ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ КРЕЩЕНИЯ




1. Нежелание крещаемого посещать огласительные беседы или иным образом приобщаться к жизни и учению Церкви.

Мотивом Крещения в этом случае может быть стремление избавиться от нужды, житейских проблем или болезней, материальное обогащение, «успешность» или некий социальный статус.

2. Убеждения крещаемого, несовместимые с основами христианской веры. Принимая Крещение, такой человек не желает расставаться с пристрастием к каким-либо мистическим учениям, языческим верованиям, гностическим культам, экстрасенсорике, аномальным явлениям, гаданию, астрологии, теософии, спиритизму, оккультизму, колдовству, магии, масонству и иным тайным мистическим обществам и культам.

3. Неверные мотивы при отсутствии желания участвовать в жизни Церкви.

Человек полагает, что креститься надо, потому что «так принято», «как все, так и я», «на всякий случай» и т.п. Желание креститься может быть связано и с национально-культурной самоидентификацией (я – русский, значит, должен креститься), неопределенными духовными устремлениями к чему-то «возвышенному и прекрасному» или с принуждением со стороны родственников или окружающих. При этом крещаемый ясно отдает себе отчет в том, что воцерковляться и жить по закону Божьему не будет.

Нежелание оставить греховные привычки.

Крещаемый не желает отказаться от каких-либо греховных привычек (гомосексуализма, лесбиянства, рукоблудства; приверженности к табаку, алкоголю, наркотикам, азартным играм и пр.), мотивируя это собственной слабостью: «Не могу бросить». Однако эти слова отражают не реальное положение, а лишь личное нежелание жить по заповедям Божиим и неверие в Его помощь.

5. Работа или деятельность, несовместимая с христианским званием:

- умышленное уничтожение жизни и мира Божия ради эгоистичных или корыстных целей;

- участие в совершении абортов;

- проституция;

- содержание притонов;

- работа, связанная с развратными и (или) развращающими действиями: порнография, стриптиз и т.п.

Исключение может быть только при искреннем раскаянии в совершенных грехах, выразившемся в твердом намерении изменить свой образ жизни. Однако если крещаемый совершит тяжкий грех во время оглашения, Крещение необходимо отсрочить на период исправления и принесения плодов покаяния.


ОБРЯД КРЕЩЕНИЯ

 

Современный обряд Крещения ведет свою историю от Крещения самого Иисуса Христа. Обряд заключался в том, что крещаемый входил в речной поток и начинал каяться в совершенных грехах. Разумеется, он приносил покаяние не воде и даже не тем, кто в тот момент находился рядом ним, а самому Богу. Водя, омывающая ноги кающегося грешника, и «уносившая» его грехи, – лишь символ очищения, прощения грешника Богом. Апологет II века Тертуллиан писал об этом: «Любая вода благодаря преимуществам своего происхо­ждения получает таинство освящения, как только призы­вается Бог. Ибо тотчас же сходит с небес Дух и присут­ствует в водах, освящая их Собою, и они, освященные таким образом, впитывают силу освящения ». Это представление о воде является основанием ритуального очистительного омовения и в некоторых других религиях, например, в иудаизме и исламе.

Евангелие повествует о том, как Христос пришел в Иорданскую пустыню к Иоанну Крестителю и принял от него Крещение так же, как и многие другие люди. Однако была существенная разница: войдя в воды Иордана, Христос «тотчас же вышел», потому что не имел грехов, в которых бы Ему следовало принести покаяние (Мф. 3,13-17).

Первоначально таинство Крещения состояло из череды обрядов и могло занимать довольно продолжительное время (не менее одного месяца). Сегодня все крещальные обряды совершаются последовательно, но единовременно. Несмотря на изменение внешней формы Крещения, его суть остается неизменной с апостольских времен. Сохранились и все основные формообразующие элементы таинства: оглашение, заклинание, отречение от сатаны, исповедание веры во Христа, помазание елеем, погружение в воду и епископское благословение (преподаваемое ныне в форме отдельного таинства – Миропомазания).

Оглашение

Согласно «Апостольским постановлениям», Крещение должно предваряться длительным оглашением, в ходе которого крещаемый, по словам св. Климента Римского, должен быть «наставлен в ведении о Нерожденном, в познании о Сыне Единородном, в убеждении о Святом Духе ». Оглашение должно включать полный курс истории Ветхого Завета: «Пусть узнает, почему создан мир и почему человек поставлен гражданином мира. Пусть изучит природу свою и узнает, какова она. Пусть узнает, как Бог наказал злых водою и огнем… Пусть узнает также, как промышляющий Бог не отвратился от рода человеческого, но во все времена призывал его от заблуждения и суетности к познанию истины ».

Когда курс Ветхой истории закончен, епископ (или священник) возлагает на оглашенного руку и молится о том, чтобы Бог спас его, очистил от всякой скверны плоти и духа, дабы сподобиться ему «бани пакибытия». После этого оглашенному предлагается курс новозаветной истории – «учение о вочеловечении Господа и о Его страдании, воскресении из мертвых и вознесении». Таким образом, огласительный курс делится на две части: ветхозаветную и новозаветную, разделенные молитвой епископа с возложением рук на оглашенного. Оглашение совершалось во время Великого поста и длилось не менее 30 дней, после чего оглашенные должны были засвидетельствовать свое соответствие христианским нравственным нормам.

С этой целью в середине главного храма устанавливалось седалище епископа. Священники рассаживались по обе стороны от епископа, тогда как все остальные клирики стояли. К епископу одного за другим подводили кандидатов. Мужчин сопровождали их крестные отцы, а женщин – крестные матери. Епископ по очереди задавал их восприемникам следующие вопросы: «Ведет ли этот человек добродетельную жизнь? Почитает ли он родителей? Не пьяница ли и не лжец ли он?» И таким образом епископ допытывался обо всех серьезных человеческих пороках. И если нашел человека безупречным на основании свидетельств, то собственной рукой заносил его имя в список. Если же человек окажется виновен в чем‑либо, то епископ велел ему уйти, говоря: «Пусть исправится и тогда сможет приблизиться к купели». Это требование являлось общим как для женщин, так и для мужчин.

Экзорцизм – одно из древних церковных установлений, сохранившихся в Православной Церкви. Его суть – изгнание из крещаемого злого духа: «Выйди и отступи от запечатанного только что призванного воина Христа Бога нашего… »[6].

Священное Писание гласит, что в самом начале творения Бог создал небо – мир невидимых бесплотных существ (Быт. 1:1). Среди них был великий и могучий ангел Денница, в какой-то момент возмечтавший себя равным Богу. Но тварь не может быть выше Творца – Бог разрушил замысел Денницы и низверг его во ад. Денница успел увлечь с собой некую часть ангелов, ставших после изгнания демонами и бесами, а сам он – сатаной (дьяволом).

Митрополит Иларион (Алфеев) замечает, что «для современного человека характерна утрата чуткости по отношению к проявлениям демонического мира, а вместе с тем – по отношению к порокам, через которые демонический мир реализует себя в мире людей. По представлению христианских аскетических писателей, за каждым из пороков стоит свой демон. Так, св. преп. Иоанн Лествичник говорит о демонах сластолюбия, печали, сребролюбия, боязливости, уныния, бесе тщеславия ».

Христианская Церковь знает о реальности сатаны и злых духов и призывает к активному противодействию им: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6,12). По словам св. апостола Павла, христианин – это «добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2,3; 1 Тим. 1,18), который должен быть

облечен в «оружия[7] света» (Рим. 13,12), чтобы «стать против козней диавольских» (Еф. 6,11). Это значит, что принимая Крещение, человек становится на путь неустанной и непрерывной духовной борьбы со своими слабостями, страстями и пороками. Но христианин живет в мире, который, по словам Спасителя, «лежит во зле» (1 Ин. 5,19). Этот мир несовершенен, несправедлив, а иногда и жесток, и именно поэтому христианин самим Богом призван жить в нем: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5,13-16).

Став христианином, человек уже не имеет права жить по-прежнему, для него начинается новая жизнь, единственным законом в которой является слово Божие, данное в Евангелии. Отказ от исполнения воли Бога (какова бы ни была причина) влечет тяжкие последствия: «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (Рим. 2,12).

Как только человек решает жить по своей воле, следуя своим желаниям и потакая своим слабостям, он отвращается от Бога и оказывается беззащитен перед злоизволениями сатаны. Чем раньше и полнее такой человек поймет совершенную ошибку (грех) и со смирением и покаянием обратится к Богу с мольбой о прощении, тем легче будет исправить сделанное и не повторить его вновь. Если вовремя этого не сделать, сатана укрепится в сердце человека и постепенно завладеет его чувствами, разумом и волей и подтолкнет к смерти.

Поэтому нужно помнить, что сатана бессилен там, где действует Бог; и он неспособен повредить человеку, если тот не подчиняется своим греховным страстям, а борется с ними. Демонический мир может проникать в мир человеческий и через греховные увлечения людей различными формами магии, колдовства и так называемой эзотерики. Но если человек чужд всего этого, если он покаянно исповедуется в своих грехах и, участвуя в таинствах, получает благодатную помощь Божию, сатана не имеет над ним никакой власти.

Отречение от сатаны является непременным условием вступления на путь христианской жизни. Никто не может стать христианином, не победив свои греховные страсти. Разумеется, невозможно сразу и навсегда излечить все духовные раны, которые человек причинил себе, живя греховной жизнью до Крещения. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу (Мф. 19,26), и с Его помощью человек может и должен преодолеть собственное духовное несовершенство. К этому призывает его сам Господь: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48). И пусть не всё и не сразу получается, но значение имеет уже само деятельное стремление исполнить закон Христов: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11,12).

Следует помнить и о том, что рядом с христианами живут люди, сознательно противящиеся воле Божией, ведущие греховный и порочный образ жизни и насаждающие мировоззрение, основанное на антихристианских ценностях. Именно этому мировоззрению (а не самим людям) должен объявить войну тот, кто вступает на путь христианской жизни. По словам протопресвитера Александр Шмемана, «отречься от сатаны не означает отвергнуть мифическое существо, в чье существование даже не верят. Это значит отвергнуть целое мировоззрение, сотканное из той гордыни, которая похитила человека у Бога и погрузила его во тьму, в смерть и ад. И можно не сомневаться, что сатана не забудет этого отречения, этого вызова. «Дунь и плюнь на него!» Война объявлена! Начинается битва, исход которой – либо вечная жизнь, либо вечная гибель. Именно в этом и состоит христианство ». Как только отречение от сатаны произошло, крещаемый вслух произносит Символ веры[8], тем самым присягая на верность Христу и Его Церкви.

Об этом моменте в жизни человека, принимающего Крещение, в Константинопольском служебнике V века от Р.Х. говорится: «Вот подошел конец нашего наставления. (Настало) время вашего искупления. Сегодня вы подпишите перед Христом соглашение веры: перьями и чернилами нам послужат совесть, язык и образ жизни. Смотрите, внимательно подписывайте ваше исповедание… Каждый из вас, как бы взирая на диавола и презирая (его), пусть дунет на него. Обратитесь к совести вашей, исследуйте сердца ваши и рассмотрите, что каждый сделал. Если после того, как вы дунули, в вас остается нечто чуждое, выплюньте это… Диавол стоит ныне на западе, скрежеща зубами, разрывая волосы, заламывая руки, кусая губы, в помешательстве, оплакивая свое одиночество, не веря вашему освобождению. Христос сталкивает вас с ним лицом к лицу, чтобы, отрекшись от него и дунув на него, вы могли начать борьбу с ним. Диавол стоит на западе, потому что там начало тьмы. Отрекитесь от него и подуйте. Затем повернитесь на восток и сочетайтесь со Христом… Все происходящее страшно и вызывает дрожь. Все силы небесные, все ангелы и архангелы находятся здесь. Херувимы и серафимы невидимо записывают ваши слова. Ныне они смотрят с небес, чтобы принять ваши слова и принести их Владыке. Со всем вниманием отрекитесь от врага и сочетайтесь с Творцом.

Вот, вы отреклись от сатаны и сочетались с Христом. Соглашение подписано. Сам Владыка хранит его на небесах. Придерживайтесь его условий. Ибо это соглашение будет показано вам в день Суда… Смотрите же, берегите себя. Вы отреклись от диавола: возненавидьте же его до конца. Вы сочетались с Христом: до последнего вздоха славьте Его; исповедуя Православие, отойдите ко Господу Богу; не потерпите кораблекрушение в вере».

Миропомазание

Пространный православный катехизис говорит, что «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие к жизни духовной ». Суть этого таинства, по словам св. Кирилла Иерусалимского, заключается в «освящении, духовном хранении тела и спасении души». Миропомазание совершается в образ сошествия Святого Духа на Христа (Лк. 3,21-22). Это значит, что в момент, когда епископ (или священник) помазывает человека священным миром, на него нисходят дары Святого Духа, о которых говорит апостол Павел: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12,4-7).

Миро представляет собой особым образом сваренное и освященное Патриархом (митрополитом автокефальной церкви) благовонное масло, поэтому помазывание им верующего является формой первосвятительского благословения, а оно – благословением самого Христа. Святой Кирилл Иерусалимский говорит об этом: «Но смотри, не считай это миро простым. Ибо как хлеб Евхаристии после призывания Святого Духа есть уже не простой хлеб, но тело Христово, так и святое миро после призывания не есть уже… обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, от присутствия Божества Его сделавшееся действенным ».

Итак, миро не есть лишь состав из благовонных масел: благодаря сошествию Святого Духа оно, по дару Христа, становится вместилищем Святого Духа, местом, орудием и средством Его присутствия.

Святым миром помазываются органы чувств человека. Согласно древнецерковным антропологическим представлениям, душа проявляет себя через органы чувств, поэтому для освящения различных способностей души необходимо освящение различных органов чувств. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Вы помазаны на челе, чтобы открытым лицом взирать на славу Господню и преображаться в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3,18). Помазанием на ушах вы получаете ухо для слышания Божественных Тайн… Помазание ноздрей вводит человека в единство с Божественным благоуханием мира… И, наконец, помазание груди облекает участника Таинства в броню праведности, чтобы он молился во всякое время Духом и старался о сем со всяким постоянством (Еф. 6,14; 18)».

Через миропомазание человек соединяется со всей Полнотой Христианской Церкви, становится ее полноправным членом и может быть допущен к таинству Евхаристии и всем остальным таинствам Церкви.

Теперь христианину дано все, что ему необходимо для того, чтобы он начал свой собственный путь, ведущий в Царство Небесное. Теперь он облечен во всеоружие Божие, полностью экипирован для борьбы с силами зла, как внешними, так и внутренними. Теперь он получил все необходимое, чтобы выйти в мир и свидетельствовать о чуде духовного воскресения, которое произошло с ним.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: