение заповедей Бога, главной из которых является заповедь любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22,37-39).

О содержании заповедей Божиих человек узнаёт из Священного Писания, а о содержании христианской веры – из особой молитвы, именуемой «Символ веры»[3]. Иногда ее кратко называют по первому слову: «Верую...». Это своего рода присяга человека, желающего стать христианином, которую он дает Богу перед лицом других верующих. Символ веры произносит каждый крещаемый (восприемники младенца) во время обряда Крещения[4], поэтому его необходимо выучить и понять, прежде чем приступать ко Крещению.

Крещение – необходимое условие для вхождения в Церковь, оно не делает человека христианином, а дает возможность стать им. А для этого необходима вера, ибо, говорит Господь, «иже веру имеет и крестится, спасен будет; а иже не имеет веры, осужден будет» (Мк. 16,:16). Человек не рождается с верой, а получает ее как дар Бога по мере того, как доверяет Ему свое сердце. Слово до-верие указывает на первоначальное духовное состояние, предшествующее настоящей вере, и чем решительнее человек шагает к Богу, тем более совершенную веру он получает: «Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом» (1 Кор. 12,7-9).

Бог призывает человека: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16,24), и двери Его Церкви открыты для всех, но не всем людям нужна Церковь. Это люди, тяжело больные гордыней и эгоизмом, противопоставляющие свое «я» всем окружающим и самому Богу. Им кажется, что они смогут прожить сами, без чьей-либо помощи, но рано или поздно наступит момент, когда они убедятся в обратном.

В Церковь приходят те, кому она нужна. Это те, кому больше некуда пойти в их непереносимом горе. Это те, кому больше никто: ни друзья, ни близкие не могут помочь. Господь ждет их: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28). Приходят и те, кто изнемог от тяжкого духовного недуга, превратившего каждый день жизни в невыносимую пытку, ибо «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9,12). Иные вдруг осознали себя погибающими в бурном море житейских бурь и душевных страстей, и Церковь становится для них кораблем спасения. Другие приходят в Церковь, потому что видят в ней неиссякаемый источник подлинного счастья, о котором говорит Христос: «Блаженны...» (Мф. 5,3-12).

Всё это дает человеку Церковь. Но при одном условии – если он будет жить в ней не по своим, а по ее законам. Ведь даже когда человек поступает на учебу, работу или приходит в какую-либо общественную или политическую организацию, он понимает, что ему придется подчиниться ее требованиям (уставу, правилам внутреннего распорядка и пр.) и принять на себя определенные обязанности. Поэтому христианин – это тот, кто живет по заповедям Христа, главная из которых – заповедь о любви к Богу (Мф. 22,37-38). Об этом говорит сам Спаситель: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14,23), а «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12,50).

Трудно жить по человеческим законам и, кажется, стократ труднее исполнить закон Божий. Но, говорит Господь, «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11,12). И каждый, кто старается жить по слову Божию, получает от Него благодатную помощь. И она тем больше, чем больше усилия человека. Поэтому, говорит Христос, «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11,29-30).

О том, что это действительно так, и путем Христа может пройти любой человек, говорят имена многих святых подвижников Православной Церкви. А для этого необходимо участвовать в богослужениях и таинствах, учиться молиться покаянно, смиренно и со вниманием, постоянно читать Священное Писание (особенно Евангелие), постараться получить начальное богословское образование в воскресной школе на приходе или в епархиальном катехизаторском центре.

 

Личность каждого человека состоит из духа, души и тела. Каждая часть личности требует своей пищи: тело насыщается продуктами питания, душа (разум и чувства) – интеллектуальной и эстетической пищей, а духовную жажду можно утолить, только соединяясь с Богом, который есть «источник воды живой» (Иер. 2,13; 17,13). Для этого и существуют различные религиозные системы, но только Христианская Церковь дает людям возможность непосредственно общаться с Богом и получать от него благодатную помощь во время совершения особых священнодействий – таинств, первым из которых является Крещение.

 


ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КРЕЩЕНИЯ

 

1. Местом Крещения может быть открытый водоем (река), церковный притвор или в крестильня (баптистерий).

Крещение на дому без предварительного благословения правящего архиерея допускается лишь в случае реальной смертельной опасности.

2. Время совершения Крещения должно быть праздничное, желательно – перед Божественной Литургией, чтобы новокрещенный мог приобщиться к Святым Тайнам непосредственно после своего Крещения.

3. В купель взрослые крещаемые погружаются, сняв всю одежду за исключением длинной белой сорочки.

Погружение в воду символизирует смерть «ветхого» (прежнего) человека и рождение нового. Разоблачение перед Крещением означает совлечение ветхого человека, а последующее облачение – то, что крещеные оделись во Христа, стали сынами Божиими по вере и по обетованию наследниками Его (Еф. 3,26; 29). Белый цвет крещальных одежд символизирует духовную чистоту и равноангельное состояние человека, вышедшего из крещальной купели, – человека, которому прощены все грехи. Поэтому после Крещения человек не должен возвращаться к прежней греховной жизни.

4. Имя крещаемому:

- нарекается по православным святцам перед Крещением;

- соответствует полу крещаемого;

- избирается родителями (для младенца) или самостоятельно (для взрослого), однако священник может предложить изменить выбранное родителями имя, особенно если оно нехристианское;

- бывает только одно;

- никогда не может быть произвольно изменено;

- если данное при рождении имя имеется в святцах, оно и должно стать именем при Крещении.

В древности к имени относились не просто как к опознавательному знаку или кличке, но как к таинственному символу, указывающему на основополагающие характеристики его носителя и находящемуся с ним в прямой связи. Человек в Ветхом Завете воспринимался по принципу «каково имя его, таков и он» (1 Цар. 25,25). Имя в Библии практически отождествляется с личностью его носителя: слава имени означает славу его носителя, бесчестие имени означает утрату его носителем своего достоинства, гибель имени означает гибель его носителя. Поэтому к выбору имени следует относиться очень ответственно и руководствоваться не его звучанием и уж конечно не модой, а тем, что оно означает и тем, какой путь прошел носивший его святой.

Наречение имени священником – первая ступень на пути послушания Богу и Церкви, на который вступает христианин, потому что устами священника глаголет сам Бог.

5. Вода для Крещения должна быть чистой, теплой, без посторонних примесей.

6. Погружение крещаемого в воду должно быть троекратным («Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа») и полным, с головой.

В исключительных случаях (например, при тяжелой болезни) допускается Крещение через обливание.

7. Единожды совершенное правильным образом Крещение никогда не может быть повторено, даже в том случае, когда крещенный отрекся от Христа, а потом раскаялся и снова пожелал возвратиться в Церковь. Святой преп. Иоанн Дамаскин говорит об этом так: смерть Христа совершилась не трижды, а однажды, поэтому и креститься нужно только однажды. Отсюда недопустимость перекрещивания: те, которые крестятся вторично, «снова распинают Христа».

Если человек точно не знает крестили ли его в детстве и никто не может сказать об этом, то такому нужно креститься вновь (72 пр. Карфагенского соб., 84 пр. Трулльского соб.).

Если достоверно неизвестно, был ли крещен какой-либо человек (например, подкинутый младенец), он должен быть обязательно крещен с применением условной формулы: «Аще не крещен есть, крещается…» и пр.

Любой христианин-мирянин в смертельной опасности может крестить другого человека при отсутствии поблизости священнослужителя. Он должен произнести правильно крещальную формулу. Если крещеный выживет, ему нужно будет потом придти к священнику для восполнения таинства Крещения и совершения над ним Миропомазания (ст. 204 Номоканона при Большом Требнике, ответ свт. Фотия Константинопольского еп. Льву Калабрийскому).

По словам Григория Богослова, те, кто не по своей воле умерли некрещеными, например, младенцы или не принявшие таинство «по неведению», «не будут праведным Судьей ни прославлены, ни осуждены на мучения как незапечатленные, но и невиновные и скорее сами претерпевшие вред, чем нанесшие вред ». Естественно, что это не распространяется на тех, кто сознательно откладывает Крещение и умирает некрещеным по своей вине.


КРЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

1. Крещение детей родителей-христиан.

Крещение совершается только над детьми лиц, состоящих в Церкви. Поэтому условием Крещения младенца является либо церковность семьи ребенка, либо готовность ближайших родственников и хотя бы одного из восприемников (крестных родителей) пройти катехизацию, а также их обязательство воспитать ребенка в православной вере: «Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст »[5]. В Крещении младенцам дается благодать Божия в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды, требуются усилия и восприемников, и самого крещаемого по мере его возрастания.

Если родители присоединяются к Православной Церкви из язычников, мусульман или иудеев, то одновременно с собой они должны крестить и своих детей, еще не достигших 14 лет. Дети старше 14 лет принимают Крещение по собственному желанию, сознательно и свободно, но вдохновить их к этому шагу обязаны родители.

2. Крещение детей из семьи, в которого один из родителей не крещен или неверующий.

Крещение разрешается, но долгом верующего родителя является стремление подготовить своё чадо надлежащим образом, чтобы не лишить его благодати таинства Крещения, а впоследствии проявлять настойчивость и твердость в том, чтобы воспитать его православным христианином.

3. Крещение детей родителей, которые не исповедуют православную веру в Святую Троицу, не признают божества Иисуса Христа, отрицают церковную иерархию и монашество, отвергают Таинства, почитание икон, мощей и креста и не верят в воскресение мертвых, недопустимо.

Исключение составляют случаи, когда такие родители (опекуны) детей, не достигших 14-тилетнего возраста, письменно изъявят согласие на Крещение ребенка. Религиозное воспитание этих детей полностью ложится на родственников крещаемого и его восприемников, поэтому необходимо, чтобы хотя бы один из них прошел оглашение. Крестить таких детей следует только тогда, когда есть твердая уверенность в том, что они будут воспитаны как православные христиане. В противном случае лучше сделать это несколько позднее, когда возникнут такие условия.

Дети из нехристианских семей, достигшие 14 лет, могут быть крещены по их свободному и сознательному решению, при уверенности в том, что они достаточно просвещены в учении Православной Церкви.


ОСОБЫЕ СЛУЧАИ КРЕЩЕНИЯ

Крещение тяжелобольных.

Лиц, болезнь которых представляет реальную опасность для их жизни, разрешается крестить немедленно (без оглашения), но с увещеванием жить по-христиански после выздоровления. При этом священник должен быть убежден в том, что крещаемый находится в здравом уме и полной памяти и изъявляет свою волю сознательно и добровольно.

2. Беснование или одержимость злым духом.

Такие лица отвращаются от святыни, а зачастую и открыто хулят ее (хотя и помимо своей воли) и потому не могут быть крещены до момента их полного очищения. Исключения составляют лишь случаи смертельной опасности.

3. Безумие или пребывание в бессознательном состоянии.

Крещение может быть совершено над умалишенным или находящемся в бессознательном состоянии (например, в коме) лишь в том случае, если такой человек безусловно твердо (а не: «Хорошо бы креститься...»; «может быть, крещусь...») выражал намерение в недавнем прошлом креститься и веровать в Бога так, как тому учит Православная Церковь. В этом случае ответственность за крещаемого ложиться на восприемников, которые произносят обеты и Символ Веры.

4. Крещение беременных женщин осуществляется по их сознательному и свободному желанию.

5. Женщины во время женских дней не могут приступать к купели Крещения (кроме случаев смертельной опасности).

6. Крещение лиц, которым по их желанию изменили пол.

Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он был рожден.

7. Крещение умершего человека категорически недопустимо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: